Рабочая программа по ИЗО во 2 классе « Гармония»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чернецовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомен-дована к утверждению
педагогическим советом
«___» ______ 20___г.
протокол №___
Утверждена приказом
МБОУ Чернецовской СОШ
«___» ______ 20___г. №____
Директор школы:__________
Даргель Е.В.Рабочая программа
по предмету __изобразительное искусство_____
для __2__ класса на 2014-2015 учебный год
количество часов в год __35_____ в неделю _1___
Составил (а) учитель начальных классов
I категории
Тищенко Ирина Николаевна
х. Чернецов
2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «изобразительное искусство»
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе авторской программы начального общего образования по предмету «ИЗО» 1 – 4 классы (УМК «Гармония»), автор Копцева Т. А. - Смоленск , Ассоциация XXI век, 2012
Программа «Природа и художник» по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс, автор Т. А. Копцева для 1—4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы.
Приоритетная цель начального художественного образования — развитие культуры творческой личности школьника — обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» — культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение элементарной художественной грамотой — азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
1класс — «Художник и природа родного края».
2класс — «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».
класс — «Художник и природа разных стран мира».
класс — «Художник, природа и я».
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая таким образом условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду, обязательную для успешной деятельности.
Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительного искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.
Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой — допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создаёт особую образовательную напряжённость, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристическому поиску решений, способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию.
Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:
его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);
работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);
участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);
участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или рисунков всех работ с одного урока и т. п.);
__участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник — школе», «Школьник — детскому саду», «Школьник — студенту» и т. п.). Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3—4 классах — выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т. п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно: «Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.).Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребёнком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли творца, первооткрывателя, изобретателя и т. п. Рисунок, скульптура, конструкция и т. п., созданные в позиции «я — автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я — зритель — критик — ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.
Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.
Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.
Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будут способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поли-культурной среде.
Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т. п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.
Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я — художник», «я — зритель», «я — слушатель», «я — эксперт», «я — экскурсовод» и т. п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника нет безгласных вещей, мир художника — это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» — важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного», заинтересованного освоения искусства через искусство, в формах искусства и средствами искусства — это формула положительного эмоционального фона обучения.
Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог как образовательную ситуацию, цель которой — вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге — организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения.
Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряжённость — диалог культур, в которой ребёнок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.
2. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства во 2 классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю: 34 часа в год.. 3.Задачи развития
универсальных учебных действий второклассников
Федеральным государственным стандартом начального образования в области изобразительного искусства определяется ряд образовательных задач, решение которых способствует развитию универсальные учебных действий школьников (УДД):
Познавательные УДД: Сообщать с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, развивать представления детей о видах пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (дизайн); об основных жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), о региональных (краеведческий, художественный) и ведущих художественных музеях страны (Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея и др.).Регулятивные УДД: Приумножать опыт творческой деятельности, развивать умения второклассников в создании оригинальных замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения, оценивать этапы и результаты творческой деятельности.
Коммуникативные УДД: Развивать умение общаться в процессе диалога; расширять навыки общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм деятельности, в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.; развивать коммуникативный опыт в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать результаты своей художественно-творческой деятельности и сверстников; развивать умения использовать возможности ИКТ и справочной литературы.
Личностные УДД: способствовать накоплению у учащегося опыта эмоционально-ценностных отношений к миру, проявлять авторский неповторимый изобразительный стиль, развивать умения использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру и др. для достижения своих творческих замыслов, развивать навыки моделирования новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); способствовать коллекционированию творческих работ: уникальным достижением ученика является его Творческая папка (альбом), где он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.
Предметные УДД: Обучать изобразительным, конструктивным и декоративным видам творческой деятельности, развивать навыки работы с различными художественными материалами: гуашь, акварель, карандаш, пастель, восковые мелки, тушь, перо, гелевые (шариковые) ручки, фломастеры, маркеры, пластилин, цветная бумага и др.; развивать навыки художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ПО ПРОГРАММЕ «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК»
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере — навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;в ценностно-эстетической сфере — умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
5. Нормативные документы , обеспечивающие выполнение программы.
1 .Закон об образовании РФ « ст.9 п. 2»
2.Обязательный минимум содержания начального образования.
