Сценарий НОД Птицы нашего края (с использованием регионального компонента)
Сценарий НОД
(ознакомление с окружающим и развитие речи)
в средней группе на тему
«Птицы нашего края»
Цели
Обучающие: - расширять представления детей о родном крае;
- закреплять знания детей о птицах;
- учить отвечать на вопросы полным предложением;
- учить составлять описательный рассказ по вопросному плану.
Развивающие: - развивать связную речь;
- расширять кругозор детей.
Воспитательные: - воспитывать желание помогать птицам, заботиться о них, оберегать.
Оборудование: аудиозапись «Времена года», мешочки тканевые, картинки с изображением птиц, корм, оформленная ширма с изображением леса, физическая карта Удмуртии, «мусор» (пустые пластиковые бутылки, палки и т.д.)
Содержание образовательной деятельности.
Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращает внимание детей на карту.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это карта нашей Удмуртской республики.
Я люблю свой край родной,
Родниковый и лесной,
Эти речки и пригорки,
Перелески и проселки.
Сердце радостью наполнит
Каждый день в родной сторонке.
(В. Серов)
Воспитатель: Какого цвета много на карте?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Да, в нашей республике много лесов, а еще она богата реками, озерами, родниками, давайте найдем их на карте. А хотите отправиться со мной в путешествие?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: На чем можно путешествовать?
Дети: Путешествовать можно на машине, автобусе, самолете, корабле и др.
Воспитатель: Все правильно, но я хочу предложить вам путешествовать пешком. Сейчас мы соберем походный рюкзак, сложим в него все, что нам понадобится в походе. Как вы думаете, что нам нужно взять с собой?
(Дети перечисляют необходимые предметы)
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Сейчас весна (зима)
Воспитатель: По календарю весна, но по погоде – зима. В лесу много снега и пройти по лесу можно только на лыжах.
Давайте мы с вами немного пофантазируем. Закроем глазки, подставим лицо солнышку. Вы чувствуете, как солнышко греет вашу левую щечку, а теперь подставим ему правую щечку. Хорошо, тепло, появилась травка, летают бабочки. Наступила весна. Теперь можно отправляться в поход, но нужно надеть удобную обувь. Какую?
Дети: Кроссовки.
Дети изображают, как они одеваются.
Дети под музыку идут по тропинке к лесу. Останавливаются на привал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, самый зной,
Ледяной поит водой.
(Родник)
Воспитатель: Правильно, отгадали. Мы с вами подошли к роднику, сейчас около него присядем, отдохнем и послушаем, как он поет. Как же он здесь появился? Шли дожди, они проходили сквозь землю, таял снег и тоже проходил сквозь землю. И вот вода, которая накопилась под землей, наткнулась на что-то твердое и не смогла пройти дальше, она вышла наружу, образовав родник, который приносит радость людям, одаривает здоровьем каждого, кто попьет чистой родниковой воды. Поэтому народ бережно относится к родникам, ухаживает за ними, очищает от мусора. Наберем и мы чистой родниковой воды. Но что это? Родник завален мусором, он вот-вот погибнет. Как его спасти?
Дети: Его надо очистить от мусора.
Упражнение «Очищение ручья».
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глазки и внимательно послушаем тишину. Что вы услышали? (Ответы детей). Правильно, это птицы приглашают нас в свое царство. Они совсем недавно прилетели к нам из теплых краев. Как мы называем птиц, которые прилетают весной?
Дети: Весной прилетают перелетные птицы.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, сколько гнезд они построили. Кто знает, из чего птицы строят гнезда?
Дети: Птицы строят гнезда из веток, прутиков, соломы, сухой травы, перышек. Они строят гнезда в разных местах: на деревьях, в траве, в камышах.
Воспитатель: Сейчас птицы откладывают в гнездах яйца, из которых скоро вылупятся птенцы
Воспитатель показывает детям изображения разных гнезд.
Воспитатель: Люди помогают птицам, строят для них скворечники. Посмотрите, а этот любопытный птенец выпал из гнезда.
