Программа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся «Ты не один»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД УРАЙ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4








П Р О Г Р А М М А
по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся
«Ты не один»
МБОУ СОШ № 4
(2015-2017 учебные годы, возраст обучающихся – 7-18 лет.)


Автор программы:
Нагорная Лариса Анатольевна
социальный педагог


г. Урай, 2015 г.


Содержание программы
«Ты не один»

№ п/п
Название раздела
Стр.


Аннотация к программе
3

1.
Паспорт программы
5

2.
Пояснительная записка
9

3.
Цель, задачи программы
11

4.
Принципы деятельности при реализации программы
12

5.
Система работы школы по профилактике правонарушений обучающихся
14

6.
Содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, употребления ПАВ, формированию законопослушного поведения среди обучающихся
15

7.
Планирование работы, формы работы
17

8.
Схема взаимодействия со службами и ведомствами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
19

9.
Методы работы
19

10.
Система психолого-медико-социально-педагогического сопровождения в рамках организации деятельности участников образовательного процесса по решению возникающих проблем
21

11.
Программы, проекты, планы совместной деятельности по профилактике правонарушений
22

12.
Организация индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном профилактическом учете
23

13.
План мероприятий по реализации программы
27

14.
Механизм реализации программы и координация программных мероприятий
36

15.
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
36

16.
Оценка эффективности реализации программы
37

17.
Схема управления программой и кадровое обеспечение
39


Список литературы
40






Аннотация к программе

«Вот они вечные истины эти:
Поздно заметили мимо прошли
Нет! Не рождаются «трудными» дети!
Просто им вовремя не помогли!»

Наличие факторов социального риска в большинстве означает возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождает беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. В существующих условиях образовательные учреждения вынуждены взять на себя огромную ответственность не только в деле обучения, но и в воспитании подрастающего поколения; принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди обучающихся и реабилитации подростков с девиантным поведением.
Все это обуславливает необходимость создания программы по предупреждению безнадзорности и правонарушений обучающихся.
Основой разработки программы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся является анализ мониторинга правонарушений, количество обучающихся, состоящих на учете и контроле учреждений системы профилактики; состояние безнадзорности несовершеннолетних и проживание их в социально-опасной ситуации, неблагополучие в семьях, что, несомненно является одной из основных причин асоциального поведения и увеличения числа правонарушений среди обучающихся.
Программа направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
В программе используются следующие формы работы: индивидуальная социально-педагогическая работа; групповая работа; социально-педагогическая работа в микросоциуме; консультирование, патронаж семей; кружковая работа; участие в социально-полезной деятельности; участие в благотворительной деятельности; тренинги; конференции; беседы, лекции; конкурсы, акции; трудовая деятельность; родительские собрания, лектории, семинары.






















Паспорт программы


Наименование
учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4



Наименование программы

Программа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся «Ты не один»



Автор программы

Нагорная Лариса Анатольевна – социальный педагог






Исполнители программы
Администрация школы
Социальный педагог
Педагоги-психологи
Фельдшер
Классные руководители
Обучающиеся 1-11 классов
Родители обучающихся
Инспектора ПДН
Специалисты ОДН
Специалисты ювенальной службы
Врач-нарколог


Цель программы
Комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся, их социальной реабилитации и адаптации в современном мире, создание доверительного психологического климата между педагогами, обучающимися и родителями; стремление к сотрудничеству между всеми участниками учебно-воспитательного процесса




Задачи программы
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
- снижение преступности среди несовершеннолетних;
- предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- профилактика асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних;
- профилактика алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних;
- межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- развитие системы организации досуга и отдыха обучающихся «группы риска» во внеурочное и каникулярное время;
- развитие школьного самоуправления




Нормативно-правовая база
- Конвенция о правах ребенка;
- Семейный кодекс РФ;
- Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации»";
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»;
- Устав школы;
- Локальные акты школы


Сроки реализации программы


Реализация программы рассчитана на 2 года


Контингент


Несовершеннолетние обучающиеся школы (7-18 лет)


Социальная значимость программы


Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Формирование законопослушного поведения у учащихся



Ожидаемый результат реализации программы
- улучшение взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
- создание условий для снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- уменьшение количества пропусков занятий обучающимися без уважительной причины;
- уменьшение количества обучающихся, имеющих неудовлетворительную успеваемость по предметам по результатам четверти, учебного года;
- повышение правовой грамотности обучающихся;
- увеличение количества обучающихся, занятых во внеурочной деятельности

Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 2015-2017 годы, реализуется в три этапа:
1 этап:
- Совершенствование нормативно-правовой базы;
- Определение стратегии и тактики деятельности;
- Укрепление межведомственного сотрудничества;
-Обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
-Разработки методик и проведение в образовательном учреждении социологического исследования обучающихся, педагогов, родителей, направленного на профилактику правонарушений;
- Поиск форм и методов вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность
2 этап:
-Реализация программы, согласование с заинтересованными сторонами оперативных планов проведения мероприятий, представленных в программе;
-Корректировка организационного и методического характера сведений;
-Проведение разработанных мероприятий;
-Предварительная оценка достигнутых результатов
3 этап:
-Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
-Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;
-Определение перспектив развития в этом направлении





Пояснительная записка

Актуальность предупреждения безнадзорности и правонарушений среди подростков очевидна и обусловлена рядом причин: снижением жизненного уровня населения, расслоением общества, переоценкой социальных ценностей, изменениями в системе воспитания и обучения подрастающего поколения. Все это вызвало в последние годы небывалый рост безнадзорности и преступности среди детей и молодежи.
Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи по их жизнеобеспечению и развитию, привело к отторжению детей из неблагополучных семей, к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.
Данные социальные явления становятся угрозой будущего России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. А безнадзорность и беспризорность создают угрозу правильному развитию детей и подростков. Проявление и развитие у них социально-негативных навыков, привычек, установок способствуют становлению личности, неприспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленной самой себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем, значительная часть молодого поколения, совершая преступления в подростковом возрасте, будет считать это нормой и в своей дальнейшей жизни. Нахождение подростка длительное время без надзора в криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь. Подростковая преступность начинает приобретать глобальный для российского общества характер.
Анализ подростковой преступности по городу Ураю показал, что в 2014 году произошел рост преступлений, совершенных несовершеннолетними с 18 до 23 преступлений (увеличение на 27,7%), число несовершеннолетних, совершивших преступления возросло с 14 до 15 (увеличение на 7,14%). В 2014 году в г. Урае выявлено 14 фактов употребления несовершеннолетними спиртных напитков.
Поэтому не вызывает сомнения актуальность проблемы подростковой безнадзорности и правонарушений.
Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, законопослушным или преступником. Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня. Появилась немало детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, материальное положение которых не позволяет организовать полноценный отдых и досуг, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. В сложной социально-психологической ситуации оказываются и дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родители ведут асоциальный образ жизни, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям. Социальный состав семей также является значимым фактором риска негативного влияния на несовершеннолетних. Почти каждый третий ребёнок воспитывается в неполной семье. За последнее время возросло количество подростков, состоящих на внутришкольном учете, относящихся к «группе риска». Стало распространенным явлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннем школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье.
Среди основных причин правонарушений обучающихся можно выделить следующие факторы: неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность); дефекты умственного развития; недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, которое влечёт за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.); неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Девиантное поведение обучающихся проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, алкоголизации, употреблению ПАВ. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательного учреждения.
Социальная значимость программы заключается в том, что острота социальных проблем подростков требует разработки эффективных социально-педагогических комплексных технологий их разрешения. Осуществление программных мероприятий должно обеспечивать создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращения фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных обучающимися образовательного учреждения; реализацию государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

Цель, задачи программы

Цель программы: Комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся, их социальной реабилитации и адаптации в современном мире; создание доверительного психологического климата между педагогами, обучающимися и родителями; стремление к сотрудничеству между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
- снижение преступности среди несовершеннолетних;
- предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- профилактика асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних;
- профилактика алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних;
- межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- развитие системы организации досуга и отдыха обучающихся «группы риска» во внеурочное и каникулярное время;
- развитие школьного самоуправления.
Срок реализации программы рассчитан на 2 года.

Принципы деятельности при реализации программы

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на следующих принципах:
- законности;
-демократизма;
- гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней;
- индивидуального подхода к несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
- обеспечения ответственности должностных лиц;
- комплексности;
- дифференцированности;
- многоаспектности;
- последовательности;
- ценностный подход, предполагающий формирование у школьников навыков здорового образа жизни, общечеловеческих ценностей, законопослушности.
Система работы МБОУ СОШ № 4 по профилактике правонарушений обучающихся


Направление
Деятельность администрации
Деятельность педагогического коллектива
Работа педагогов
с детьми
Работа с родителями
Связь с социальными институтами

Пропаганда здорового образа жизни





Создание условий для безопасных условий деятельности всех участников УВП, отслеживание активных форм работы
Организация совместной деятельности классных руководителей и учителей-предметников
Привлечение к участию в массовых и спортивных мероприятиях
Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей и профилактике вредных привычек
Привлечение специалистов различных социальных институтов в работе с педагогами, детьми и родителями