3.Примерныепрограммы начального образования по изобразительному искусству(1-4) автор Т.А.Копцева издательство «Ассоциация 21 век»2011г.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ от 6 октября 2009года №373
Модель по которой реализуется содержание:Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы по Изобразительному искусству (авторы: Т.А.Копцева программа «Изобразительное искусство» ) и требований к уровню подготовки обучающихся 2 класса.
Базисный учебный план: 1ч. в неделю. 35ч. в год.
Учебник: Изобразительное искусство Т.А.Копцева 2 класс»2011г. Ассоциация 21 век «Гармония».
6 Содержание программы по Изобразительному искусству (ИЗО)
Название темы (раздела) Необходимое количество часов для ее изучения Содержание учебного материала Планируемый результат Виды контроля
Художник и мир природы 8 часов В первом разделе «Художник и мир природы» определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта. Умения:
– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
– различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);
– различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;
– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
развитию навыков работы с:
– живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;
– графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;
– скульптурными материалами: пластилин или глина;
– конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.
– Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
– Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.
– Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.– Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
– Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека.
– Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;
– Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
Художник и мир животных 9 часов Второй раздел «Художник и мир животных» расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре. Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
Художник и мир человека 11 часов Третий раздел «Художник и мир человека» расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
Творческая коллективная работа.
Художник и мир искусств 7 часов В четвёртом разделе «Художник и мир искусства» осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий. Текущий контроль.
Самостоятельная работа.
Ответы на вопросы.
Фронтальный опрос.
итого 35 ч. Материальное обеспечение учебного процесса
Учебные пособия для учащихся
Коппева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. — Москва: Яхонт. — 2012 и послед.
Копцева Т. А., Копцев В. П. Творческая папка для учащихся к учебнику для 2 класса. — Москва: Яхонт. — 2011 и послед.
Копцева Т. А. Художественное лото для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. — Москва: Яхонт. — 2011 и послед.
Учебно-методические пособия для учителя
Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. — Москва: Яхонт. — 2011 и послед.
2 Копцева Т. А. Русское изобразительное искусство: Набор репродукций произведений художников для начальной школы. — Москва: Яхонт. — 2012 и послед.
Копцева Т. А. Зарубежное европейское изобразительное искусство: Набор репродукций произведений художников для начальной школы. — Москва: Яхонт. — 2012 и послед.
Копцева Т. А. Народное декоративно-прикладное искусство: Набор репродукций для начальной школы. — Москва: Яхонт. — 2012 и послед.
Копцева Т. А. Архитектура: Набор репродукций для начальной школы. — Москва: Яхонт. — 2012 и послед.
Копцева Т. А. Скульптура: Набор репродукций для начальной школы. — Москва: Яхонт. — 2012 и послед.
№ тема часы Содержание деятельности учащихся Планируемые предметные и личностные результаты Формируемые универсальные учебные действия дата
Художник и мир природы-8 ч.
1 Творческая папка художника 1 Знакомятся с учебником и принятыми в нём условными обозначениями. Вспоминают разные художественные материалы, анализируют их выразительные качества.
Рассматривают творческую папку ученика как форму хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка — возможные формы хранения творческих работ).
Анализируют рисунки на свободную тему, выполненные учениками в учебнике, которые отражают сферу интересов ученика.
Делают вывод о том, что обложка творческой папки или альбома для рисования — визитная карточка автора-художника. Творческое задание:
Выполняют рисунок на свободную тему или на тему «Как я провёл лето» любым графическим материалом. Оформляют рисунок на обложку творческой папки.
Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.
Выполнять рисунок по собственному замыслу.
Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).
Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.
Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. 2 Лучезарное солнце. 1 Знакомятся с содержанием учебника.
Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ солнца представлен оригинально.
Рассматривают детские рисунки, отмечают выразительные качества рисунка: умение детей по-своему изобразить солнечные лучи.
Творческое задание:
Изображают лучезарное солнце на восходе, в зените или на закате. Придумывают своей работе оригинальное название. Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.
Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства.
Выполнять оригинальный рисунок на тему «Лучезарное солнце».
