Патриотическое воспитание детей через внеурочную деятельность
Муниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района Костромской области
Методическая разработка в области воспитания на тему:
« Патриотическое воспитание детей через внеурочную деятельность»
Директор МОУ Петропавловская СОШ
Басалаева Светлана Михайловна
Предназначается для всех учащихся школы и воспитанников дошкольной ступени образования.
д.Березовка
2013 год
Содержание:
1. Пояснительная записка.
1.1 Введение.
1.2 Актуальность разработки.
Обоснование новизны методической разработки.
Теоретическое и методическое обоснование разработки.
1.5Цели и задачи методической разработки .Оценка эффективности реализации разработки.
2.Теоретическая и методическая часть разработки.
3. Эффективность совместной деятельности по реализации патриотического воспитания школьников.3.1 Изучение состояния и эффективности системы внеурочной деятельности3.2 Отчет о проведении тематических уроков и мероприятий, посвящённых 70-летию Сталинградской битвы.
4.Заключение.5.Литература
6. Приложение
Разработка классного часа на тему « Февраль- февраль , солдатский месяц».
Литературные чтения/ разработка мероприятия, материал со стенда и рисунки детей./
Урок по литературе в 11 классе на тему: « Пусть память верную хранят и наших внуков внуки».
Разработка классного часа в 8 классе « Но выдержал железный солдат, но выстоял бессмертный Сталинград»
Фотографии с мероприятий.
1. Пояснительная записка.
1.1 Введение.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам.
У каждого человека существует собственное понимание и отношение к патриотизму. Для меня патриотизм - это осознанное и добровольное посвящение результатов своей ежедневной работы стране, в которой живешь и называешь Родиной. Быть патриотом, значит с полной отдачей заниматься любимым делом, которое получается у тебя лучше всего. Именно так каждый человек может выразить свою любовь к Отечеству. Моей профессией и любимым делом стала школа и дети. Добиваться высочайших результатов в своей любимой работе – стало основной идеей для меня и моего педагогического коллектива. Организуемые в рамках месячника , посвященного 70-летию Сталинградской битвы, специальные мероприятия позволят каждому участнику образовательного процесса – учителям, учащимся, воспитанникам и родителям, из задействованных в них лиц и организаций внести свой посильный вклад в общее дело патриотического воспитания граждан нашей великой страны.
1.2 Актуальность разработки.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.
1.3 Обоснование новизны методической разработки.
Разработка представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Новизна данной разработки заключается в применении различных методов и приемов педагогических методик, большой охват учащихся, а результаты реализации видны незамедлительно, что позволяет сделать выводы о целесообразности ее внедрения.
1.4.Теоретическое и методическое обоснование разработки.
В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому учителю и воспитателю, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. В ее основу можно положить примерно следующие размышления.
Сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Учитель — первый патриот в щколе. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.
Любовь к Родине — чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни по. любить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.
Россия — страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.
Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру, а кто-то только через службу в армии. Наверное, сколько людей — столько путей. Трудно, но учитель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень ребенка, тем богаче чувство патриотизма. Понятно, что эти размышления лишь общая нить, канва. Они могут быть развиты и дополнены каждым учителем используя следующие элементы
Язык. Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски;
Песня - ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими... Русская песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и окаменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями — наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором.
Молитва - Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к богу... Молитва даст ему (ребенку) духовную гармонию; пусть он переживает ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы — русской силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном — по-русски... Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой, русской опорой русской церкви.
Сказка - Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды и кривды ..
Жития святых и героев. Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него... Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблестям, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; а русскость героя — даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.
Поэзия - ...Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает; потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать — искренно, прочувственно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно — национальный пророк и национальный музыкант.
История - Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Армия - Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства; оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности и служения — вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем. Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена — его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своей...
Территория - Российский ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России... Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом... Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности, — так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает и любит свою землю.
Хозяйство - Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл.
1.5 Цели и задачи методической разработки :^ Цель данной работы - описать современные методы, приемы, подходы, используемые в учебно- воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников через внеурочную деятельность .Задачи:- выявить методы и приемы патриотического воспитания школьников;- показать эффективные формы воспитания патриотизма в школе;
активизировать деятельность учителей, учеников и воспитателей в школе; создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина-патриота;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании;
-- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
Объект исследования – процесс патриотического воспитания школьников, во внеурочной деятельностиПредмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.1.6 Оценка эффективности реализации разработки.
Оценка результативности реализации разработки осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
-умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
-права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации.
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к самой школе, к учителю, классу, совместным делам).
3. Наличие(отсутствие) детей с девиантным поведением;
4. Деятельность Школы юнг;
5. Увеличение(уменьшение) количества участий в конкурсах по патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
2.Теоретическая и методическая часть разработки.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Все началось с составления плана проведения мероприятий.
План проведения мероприятий, посвященных 70-летию победы в Сталинградской битве.