Досуговая деятельность
Координация деятельности кружков и секций в системе дополнительного образования школы и за ее пределами
Мероприятия по укреплению взаимосвязей разновозрастных коллективов и взаимоотношений в классе
Создание условий для выявления и развития способностей детей. Включение в коллективные и малые формы работы
Привлечение родителей к организации и проведению совместных мероприятий
Организация свободного времени учащихся. Участие в мероприятиях разного уровня

Общение и развитие







Отслеживание личностного развития детей и профессионального роста педагогов
Взаимодействие с психологом, коллегами, администрацией по решению возникших проблем. Проведение педагогических консилиумов
Определение задач по развитию каждого учащегося
Организация консультаций специалистов по желанию родителей
Взаимодействие с городскими службами и учреждениями культуры

Профилактическая работа
Проведение анализа по выявлению причин «попадания» детей в «группу риска»
Создание системы мероприятий
Проведение разъяснительной работы о правовых обязанностях и ответственности несовершеннолетних
Организация лектория и индивидуальных консультаций
Проведение совместных рейдов и отдельных мероприятий

Научно-методическая работа
Организация работы по повышению научно-практической подготовки педагогов
Ознакомление с нормативно-правовыми документами и методиками
Определение влияния воспитательных усилий на развитие личности ребенка
Диагностика и мониторинг
Организация семинаров и конференций

Учебно-регистрационная деятельность
Составление картотеки учащихся «группы риска», и неблагополучных семей
Своевременное выявление детей «группы риска» и неблагополучных семей
Ведение дневников наблюдений и проведение мероприятий по защите прав ребенка
Посещение детей на дому, выявление семей, находящихся в социально опасном положении
Уточнение, учет и регистрация учащихся и семей различных социальных категорий


Содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, употребления ПАВ, формированию законопослушного поведения среди обучающихся

Основные направления
Задачи
Формы работы
Документы

Выявление, учет, изучение
Выявление несовершеннолетних «группы риска». Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Изучение семей и условий семейного воспитания, жилищно-бытовых условий. Изучение особенностей развития личности учащихся «группы риска»
Уточнение списков детей. Индивидуальные беседы с учащимися, родителями. Анкетирование. Посещение семей. Работа с документами.
Социальные паспорта классов. Социальный паспорт школы. Списки учащихся и семей, поставленных на внутришкольный учет. Карты сопровождения учащихся, семей. Акты обследования материально-бытовых условий жизни учащихся.

Контроль, коррекция, защита
Осуществление внутришкольного контроля за учащимися «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении. Оказание правовой, социальной, психолого-педагогической помощи учащимся, защита их законных прав и интересов. Организация взаимодействия с государственными внешкольными учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» (по плану). Патронаж семей, находящихся в социально опасном положении (по плану). Совместная работа с ПДН, КДН и др. (по плану). Организация работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по плану)
Ведение карт сопровождения учащихся, семей, состоящих на внутришкольном учете. Составление и реализация плана совместной работы с ПДН и КДН. Составление и реализация плана работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ведение протоколов заседаний Советов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Акты обследования материально-бытовых условий жизни обучающихся, характеризующие материалы, представления и др.









Планирование работы, формы работы

Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, пожелания семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы.
- Программа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся «Ты не один».
- План воспитательной работы школы, план работы классных руководителей, планы руководителей кружков, план работы педагогов-психологов содержат раздел «Профилактика правонарушений и безопасности учащихся».
- План работы Совета профилактики по безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- План работы с семьями и учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации.
- План работы с КДН и ЗП;
- План работы с ПДН;
- Планы работы по формированию здорового образа жизни и профилактике наркомании и токсикомании на текущий учебный год.
- План проведения месячника по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников.
- Планы классных руководителей по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
- Программы «Ты не один», «Истоки семейного счастья», «Научиться жить вместе», «Здоровье и школа», «Солнечный город» (программа пребывания детей в летнем оздоровительном лагере), «Школа и закон».
Формы работы
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:
- выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
- рейды по неблагополучным семьям;
- деятельность Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- организация родительского лектория;
- индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
- работа с документами;
- психологическая диагностика;
- индивидуальные и групповые консультации;
- содействие в участии в системе внеурочной деятельности школы;
- работа по профориентации;
- семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
- общешкольные родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), собрания с участием специалистов КДН, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;
- осуществление патронажного наблюдения;
- оказание различных видов материальной помощи;
- организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
- оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
- организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально-опасном положении.







