Презентация Рефлексия — как один из важнейших этапов урока


Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урока Фёдорова Л.Р.Учитель биологииМБОУ СОШ № 18 Что такое рефлексия?Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Reflexio – обращение назад.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. Виды учебной рефлексии:Физическая (успел – не успел); Сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно); Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Рефлексия бывает:а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)») В психологии различают несколько видов рефлексии:Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ «ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА» «МОЁ СОСТОЯНИЕ» «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНА» РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИдает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока АНКЕТА 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно «УСЛОВНЫЕ ОТМЕТКИ» РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.1.  сегодня я узнал…2.  было интересно…3.  было трудно…4.  я выполнял задания…5.  я понял, что…6.  теперь я могу…7.  я почувствовал, что…8.  я приобрел…9.  я научился…10.  у меня получилось …11.  я смог…12.  я попробую…13.  меня удивило…14.   урок дал мне для жизни…15.  мне захотелось… « ПЛЮС, МИНУС, ИНТЕРЕСНО»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}плюсминусинтересно Выбери верное утверждение: - Я сам не смог справиться с затруднением;- У меня не было затруднений;- Я только слушал предложения других;- Я выдвигал идеи Прием «Кластер»1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски. 2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой. 3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними. Фотосинтез ФотосинтезлистглюкозахлорофиллУглекислый газводасветЦель : развивать мыслительную деятельность Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии Понятие  Знал  Узнал Хочу узнать Например: Имя существительное Часть речиВопросы кто? что? Изменяется по числам Бывает женского, мужского, среднего рода Как еще изменяются существи-тельные? Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ. Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.Тема: «Экосистемы». 9 класс. Прием «Синквэйн» Правила написания синквэйна: первая строка – понятие, выраженное существительным,вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла. Прием «Синквэйн» БелкиБольшие, органические Синтезируются , денатурируют, собираются Строительный материал в клетке Биополимеры из аминокислот ДНКГигантская , двуспиральная Реплицируется, денатурирует, хранит информацию Состоит из нуклеотидовХранение наследственной информации ВОПРОСЫ РЕФЛЕКСИИ- Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достиг? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше? « … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственной деятельностью». Ф.А.В.Дистервег СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!