Моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO
Моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Поэтому Федеральные государственные требования предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешным. Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом формируются в процессе интеграции.
Заметим, что педагог, должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития вышеперечисленных качеств. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных инновационных методов мы считаем музыкальное LEGO-моделирование (то есть моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO).
В современном мире понимание сущности и смысла музыкального обучения постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого. Сегодня психологи с уверенностью говорят о том, что музыкально-творческое воспитание человека – это не только путь к эстетическим компонентам общего образования или этапам включения в культуру общества, но и весьма эффективный способ развития самых разных способностей людей. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный (дошкольный) этап музыкального обучения. Что в свою очередь требует поисков новых, наиболее и эффективных, интересных и принимаемых самими детьми нового поколения методов и способов их взаимодействия с музыкой.
Постепенно педагоги осознают необходимость так называемого «живого знания» о музыке. Перефразируя Н.А. Бернштейна можно сказать, что детям мало слушать музыку, им надо знать, как она устроена внутри, как функционирует, как рождается. Никакое слушание произведения или слова педагога о музыке не могут заменить «живого действия».
«Вне опыта нет музыки. Только в опыте она становится реальностью, обретает существование и раскрывается как особый мир смыслов, измерения, логики». Слова музыковеда Г. Орлова как нельзя более актуальны в наше время, когда дети всё больше подчиняются «диктату обучения за столом» и всё меньше накапливают реальных умений и представлений о мире вообще и о музыке в частности.
Музыка – это эмоциональный, психофизический и интеллектуальный опыт. Познаётся она в интеграции этих трёх доминант, ни одна из которых не может игнорироваться. Дошкольный возраст отличает единство восприятия, осмысления и созидания, а потому и музыкальное воспитание должно строиться по принципу: «Чувствую + делаю + думаю = понимаю».
При этом не стоит забывать, ребёнок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в LEGO-конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Благодаря этой конструированию и моделированию особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.
Отсюда вытекают задачи инновационной деятельности:
создание условий для приобретения детьми разностороннего практического опыта музыкального моделирования как основы для их музыкально-творческого развития;
выяснение принципиальной возможности строить обучение на основе практического моделирования музыкальных отношений;
создание условий для индивидуальных способов самовыражения и самопознания средствами музыкального LEGO-моделирования;
всестороннее развитие музыкальности детей, обеспечивающей возможность их более полноценного общения с музыкой;
поиск игровых форм работы, представляющих живой, непосредственный интерес для детей, на которые они готовы откликнуться соучастием;
подбор репертуара для LEGO-моделирования;
выявление наиболее эффективных принципов построения занятия на основе творческого LEGO-моделирования;
исследование возможностей координации инновационной модели музыкального LEGO моделирования с общим направлением музыкального развития ребёнка дошкольного возраста.
Само по себе моделирование – это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на их [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; построение и изучение моделей реально существующих объектов, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. В нашем случае объектом познания является музыкальный язык, особенности его строения и функционирования.
Процесс музыкального LEGO-моделирования включает три элемента:
субъект (исследователь) – ребёнок дошкольного возраста;
объект исследования – компоненты музыкального языка;
модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта – конструктивное воплощение компонентов музыкального языка.
Моде
·ль (фр. modиle, от лат. modulus «мера, аналог, образец») это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе – музыкальном произведении. Итоговая конструктивная LEGO-модель - это упрощённое представление реальных музыкальных процессов и явлений.
Моделирование элементов музыкального языка в инновационном подходе исследуется как технология в её условном отрыве от образно-ассоциативно-игрового наполнения педагогического подхода. В структуре же музыкального занятия с дошкольниками оба эти компонента принципиально неразрывны.
Компоненты музыкального языка, которые возможно моделировать с помощью конструктора LEGO:
темп – частота постановки блоков обозначает скорость движения (быстро = близкое расположение блоков, умеренно, медленно = далёкое расположение блоков, замедляя/убыстряя = постепенное соответствующее изменение расстояния между блоками);
метр и размер – используя разнообразные блоки сделать метр видимым (тактирование – использование разноцветных или разноразмерных блоков для обозначения сильной и слабых долей);
ритм – используя чередование цвета/размера блоков представить ритмические отношения;
звуко-высотные отношения – используется естественное пространственное моделирование, почти полностью соответствующее нотной записи, возможно цветовое моделирование;
динамика – конструктивный показ в пространстве объёмов, имитирующих степень громкости и переходы динамики;
фактура и партитура – использование различных видов блоков для создания модели фактуры, разнообразное чередование их – партитура.
музыкальная форма – создание разноцветного и разноразмерного зрительного образа произведения.
Построение и исследование музыкальных моделей, то есть музыкальное моделирование, облегчает изучение имеющихся в реальном музыкальном произведении свойств и закономерностей. Моделирование можно считать обязательной частью исследования музыкального мира детьми, неотъемлемой частью жизни дошкольника, поскольку сложность любого произведения и окружающего ребёнка мира бесконечна вследствие малого опыта взаимодействия, как внутри себя, так и с внешней средой.