Использовать композицию рисунка в выразительных целях (солнце крупно, лучи напоминают волнистые или ломаные линии, точки, штрихи или др.). Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: приниматьучебную задачу, пониматьплан действий, придумывать оригинальный замыселпредстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. 3 Деревья-долгожители 1 Знакомятся с деревьями-долгожителями (дубом, баобабом и др.), поражающими своими размерами.
Узнают о том, что в Древней Руси дуб считался священным деревом из-за своей прочности и долголетия.
Анализируют образ дуба в творчестве разных художников: живописцев, графиков и в детском изобразительном творчестве.
Сравнивают иллюстрации художников к стихотворениям А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный...» и Н. Заболоцкого «Одинокий дуб».
Знакомятся с приёмами изображения дерева углём (сангиной, соусами или пастелью): торцом, плашмя, растиркой.
Творческое задание:
Изображают дерево-великан с использованием разных графических материалов.
Оценивать выразительность необычных природных форм.
Высказывать суждения о деревьях-великанах.
Использовать сравнение как средство выражения своего отношение к большим размерам дерева: большой — маленький.
Различать основные виды изобразительного искусства (живопись, графика).
Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов.
Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание ее содержанию.
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. 4 Необычные цветы 1 Знакомятся с разнообразием растительных форм в природе, с цветами-гигантами: «тёплый цветок», «красная чаша» или др.
Сравнивают размеры гигантских цветов.
Анализируют иллюстрации к сказкам, в которых человек изображается меньше цветка: (X. К. Андерсен «Дюймовочка», Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес» или др.). Творческое задание:
Изображают иллюстрации к любой сказке, в которой главный герой меньше цветка.
Оценивать выразительность необычных природных форм.
Использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках.
Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов.
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
5 Камни-самоцветы 1 Знакомятся с природной красотой уральских самоцветов. Анализируют иллюстрации к сказке П. Бажова «Каменный цветок».
Узнают о многообразии зелёных оттенков малахитового камня: светлые и тёмные, тёплые и холодные.
Знакомятся с приёмами получения малахитовых переливов цвета: в технике акварели «по-сырому» или в результате смешения разноцветных жгутиков пластилина.
Творческое задание:
Создают образ малахитовой вазы.
Оценивать красоту уральских камней-самоцветов.
Различать тёплые и холодные цвета, светлые и тёмные оттенки одного цвета.
Получать разные оттенки цвета в технике акварели «по-сырому» или в результате смешения разных цветов пластилина.
Выполнять симметричное изображение вазы.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. 6 Бусы из ягод и гирлянды цветов 1 Знакомятся с ритмическим чередованием природных форм: ягоды, листья или цветы на ветке.
Узнают о том, что такое ритм и кто такой ювелир.
Сравнивают выразительность цветового оформления ювелирного украшения, выполненного в теплой и холодной цветовой гамме. Анализируют бусы, выполненные на основе цветового круга.
Творческое задание:
Изготавливают эскизы бус с использованием тёплой и холодной цветовой гаммы (в технике лепки, аппликации и т. д.). Различать тёплые и холодные цвета.
Создавать ритмично организованную композицию.
Вычленять своеобразие образного языка декоративно-прикладного искусства (стилизация, ритм, симметрия, цветовая гармония).
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Отличать предметы, созданные художником-ювелиром, от произведений живописи и графики.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действии, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
7 День и ночь 1 Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что природа-художница создаёт выразительные небесные картины.
Анализируют выразительность ночных пейзажей, содержание стихов о ночи, звёздах и луне. Узнают об особенностях контраста белого и чёрного цвета, выразительности графических техник: тушь и перо, палочка на белой бумаге; о рисунке белыми, серебряными, золотыми ге-левыми ручками на чёрном листе бумаги (чёрным — по белому, белым — по чёрному).
Творческое задание:
Выполняют композиции «Ночь», «Лунный свет», «Ночь — день» с использованием графических материалов. Высказывать эмоциональные суждения о красоте ночного пейзажа.
Выполнять графическую композицию, используя выразительность чёрно-белого контраста.
Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя выразительные возможности графических материалов.
Оценивать выразительные качества чёрно-белых изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам.
Отличать произведения графики от живописных.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
8 Мир природы дарит нам материалы для творчества 1 Знакомятся с богатствами Земли, природными экологическими строительными материалами.