№ п/пНаименование мероприятия Дата проведения Участники Ответственные
1. Проведение совещания при директоре по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию 70-летию Победы в Сталинградской битве в МОУ Петропавловская СОШ. 28.01.2013г. Педагоги Директор
2. «Уроки мужества» - классные часы и познавательные беседы Февраль 2013г. Педагоги и
учащиеся Кл.руководители3. Смотр строя и песни:«Вам, защитники Сталинграда, посвящается!»
04.02.2013г. Педагоги и учащиеся Чигарев В.Н.
Кл.руководители
4. «Память солдатского сердца» - организация экскурсий в краеведческий музей с. Павино февраль Педагоги и учащиеся. Педагоги
5. Оформление фотовыставки из семейных архивов «Они защищали Сталинград»;
Сбор материалов для проекта «Достойны памяти великих предков»
28.01.2013-
02.02.2013г. Педагоги,
учащиеся Завуч по УВР
Цымлякова Н.Л.
6. Конкурс чтецов на тему: «Памяти павших будьте достойны!» 08.02.2013г. Учащиеся
1-11 классов (1 чтец от класса) Учителя-словесники, кл.руководители7. Литературные чтения «Рассказы о Сталинграде» февраля Учащиеся 5-8 классов
Учителя словесники Библиотекарь
Скрябина Е.А.
8. Конкурс детских рисунков, посвященный 70-й годовщине Сталинградской битвы До 20 февраля Учащиеся 1-7 классов
Завуч по УВР
Цымлякова Н.Л.
3. Эффективность совместной деятельности по реализации патриотического воспитания школьников.Главным результатом любой проведённой работы является ее эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых нами условий можно определить следующие:а) удовлетворённость детей совместной деятельностью,б) активность школьников в мероприятиях патриотической направленности;в) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;г)повышение рейтинга учреждения.Удовлетворённость учащихся и их родителей можно измерить проведённым анкетированием. Изучение отношения к организации патриотического воспитания через формирование внеурочной деятельности показывает:
детям нравится данная деятельность, она значима для них, их ожидания оправдались;
родители удовлетворены новой деятельностью своих детей, поддерживают их выбор, их ожидания также оправдались;
все школьники знакомы с деятельностью класса МЧС, знают его предназначение, деятельность вызывает интерес.
3.1 Изучение состояния и эффективности системы внеурочной деятельности
Предмет изучения Критерии анализа и оценки Показатели Приемы и методы оценки
Состояние системы внеурочной деятельности 1. Включенность учащихся в систему внеурочной деятельности 1. Охват учащихся программами внеурочной деятельности.
2. Сформированность активной позиции учащихся во внеурочной деятельности. 1. Статистический анализ.
2. Метод незаконченного предложения.
3. Педагогическое наблюдение.
2. Соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы 1. Гуманистическая направленность.
2. Системность организации внеурочной деятельности.
3. Вариативность видов, форм и способов.
4. Направленность на развитие творчества детей.
5. Ориентация на формирование у детей потребности в достижении успеха. 1. Методы системного анализа.
2. Анкетирование.
3. Метод индивидуальной и групповой самооценки.
4. Метод экспертной оценки.
3. Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности 1. Обеспеченность кадровыми ресурсами.
2. Обеспеченность информационно- технологическими ресурсами.
3. Обеспеченность финансовыми ресурсами.
4. Обеспеченность материально-техническими ресурсами.
5. Обеспеченность организационно-управленческими ресурсами. 1. Метод экспертной оценки.
2. Метод индивидуальной и групповой самооценки.
3. Тестирование.
4. Анкетирование.
Эффективность системы внеурочной деятельности 4. Продуктивность внеурочной деятельности 1. Знания, умения и навыки, сформированные в процессе внеурочной деятельности.
2. Достижения учащихся в культивируемых видах деятельности. 1. Анализ усвоения программ.
2. Метод незаконченного предложения.
3 Анализ содержания «портфеля достижений».
4. Анализ результатов участия в мероприятиях.
65 Метод экспертной оценки.
5. Удовлетворен ность учащихся, родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности 1. Удовлетворенность школьников.
2. Сформированность у родителей чувства удовлетворенности.
3. Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности. Беседа.
Тестирование.
Цветопись, ассоциативный рисунок.
Метод незаконченного предложения.
Активность учащихся МОУ Петропавловская СОШ в мероприятиях патриотической направленности высокая. Дети с удовольствием участвуют в различных районных и областных соревнованиях, конкурсах.
3.2 Отчет о проведении тематических уроков и мероприятий, посвящённых 70-летию Сталинградской битвы.
Количество
классов Количество
учащихся Количество
ветеранов,
принявшихучастие Форма проведения Межведомственное
Взаимодействие
1-11 58 - Общешкольные мероприятия:
1.Смотр строя и песни: «Вам, защитники Сталинграда, посвящается!»
2.Посещение школьного краеведческого музея «Память солдатского сердца».
3.Оформление фотовыставки из семейных архивов «Они защищали Сталинград».
4.Конкурс чтецов на тему: «Памяти павших будьте достойны!»
Совет (клуб) моряков-подводников.
