Рабочая программа по ИЗО в 6 классе (ФГОС).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО: Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №20»
протокол № ____ __________ А.А. Терешко ____________Р.Д. Гера
«____» ______2014 г. «____» _______ 2014 г. «____»_______ 2014 г.
Руководитель МО __________
_______С.Н. Полищук « ____» _______ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству («Изобразительное искусство»)
для 6А, 6Б, 6В классов
(II ступень обучения – основное общее образование)
на 2014-2015 учебный год
Программа составлена Полищук С.Н.,
учителем изобразительного искусства
___________ /С.Н. Полищук/
г. Норильск
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое эстетическое развитие учащихся рассматривается как необходимое условие социализации личности. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства. Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.
Шестой класс посвящен собственно изобразительному искусству. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе - формирование духовной культуры, интересов и потребностей личности школьника средствами изобразительного искусства; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через многоуровневое восприятие произведений искусства.
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений, навыков:
освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства, основ теории и истории изобразительного искусства;
овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 6 класса посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» под ред. Неменского Б.М. (Изобразительное искусство. Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы/ [Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., А.С. Питерских]. – М.: «Просвещение», 2011 г.). Основой рабочей программы для 6 класса является раздел «VI класс. Изобразительное искусство в жизни человека» (35 часов).
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Изобразительное искусство» определено 1 час в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком в 6-х классах 34 учебных недели: 34х1=34 часа. Это на 1 час меньше, чем в авторской программе. В рабочей программе на 1 час меньше, чем в авторской программе (11 часов вместо 12), отведено на третью тему «Вглядываясь в человека. Портрет» (за счет объединения двух уроков в один по теме «Графический портретный рисунок»).
Рабочей программой предусмотрено проведение практических работ в количестве 26, вводных - 4 и обобщающих (уроков контроля) - 4.
Тематический план
№
Тема
Количество часов
В авторской программе
В рабочей программе
I
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
8
8
II
Мир наших вещей. Натюрморт
8
8
III
Вглядываясь в человека. Портрет
12
11
IV
Человек и пространство. Пейзаж
7
7
Итого
35
34
Особенности методики преподавания предмета «Изобразительное искусство»
Особенность урока искусства заключается в том, что его содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства. Здесь ребенок приобретает эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. Искусство не только изучается, но и проживается.
Дидактическая модель обучения строится на следующих методах: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), игровой, частично поисковый (эвристический), продуктивный, репродуктивный метод, метод наблюдений, метод комбинирования, метод сравнения, метод анализа, метод повторений, метод наглядной демонстрации, метод предварительных работ, метод ограничений (во времени, в колорите), метод диалогичности.
Также предполагается применение нетрадиционных методов обучения: метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей; метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод оформления работами учеников интерьера школы, класса; метод коллективных и групповых работ, метод педагогической драматургии.
Педагогические средства обучения определяются типом урока, характером содержания учебного материала, уровнем знаний, умений и навыков учащихся: беседа, рассказ, демонстрация наглядных материалов, анализ художественных произведений, графические упражнения, самостоятельная творческая работа.
Рабочая программа отображает механизм системно-деятельностного подхода, заключающегося в том, что:
- целью предмета становится не процесс, а достижение учащимися результата;
- в процедуру оценивания включается рефлексия, наблюдение за деятельностью учащихся;
- содержание материала урока подбирается с учетом развития у учащихся познавательной активности, художественного мышления, творчества, что позволяет каждому ученику реализовать в процессе обучения свои возможности;
- постоянно происходит обращение к жизненному опыту учащихся;
- целенаправленно используются межпредметные связи.
В программе предусмотрено использование здоровьесберегающей технологии: физкультминутки, гимнастика для глаз и дыхания, игровые моменты, чередование разных видов и форм изобразительной деятельности, релаксационная музыка.
Также рабочей программой предусмотрено ведение учащимися словаря, куда записываются основные понятия и художественные термины. Поэтому одной из форм контроля является словарный диктант, также оценивается ведение словаря.
Краткая характеристика 6-х классов
В шестых классах обучаются в основном дети со средними реальными учебными возможностями. Учащиеся 6А любознательны, внимательны, проявляют живой интерес к предмету, ответственно относятся к учебе. Но есть ученики, которые не всегда доводят работу до конца, не желают выполнить ее качественно.
Ученики 6Б класса изобретательны, умеют фантазировать, к заданиям относятся творчески, умеют внимательно слушать, рассуждать, делать самостоятельные выводы. Также они хорошо работают в коллективе, умеют распределить обязанности, чтобы успеть выполнить работу вовремя. Учащиеся 6А и 6Б классов обладают достаточно высокими реальными учебными возможностями, некоторые из них посещают художественную школу: 3 человека из 6А класса, 2 – из 6Б.
В 6В классе, наоборот, большинство детей со средними и слабыми реальными учебными возможностями. Но они также любознательны, отзывчивы, с интересом занимаются рисованием, но с трудом вовлекаются в беседу, плохо отвечают на вопросы учителя. Для них программой предусмотрены игровые методы обучения и инструкционные карты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения изобразительного искусства:
в ценностно-ориентационной сфере:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
принятие мультикультурной картины современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
в трудовой сфере:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере:
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
умение познавать мир через образы и формы декоративно-прикладного искусства..
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение воспринимать, оценивать и анализировать произведения искусства как основы формирования коммуникативных навыков.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета и дает возможность научиться:
в познавательной сфере:
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
определять истоки и специфику образного языка изобразительного искусства;
распознавать основные жанры изобразительного искусства;
различать по стилистическим особенностям изобразительное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVI-XVII веков);
выявлять в произведениях изобразительного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов;
осваивать основы изобразительной грамоты и образно-выразительный язык изобразительного искусства (на доступном для данного возраста уровне);
в ценностно-ориентационной сфере:
развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать декоративно-прикладные искусства во всем многообразии их видов, осваивать мультикультурную картину современного мира;
понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
в эстетической сфере:
реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале изобразительного искусства;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
в трудовой сфере:
создавать художественные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (выставки рисунков);
владеть практическими навыками и приемами выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале художественных композиций.
Содержание учебного предмета
Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
Изобразительное искусство. Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Художественные материалы.
Рисунок основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт»
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет»
Образ человека главная тема искусства.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Тема: «Человек и пространство. Пейзаж»
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспективы.
Пейзаж большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи и графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Учебно-методический комплект по ИЗО в 6 классе включает в себя:
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: Учебник для 6 кл. - М.: «Просвещение». 2013.
Изобразительное искусство. 6 класс: рабочая программа, технологические карты уроков/ по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2013.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса в 6 келассе предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью АРМ:
1
Мультимедийные учебные пособия
Мировая художественная культура (2 части).
Шедевры архитектуры.
2
Электронные энциклопедии
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
1000 художников
3
Электронные методические пособия
Рабочие программы ФГОС. 5-9 класс. Изобразительное искусство: Программа Б. М. Неменского.
Изобразительное искусство. 6 класс: рабочая программа, технологические карты уроков/ по программе Б. М. Неменского
4
Электронные справочники
История искусства.
Музыкальная энциклопедия.
5
Электронные сборники шедев ров мирового искусства
Сокровища мирового искусства.
Мир музыки
6
Мультимедийные альбомы
Искусство XX века.
7
Электронные приложения к журналу «Искусство»
№16/2010; №18/2010; №22/2010; №5-8/2011; №9-12/2011; август 2011; сентябрь 2011; октябрь 2011; ноябрь 2011; декабрь 2011; январь 2012; февраль 2012; март 2012; апрель 2012.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15