КОНСПЕКТ УРОКА в 1 «Б» классе Учитель: Швец З.О. Предмет: Литературное чтение Тема: Согласная буква Ф.
КОНСПЕКТ УРОКА в 1 «Б» классе
Учитель: Швец З.О.
Предмет: Литературное чтение
Тема: Согласная буква Ф.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты.
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
Предметные результаты:
Выделять звуки ф и ф’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять попарно слоги с буквами ф и в. Наблюдать за артикуляцией глухих согласных ф, ф’ и звонких согласных в, в’ в парах. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам
Оборудование.
Карточки с изображением печатной и письменной буквы.
Учебник В.Г.Горецкого «Русская азбука».
Плакат «Учись сидеть правильно».
Карточки со слогами.
Карточки с домашним заданием (по желанию).
Ход урока
I Включение в учебную деятельность
_ Какие новые буквы вы повторяли на предыдущем уроке?
_ Какой звук они обозначают?
II Актуализация знаний
_ Проведите слого-звуковой анализ слова «щепка» или «щелчок»
_ Рассмотрите ленту букв на с. 73 учебника. Какие согласные и всегда звонкие звуки вы знаете?
Какими буквами они обозначены?
- Какие согласные звуки всегда мягкие? Какими буквами они обозначены? (Буквами Й, Ч, Щ.)
- Какая буква не имеет никакого звука? (Буква Ь.)
- Для чего она нужна в русском языке? (Она обозначает мягкость согласных звуков. Отделяет согласную букву при написании от гласной буквы.)- Прочитайте текст «Овощи» на с. 66—67 «Азбуки». (Выборочное чтение.)
- Что принесла хозяйка с базара?
- Какие из названий этих овощей являются словарными словами?
- Из-за чего овощи завели спор?
- Что сделала хозяйка?
- Каков оказался суп?
(Учитель обращает внимание детей на многозначность слова «крутой»: крутой кипяток — очень горячий, крутой кисель — густой, крутой спуск с горы - отвесный.)
- Прочитайте текст «Два товарища» на с. 68 «Азбуки».
- Что случилось с мальчиками?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Перескажите этот текст подробно.
- Прочитайте диалог «Зверь на букву 70».
III. Постановка целей и определение темы урока
учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV.Работа по теме урока
Знакомство со звуками ф ф(мягкая)
-Откройте азбуку на с. 71.
-Что нарисовано в красной рамке? (шарф)
Как мы нежно называем маленький шарф? (Шарфик.)
Проведем Фонетический разбор этих слов.
— Соотнесите слова со схемами к ним.
— Почему в первом слове новый звук слышится твердо, а во втором мягко? (Учитель объясняет артикуляцию при произношении звуков [ф], ф'Вывод. Согласный глухой, парный звук, может быть твердыми мягким.— Проведите слого-звуковой анализ слов «форма» и «фирма»,
— Поиграем в игру «Где звук?». Определите место звука [ф] или [ф']:
фартук, ферма, фанера, фонтан, фарфор, факир, фокус, фикус, конфета.
— Отгадайте загадку.
Этот глаз — особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)
Знакомство с буквами Ф, фФилин, в книжку залетев, Притворился буквой Ф.
А. Шибаев
Федя ходит руки в боки. Значит, выучил уроки. Г. Виеру— Прочитайте слоги под схемами слов в красной рамке на с, 71 учебника.
— Дополните их так, чтобы получилось слово. (Фуфайка, фуражка, футбол, ферма, февраль, фыркать, фигура, фиалка, фартук, факел, факир, фата, фаворит, фокус, фотография, фонарик, Фекла, Федор.)— Сравните письменную строчную букву ф с печатной.
Принесли однажды Поле
С дачи веточку фасоли.
Потянула за стручок —
Приоткрылся тайничок.
Выпали фасолиныНа ладони Полины.
Две фасолинки и три,
Да еще одна внутри.
Помогите Поленьке
Сосчитать фасолинки.:Р.Дерикот
- Проведите звуковой анализ слова «фасоль».
— Рассмотрите иллюстрации на с. 70—71 «Азбуки». Что на них изображено?
Парусники существуют и в наше время. Курсанты военно-морских училищ перед окончанием обучения обязательно выходят в море на парусниках, как в очень далекие годы. Морской флот бывает надводный и подводный.
— Найдите на иллюстрации изображение подводной лодки.
Надводные корабли бывают такие большие, что на их палубу может сесть военный самолет, как на аэродром.