5-8
29
Литературные чтения
«Рассказы о Сталинграде» Районная библиотека, школьная библиотека
8 6 Евгений Кригер «Ответ Сталинграда». Написание сочинений на данную тематику. 6 6 «Воспоминания детей военного Сталинграда в годы войны» 7 4 «Воспоминания детей военного Сталинграда в годы войны» 5 5 «Рассказы о Сталинградской битве» 6 8 Чтение стихов о Сталинградской битве, чтение и обсуждение рассказа «Ни шагу назад!» 1-7 33 Конкурс детских рисунков, посвящённый 70-й годовщине Сталинградской битвы 1,4 6 Классный час «Уроки мужества» 2,3 6 5 6 Классный час «Февраль, февраль, солдатский месяц»
Просмотр презентации «Слава Сталинграду»
Чтение писем детей об ужасах войны.
Конкурс рисунков на тему: «Нет войне!» С педагогами интернет-портала «Про школу»
6 8 Классный час «Урок мужества» с использованием материалов районной газеты. Сельская библиотека
7 6 Классный час «Уроки мужества» 8 8 Классный час по теме: «Битва под Сталинградом – перелом войны». Показ презентации 9 6 Классный час «Сталинградское сражение»
Интернет-сообщение
«Костромичи – участники Сталинградской битвы» 10 5 Классный час «Уроки мужества» 11 5 Классный час «Пусть память вечную хранят и наших внуков внуки» Уроки мужества.
Классный час с презентацией на тему: «Герои Сталинградской битвы»
Час творчества «Сталинграду посвящается!» (составление писем неизвестному солдату, синквейнов) Музей, семейный архив,
ДШИ с. Павино
При проведении работы по патриотическому воспитанию использовались разнообразные виды деятельности, формы и способы организации коллектива, применялись многие педагогические методы и приемы.
Проводимые
мероприятия Виды
деятельности Формы воспитательной
работы Способ
организации Прием и
метод
Классные часы и беседы познавательный групповая 1 человек диалога
Смотр строя
И песни Художественное творчество массовая Все члены
коллектива Прием создания
Коллективного
выбора
Экскурсия в музей краеведческая групповая 1 человек диалога
Оформление фотовыставкиХудожественное творчество индивидуальная 1 человек Принцип индивидуаль-
ного выбора
Проекты Проблемно-ценностное индивидуальная 1 человек Исследователь-
ская технология
Конкурс чтецов Познаватель-
ныйХудожественное творчество массовая Группа людей Принцип индивидуаль-
ного выбора
Литератур
ные чтения Художественное творчество групповая Группа людей Метод диалога
Конкурс рисунков Художественное творчество индивидуальная 1 человек диалог
Спортивно-военная
эстафета Спортивно-оздоровительная массовая Все члены коллектива игровой
4.Заключение.Мы поставили цель описать современные методы, приемы, подходы, используемые в у воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников через внеурочную деятельность .Описывая систему работы по патриотическому воспитанию школьников, мы опирались на поставленные задачи.Мы доказали, что при соблюдении указанных условий школа добивается следующих результатов:- повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;- обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса.Перспективы работы:
Углублять и расширять деятельность по диверсификации патриотического воспитания через включение дошкольных групп.
Продолжать поиски новых форм организации деятельности школьников.
Ориентироваться на дальнейшее удовлетворение индивидуальных запросов, потребностей, интересов учащихся и их родителей.
Совершенствовать учебно-материальную базу кабинета НВП.
5.Литература
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
Большая советская энциклопедия, М., 1978г
Воспитание школьников// 2005 №3,5,6,10 2003 № 6, 2002 №3.
Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59
5.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
6.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.
7.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17
8.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.- М., 2000.
9.Справочник руководителя образовательного учреждения// 2006 №3
6.Приложение
Разработка классного часа на тему « Февраль- февраль , солдатский месяц
Литературные чтения./ разработка мероприятия, материал со стенда и рисунки детей/
Урок по литературе в 11 классе на тему: « Пусть память верную хранят и наших внуков внуки».
Разработка классного часа в 8 классе « Но выдержал железный солдат, но выстоял бессмертный Сталинград»
Фотографии с мероприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Фотографии с мероприятий.
Смотр строя и песни. Победители – ученики 5 класса :Блинов Егор, Ермолин Влад, Денисов Антон, Подобин Василий / слева на право /.
Стенд посвященный героям-победителям Сталинграда.
Оформление фотовыставки из семейных архивов «Они защищали Сталинград»;
Кузнецов Александр Прокопьевич.
Конкурс чтецов на тему: «Памяти павших будьте достойны!» Победитель Подобин Василий- учащийся 5 класса.
Корзников Илья- учащийся 8 класса.
Прием в юнги, 22 февраля 2013 года, вынос знамени .
Прием в школу юнг. Ивков Богдан – учащихся 2 класса читает клятву.
Награждение нагрудными значками новых юнг школы проводят моряки запаса Кузнецов В.П. и Русанов .
Поздравление школьников моряками запаса .
Выступление Буракова Ильи воспитанника дошкольного отделения с поздравительным стихом.
Построение на военно-спортивную эстафету 22 февраля.
Прохождение полосы препятствий участниками эстафеты.
Переноска раненого в эстафете.