Рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Основы исследовательской деятельности

Департамент внутренней и кадровой политики
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Губкинский горно-политехнический колледж»









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Основы исследовательской деятельности»

















Губкин 2016


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании предметно- цикловой комиссии
Протокол №______ от _____________ заместитель директора по УМР председатель________ Е.А. Сивкова Морозова Л.А._____________
Составитель: преподаватель Сивкова Е.А.

В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы исследовательской деятельности» предназначены для обучающихся по всем специальностям СПО.
Целью данной методической разработки является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Основные задачи:
пути компенсации нехватки знаний;
обеспечение самостоятельной работы обучающихся методическими материалами;
актуализация учебного процесса в целом.
В пособии приведены указания по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, рефератами, докладами, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме, рекомендуемая литература и другие источники.
Данные рекомендации способствуют развитию знаний и умений обучающихся, постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей, установке на самостоятельное пополнение знаний.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......4
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.......7
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ
И ПРОРАБОТКЕ КОНСПЕКТА......9
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА..11
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-ПРОЕКТОВ С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ИХ В ВИДЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ В ПРОГРАММЕ Microsoft PowerPoint. 15
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НАПИСАНИЯ ЭССЕ.... ..21
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ
ДОКЛАДА25
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ..........30

ОГЛАВЛЕНИЕ














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] предназначена для реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов к уровню подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Для освоения дисциплины «Основы исследовательской деятельности» обучающиеся используют знания, умения и навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Литература», «История».
Изучение дисциплины «Основы исследовательской деятельности» является необходимой основой для последующего освоения программ профессиональных модулей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;
осуществлять сбор, изучение и обработку информации;
анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов;
формулировать выводы и делать обобщения;
работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы);
этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы;
технику эксперимента и обработку его результатов;
способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;
методы научного познания;
общую структуру и научный аппарат исследования;
виды охранных документов
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки – 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 36 часов;
самостоятельной работы - 16 часов.
Самостоятельная работа обучающихся играет важную роль в воспитании сознательного отношения к овладению теоретическими и практическими знаниями. Привитие им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы обучающиеся не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.
Значимость самостоятельной работы:
1. глубокое изучение сущности вопроса, возможность основательно в нем разобраться;
2. выработка стойких самостоятельных взглядов и убеждений;
3.фомирование ценных качеств: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;
4. развитие умения самостоятельно приобретать и углублять знания;
5. умение анализировать полученные знания.
Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:
- мотивационность задания (для чего, чему способствует);
- четкая постановка задач;
- алгоритм, метод выполнения работы, знание обучающимися способов ее выполнения;
- четкое определение преподавателем форм отчетности, сроки выполнения;
- критерии оценки, отчетности;
- виды и формы контроля.
Самостоятельная работа выполняет как развивающие, так и воспитательные функции. Она позволяет формировать у обучающихся самостоятельность как черту личности.









СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ведение
Самостоятельная работа №1. Подготовка сообщения по теме «История возникновения и развития науки» (Приложение №)
Форма контроля: проверка преподавателем, выступление на семинаре, индивидуальная беседа.

Раздел 1. Основы исследовательской деятельности
Тема 1.1. Теоретические основы научно-исследовательской деятельности (1ч)
Самостоятельная работа№2. Подготовка материала для презентации «От научного познания до научной теории». (Приложение №)
Форма контроля: проверка и оценивание материала.

Тема 1.2. Методология научного исследования (1ч)
Самостоятельная работа №3. Проанализировать проект или исследовательскую работу.
Форма контроля: проверка и оценивание работы.

Тема 1.3. Методы научно-исследовательской деятельности (1ч)
Самостоятельная работа №4. Подбор методов исследования в соответствии с заданной темой.
Форма контроля: демонстрация полученных результатов.

Тема 1.4. Источники информации и работа с ними (4ч)
Самостоятельная работа №5. Работа с первоисточниками по выбранной теме:
- составить тезисы;
- составить план текста;
- составить конспект;
- написать рецензию
Форма контроля: проверка и оценивание материалов.

Тема 1.5. Реферат как научная работа (2ч)
Самостоятельная работа №6. Написать реферат по выбранной теме.
Форма контроля: проверка преподавателем, выступление на семинаре.