Узнают о том, что животные — искусные строители (соты, муравейник, гнездо, берлога и др.). Анализируют форму традиционных жилищ жителей разных широт.
Творческое задание:
Выполняют тематический рисунок «Аист на крыше», «Птенцы в гнезде» или др., изготавливают гнездо из веточек деревьев, возможна лепка из глины или изображение композиции или макета на тему «Дом-гнездо», «Сказочный дом», «Дом, в котором я бы хотел жить» из природных или других материалов. Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.
Различать основные виды изобразительного искусства: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Выражать замысел через композицию на тему «Дом».
Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения Художник и мир животных- 9 ч.
9 Тайны
подводного
мира
1 Знакомятся с богатством природных форм подводного мира. Разгадывают загадки про обитателей подводного мира.
Анализируют архитектурные постройки, напоминающие по форме раковину, гроты, морские звёзды или др.
Творческое задание:
Изображают сказочный подводный дворец для русалочки или изображают с натуры разные по форме раковины моллюсков. Оценивать необычность форм обитателей подводного мира.
Проявлять смекалку при разгадывании загадок про обитателей подводного царства.
Анализировать выразительность архитектурных построек.
Выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм или др.
Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения,слушать другого, соблюдать правила общения.
10 Динозавры 1 Знакомятся с содержанием учебника.
Узнают о том, кто такие динозавры.
Сочиняют сказки «Я в царстве динозавров».
Анализируют форму хищных итравоядных динозавров.
Узнают о том, что самый большой динозавр — диплодок.
Знакомятся с собраниями палеонтологического музея, который хранит окаменелые останки динозавров.
Творческое задание:
Создают композиции на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы» или др. Высказывать суждения по поводу необычного роста и внешнего вида динозавров.Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.
Использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров».
Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре и крупно, ближе — больше, дальше — меньше.
Оценивать результаты творческой работы на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы», отражающей идею любви и дружбы. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. 11 Черепахи 1 Знакомятся с содержанием учебника.
Узнают о том, какие есть черепахи.
Отгадывают загадки, сочиняют загадки, рассказы, сказки о черепахах.
Знакомятся с мифами о черепахах.
Анализируют выразительность графических и объёмных изображений черепах.
Выявляют влияние разных размеров и форм листа на замысел рисунка.
Творческое задание:
Иллюстрируют литературные произведения о черепахах (загадки, рассказы, мифы, сказки) или лепят индивидуальную или коллективную композицию «Три поколения черепах» или др.
Проявлять смекалку приразгадывании загадок про черепах.
Различать основные виды художественной деятельности (графика, скульптура).
Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.
Использовать выразительные свойства разных материалов для достижения замысла.
Оценивать основную идею композиции: черепаха — символ крепости семьи; три черепахи — три поколения или др.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в коллективных видах деятельности.
12 Насекомые-гиганты 1 Знакомятся с содержанием учебника. В результате игровой ситуации осуществляют «путешествие на машине времени в прошлое».
Узнают о том, кто такая мега-невра.
Сравнивают большие объекты с маленькими.
Анализируют иллюстрации разных художников к произведению Д. Свифта «Путешествие Гулливера», к сказке Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Узнают об использовании формата листа в выразительных целях (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др.).
Анализируют выразительные средства графики (линия, точка, штрих, пятно); приёмы изображения ажурных крыльев стрекозы.
Творческое задание:
Выполняют сюжетную композицию «Я встретил гигантское насекомое» иди др.
Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений, в которых человек меньше насекомого.
Высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых иллюстраций.
Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия к своим рисункам.
Использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказки.
Высказывать суждения о влиянии формы листа (круглый, квадратный, ромбовидный, треугольный или др.) на замысел рисунка. Выполнять ажурный рисунок крыльев насекомых, используя разнохарактерные линии, точки и штрихи.
Оценивать выразительные качества детских рисунков, выполненных тушью, пером или гелевыми ручками.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. 13 Мамонт 1 Знакомятся с содержанием. Благодаря игровой ситуации «путешествуют на машине времени в прошлое».
Узнают о том, кто такой мамонт.
Знакомятся с разными версиями исчезновения мамонтов: одна из них — охота человека.