В процессе музыкального моделирования с помощью конструктора LEGO решаются следующие задачи:
научить ребёнка использовать все свои возможности;
активное применение фантазии и способности к творчеству;
ребёнок учится выражать свои чувства через осязаемое моделирование;
дети исследуют возможности конструирования, изучают пространство вокруг нас;
развиваются музыкально-слуховые способности;
дети учатся использовать ум для планирования и реализации своих целей;
у дошкольников развиваются способности к концентрации внимания, тренируются нервно-психические процессы.
Одни и те же музыкальные произведения или отдельные компоненты музыкального языка могут иметь много разных видов моделей. Это говорит о том, что в основе музыкального LEGO-моделирования лежит создание игровой модели для творческого музицирования. Её педагогическое наполнение двухъярусное: образно-ассоциативное и аналитико-грамматическое. Музыкальная теория «прячется» в образе и предлагаемом способе действования. Главным признаком игровой модели в нашем случае является её открытость для дальнейших трансформаций, импровизации без потери музыкально-логического наполнения.
Первый этап построения музыкальной модели предполагает наличие некоторых знаний о конкретном музыкальном произведении или компоненте музыкального языка. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает какие-либо существенные черты произведения. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с реальной звучащей музыкой (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от моделируемых отношений. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого произведения осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая музыкальная LEGO-модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного произведения может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого компонента или же характеризующих музыку с разной степенью детализации.
На втором этапе музыкальная модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» игр, во время которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о её «поведении». Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний о музыкальной модели.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с музыкальной модели на оригинал (музыкальное произведение или элемент музыкального языка) формирование множества знаний о музыке. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о музыкальной модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.
Четвёртый этап практическая проверка получаемых с помощью музыкальных моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории музыки, доступной для понимания дошкольника. Инновационный подход подразумевает индуктивный принцип построения логического умозаключения самими детьми.
Музыкальное LEGO-моделирование циклический процесс. Это означает, что за первым четырёхэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д. При этом знания об исследуемом элементе музыкального языка расширяются и уточняются, а конструктивная LEGO-модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием о конкретном музыкальном явлении или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.
Содержание инновационной деятельности подразумевает проведение занятия по музыкальному LEGO-моделированию. Общее направление музыкального моделирования можно выразить формулой «Сделай видимым!». При этом в качестве важнейших были выделены следующие параметры музыкального воспитания:
освоение равномерной метрической пульсации;
переживание музыкальной эмоции;
интерироризация внешних музыкальных процессов;
ощущение высотности и моделирование данного явления;
поиск и выделение тона, имеющего заданную высоту, с последующим LEGO-моделированием;
создание остинатных формул, визуализированных в LEGO-моделях;
умение полифонизировать фактуру и отражать данное явление в моделировании;
осознание условности плоскостной графической нотации как планиметрического выражения стереометрических отношений.
Музыкальное LEGO-моделирование подразумевает определённую последовательность проработки музыкального материала. Первоначально педагог сосредоточивает своё внимание на моделировании метрирования музыки. Далее следует освоение и моделирование простейших ритмических эталонов, после чего можно переходить к развитию ощущения и визуального отражения длины фразы. На этом этапе допустима импровизация на основе свободного комбинирования ритмических блоков.
Моделирование ритмического остинато – следующий этап работы. После чего уместно познакомить детей с моделированием музыкальных акцентов, тактирования и двухдольного размера. Здесь тоже допустима импровизация и свободное моделирование простейших ритмов.
Следующий этап работы – моделирование рондо и ритмической пьесы с остинатным аккомпанементом. Здесь же – знакомство и моделирование трёхдольного размера.
Заключительный «аккорд» - освоение моделирования полиритмии как свободного наложения визуализированных ритмов в условиях стабильного ощущения и моделирования метрической пульсации.
Позволим себе сделать следующие выводы:
неотъемлемой частью осознания структуры музыкального произведения в дошкольном возрасте является моделирование (в частности, с помощью LEGO);
музыкальное LEGO-моделирование является способом внутреннего раскрепощения, развития интеллектуальных и конструкторских возможностей ребёнка, его умения владеть логическими операциями;
моделирование – средство естественного творческого самовыражения в пространстве, один из основных способов формирования навыков импровизации;
LEGO-моделирование является основополагающим способом развития детской деятельности, тренировки мышления и нервно-психических процессов;
моделирование с помощью конструктора можно выделить как усиливающий, подкрепляющий и объединяющий фактор в обучении; это важнейшее средство моделирования музыкального языка;
музыкальное моделирование – основополагающее средство визуализации компонентов музыкального языка;
работа в рамках инновационного подхода позволяет развивать социально-коммуникативные навыки дошкольников.
Таким образом, моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO можно трактовать как апробированный инновационный подход в музыкальном воспитании, позволяющий эффективно и комплексно воздействовать на все стороны нервно-психического развития дошкольника.
15