Раздел 1. Основы проектной деятельности
Тема 2.1. Современный взгляд на проектирование (2ч)
Самостоятельная работа №7. Поиск и подбор материала по теме «Современные известные проекты»
Форма контроля: проверка преподавателем, выступление на семинаре, индивидуальная беседа.
Самостоятельная работа №8. Составить опорный конспект по теме «Типология проектов»
Форма контроля: проверка преподавателем конспектов

Тема 2.2. Этапы работы над проектом (4ч)
Самостоятельная работа №9.
Оформить титульный лист индивидуального проекта.
Составить содержание исследовательской работы.
Представить результаты мини-исследования по выбранной теме.
Составить библиографию к выбранной теме исследования.
Форма контроля: защита проекта





















ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Методические рекомендации по написанию и проработке конспекта
Внимательно прочти текст.
Выдели главную идею и озаглавь текст.
Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.
Запиши названия смысловых частей в форме плана в левом рабочем поле конспекта.
Прочти текст во второй раз.
Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.
Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.
Визуализируй конспект:
Напиши источник конспектирования (название, автор);
раздели страницу на три части в соотношении. Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта.
главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, !, ?, *, проч.) или выделяй шрифтом либо подчёркиванием;
каждый пункт плана отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно, тебе надо будет внести еще информацию);
в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл, проработав текст.




Критерии оценки конспекта:

п/п
Критерии оценивания
«5»
«4»
«3»
«2»

1
Объём выполненной работы
Оптимален для конспектирования материала
Оптимален для
конспектирования материала
Занижен завышен
Занижен завышен

2
Логическая последовательность и связанность материала
+
Незначительно нарушена
нарушена
Отсутствует

3
Полнота изложения содержания
+
Не выдержана
Не выдержана
Не выдержана

4
Сохранение основной идеи через весь конспект
+
+
нарушено
Отсутствует

5
Использование дополнительной литературы (при постановке подобной задачи)
+
+
Не достаточно
Не используется

6
Оформление
+
+
Наличие отклонений
Наличие отклонений

7
Орфографический режим (как дополнительный критерий)
+
-
Соблюдается слабо
Нарушены.















ПРИЛОЖЕНИЕ№2

Рекомендации по написанию реферата

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.  
Реферат состоит из нескольких частей:
титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);
оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;
введение;
основная часть, состоящая из глав;
заключение;
список использованной литературы.
Во введении объясняется:
почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых);
какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы... (Клише: “Материалом для написания реферата послужили ...”);
из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена.., во 2 главе ... В заключении сформулированы основные выводы...”)
Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения)
Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы - это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер.
Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: “Таким образом,.. Можно сделать заключение, что... В итоге можно прийти к выводу... ”)
В заключении (очень кратко) формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.
Список литературы составляется в алфавитном порядке в конце реферата по определенным правилам.
Описание книг:
Автор(ы). Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы.
Арустамов Э.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования: 5-е издание переработанное и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2008г.-32с.
Описание сборников:
Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы.
Химия и экология: Справ. шк. - М.: Просвещение, 2009. - 600с.
Описание статей
Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). - Год. - Номер. - Страницы статьи.
Уфимцева К.Е.Экологическое природопользование // - 2009. - N° 1. - С. 5-8.
Этапы (план) работы над рефератом
Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.
Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.
Найти книги и статьи по выбранной теме (для средних классов - не менее 3-х источников, для старшеклассников не менее 5). Сделать список этой литературы.
Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).
Составить план основной части реферата.
Написать черновой вариант каждой главы.
Показать черновик педагогу.
Написать реферат.
Составить сообщение на 5-7 минут, не более.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии
Показатели

1.Новизна реферированного текста
Макс. - 20 баллов
- актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы Макс. - 30 баллов
- соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников Макс. - 20 баллов
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов
- правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность
Макс. - 15 баллов
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль.


Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
86 – 100 баллов – «отлично»;
70 – 75 баллов – «хорошо»;
51 – 69 баллов – «удовлетворительно;
мене 51 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Рекомендации по созданию мини-проектов с представлением их в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint
Проект – это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги.
Основные требования к использованию метода проектов
-Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска
-Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов
-Самостоятельная деятельность учащихся
Содержание этапов проекта
Этап
Содержание

Этап 1. «Начальный»
Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы

Этап 2. «Поисковый»
Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная обработка собранного материала.

Этап 3. «Исследовательский »
Проведение исследования, решение поставленной проблемы

Этап 4. «Обработка результата»
Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта

Этап 5. «Заключительный »
Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта в виде мультимедийной презентации.

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Рекомендации по созданию презентации
Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование колледжа.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль
- Соблюдайте единый стиль оформления.
- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон
Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
-  Для фона и текста используйте контрастные цвета.
-  Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Таблица сочетаемости цветов в приложении.

