Выдержка из статьи Социально-педагогическое сопровождение замещающих семей

на 7 минут речь
Уважаемые члены комиссии, коллеги!

Вашему вниманию предоставляется ,выпускная квалификационная работа на тему «Социальное сопровождение замещающих семей на базе Волгоградского областного центра психолого-педагогической помощи населению ».

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, отметил, что число детей-сирот , и детей оставшихся без попечения родителей в последние годы стало сокращаться. Все больше людей хочет принять ребенка в свою семью.
Процесс адаптации ребенка в условиях замещающей семьи сложен и противоречив. Он порождает множество психолого-педагогических и социальных проблем, к которым приемные родители часто оказываются не готовы. Именно здесь встает вопрос о важности и необходимости профессионального сопровождения замещащих семей. Данными положениями обуславливается актуальность темы исследования
Объект исследования – процесс социального сопровождения замещающих семей.
Предмет исследования – содержание процесса социального сопровождения замещающей семьи в условиях Волгоградского областного центра психолого-педагогической помощи населению
Цель исследования – рассмотреть теоретические и практические вопросы социального сопровождения замещающих семей.
Задачи исследования:
1 задача - Рассмотреть замещающую семью, как объект социального сопровождения.. В рамках решения этой задачи мы изучили работы Ослон Вероники Нисоновны, Анатолия Георгиевича Харчева, Байер Елены Александровны, Хрустальковой Натальи Александровны, Захаровой Жанны Анатольевны идр.
Существует два типа замещающей семьи (по Н.А. Хрустальковой).В первом типе замещающая семья – это любой тип семейного устройства ребенка – приемная, патронатная, опекунская семьи, семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей, и которые составляют альтернативу пребыванию ребенком в сиротским учреждении [77, с.50].А второй тип профессионально-замещающая семья – это приемная, патронатная семьи или семейная воспитательная группа, где воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является профессиональной деятельностью замещающих родителей, которые прошли специальный отбор, получили соответствующую подготовку, наделены юридическими правами и ответственностью, как и кровные родители при сохранении всех социальных льгот и пособий на приемных детей
. Замещающая непрофессиональная и профессиональная семья (в различных ее формах – усыновление, опека, приемная и патронатная семья) представляет собой специфический институт воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, главной целью которого является социализация ребенка, формирование ценностного отношения к миру, к семье, к себе. Мы разделяем точку зрения В.К. Зарецкого, Н.П. Ивановой, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогоровой и др. в том, что установление социальной опеки над ребенком, лишенного родительского попечения, в виде передачи его на воспитание в замещающую семью – наиболее желательно, так как способствует формированию близких отношений с окружающими людьми, что важно для его дальнейшей интеграции в общество и полноценной самореализации.
Второй задачей нашего исследования было 2.Раскрыть сущность, охарактеризовать структуру и определить содержание процесса социального сопровождения замещающих семей .
Анализ работ Холостовой евдокии Ивановныч, Ослон Вероники Нисоновны, Хрустальковой Натальи Александровны, и других показал, что Социальное сопровождение - это вид социальной работы, направленной на осуществление социальных опеки, помощи и патронажа социально незащищенных категорий граждан с целью преодоления жизненных трудностей, сохранения, повышения их социального статуса. Социальное сопровождение замещающих семей реализуется службой социального сопровождения, либо отделениями социального сопровождения на базе учреждений социа
·льной защиты населения. Социальное сопровождение ведется по следующим направлениям : социально-правовое, социально-медицинское, социально-психологическое, социально-педагогическое. Можно сделать вывод о том, что основной целью социального сопровождения замещающей семьи является достижение благополучия семьи и ребенка, принятого в нее на воспитание.

Третья задача исследования была сфокусирована на изучении опыта социального сопровождения замещающих семей организациях системы социальной защиты Волгоградской области. Мы рассмотрели особенности деятельности Волгоградского областного центра психолого-медико-социального сопровождения, клубов замещающих родителей в Волгоградском регионе, инновационный проект «Диалог» общественного фонда «Планета детства», основные направления работы с замещающими семьями Волгоградского областного центра психолого-педагогической помощи населению.
Четвертой задачей было разработать и апробировать программу занятий с замещающими семьями «Моя семья» на базе ГКУ СО Волгоградского областного центра психолого-педагогической помощи населению.

целью которой была помощь в создании благоприятных условий для успешной социализации детей, воспитывающихся в замещающей семье.
Программа включала три этапа : подготовительный (знакомство с семьей, выявление актуальных проблем , с которыми сталкиваются замещающие родители в процессе вопитания приемного ребенка и проблемы приемных детей, которые воспитываются в замещающей, изучение внутрисемейного статуса и социальной роли замещающих родителей в семье, внутрисемейных отношений.). Основной этап включал в себя проведение комплекса мероприятий с замещающими семьями, с помощью художественно-творческой деятельности, тренингов, ролевых игр . Также в этот этап включены лекции специалистов, способствующие повышению психолого-педагогической компетентности родителей, круглые столы . Заключительный этап: оценка хода реализации программы средствами диагностических процедур.
По результатам диагностики, проведенной на заключительном этапе программы , мы выявили повышение уровня социальной, психолого-педагогической компетентности родителей; в замещающих семьях отмечена положительная тенденция развития доверительные детско-родительских отношениях, сформированы, т.е. созданы благоприятные условия для воспитания приемного ребенка в замещающей семье.
Также программа занятий способствовала дальнейшему сотрудничеству замещающих семей с ГКУ СО Волгоградским областным центром психолого-педагогической помощи населению. Важно отметить, что в семьях, участвующих в программе отсутствует ситуация вторичного сиротства детей.

В ходе исследования был использован комплекс методов:
теоретические - анализ социологической, психологической, педагогической литературы по вопросу социального сопроождения замещающих семей; анализ отечественного практического опыта по проблеме исследования, эмпирические – изучение и анализ документов, анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в выявлении основных условий и принципов организации социального сопровождения замещающих семей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная авторская программа занятий с замещающими семьями, может быть использована в рамках деятельности учреждений социального обслуживания населения.
Результаты исследовательской работы могут использоваться специалистами по социальной работе, социальными педагогами, педагогами- психологами.












13PAGE 15


13PAGE 14215




15