Роль классного руководителя в работе с детьми, попавшими в ТЖС


Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

(из опыта работы)

М.В Иванилова, социальный педагог МБОУ СОШ №18


Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот , детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами , многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее.
У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.
Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома, это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной: алкоголизм и бедност.
Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация ; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация , объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций . Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком .
Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.

Виды помощи неблагополучным семьям:

1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь, социально-правовые, психологические, социально-медицинские услуги.

2. Педагогические услуги:

– педагогическая помощь детям в защите их интересов;

– консультативная помощь родителям и детям ;

– групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей ;

– коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

– содействие культурно-досуговой деятельности детей ;

– практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов ;

– обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.
Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации , осуществляет непосредственно классный руководитель . Он помогает получить сведения о ребенке , о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

Я работаю социальным педагогом школы. Мой стаж работы 29 лет. И являюсь классным руководителем на протяжении всей своей педагогической деятельности. Наверное, нет такого учителя, у которого в классе не бывает детей , попавших в трудную жизненную ситуацию . Главное для педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять в классе таких детей и такие семьи.

Как и во всех школах города, свою работу классный руководитель начинает со знакомством с детьми класса и их семьями. Для этого он заполняет социальный паспорт класса .
В своей работе я еще практикую анкетирование, где родители отвечают на ряд вопросов. Такие анкеты помогают в дальнейшей работе.
Среди вопросов анкеты есть такие, которые помогают выявить микроклимат, взаимоотношения в семье, участие родителей в жизни ребенка, интересы ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, конечно же, пока глазами родителей.

Для пополнения информации о ребенке и его семье я провожу рисуночные тесты на уроках информатики «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», использую методику «Дом, дерево, человек».

Для получения информации от родителей использую следующие тесты:
Тест-игра «Какой вы родитель?». Родители получают список фраз и инструкцию: «попросите членов своей семьи отметить фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми» (баллы на бланке не указывать).
Тест «Искусство воспитания».
Упражнение для родителей «Сутки моего ребенка».

Родители в помощь организации воспитания в семье получают вот такую таблицу:
Основные стили родительского воспитания детей в семье.

Если быть внимательным к детям, любить детей, ответственно относиться к своей работе таких детей заметить несложно:

– ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;

– у ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;

– ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;

– ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.

Если такие дети мною выявлены, я начинаю работать как социальномуый педагог школы, и мы с психологом вместе посещаем семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка .

Моя работа как классного руководителя направлена на то, чтобы организовать совместную работу родителей, классного руководителя, социального педагога, психолога, преодолению семьей и ребенком трудной жизненной ситуации, в которую они попали.

Что для этого делается?

1. Проводятся родительские собрания по ознакомлению родителей с нормативно-правовыми документами по оказанию помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2. Налаживается сотрудничество с социальными организациями города по оказанию поддержки таким семьям, через социального педагога школы (отдел по опеке и попечительству, администрацию). Предоставляются бесплатные проездные билеты детям , находящимся под опекой, льготные проездные билеты многодетным, малообеспеченным семьям, выделяются льготные оздоровительные путевки в городские, загородные лагеря, организуется льготное санаторно-профилактическое лечение, бесплатные обеды для льготной категории детей .

3. В школе проводятся консультации психолога, социального педагога школы, как родителей, так и детей , а также диагностическая работа с детьми , попавшими, в трудные жизненные ситуации .

4. Как правило, провожу родительские собрания со следующей тематикой: «Общение в семье. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье», «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие детей », «Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка » «Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на поведение и развитие ребенка ». «Наказание в семье. Как не перегнуть палку», часы общения с классом, направленные на воспитание нравственных качеств (доброта, толерантность, милосердие, дружба, взаимопонимание), беседы, направленные на профилактику пагубных и вредных привычек.

5. Очень важно детей, попавших в трудную жизненную ситуацию , стимулировать принимать участие во внеклассной, внеурочной работе , занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях, культпоходах в театры, музеи, кинотеатры.

6. Как учитель оказываю педагогическую поддержку и помощь в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в обучении.

7. Стараюсь создать теплый, доверительный микроклимат в детском коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно.

8. С целью профилактики разъясняю опасность насилия, ориентирую детей на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации , они в любой момент обращались за помощью к педагогу и психологу.
Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка , различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Эффективными приемами педагогической поддержки считаю доверительную беседу, совет, акцент на достоинства ребенка , проекцию на результат, обсуждение на равных.
Для работы с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации , два раза в год (в сентябре и январе) классными руководителями совместно с социальным педагогом, директором и завучем школы, составляется программа работы с семьей, в которой фиксируются все виды работы с семьей и ребенком , ответственные за их выполнение и достигнутый результат. Программа работы в течение полугода может варьироваться в связи с изменившимися условиями, но обязательно два раза в год заслушивается на административном совете.
Я считаю, что для работы с детьми по этой проблеме недостаточно иметь только педагогическое образование, каждый педагог должен еще быть хорошим человеком.





15