VIII. Схема взаимодействия со службами и ведомствами по профилактике безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних














Взаимодействие со службами и ведомствами поможет добиться снижения уровня правонарушений среди обучающихся школы путём проведения мероприятий воспитательно – нравственного содержания.

Методы работы

В совей деятельности участники образовательного процесса используют активные методы работы:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- опрос;
- беседа;
- рефлексия;
- убеждение;
- социальное проектирование;
- анализ документов;
- социометрия;
- метод «педагогического взрыва»;
- метод поощрения;
- метод убеждения;
- методика организации коллективной творческой деятельности;
- индивидуальная консультация;
- создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.;
- тренинги социальных навыков и модификации поведения;
- индивидуальная педагогическая поддержка.
В образовательном учреждении имеется необходимая документация, отражающая систему работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- банк данных учащихся, состоящих на внутришкольном учете, учетах ПДН, КДН и ЗП и семей, находящихся в социально –опасном положении;
- социальный паспорт образовательного учреждения и классов;
- акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемых и учеников, находящихся в социально опасном положении;
- справки о посещении семей;
- справки по итогам рейдов;
- журнал индивидуальной работы с учениками и родителями;
- информация о занятости ребят, состоящих на внутришкольном учете, учетах ПДН, КДН и ЗП во внеурочное и каникулярное время.
Таким образом, с целью профилактики безнадзорности и правонарушений, употребления ПАВ и повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе проводятся мероприятия для обучающихся с использованием разнообразных методов работы.
X. Система психолого-медико-социально-педагогического сопровождения в рамках организации деятельности участников образовательного процесса по решению возникающих проблем


Несовершеннолетний с проблемами в обучении, общении, поведении.
(запрос родителей, территориальной КДН и ЗП, инспектора ПДН)



Медицинский работник:
Предоставление информации о физическом развитии несовершеннолетнего на основе медицинского мониторинга (при необходимости)


Администрация школы













Администрация школы: организация проведения малого педсовета по решению проблемы с приглашением родителей


Выход администрации школы на отделение полиции, территориальную КДН и ЗП с ходатайством (при необходимости) с предоставлением пакета документов утвержденного директором школы.



ХI. Программы, проекты, планы совместной деятельности
по профилактике правонарушений

С целью профилактики и предупреждения безнадзорности, беспризорности, вредных привычек, воспитания ЗОЖ были разработаны и реализуются следующие программы и проекты:

























Цель данных проектов, программ, планов совместной деятельности - Комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся, их социальной реабилитации и адаптации в современном мире, создание доверительного психологического климата между педагогами, обучающимися и родителями; стремление к сотрудничеству между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

XII. Организация индивидуально-профилактической работы с учащимися, состоящими на внутришкольном профилактическом учете

Перед каждым образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведения детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в учебном заведении проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: КДН и ЗП, ПДН, отделом опеки и попечительства, центром реабилитации для несовершеннолетних «Зина», лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями культуры, спорта и др. В школе должны быть созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка.
Ведется работа по выявлению и учету детей с девиантным поведением, неблагополучных семей, семей и детей «группы риска», созданы социальные паспорта школы и классов, сформированы информационные банки данных о детях, состоящих на учете в ПДН, КДН и ЗП, внутришкольном учете, о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Показатели
Начало
2012-2013 уч. год
Начало
2013-2014 уч. год
Начало
2014-2015 уч. год

