Рабочая программа учебной дисциплины Психология делового общения


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г. Ф. МОРОЗОВА»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 05 ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
общего гуманитарного и социально-экономического цикла
основной профессиональной образовательной программы по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

с. Слобода
2014 г.
РАССМОТРЕНО
Цикловой предметной
комиссией общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Председатель __________Л. И. Баркова04.09.2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________ Е.Н. Кольченко «____» _______________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО
Методист
______________ Н.И. Прошина
«____» _______________ 2014 г.

Разработчик:
Кравцова Ю.В. - преподаватель ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова».
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям),
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
от «6» апреля 2010 г. № 282.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной профессиональной образовательной программы по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения

СОДЕРЖАНИЕ


стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
«Психология делового общения».
1.1.Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова» по специальности 080114 « Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения, и составлена для очной формы обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина « Психология делового общения» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В процессе освоения дисциплины у студентов должны сформироваться
общие компетенции, которые включают в себя:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про-
фессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые мето-
ды и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффек-
тивность и качество.
ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать
информацию с использованием информационно – коммуникационных тех-
нологий ОК6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинен-
ных), результат выполнения заданий.
ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повыше-
ние квалификации.
ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессио-
нальной деятельности.
ОК10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полу-
ченных профессиональных знаний (для юношей).
Изучение учебной дисциплины предусмотрено как вариативной, направленной на изучение тем в соответствии с современными ориентирами в области профессиональных знаний и умений данной специальности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. -4-
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убе-
ждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4.Количество часов, предусмотренное на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 63 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 42 часа;
- самостоятельной работы обучающегося – 21 час.


- 5 -
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объём учебной дисциплины в виде учебной работы.
Вид учебной работы
Объём
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
63
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
42
в том числе:
лабораторные занятия «не предусмотрено»
практические занятия «не предусмотрено»
контрольные работы «не предусмотрено»
курсовая работа (проект) «не предусмотрено»
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
21
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
подготовка сообщений
написание рефератов
работа с психологическим словарём
работа с текстом
выполнение индивидуальных заданий
«не предусмотрено»
6
4
2
4
5
Итоговая аттестация в форме ДЗ

- 6 -
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объём учебной дисциплины в виде учебной работы.
Вид учебной работы
Объём
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
63
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
8
в том числе:
лабораторные занятия «не предусмотрено»
практические занятия 4
контрольные работы «не предусмотрено»
курсовая работа (проект) «не предусмотрено»
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
55
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
подготовка сообщений
написание рефератов
работа с психологическим словарём
работа с текстом
выполнение индивидуальных заданий
«не предусмотрено»
6
4
2
38
5
Итоговая аттестация в форме ДЗ
- 7 -
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология делового общения».
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся Объём часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину 3 ознакомительный
Содержание учебного материала
Назначение учебной дисциплины «Психология делового общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека. 2 Самостоятельная работа обучающихся.
Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре деятельности (реферат, сообщение с презентацией) 1 Раздел 2. Психология делового общения. 42 репродуктивный
Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия. Содержание учебного материала
Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Социальная роль.
Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения.
Единство общения и деятельности. 6 Самостоятельная работа обучающихся.
Определите специальности, в которых императивный тип общения
используется эффективно. Дайте характеристику диалогическому общению.
Сформулируйте причины возникновения манипуляций в межличностном общении (реферат, сообщение с презентацией).
Подготовьте реферат и выступление по теме: «Общение – основа человеческого бытия»( с презентацией)
4 1 2 3 4
Тема 2.2 .Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).
Понятие социальной перцепции.
Факторы, оказывающие влияние на восприятие.
Искажения в процессе восприятия.
Психологические механизмы восприятия.
Влияние имиджа на восприятие человека. 6 репродуктивный
Самостоятельная работа обучающихся.
Определите с какими закономерностями и ошибками каузальной
атрибуции Вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Назовите факторы, влияющие на восприятие и понимание людей (реферат, сообщение с презентацией).
Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми
Вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности (реферат, сообщение с презентацией). 2 Тема 2.3. Общение как
Взаимодействие (интерактив-ная сторона общения) Содержание учебного материала
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.
Позиции взаимодействия в русле транзактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.
Взаимодействие как организация совместной деятельности.
4
репродуктивный
Самостоятельная работа обучающихся.
Определите: какой тип межличностного общения характерен для
«контролера» и какой для «понимателя». Разработайте сценарии взаимодействия и определите их роль в межличностном общении (реферат, сообщение с презентацией). 2 Тема 2.4.
Общение как обмен
информацией
(коммуникативная сторона общения)
Содержание учебного материала
Основные элементы коммуникации.
Вербальная коммуникация.
Коммуникативные барьеры.
Невербальная коммуникация.
Методы развития коммуникативных способностей.
Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.
6 репродуктивный
1 2 3 4
Тема 2.5.Формы делового общения и их характеристики Содержание учебного материала
Деловая беседа.
Формы постановки вопросов.
Психологические особенности ведения деловых дискуссий и
публичных выступлений.
Аргументация.
6 репродуктивный
Самостоятельная работа обучающихся.
Раскройте сущность каждой формы вопросов (закрытые, открытые, риторические, радикальные и др.), задаваемых в ходе беседы.
Аргументируйте, почему начальный этап беседы определяет ее
успешность(реферат, сообщение с презентацией). 2 Раздел 3.Конфликты и способы их предупреждения и
разрешения 12 Тема 3.1.Конфликт: его сущность и основные характеристики Содержание учебного материала
Понятие конфликта и его структура.
Невербальное проявление конфликта.
Стратегия разрешения конфликтов
4 репродуктивный
Самостоятельная работа обучающихся.
Различные стратегии поведения в конфликтах(реферат, сообщение с презентацией). 2 Тема 3.2.Эмоциональное
реагирование в конфликтах и
саморегуляцияСодержание учебного материала
Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и
агрессия. Разрядка эмоций.
Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на
разрешение конфликтной ситуации.
4 репродуктивный
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовьте рефераты и сообщения на темы: «Роль негативных эмоций в общении человека», «Толерантное поведение приходит на смену конфликтам» 2 1 2 3 4
Раздел 4. Этические формы
общения 6 Содержание учебного материала.
Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные
принципы и нормы как основа эффективного общения
Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь
делового этикета и этики деловых отношений. 4 репродуктивный
Самостоятельная работа.
Сформулируйте принципы делового этикета и докажите их значение в
профессиональной сфере (реферат, сообщение с презентацией). 2 Максимальной учебной нагрузки обучающегося:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
- самостоятельной работы обучающегося
63
42
21 - 10 -
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализация программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
М.А. Измайлова. Деловое общение: учебное пособие. Москва «Дашков и Ко»,2009–249 с.
И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М. Прихожан. Психология. Москва, « Академия», 2012-453 с.
М.А. Поваляева. Психология и этика делового общения: учебное пособие.
Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 – 342 с.
Дополнительные источники:
Ф.А. Кузин Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2007.
В.С. Кукушкин Деловой этикет: учебное пособие. – М.: МарТ; Ростов н/Д:МарТ, 2005.
Г.Н. Смирнов Этика деловых отношений: учебник. Москва «Проспект», 2009 – 178 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.psyinst.ru/library.php
http://www.syntone.ru/library/books/content/2367.html
http://www.psylive.ru/
- 11 -
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, тестирования, составления конспектов.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1 2
Освоенные умения:
- ориентироваться в техниках и приёмах эффективного общения в профессиональной деятельности;
- приёмах саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. - оценка выполнения проблемных и логических заданий;
- оценка результатов тестирования.
Усвоенные знания:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в обществе;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. - оценка точности определений разных психологических понятий в форме терминологического опроса;
- оценка индивидуальных устных ответов;
- оценка результатов письменного опроса в форме тестирования;
- оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий.
-12-