Анализируют наскальные рисунки со сценами охоты на мамонта, узнают о том, что останки мамонта хранятся в палеонтологическом музее.
Сочиняют небольшие сказки «Я в царстве мамонтов».
Анализируют ювелирные украшения из бивней мамонта и иллюстрации разных художников, воспроизводящих образ мамонта.
Творческое задание:Иллюстрируют свои сказки«В царстве мамонтов» или стихотворение Г. Дядиной «Мамонт» или выполняют эскизыювелирных украшений (гребень, браслет или др.), др. Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о мамонтах.
Выражать своё отношение к исчезающим видам животных. Продумывать замысел, сочиняя небольшие рассказы, раскрывающие сюжет будущей композиции, или придумывая оригинальные названия своим рисункам.
Использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров».
Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла рисунка (гордый вожак, заботливая мама-мамонтиха, лохматый мамонт, семья мамонтов на прогулке, мамонты купаются в реке или др.). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.
14 Следы на снегу 1 Знакомятся с природными ритмами — сменой времён года.
Делают вывод о том, что ритм — это чередование, повторение чего-либо.
Анализируют следы на снегу, оставленные различными животными.
Анализируют выразительность иллюстраций разных художников к стихотворению С. Маршака «Белая страница».
Творческое задание:
Иллюстрируют стихотворение С. Маршака «Белая страница» или стихотворение Леры Габович «Был зайка серенький...» или др.
Высказывать эмоциональные суждения о природных ритмах.
Использовать выразительные возможности графических материалов и ритм для достижения замысла.
Высказывать суждения о выразительных качествах ритмически организованных композиций.
Выполнять иллюстрацию к стихотворению С. Маршака «Белая страница» или др.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Отличать графическое изображение от живописного и скульптурного. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять способность, участвовать в игровых ситуациях.
15 Животные в зоопарке 1 Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что заповедники, национальные парки, зоопарки — места сохранения животных от вымирания.
Вспоминают о содержании Красной книги.
Анализируют наброски с натуры животных, выполненные В. Ватагиным, а также выразительность детских иллюстраций о животных в зоопарке.
Создают зарисовки животных, глядя на иллюстрации в учебнике.
Творческое задание:
Создают иллюстрацию к стихотворению или рисунок по представлению после посещения зоопарка или др. Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о животных в зоопарке.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.
Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.
Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (гордый, печальный, радостный зверь или др.).
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Отличают графические изображения от живописных и скульптурных. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. 16 Фантастические животные 1 Знакомятся с содержанием учебника, анализируют образы дракона в творчестве разных художников: И. Билибина, В. Васнецова или др.
Высказывают свои суждения об иконографическом сюжете «Борьба Георгия Победоносца со змеем».
Узнают о том, что дракон в славянской мифологии символ тёмных сил зла, а в китайской культуре дракон — символ счастья.
Анализируют цвет как средство выражения: светлый — тёмный. Знакомятся с приёмами создания образа дракона из проволоки.
Творческое задание:
Создают образ дракона с использованием проволоки или других материалов, например гуаши, фломастеров или пластилина.
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.
Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру и декоративно-прикладное искусство.
Сравнивать и выделять выразительные средства изображения дракона, олицетворяющего зло или добро.
Создавать индивидуально или в группе образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Различать иконографический образ от книжной иллюстрации. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
17 Новогодний подарок 1 Знакомятся с содержанием учебника, узнают о животных — символах Нового года по восточному и славянскому календарям.
Анализируют выразительность праздничных упаковок для новогодних подарков.
Знакомятся с этапами выполнения сумочки или упаковки для новогоднего подарка, с приёмами украшения новогоднего подарка.
Творческое задание:
Изготавливают сумочки для новогодних подарков или упаковку (конверт) для открыток или др.
Высказывать эмоциональные суждения о выразительности упаковок для новогодних подарков.
Различать основные виды изобразительного искусства:живопись, графику, скульптура и декоративно-прикладноеискусство (дизайн).
Создавать оригинальную упаковку для новогодних подарков, используя конструктивные возможности листа бумаги.
Уметь выражать своё отношение к празднику через цветовое оформление новогодней упаковки.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.
Художник и мир человека 11 ч.