Кол-во неблагополучных семей


5

5

6

Кол-во учащихся, состоящих на учете КДН и ЗП


7

8

8

Кол-во учащихся, состоящих на учете ПДН

3

4

4

Кол-во учащихся, состоящих на внутришкольном учете

22

17

17


Классный руководитель совместно со специалистами общеобразовательного учреждения с участием сотрудников органов внутренних дел составляет план индивидуальной профилактической работы с учащимися, которые утверждаются заместителем директора по воспитательной работе. Решение о постановке учащегося на внутришкольный учет, план индивидуальной профилактической работы доводятся до сведения родителей (законных представителей) обучающегося.
На учащегося, поставленного на внутришкольный учет, оформляется учетная карточка с указанием даты и основания постановки на учет (Приложение 1). Заполнение карточки производится классным руководителем по мере проведения мероприятий согласно плану индивидуальной профилактической работы, но не реже одного раза в месяц. Все рекомендации, данные администрацией, социально-психологической службой общеобразовательного учреждения, результаты индивидуальной профилактической работы должны быть отражены в личной карте учащегося.
На учащихся «группы риска» классными руководителями составлены карты индивидуального изучения ребенка, семьи, проведено психолого-педагогическое обследование данной категории семей, обследование жилищно-бытовых условий. С данной категорией детей и родителей администрацией школы, классными руководителями, психологами, социальным педагогом проводится индивидуальная работа: профилактические беседы, посещение на дому, коррекционные, тренинговые занятия, психолого-педагогическое консультирование родителей, вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность, систему дополнительного образования.
Учащийся лично или вместе с родителями (законными представителями) в течение срока пребывания на внутришкольном учете приглашается на заседания педагогического совета, совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних школы для контроля за реализацией плана индивидуально-профилактической работы.
В системе проводятся советы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с привлечением инспекторов ПДН и специалистов КДН и ЗП, на заседания которых в течение 2013-2014 учебного года были приглашены 14 учащихся и их родителей, в первом полугодии 2014-2015 учебного года рассмотрено поведение 8 учащихся.
В 1 полугодии 2014-2015 учебного года с учащимися «группы риска» социальным педагогом проведено 102 индивидуальные беседы, 32 беседы с родителями обучающихся. Во время дежурства родительского патруля учащихся «группы риска» посетили по месту жительства – 45 раз. Производился ежедневный контроль посещаемости занятий.
Также проводится целенаправленная работа по выявлению необучающихся и возвращению их в образовательное учреждение. В школе ведется ежедневный контроль за посещаемостью. Продолжена практика еженедельного отчета перед Управлением образования о детях, не посещающих занятия или имеющих систематические пропуски уроков. Во втором полугодии 2014-2015 учебного года выявлен 1 обучающийся систематически пропускающий уроки в школе (3 учебных дня подряд).
Ведется постоянная работа по организации внеурочной занятости учащихся, состоящих на разных видах учета, так в 2014-2015 учебном году из общего числа обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, во внеурочной деятельности заняты 85% учащихся. На базе школы организованы секции волейбола и баскетбола с общим охватом – 60 обучающихся. Во время осенних каникул работал пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Югорчата». Общий охват составил 105 учащихся. Летом 2014 года на базе школы работал оздоровительный лагерь «Солнечный город с охватом 90 детей. Учащиеся систематически привлекаются в общественную жизнь школы, класса, привлекаются в деятельность школьных организаций («Светлячки», «Шаг»).
С целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения, навыков здорового образа жизни согласно плану совместной работы с ОМВД в школе регулярно проводятся следующие мероприятия:
- Заседания Советов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Рейды в семьи учащихся «группы риска»;
- Профилактические беседы с учащимися и их родителями;
- Совместные родительские собрания на темы: «Жестокое обращение с детьми», «Ответственность родителей за воспитание детей» и т.д.;
- Беседы по пропаганде безопасности дорожного движения;
- Беседы в классах на тему «Обязанности ответственность несовершеннолетних с приглашением специалиста ювенальной службы;
- Выставка «Осторожно, тюрьма!» с приглашением специалиста ювенальной службы;
- Межведомственные совещания по разработке мероприятий с семьями, находящимися в социально-опасном положении;
- Беседы в классах на тему «Правовая помощь детям»;
- Работа пункта правовой помощи детям на базе школы;
- Работа школьной службы примирения;
-Работа телефона доверия.
Таким образом, в образовательном учреждении реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение основного общего образования. И все же остается актуальной задача повышения эффективности профилактической работы с учащимися, усиления роли социально-психологической службы образовательного учреждения.

XIII. План мероприятий по реализации программы










№ п/п
Наименование мероприятия
Цель
Сроки проведения
Ответственные


Подготовительные мероприятия


1.
Анализ состояния воспитательной работы школы




Корректировка плана работы на новый учебный год
сентябрь
Зам. директора по ВР

2.
Изучение личных дел обучающихся








Составление социального паспорта школы, выявление льготных категорий обучающихся и составление списков по каждой категории
сентябрь
Классные руководители
Соц. педагог

3
Изучение медицинских показателей о состоянии здоровья обучающихся



Выявление детей, состоящих на диспансерном учете
сентябрь
Фельдшер

4
Взаимодействие с образовательными учреждениями, ОДН, ПДН по выявлению обучающихся, имеющих отклонения в поведении




Выявление обучающихся, имеющих отклонения в поведении, составление списков обучающихся нуждающихся в особом педагогическом и психологическом сопровождении
сентябрь
Соц. педагог,
Педагог-психолог

5
Участие в еженедельных планерных совещаниях (соц. педагоги образовательных учреждений, представители ОДН, ПДН, опеки, ювенальной службы, МУ ЦГБ, реабилитационного центра «Зина»)
Межведомственное взаимодействие, своевременное информирование служб
В течение учебного года
Соц. педагог