Игра «Спаси птенца»
Воспитатель: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенчик. Вытяните руки ладонями вверх, возьмите птенца, теперь согрейте его, медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным дыханием, прижмите его к сердцу. Видите, птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.
Воспитатель обращает внимание детей на дерево и просит назвать птиц, которые сидят на нем.
Дети: Ласточка, воробей, скворец, грач
Воспитатель: Какая птица не из этого царства?
Дети: Воробей, потому что остальные птицы перелетные, а воробей – зимующая.
Воспитатель: Какая птица прилетает к нам самой первой?
Дети: Первым прилетает грач. В апреле прилетают скворцы, в мае – ласточки.
Воспитатель: А вот скворушки уже тут.
Физкультминутка «Скворушки»
Скворушки, вы скворушки
(дети хлопают себя по бокам)
Пестренькие перышки.
(машут руками вверх-вниз)
Клюйте, клюйте крошки
(стучат кулачками)
У меня с ладошки.
(показывают ладони)
Нет, с ладошки не клюют
(разводят руки в стороны)
И погладить не дают.
(гладят ладошки)
Как бы нам поладить,
(разводят руки в стороны)
Чтоб дались погладить?
(гладят ладони).
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть грача на картинке.
Составление описательного рассказа по вопросному плану.
Воспитатель: Какого цвета грач? Что у него есть? Чем покрыто его тело? Как он кричит? Грач зимующая или перелетная птица?
Воспитатель: Мы с вами молодцы, узнали, что наш край богат лесами и родниками, спасли родник, познакомились с перелетными птицами. А теперь нам пора возвращаться в сою группу.
Дети под музыку возвращаются из леса.
Воспитатель: Сегодня мы с вами много путешествовали, побывали в весеннем лесу, повстречали перелетных птиц, освободили родник. А у нас все еще хозяйничает зима. Сейчас на нашем участке я видела птиц. Как называются птицы, которые не улетают в теплые края?
Дети: Птицы, которые не улетают в теплые края, называются зимующими.
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Зимующие птицы воробей, ворона, синица, снегирь, дятел, сорока, клест.
Воспитатель: А сейчас мы с вами расскажем о них. Я начну, а вы заканчивайте. Отвечает тот, кому я передам мяч.
Игра «Скажи наоборот»
Ворона большая, а синица (маленькая).
У сороки длинный хвост, а у воробья (короткий)
Голубь тяжелый, а воробей (легкий)
У синицы клюв тонкий, а у вороны (толстый)
Сова спит днем, а охотится (ночью).
Воспитатель: Ребята, а скажите, легко ли птицам зимой живется?
Дети: Нет, нелегко, мало корма, им холодно и т.д.
Воспитатель: Правильно. Птицам тяжело найти корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью. Как можно помочь птицам?
Дети: Мы можем сделать кормушки, насыпать туда корм.
Воспитатель: Чем питаются птицы?
Дети: Птицы питаются ягодами, семенами, зернышками, семечками.
Воспитатель: Правильно. Сейчас я вам расскажу, какая птица, чем питается.
Воробьи питаются хлебными крошками, зернышками. Синица питается зернышками, но самое любимое лакомство – сало. Его нужно подвешивать на тонкие ветки, чтобы вороны не склевали его. Снегири едят семена яблок, рябины, поэтому возле рябины на снегу видна мякоть ягод. Вороны питаются остатками пищи.
У меня в мешочках насыпан корм. Ваша задача – пощупать руками и назвать его.
Игра «Определи корм на ощупь»
Воспитатель: сегодня, когда мы пойдем на прогулку, возьмем с собой корм. Будем наблюдать, как птицы будут клевать корм.
Игра – итог «Рассади птиц правильно»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все птицы у нас перепутались. Где зимующие, а где перелетные? Чтобы перелетные птицы не замерзли, давайте посадим их на весеннее дерево, а зимующих – на зимнее.
Дети берут со стола изображения птиц и садят на соответствующее дерево.
Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествовали по родному краю, позаботились о зимующих птицах, научились различать зимующих и перелетных птиц.
15