18 Ты — художник 1 Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что афиша — объявление о выставке, о том, что содержание рисунка на афише отражает основную идею выставки.
Анализируют содержание афиши и пригласительного билета персональной и коллективной выставки детского изобразительного творчества.
Творческое задание:
Создают эскиз пригласительного билета или афиши для выставки детского рисунка (праздника, концерта, спектакля, театральной постановки, циркового представления или др.).
Участвовать в обсуждении содержания и выразительности афиши или пригласительного билета.
Придумывать вариативные названия персональной или коллективной выставки детского рисунка.
Работать над замыслом и его воплощением индивидуально или в группе.
Использовать выразительные возможности художественных материалов для создания эскиза афиши или пригласительного билета.
Отражать в рисунке основную идею выставки, её тему.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.Проявлять импатийнуюспособность, участвовать вигровых ситуациях. 19 Семейный праздник 1 Знакомятся
учебника.
Вспоминают особенности празднования дня рождения как важного семейного праздника.
Узнают об именинах, Рождестве.
Анализируют образ Богоматери в изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле» и др.).
Сравнивают образ Богоматери на иконах.
Вспоминают о народных (национальных) праздниках проводов зимы и встречи весны.
Повторяют приёмы выделения в рисунке главного средствами композиции: ближе — больше, дальше — меньше, первый и второй планы.
Творческое задание:
Изображают сюжетную композицию «Любимый семейный праздник» или др.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др.
Выражать своё отношение кпраздничному событию: семейным, народным и государственным праздникам.Выбирать и использоватьспособы работы различнымихудожественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник).Использовать выразительные средства композиции:главный герой в центре иликрупно.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.
20 Парный портрет 1 Уметь изображать человека во весь рост или погрудно в детских рисунках.
Знать об основных пропорциях человеческой фигуры.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выражать своё отношение к парному портрету, на котором изображены любящие друг друга люди.
Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гуашь, фломастеры, пастель или др.) для передачи замысла («Серебряный юбилей», «Молодожёны», «Весёлые жених и невеста», «Золотой юбилей» или др.).
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
21 Портрет пожилого человека 1 Уметь
выражать отношение к портретируемому через композицию, выделение главного при помощи света, изображение крупных глаз, доброго или уставшего взгляда или др.
Знать о цвете как средстве выражения в портрете.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён пожилой человек (морщинки – символ мудрости).
Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно.
Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками или др.) для передачи замысла (любимый прадед, добрый дед, красивая бабушка, мудрая прабабушка или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица и фигуры.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников 22 Художник рисует высоких людей 1 Знать основные пропорции фигуры человека.
Уметь применять выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.
Участвовать в обсуждении иллюстраций к известным литературным произведениям.
Выражать своё отношение к трудовой деятельности людей высокого роста (баскетболист, волейболист и т.п.).
Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла в процессе иллюстрация литературного произведения («Дядя Стёпа-милиционер», «Дядя Степа достаёт воздушного змея», «Дядя Стёпа у врача», «Гулливер в окружении маленьких человечков» или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
23 Чудеса света 1 Уметь выделять главное в композиции: ближе больше, дальше–меньше, загораживание, первый и второй планы.
Знать о цвете как средстве выражения, используя тёплую и холодную гамму цветов. Высказывать суждения о чудесах света, как о значительных достижениях человечества.
Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.
Выражать своё отношение к необычной постройке или сооружении, подчёркивая её значительность.
Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла («Величественный храм Василия Блаженного», «Красный мост», «Пагода» или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 24 Необычные скульптуры 1 Знать о необычнвых скульптурах (Колосс Родосский, статуя – маяк, посвященная древнегреческому богу Солнца.Монументальная скульптура: «Родина-мать зовёт!» (Россия), «Родина-мать» (Украина), «Свобода» (США), «Статуя Христа» (Бразилия) и др.)Уметь использовать приемы
создания каркаса памятника с использованием пластиковых коробок Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Различать основные виды изобразительного искусства: скульптуру, живопись, графику.
Выражать своё отношение к монументальной скульптуре, олицетворяющей победу, свободу или др.
Использовать приёмы работы пластилином для изготовления скульптурного изображения с применением пластиковой бутылки.