6
Формирование картотеки обучающихся состоящих на внутришкольном учете
Проведение индивидуальной профилактической работы
сентябрь
Соц. педагог

7
Разработка планов индивидуальной профилактической работы с обучающимися
Профилактика девиантного поведения, совершения правонарушений, преступлений
сентябрь
Соц. педагог
Педагог-психолог

8
Разработка плана мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, плана совместных мероприятий с ПДН, ОДН и т.д.
Профилактика безнадзорности и правонарушений
сентябрь
Зам. директора по ВР
Соц. педагог

9
Выявление обучающихся не приступивших к занятиям в новом учебном году (установление причин)
Профилактика безнадзорности и правонарушений
сентябрь
Соц. педагог
Классные руководители
Инспектор ПДН

10
Педагогический консилиум
Анализ уровня адаптации первоклассников
Октябрь
Директор
Зам. директора по УВР, ВР
Педагог-психолог
Соц. педагог
Классные руководители
Учителя
Фельдшер


Профилактические мероприятия


1
Информирование обучающихся об уголовной и административной ответственности


Повышение правовой грамотности обучающихся
В течение учебного года
Соц. педагог
Специалисты ювенальной службы
Инспектора ПДН

2
Привлечение обучающихся к дежурству по школе и поддержанию общественного порядка
Соблюдение общественного порядка в школе, профилактика правонарушений
В течение учебного года
Зам. директора по УВР
Классные руководители

3
Вовлечение обучающихся в творческие объединения дополнительного образования детей
Занятость обучающихся во внеурочное время, профилактика безнадзорности и правонарушений
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Соц. педагог
Педагог-психолог
Педагоги-организаторы
Классные руководители

4
Привлечение обучающихся к участию в спортивно-массовых и культурных мероприятияхкласса, школы, города
Занятость обучающихся во внеурочное время, профилактика безнадзорности и правонарушений
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Учителя физической культуры
Классные руководители
Соц. педагог
Педагог-психолог
Педагоги-организаторы

5
Проведение тематических родительских собраний
Знакомство родителей с локальными актами учреждения, правами и обязанностями обучающихся и родителей, профилактика правонарушений, употребления ПАВ, повышение педагогической компетентности родителей
В течение учебного года


Администрация школы,
Педагоги-психологи
Классные руководители
Специалисты ювенальной службы
Инспектора ПДН
Специалисты ОДН


6
Контроль посещаемости уроков обучающимися
Профилактика пропусков занятий без уважительной причины
Ежедневно
Зам. директора по УВР
Классные руководители
Учителя
Соц. педагог

7
Организация встреч со специалистами ОДН, ПДН,УИИ, ГИБДД, психиатром-наркологом, специалистами ювенальной службы
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Соц. педагог
Педагог-психолог

8
Организация и подготовка материалов для проведения тематических классных часов
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Классные руководители

9
Изготовление памяток для обучающихся


Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Соц. педагог
Педагог-психолог
Инспектор ПДН

10
Размещение информации, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д. на информационных стендах
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Соц. педагог

11
Организация и проведение выставок, встреч для обучающихся по профилактике правонарушений, употребления ПАВ, спиртосодержащей продукции и т.д.

Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Соц. педагог
Педагог-психолог
Инспектор ПДН
Специалисты ОДН
Специалисты ювенальной службы
Врач-нарколог

12
Организация круглых столов, встреч с интересными людьми






Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ
В течение учебного года
Зам. директора по ВР


13
Организация профориентационных мероприятий




Повышение мотивации к выбранной профессии
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Педагог-психолог

14
Организация мероприятий по профилактике нарушений ПДД и дорожно-транспортного травматизма
Профилактика правонарушений в области дорожного движения и травматизма,
В течение учебного года
Зам. директора по ВР


15
Работа окружной площадки по профилактике употребления ПАВ на базе школы
Профилактика употребления ПАВ




В течение учебного года
Зам. директора по ВР


Мероприятия по предупреждению отсутствия обучающихся
на уроках без уважительной причины


1
Посещение обучающихся на дому
Обследование материально-бытовых условий жизни, профилактика безнадзорности
В течение учебного года
Классные руководители
Соц. педагог
Педагог-психолог


2
Индивидуальные беседы и консультирование обучающихся
Оказание психологической помощи, повышение учебной мотивации, оказание социальной помощи и поддержки, профилактика правонарушений
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Педагог-психолог,
Соц. педагог


3
Индивидуальные беседы и консультирование родителей





Оказание психологической помощи, социальной помощи и поддержки, а также помощи в воспитании детей
В течение учебного года
Зам. директора по УВР
Педагог-психолог,
Соц. педагог