°Анимационные эффекты
-  Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
-  Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.


Представление информации:
Содержание информации

- Используйте короткие слова и предложения.
- Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты
- Для заголовков – не менее 24.
- Для информации не менее 18.
- Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
- Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации
Следует использовать:
- рамки; границы, заливку;
- штриховку, стрелки;
- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации
- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
- Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.


 




Критерии оценивания презентаций

Общие баллы
Область оценивания
Параметры для оценивания
Базовый уровень (от 1 до 4)
Средний уровень (от 5 до 7)
Высший уровень (от 8 до 10)
Общие баллы

15
Стиль
1. Единый стиль оформления.
2. Избегайте стиля, которые будет отвлекать от самой презентации.
3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не преобладают над основной информацией (текстом, иллюстрациями).





10
Содержание
1.Содержание раскрывает цель и задачи исследования.





30
Информация
1.Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).
2.Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).
3.Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).
4.Отсутствие неопределенности, неоднозначности.
5. Современность источника.
6.Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников).





35
Текст
1.Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).
2.Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).
3.Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).
4.Однозначность (единое толкование текста различными учащимися).
5.Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего).
6.Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено).
7. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.





10
Оформление
1.Использование эффектов (цвета, анимации и звуковых эффектов) 2.Наличие схем, графиков, таблиц.






Пояснения: 0-30 баллов – неудовлетворительно;
31-60 баллов – удовлетворительно;
61-90 баллов – хорошо;
91-100 баллов – отлично.





ПРИЛОЖЕНИЕ№ 4
Рекомендации по написанию эссе
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться.
Построение эссе
Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе
Титульный лист. Обязательно оформлять титульный лист в соответствие с последними требованиями. Обязательные атрибуты титульного листа: полное наименование колледжа, тема эссе, специальность, группа и ФИО студента, должность и ФИО преподавателя, год выполнения.
Вводная часть - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования, поставить проблему.
При работе над вводной частью могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».
Основная часть – теоретико-прикладные основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций автора эссе по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина следствие, общее особенное, форма содержание, часть целое, постоянство изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что целесообразно делить основную часть на последовательные логические блоки рассуждений. Каждый блок должен содержать утверждение и соответствующее доказательство, крайне желательно подкрепленное практическим примером.
Хорошо проверенный способ построения любого эссе использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы. Использование подзаголовков, однако, не является обязательным требованием.
Заключительные положения - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
Список использованных источников: эссе обязательно должно содержать перечень использованных источников литературы, на которые имеются ссылки в тексте (на заимствованные мнения других авторов).
Оценивание эссе
Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:
Критерий
Требование к студенту
Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.
определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.
2 балла

Анализ и оценка информации
грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;
4 балла

Построение суждений
- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
3 балла

Оформление работы
- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.
1 балл




ПРИЛОЖЕНИЕ№ 5

Методические рекомендации по написанию доклада
1. Основные требования к докладу
Доклад – это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции.
Существует несколько стилей изложения, например, разговорный стиль, канцелярский и т.п. Студенческий доклад должен быть изложен языком науки. Это предполагает выполнение определенных требований.
Известный российский специалист по риторике (науке о грамотной речи) М.Н.Пряхин так определяет основные признаки научного текста.
Научный текст – это:
1) сообщение, которое опирается на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;
2) это сообщение о новых, ранее неизвестных явлениях природы, общества;
3) это сообщение, написанное с использованием строгих однозначных терминов;
4) это сообщение, в котором нет предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок».
В ходе научного доклада необходимо показать, насколько хорошо автор знаком с фундаментальными трудами по избранной теме, продемонстрировать владение методологией исследования, показать, что результат исследования есть результат широкого обобщения, а не подтасовка случайных фактов.
Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис – мысль, требующая обоснования.
В качестве тезиса могут выступать:
а) новые неизвестные факты;
б) новые объяснения известных фактов;
в) новые оценки известных фактов.
Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования.
Аргумент – это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса. Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям:
а) аргументы должны быть истинными утверждениями;
б) истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;
в) приводимые аргументы не должны противоречить друг другу;
г) аргументы, истинные только при определенных условиях нельзя приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду;
д) аргументы должны быть соразмерны тезисам.
2. Специфика доклада как устного сообщения
Поскольку доклад – это устное выступление, он отличается от письменных работ (рефератов, курсовых и дипломных работ). Для этого нужно соблюдать определенные правила.
Во-первых, необходимо четко соблюдать регламент.
Для того чтобы уложиться в отведенное время необходимо:
а) тщательно отобрать факты и примеры, исключить из текста выступления все, не относящееся напрямую к теме;
б) исключить все повторы;
в) весь иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, схемы) должен быть подготовлен заранее;
г) необходимо заранее проговорить вслух текст выступления, зафиксировав время и сделав поправку на волнение, которое неизбежно увеличивает время выступления перед аудиторией.
Во-вторых, доклад должен хорошо восприниматься на слух.
Это предполагает:
а) краткость, т.е. исключение из текста слов и словосочетаний, не несущих смысловой нагрузки;
б) смысловую точность, т.е. отсутствие возможности двоякого толкования тех или иных фраз;
в) отказ от неоправданного использования иностранных слов и сложных грамматических конструкций.
И, наконец, главное: слушателю должна быть понятна логика изложения. С этой целью перед тем, как закончить доклад, желательно очень кратко повторить алгоритм (ход рассуждений), с помощью которого автор пришел к окончательным выводам.
В третьих, необходимо постоянно поддерживать контакт с аудиторией.
Для того, чтобы поддерживать постоянный контакт с аудиторией, используются разнообразные ораторские приемы. Основными из них являются следующие:
а) риторические вопросы;
б) паузы;
в) голосовые приемы (понижение или повышение голоса, ускорение или замедление речи, замедленное и отчетливое произнесение некоторых слов);
г) жестикуляция;
д) прямое требование внимания.
Для активизации внимания можно использовать пословицы, поговорки и даже анекдоты. Однако следует иметь в виду, что при слишком частом употреблении средства акцентирования перестают выполнять свои функции и превращаются в информационно-избыточные элементы, мешающие следить за логикой изложения.
3. Оформление иллюстративного материала
В качестве иллюстративного материала в экономических науках обычно используют графики, диаграммы, таблицы и схемы.
График – это условное обозначение в виде линий, позволяющее показать функциональную взаимосвязь между зависимой и независимой переменной.
График включает в себя заголовок, оси координат, шкалу с масштабами и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей, а также словесные пояснения условных знаков.
Диаграмма – это условное изображение зависимости между несколькими величинами.
Диаграммы делятся на столбиковые, ленточные и секторные. На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Эти прямоугольники располагаются вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольника пропорциональна изображаемым ими величинам.
При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при горизонтальной – ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.
Таблица – это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.
Таблица состоит из следующих элементов: нумерационный заголовок (т.е слово «Таблица» и ее порядковый номер); тематический заголовок; головка (заголовок и подзаголовок граф); горизонтальные ряды (строки); боковик (заголовки строк); графы колонки; сноска или примечание.
В зависимости от характера материала, приведенного в табличной форме, таблицы делят на цифровые и текстовые.
Схема – это изображение, выполненное с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба.
Основная задача схемы – показать основную идею какого-либо процесса и взаимосвязь его главных элементов. Иногда для простоты схемы изображают в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы называют блок-схемами.
4. Основные критерии оценки доклада
В качестве основных критериев оценки студенческого доклада могу выступать: а) соответствие содержания заявленной теме;
б) актуальность, новизна и значимость темы;
в) четкая постановка цели и задач исследования;
г) аргументированность и логичность изложения;
д) научная новизна и достоверность полученных результатов;
е) свободное владение материалом;
ж) состав и количество используемых источников и литературы;
з) культура речи, ораторское мастерство;
и) выдержанность регламента.


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
Основные источники:
Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2015.-128с. ISBN 978-5-4468-2277-5
Дополнительные источники:
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений /. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 160 с. 15ВН 978-5-7695-6040-8

Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
Попков А.В., Вельм И.М., Дружакина О.П., Широбоков С.В. Основы научной деятельности студентов: учебное пособие для студентов Вузов.- Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009-228с.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее результатов. –М.: Изд-во АПК и ПРО,2003.-102 с.
Сабитов Р.А.Основы научных исследований / Учебное пособие, 2002.
11. Патентный закон РФ № 3517-1
Интернет ресурсы:
www.russianmarket.ru – Маркетинговые исследования и аналитические
материалы
www.gks.ru - Федеральная служба государственной
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] История возникновение и развитие науки. Раздел: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] М. СТУПНИЦКАЯ КНИГА В ГАЗЕТЕ. Учимся работать над проектом.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




tђ Заголовок 1€ђ Заголовок 515