Корабли делятся на две группы: военные и гражданские. Гражданские суда служат либо для перевозки людей, либо для перевозки грузов.
— Проанализируйте предложение «На каждом корабле есть
флаг». Запишите его в Прописях на с. 30. (Учитель проводит орфографическую работу.) 3. Формирование навыков чтения
— Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина на с. 70 учебника.
- Из какой сказки взято четверостишие? Что вы можете сказать о героях этой сказки? Кто вам понравился?
Кого можно назвать коварными людьми? Учитель проводит беседу о важности и необходимости дружбы, уважении, любви между членами семьи.) Проведите фонетический анализ слов «ветер», «кораблик».
— Что можете сказать о написании первой гласной буквы? ( надо запомнить, а слово записать в словарик.)
— В чем заключается особенность написания слова «(в) волнах»?
— Прочитаем второе стихотворение А.С. Пушкина.
— Как вы понимаете выражение «прорубить окно в Европу» (Учитель подробно объясняет, что значит «в Европу прорубить окно», «все флаги в гости будут к нам».)
— Найдите слова, в которых написание гласной буквы находится в слабой позиции.
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Сердитая кошка».
2. Работа над дикцией
Чистоговорка:
Аф-аф-аф — в Африке живет жираф.
Фа-фа-фа — мы пропели ноту «фа».
Фе-фе-фе — пишем буквы мы в графе.
— Прочитайте слова по слогам.финишшофер фонарикасфальт телефон фабрикафамилия февраль фестиваль
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте с доски текст «Твой толковый словарик».
Фазан — птица с красивым ярким оперением и длинным хвостом.
Фантазия — творческое воображение; мечта, выдумка; причуда, каприз
Фармацевт — работник аптеки, приготавливающий лекарства.
Фауна — животный мир.
Финиш — заключительная, решающая часть спортивного состязания на скорость.
Флора — растительный мир.
фламинго — южная водяная птица с нежно-розовым оперением, длинной шеей и длинными ногами.
футбол — спортивная игра двух команд, стремящихся загнать мяч в ворота противников.
_ - А что означают слова «фенхель», «фольга», «форма», «фонтан»?
- Прочитайте об этом в «Толковом словаре иностранных слов в русском языке».
_ - С какими новыми словами вы познакомились? _
- Значение каких слов до этого не знали? _
- Прочитайте слова в столбиках на с. 71 учебника. _
Сколько новых словарных слов вы узнали на предыдущем уроке, пока читали тексты в «Азбуке»? В русском языке много словарных слов, начинающихся с буквы Ф или содержащих эту букву в середине или на конце слова, произношение которых расходится с написанием.
- Прочитайте записанные на доске слова, попробуйте выделить словарные. (Факел, фонарь, фантик, фонтан, фанера, конфета, картофель, фермер, фартук, фигура.)
- Поставьте ударение и выделите безударные гласные.
Все слова, значение которых вы узнали в предыдущем задании, тоже содержат орфограммы, написание которых вам необходимо запомнить. Когда-то давно в русском языке не было буквы Ф, она пришла в нашу азбуку из французского и других языков. Прочитайте стихотворение «Весенняя гроза»
Дождик собирается в дорогу, Тучи наполняет серебром. Вот дойдет до нашего порога И рассыплет брызги над двором. С грохотом по городу пройдется, Вымоет троллейбусам глаза, На асфальте лужей разольется, И уйдет весенняя гроза.
Э. Чумичева— Как выглядит все в природе, когда собирается гроза?
— Каким становится небо?
— Почему автор стихотворения пишет, что гроза «с грохотом, по городу пройдется», что она имеет в виду? (Грохот грома)
— А кто из вас наблюдал за небом, когда по нему плывут лег, кие облака? Как вы думаете, облака бесформенные или могут напоминать какие-либо предметы? Вот как об этом пишет Раиса Дерикот.
Я не верил в это чудо,
А теперь увидел сам:
Шел вагончик не по рельсам,
А скользил по небесам.
А по склону, как на лыжах,
Проплывала только тень,
Даже птицы пели ниже —
Был такой веселый день.
Удивляться только впору,
Ведь куда ни повернусь —
Влево горы, вправо горы,
Там Бештау, там Эльбрус.
Это чудо видел сам:
Шел вагон по небесам.
— Как вы думаете, что это за вагон, который мальчик увидел в небе? (Облако, имеющее форму вагона.)
— Если внимательно присмотреться, то в форме облака можно увидеть интересные предметы. Попробуйте понаблюдать за облаками.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что вызвало затруднение?
— Что нового вы узнали? Чему научились?