Презентация Рефлексия — как один из важнейших этапов урока
Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урока Фёдорова Л.Р.Учитель биологииМБОУ СОШ № 18
Что такое рефлексия?Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Reflexio – обращение назад.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Виды учебной рефлексии:Физическая (успел – не успел); Сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно); Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает:а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
В психологии различают несколько видов рефлексии:Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
«ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА»
«МОЁ СОСТОЯНИЕ»
«СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНА»
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИдает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока
АНКЕТА 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
«УСЛОВНЫЕ ОТМЕТКИ»
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.1. сегодня я узнал…2. было интересно…3. было трудно…4. я выполнял задания…5. я понял, что…6. теперь я могу…7. я почувствовал, что…8. я приобрел…9. я научился…10. у меня получилось …11. я смог…12. я попробую…13. меня удивило…14. урок дал мне для жизни…15. мне захотелось…
« ПЛЮС, МИНУС, ИНТЕРЕСНО»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}плюсминусинтересно
Выбери верное утверждение: - Я сам не смог справиться с затруднением;- У меня не было затруднений;- Я только слушал предложения других;- Я выдвигал идеи
Прием «Кластер»1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски. 2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой. 3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними. Фотосинтез
ФотосинтезлистглюкозахлорофиллУглекислый газводасветЦель : развивать мыслительную деятельность
Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии Понятие Знал Узнал Хочу узнать Например: Имя существительное Часть речиВопросы кто? что? Изменяется по числам Бывает женского, мужского, среднего рода Как еще изменяются существи-тельные?
Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ. Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.Тема: «Экосистемы». 9 класс.
Прием «Синквэйн» Правила написания синквэйна: первая строка – понятие, выраженное существительным,вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
Прием «Синквэйн» БелкиБольшие, органические Синтезируются , денатурируют, собираются Строительный материал в клетке Биополимеры из аминокислот ДНКГигантская , двуспиральная Реплицируется, денатурирует, хранит информацию Состоит из нуклеотидовХранение наследственной информации
ВОПРОСЫ РЕФЛЕКСИИ- Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достиг? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше?
« … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственной деятельностью». Ф.А.В.Дистервег
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!