4
Рассмотрение обучающихся на заседании Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних



Профилактика девиантного поведения, пропусков занятий без уважительной причины, повышение учебной успеваемости
В течение учебного года
Члены Совета

5
Взаимодействие с учителями-предметниками



Организация дополнительных занятий, консультаций
В течение учебного года
Зам. директора по УВР
Педагог-психолог
Соц. педагог
Классный руководитель

6
Проведение совещаний при директоре с учащимися и родителями по профилактике пропусков уроков без уважительной причины и повышению успеваемости
Профилактика безнадзорности и правонарушений
По мере необходимовсти
Директор
Зам. директора по УВР
Классные руководители
Соц. педагог
Педагог-психолог

7
Направление представлений, информационных писем, характеристик на обучающихся в органы опеки, КДН, и ЗП
Профилактика безнадзорности и правонарушений
В течение учебного года
Соц. педагог


Мероприятия проводимые с обучающимися по факту совершения правонарушений, преступлений


1
Посещение обучающихся на дому
Обследование материально-бытовых условий жизни, профилактика безнадзорности

В течение учебного года
Соц. педагог
Педагог-психолог
Классные руководители

2
Индивидуальные беседы и консультирование обучающихся
Оказание психологической помощи, повышение учебной мотивации, оказание социальной помощи и поддержки, профилактика правонарушений

В течение учебного года
Зам. директора по УВР
Педагог-психолог,
Соц. педагог
Воспитатель

3
Индивидуальные беседы и консультирование родителей
Оказание психологической помощи, социальной помощи и поддержки, а также помощи в воспитании детей


В течение учебного года
Зам. директора по УВР
Педагог-психолог,
Соц. педагог


4
Рассмотрение обучающихся на заседании Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Профилактика девиантного поведения, пропусков занятий без уважительной причины, повышение учебной успеваемости, профилактика правонарушений
В течение учебного года
Члена Совета

5
Организация и проведение тренинговых занятий
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ, суицидов и т.д.
В течение учебного года
Педагог-психолог

6
Проведение индивидуальных коррекционных занятий с элементами арт-терапии
Анализ собственного поведения, умение разрешать конфликтные ситуации


В течение учебного года
Педагог-психолог
Соц. педагог

7
Привлечение обучающихся «группы риска» в волонтерское движение
Занятость во внеурочное время
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Педагоги-организаторы
Классные руководители

8
Ведение картотеки обучающихся, состоящих на внутришкольном учете

Профилактика правонарушений
В течение учебного года
Соц. педагог
Инспектор ПДН
Специалист ОДН


9
Индивидуальные беседы с обучающимися совершившими правонарушения, преступления


Профилактика совершения повторных правонарушений, преступлений
В течение учебного года
Соц. педагог
Инспектор ПДН
Специалист ОДН

10
Направление обучающихся употребляющих спиртосодержащие напитки на беседу к фельдшеру школы
Профилактика правонарушений, повторного употребления спиртосодержащей продукции
В течение учебного года
Соц. педагог

11
Направление обучающихся, употребивших спиртосодержащие напитки на консультацию к врачу-наркологу

Профилактика правонарушений, повторного употребления спиртосодержащей продукции
В течение учебного года
Соц. педагог

Мероприятия по организации досуга обучающихся

1.
Работа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Югорчата», «Солнечный город»
Организация досуга обучающихся
Осенние, весенние, летние каникулы
Зам. директора по ВР
Педагоги-организаторы

2.
Организация работы школьных секций и кружков
Организация досуга обучающихся
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Педагоги-организаторы
Учителя

3.
Организация школьных спортивных и культурно-массовых мероприятий
Организация досуга обучающихся
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Педагоги-организаторы
Учителя

4
Участие в городских, окружных спортивных и культурно-массовых мероприятиях
Организация досуга обучающихся
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Педагоги-организаторы
Учителя

Реализация целевых программ и проектов осуществляется в течение учебного года по отдельному плану


XIV. Механизм реализации программы
и координация программных мероприятий

Программа утверждается директором школы. Исполнителями основных мероприятий программы являются все участники образовательного процесса МБОУ средней общеобразовательной школы № 4.
Ход и результаты выполнения мероприятий могут быть рассмотрены на заседаниях при директоре школы.
Исполнители мероприятий программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов выделяемых на реализацию программы.
Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета на соответствующий финансовый год. Общий объем средств на финансирование программы составляет 110 тыс. руб. в том числе по годам: 2016 г.- 50 тыс. руб., 2017 г.- 60 тыс. руб.
Кадровое обеспечение программы – 100%.
Информационно-методическое – 95%.
Материально-техническая база – 98%.

ХV. Организация управления программой
и контроль за ходом ее реализации

Формы и методы организации управления реализацией программы определяются администрацией школы. При необходимости возможно продление срока реализации программы. Срок реализации программы может быть продлен не более чем на один год.
Социальный педагог ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет информацию о ходе реализации утвержденной программы.
По программе, срок реализации которой завершается в отчетном году, социальный педагог подготавливает отчет о выполнении программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

XVI. Оценка эффективности реализации программы

Предполагается, что реализация мероприятий Программы будет способствовать:
- снижению числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- сокращению числа семей, находящихся в социально опасном положении;
- улучшению информационного обеспечения деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- повышению эффективности социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудно жизненной ситуации, а также совершившими противоправные деяния;
- привлечению организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности к разработке комплекса мер по работе с несовершеннолетними и молодежью, способствующих предупреждению правонарушений.










Критерии отслеживания эффективности программы


Отслеживание эффективности всей программы
Появление у подростков устойчивых интересов;
Положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учете КДН и ЗП, ПДН;
Уменьшение количества детей «группы риска»
Уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска».


Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
Проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлеченности родителей и учащихся.



Конечный результат реализации программы
Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.





ХVII. Схема управления программой и кадровое обеспечение







Список литературы

1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание,
1979.
2. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними
правонарушителями. – М., 1994.
3. Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,
1968.
4. Драгунова Г.О. Психология подростка. – М., 1987.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715







Реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»

Правоохранительные органы (ПДН, УИИ)

Ювенальная служба

Служба психологической поддержки

Прокуратура

КДН (комиссия по делам несовершеннолетних

МБОУ СОШ №4

Органы опеки и попечительства

Педагог-психолог:
Наблюдение.
Посещение занятий.
Диагностика.
Консультация для участников образовательного процесса.
Составление заключения и характеристики по результатам диагностики, наблюдений, консультаций.
Составление графика индивидуальной и групповой работы с участниками образовательного процесса (при необходимости)

Социальный педагог:
Посещение семьи ( при необходимости).
Индивидуальная работа с несовершеннолетними (беседы, консультации)
Информация о проделанной работе с семьей.
Информация о проделанной работе с учащимися.
Проведение заседания совета профилактики по представлению классного руководителя с информацией о проделанной работе.
Выход на администрацию



Классный руководитель (предоставление пакета документов по требованию, как при единичных случаях, так и при работе в системе):
Характеристика.
Справка об успеваемости.
Табель посещаемости.
Информация о проделанной работе (в случае неоднократного нарушения).
Работа в системе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Заседание актива группы.
Заседание родительского комитета по вопросам правонарушений несовершеннолетних группы.
Заседание общешкольного родительского комитета.
Выход на заседание совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с информацией о проделанной работе.

Программа «Истоки семьи

Программа «Профилактика ПАВ»

Цель: Антинаркотическая профилактика через развитие личностных и социальных навыков. Подростки обучаются широкому ряду личностных и социальных навыков в целях повышения социальной компетентности.


Цель: Формирование родительской любви; проработка личных проблем самих родителей, педагогов; восполнение дефицита родительской любви и формирование ответной детской любви

Программа «Школьник и Закон»

Программа «Все грани успеха»

Цель: Формирование правового сознания, правовой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.

Цель: Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме;
сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни;
формирование личностных нравственных качеств у учащихся;
социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.


Проект
«От подростка к подростку»

Цель: Изменение социального статуса отверженного ребёнка в классном коллективе, через:
- проведение тренинговой работы;
-привлечение детей к написанию научно-исследовательских работ и проектов;
- внедрение волонтёрского движения из таких же детей;
- консультирование родителей отверженных учащихся


Планы совместной работы
1.План совместной работы с ОМВД
2.План совместной работы с ювенальной службой
3.План совместной работы с МБДОУ д/с № 15 «Березка», д/с № 10 «Снежинка»
4.План совместной работы с ЦТРС УРС (шефы)

Управляющий совет

Директор

Педагогический совет

Фельдшер
(2)

Классные руководители
(38)

Соц. педагог (1)

Старший вожатый (1)

Педагог-организатор (2)

Педагог-психолог (2)

Учителя-предметники

Совет председателей классных родительских комитетов

Зам. директора по ВР (1)

Зам. директора по УВР (4)



 Ltx€Іґ¶ёО
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·024
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Ln€ґо Заголовок 1¬ђ Заголовок 3іђ Заголовок 915