Использовать выразительные свойства объёма для передачи замысла (радость, восторг или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры в объёме.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
25 Башня до небес 1 Знать о Вавилонской башне,
Эйфелевой башне,
Останкинской башне,
Дубайских небоскрёбах.
Уметь рисовать на вертикально вытянутом формате листа Участвовать в обсуждении библейской истории о Вавилонской башне.
Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане).
Использовать выразительные возможности вертикального узкого формата.
Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (маркер, фломастер, уголь, сангина или др.) для передачи замысла («Высокая башня», «Величественная башня», «Телевизионная башня» или др.).
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 26 Каждый народ – художник
1 Знать о том, что каждый народ создаёт своё искусство, материальную и духовную культуру.
Уметь передавать в рисунке выразительность национального костюма. Осознавать роль музеев в жизни общества.
Участвовать в обсуждении природного своеобразия серных, центральных или южных широт нашей страны.
Высказывать суждения по поводу сходства и различия (всеобщего и уникального) в образах национальных костюмов.
Выбирать и использовать способы работы художественными материалами в процессе индивидуальной и коллективной деятельности.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
27 Красота вещей
2 Знать, что натюрморт – жанр изобразительного искусства.
Уметь
композиционно размещать предметы на листе, создавая оптимальную композицию.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Использовать в выразительных целях композицию: размещение предметов на листе.
Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, гуашью или др.) для передачи замысла композиции «Традиционные национальные предметы».
Передавать в самом общем виде пропорции предметов.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности Художник и мир искусств (7 часов)
28 .В мире книг 1 Знать о книгах-альбомах по искусству,
детских журналах «Весёлые картинки»», «Мурзилка» или др.
Уметь определять образ на обложке книги, раскрывающий замысел автора.
Уметь использовать в рисунке тёплые и холодные цвета, контраст светлых и тёмных цветов. Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики.
Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении букв своего имени или фамилии.
Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера.
Использовать шрифтовую композицию в оформлении обложки своей творческой папки или альбома.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.
29 В мире музыки 1 Уметь использовать выразительность акварельных изображений в технике по- сырому.
Знать о приёмах получения цветных «сонных», «туманных», «утренних» пятен: нюансный тёплый и холодный колорит. Участвовать в обсуждении выразительных музыкальных средств колыбельной песни.
Использовать способы работы в технике акварели по-сырому листу для передачи «сонного» настроения.
Выражать отношение к утреннему пейзажу через цвет, нюансных тёплый или холодный колорит.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.
30 Кукольный театр теней 1 Знать о
Кукольном театре Сергея Образцова в Москве, о перчаточных, тростевых и марионеточных куклах.
Уметь применять приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета. Участвовать в обсуждении оригинальных кукол, хранящихся в музее С.Образцова.
Использовать приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета.
Выражать отношение к характеру куклы через украшение её костюма.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. 31 Музей под открытым небом 1 Знать о
Музеях деревянного зодчества во Владимире и других городах, о
Храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Уметь применять
приёмы работы в технике аппликации.
Участвовать в обсуждении образного смысла архитектурных строений.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к красоте архитектурных памятников.
Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами для передачи замысла: «Главный храм моего селения», «Старый дом», «Деревянный теремок», «Здание музея» или др.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. 32 .Санкт-Петербург - город музей 1 Знать о Санкт-Петербурге как о «северной столице», «Северной Венеции», городе каналов - городе музей.
Уметь
выделение главное в композиции: ближе - больше, дальше - меньше. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к красоте Санкт-Петербурга, его архитектурным памятникам.
Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (я любуюсь разводным мостом, Казанским собором) или др.
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. 33 Государственный Эрмитаж
1 Знать о Государственном Эрмитаже как о крупнейшем музее мира, памятнике культуры, дворцовом комплеке.
Уметь изображать интерьер сказочного дворца «Зал для бала Золушки», «Золотой зал», «Зал Снежной Королевы» или др Осознавать значимые темы искусства и выражать к ним своё отношение.
Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Государственном Эрмитаже.
Различать основные виды художественной деятельности: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла: «Торжественный зал», «Красный зал», «Серебряный зал», «Голубой зал», «Я в залах музея», «Сказочный зал» или др.
34 Обобщени изученного 1 Уметь представлять свои работы для выставки Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности