Роль классного руководителя в работе с детьми, попавшими в ТЖС 
         Роль   классного   руководителя   в   профилактической   работе   с   детьми,  находящимися   в   трудной   жизненной   ситуации.  
                                                                               (из опыта  работы)
                          М.В Иванилова, социальный педагог МБОУ СОШ №18 
         Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей,  детей-сирот , детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.  В   трудные   жизненные  условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи  с   детьми-инвалидами , многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее.
      У  детей  в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.
     Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на  ребенка  и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице  ребенку  становится лучше, чем дома, это неблагополучная семья. Специалисты по социальной  работе  выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной: алкоголизм и бедност.
      Понятие  трудная   жизненная   ситуация  в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся  ситуация ; неизбежное событие в  жизненном  цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных  жизненных  целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств;  ситуация , объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
      Классифицировать  трудную   жизненную   ситуацию  школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению  трудных   жизненных   ситуаций . Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к  работе  с отдельным  ребенком .
     Педагогическая поддержка – процесс совместного  с   ребенком  определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
     Система комплексной помощи  ребенку   в   трудной   жизненной   ситуации  должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.
      Виды помощи неблагополучным семьям:
1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь, социально-правовые, психологические, социально-медицинские услуги.
2. Педагогические услуги:
–      педагогическая помощь  детям  в защите их интересов;
–      консультативная помощь родителям и  детям ;
–      групповая  работа  по развитию навыков общения и эмоциональной сферы  детей ;
–      коррекционная помощь  детям  с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
–      содействие культурно-досуговой деятельности  детей ;
–      практическая помощь в организации домашнего обучения  детей-инвалидов ;
–      обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности  детей-инвалидов.  
       Профилактические  функции в  работе  с учащимися,  находящимися   в   трудной   жизненной   ситуации , осуществляет непосредственно  классный   руководитель . Он помогает получить сведения о  ребенке , о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками.         Классным   руководителям  необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной  профилактической   работы  регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою  работу  на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.
      Я работаю социальным педагогом школы. Мой стаж  работы  29 лет. И являюсь  классным   руководителем   на протяжении всей своей педагогической деятельности. Наверное, нет такого учителя, у которого в классе не бывает  детей , попавших  в   трудную   жизненную   ситуацию . Главное для педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять в классе таких  детей  и такие семьи.
        Как и во всех школах города, свою  работу   классный   руководитель  начинает со знакомством  с   детьми  класса и их семьями. Для этого он заполняет социальный паспорт класса .
       В своей  работе  я еще практикую анкетирование, где родители отвечают на ряд вопросов. Такие  анкеты помогают в дальнейшей работе.
         Среди вопросов анкеты есть такие, которые помогают выявить микроклимат, взаимоотношения в семье, участие родителей в жизни ребенка, интересы ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, конечно же, пока глазами родителей.
     Для пополнения информации о ребенке и его семье я провожу рисуночные тесты  на уроках информатики «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», использую методику «Дом, дерево, человек». 
Для получения информации от родителей использую следующие тесты:
Тест-игра «Какой вы родитель?». Родители получают список фраз и инструкцию: «попросите членов своей семьи отметить фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми» (баллы на бланке не указывать).
    Тест «Искусство воспитания».
Упражнение для родителей «Сутки моего ребенка». 
     Родители в помощь организации воспитания в семье получают вот такую таблицу: 
Основные стили родительского воспитания детей в семье. 
    Если быть внимательным к  детям, любить  детей, ответственно относиться к своей  работе  таких  детей  заметить несложно:
–       ребенок  систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;
–      у  ребенка  имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;
–       ребенок  систематически опаздывает на учебные занятия;
–       ребенок  постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о  ситуации  неблагополучия в семье и т.д.
    Если такие  дети  мною выявлены, я начинаю работать как социальномуый  педагог  школы, и мы с психологом вместе посещаем семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и  ребенка .
      Моя  работа  как  классного   руководителя  направлена на то, чтобы организовать совместную  работу  родителей,  классного   руководителя, социального педагога, психолога, преодолению семьей и  ребенком   трудной   жизненной   ситуации, в которую они попали. 
           Что для этого делается? 
1.     Проводятся родительские собрания по ознакомлению родителей с нормативно-правовыми документами по оказанию помощи семьям, попавшим  в   трудную   жизненную   ситуацию. 
2.     Налаживается сотрудничество с социальными организациями города по оказанию поддержки таким семьям, через социального педагога школы (отдел по опеке и попечительству, администрацию). Предоставляются бесплатные проездные билеты  детям ,  находящимся  под опекой, льготные проездные билеты многодетным, малообеспеченным семьям, выделяются льготные оздоровительные путевки в городские, загородные лагеря, организуется льготное санаторно-профилактическое лечение, бесплатные обеды для льготной категории   детей .
3.     В школе проводятся консультации психолога, социального педагога школы, как родителей, так и  детей , а также диагностическая  работа   с   детьми , попавшими,  в   трудные   жизненные   ситуации .
4.     Как правило, провожу родительские собрания со следующей тематикой: «Общение в семье. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье», «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие  детей », «Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности  ребенка » «Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на поведение и развитие  ребенка ». «Наказание в семье. Как не перегнуть палку», часы общения с классом, направленные на воспитание нравственных качеств (доброта, толерантность, милосердие, дружба, взаимопонимание), беседы, направленные на профилактику пагубных и вредных привычек.
5.     Очень важно  детей, попавших  в   трудную   жизненную   ситуацию , стимулировать принимать участие во внеклассной, внеурочной  работе , занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях, культпоходах в театры, музеи, кинотеатры.
6.     Как учитель оказываю педагогическую поддержку и помощь в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в обучении.
7.     Стараюсь создать теплый, доверительный микроклимат в детском коллективе, чтобы каждому  ребенку  было комфортно. 
8.     С целью профилактики разъясняю опасность насилия, ориентирую  детей  на то, чтобы,  находясь   в   трудной   жизненной   ситуации , они в любой момент обращались за помощью к педагогу и психологу.
      Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании  ребенка , различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Эффективными приемами педагогической поддержки считаю доверительную беседу, совет, акцент на достоинства  ребенка , проекцию на результат, обсуждение на равных.
     Для  работы  с семьями, где  ребенок   находится   в   трудной   жизненной   ситуации , два раза в год (в сентябре и январе)  классными   руководителями  совместно с социальным педагогом, директором и завучем школы, составляется программа  работы  с семьей, в которой фиксируются все виды работы с семьей и  ребенком , ответственные за их выполнение и достигнутый результат. Программа работы в течение полугода может варьироваться в связи с изменившимися условиями, но обязательно два раза в год заслушивается на административном совете.
     Я считаю, что для  работы   с   детьми  по этой проблеме недостаточно иметь только педагогическое образование, каждый педагог должен еще быть хорошим человеком. 
15