Книга о правильном питании для детей старшей группы Овощи и фрукты — витаминные продукты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №30станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район







Щи да каша – пища наша.




Воспитатель: Алексеева Т.А.










ст. Ленинградская 2013г.
Введение

Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что именно в детстве закладывается не только здоровье, но также и основные пищевые привычки. Здоровое питание для детей – это сбалансированное меню, содержащее все необходимое с точки зрения докторов и самого детского организма. Однако здесь не обойтись и без внешней стороны: вкусные, разнообразные, интересные блюда для привлечения внимания, ознакомления с возможными пищевыми сочетаниями составляют основу системы, которая в будущем принесет огромную пользу ребенку.
Известно, что малыши очень рано проявляют интерес к взрослой еде, и это нормально. Значит, по мере взросления нужно предлагать на пробу именно то, что относится к «правильной» еде, а не кусочек колбаски или соленого огурца, как делают многие родители. Зачастую переход на обычный стол, осуществляемый уже с года, становится плавным вхождением в мир здорового питания для детей, особенно, если семья придерживается подобных принципов. Супы без наваристых бульонов и тяжелых зажарок, тушеные или запеченные блюда вместо жареных, отсутствие большого количества сдобы или белого хлеба – вот только основные постулаты, а на самом же деле, секретов здорового питания огромное множество.
Правила здорового питания для детей должны быть основополагающими для всех родителей, а также, что очень важно, для бабушек и дедушек. Часто мамы сталкиваются именно с тем, что предыдущее поколение, воспитанное на иных продуктах и способах их приготовления, создает проблемы в процессе кормления.
Очень важно привлекать ребенка к совместному приготовлению: когда с детства прививаются знания о пользе и вреде тех или иных продуктов, о способах их тепловой обработки и их градации, о том, как можно красиво подать уже приготовленное блюдо – ребенок вырастает с готовой программой. Ну и, конечно же, информацию можно подавать в очень увлекательном виде, не обязательно просто выкладывать факты: яркие и незабываемые истории, даже сказки, придуманные мамой или папой, сделают мир еды более фантазийным. Один из способов правильного пищевого воспитания подразумевает глубокий и неподдельный интерес к основным принципам здорового питания.
На самом деле, здоровое питание ребенка очень часто становится отправной точкой, после которой вся семья переходит именно на такое питание, и это не может не радовать. Специалисты – педиатры и гастроэнтерологи – бьют тревогу из-за очень частого употребления таких продуктов, которые наносят просто непоправимый вред: чипсы и газировки, копчености и маринованные овощи, сырая рыба в виде популярных ныне блюд японской кухни – все это никоим образом не должно присутствовать в рационе малыша.


Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.
(средняя группа)
Цель: познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
Оборудование: незнайка (игрушка, сухофрукты, лук, чеснок, пластилин, дощечки для лепки, картинки с изображением овощей и фруктов.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка, но мне, кажется, что Незнайка какой-то грустный, вялый. Что случилось с тобой, почему ты такой печальный, Незнайка?
Незнайка: Да что-то настроения нет, не хочется ни озорничать, ни хулиганить. Хочется всё время спать, лежать на своём диванчике и аппетита нет. Я даже конфет не хочу!
Воспитатель: Так, всё ясно! У тебя нехватка витаминов. Витамины – это вещества, которые необходимы нам для здоровья и бодрости. Если в пище недостаточно витаминов, человек часто болеет, становится вялым, слабым, грустным – таким как ты сейчас.
Незнайка: А где же я возьму витамины?
Воспитатель: Отгадайте, дети, загадки и вы поможете Незнайке узнать, где можно найти витамины. (После отгадывания загадки выставляется картинка) Загадки:
1. Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)
2. Неказиста, мешковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
Ну, рассыпчата, вкусна!
(картошка)
3. Круглая, да не мяч,
Жёлтая, да не масло,
С хвостиком, да не мышь.
(репка)
4. Расселась барыня на грядке.
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(капуста)
5. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я неразмокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я
(свёкла)

6. Маленький, горький,
Луку брат.
(чеснок)
7. Круглое, румяное,
Солнце пригрело,
На ветке созрело.
(яблоко)
8. Две сестры летом зелены.
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
(смородина красная и чёрная)
Воспитатель: Где могут храниться витамины?
Дети: Витамины хранятся в овощах, ягодах и фруктах.
Воспитатель читает сказку Н. Ю. Чуприной «Маша и фруктовый сад».
Жила-была девочка Маша. Каждое утро она приходила в свой фруктовый сад, где росли деревья и кустарники. Яблони, вишни, сливы, черноплодная рябина, облепиха, шиповник, крыжовник, красная и чёрная смородина встречали маленькую хозяйку шелестом листьев.
Маше нравилось гулять в саду, ухаживать за деревьями и кустарниками, поливать и удобрять их.
Однажды Маша заболела. У неё поднялась температура, горло покраснело, и стало больно глотать. Забеспокоились деревья и кустарники, задумались, как помочь девочке. Пролетающий через сад ветерок прошептал, что помочь их любимице могут их плоды. Ягоды шиповника, чёрной и красной смородины богаты витаминами, которые помогут Маше справиться с болезнью. А чай с вкусным и полезным малиновым вареньем снизит температуру и уменьшит боль в горле. Утолить жажду и улучшить аппетит помогут компоты: яблочно-вишнёвый, грушевый, сливовый.
Обрадовались деревья и кустарники, расправили ветки, зашелестели листочками. Услышала их шум Машина мама и сразу догадалась, что хотят сказать питомцы её дочери. Приготовила она настой шиповника, заварила чай с малиной, напоила Машу.
Поела девочка ягоды чёрной и красной смородины, выпила полезный компот и сразу почувствовала себя лучше.
На следующий день Маша вышла в свой любимый сад. Она поблагодарила деревья и кустарники за помощь.
Долго шелестели они листвой, радуясь выздоровлению девочки.
Воспитатель: Нет такого продукта, который содержал бы все витамины, ведь их очень много. Нужно есть и фрукты, и овощи, и каши. Но когда овощи и фрукты долго хранятся, витаминов в них становятся меньше. Можно вырастить на подоконнике свежую зелень, например, лук. В луке и чесноке есть вещества, которые защищают человека от болезней. А в капусте до конца зимы сохраняется много витаминов. Много витаминов и в квашеной капусте. Раньше моряки отправлялись в дальнее плавание и брали с собой бочки с квашеной капустой. Также много витаминов содержится в сухофруктах. Попробуйте и отгадайте, из каких фруктов они приготовлены.

Игра «Узнай на вкус»

Дети и Незнайка пробуют сухофрукты и отгадывают какие это сушёные фрукты.
Незнайка: Я чувствую, что сил у меня прибавилось. И настроение стало лучше! Я-то ел чипсы, тортики, пил газировку, не знал, что бывают продукты полезные и необходимые.
Воспитатель: Чтобы Незнайка лучше запомнил, как выглядят овощи и фрукты, давайте слепим их из пластилина.
(Дети лепят овощи и фрукты)
Незнайка: Спасибо! У меня уже совсем хорошее настроение! Пойду в магазин, куплю лук, чеснок, овощей, фруктов и, конечно, сухофруктов.






Кто живет в молочной стране.
(средняя группа)
Цель: закрепить понятие о пользе молока и молочных продуктов. Воспитывать культуру еды.
Оборудование: молочные продукты (имитация)
Ход занятия:
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Белое, а не вода
Сладкое, а не мёд,
От рогатого беру
И деточкам даю.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

- Сегодня, дети, мы с вами «пойдем» на презентацию в магазин «Молочные продукты».
- Какие молочные продукты вы знаете? /дети называют/
- Какие молочные продукты вы любите больше всего?
Пойдёмте в магазин и послушаем продавца-консультанта, что интересного он нам расскажет о молочных продуктах.
Продавец (воспитатель в спец. форме продавца):
-Здравствуйте, дети! Посмотрите на витрину и назовите, какие продукты вы часто употребляете в пищу. (дети называют)
- Как часто вы их употребляете?. Молодцы!
- Вы знаете, ребята, что молоко, кефир, сливки, сыр, глазированные сырки, йогурт, сметана, творог, масло, ряженка являются очень ценными пищевыми продуктами для людей всех возрастов?
- Как вы думаете, какой молочный продукт самый главный?
- Послушайте сказку «Молоко, йогурт и кефир» Н. Ю. Чуприной.
В молочном магазине на соседних полках стояли молоко, кефир, простокваша, творог, ряженка, сметана. Люди покупали эти молочные продукты, складывали в пакеты, приносили домой и ставили в холодильник. А в холодильник их ставили потому, что эти продукты страсть как не любили тепло и жару. Им от тёплого воздуха становилось плохо, и они скисали.
Однажды попали в один холодильник Молоко, Кефир и Йогурт. Стоят себе, охлаждаются. Вдруг Молоко зашевелилось, засуетилось и заговорило:
- Ну-ка, Кефир и Йогурт, подвиньтесь! Не годится стоять мне, королю всех молочных продуктов, в тесноте. Мне простор нужен.
- Что это ты, Молоко, загордилось? Объясни-ка нам! – попросил Кефир.
- А что объяснять-то! Мало того, что в мой состав входит сто разных веществ, необходимых каждому человеку, так я ещё легко усваиваюсь организмом.
- Подумаешь, легко усваивается! – возразил Йогурт. – Я тоже очень легко усваиваюсь. Зато во мне живут особые бактерии, которые, попадая в организм человека, борются с возбудителями всяких заболеваний! Вот!
- Я тоже очень полезный и лечебный продукт питания. Меня дети очень любят! – не успокаивался Кефир.
- А я бываю и вишнёвый, и черничный, и абрикосовый. Меня можно пить, а можно ложкой есть! – гордо произнёс Йогурт.
Долго спорили Йогурт с Кефиром. Но тут снова вмешалось Молоко:
- Как бы там ни было, всё равно я, Молоко, являюсь основой и для тебя, Йогурт, и для тебя, Кефир, и для ряженки, и для творога. Даже масло сливочное получается при сбивании сливок, а сливки получаются из молока.
- Да, тут уж не поспоришь! Действительно, ты, Молоко, - король всех молочных продуктов, - сказали Йогурт и Кефир.
Выслушав всё это, Молоко подобрело:
- Ладно, брат Йогурт и брат Кефир, вы тоже очень полезные, вы мне как братья, давайте рядом стоять на одной полке. Не надо нам ссориться!
Продавец: Как вы думаете, какой же продукт всё-таки самый главный?
Дети: Молоко.
Продавец: Почему вы так думаете? (ответы детей) Правильно. Из молока получаются другие молочные продукты. Посмотрите на стакан молока, видите слой сверху молока? Это сливки. Сливки можно добавлять в чай, кофе. А ещё сливки взбивают миксером и украшают ими торты, пирожные. Много сливок есть нельзя, потому что они очень жирные, а вы знаете, что много жирного есть вредно. Из сливок можно сделать сметану, сливки аккуратно снимают с молока, складывают в мисочку, и через некоторое время они превращаются в сметану. После специальной переработки молока получаются и другие молочные продукты.

Игра с мячом «Кто живёт в молочной стране»
Продавец: Ребята, если к молоку и молочным продуктам добавлять другие продукты, какие блюда могут получиться?
Дети: Каши, омлет, блины, коктейли
Продавец: Молодцы, дети, вы всё правильно сказали. Приходите к нам в магазин с родителями за покупками. Пейте, дети, молоко – будете здоровы! (дети благодарят продавца и прощаются)




Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной?

Цель: Сформировать у детей представление о пользе и разнообразии каш.
Материал: Колоски злаков; тарелочки с крупой; добавки к каше: варенье, сухофрукты, фрукты, орехи, шоколад; тарелки с кашей – на каждого ребенка.
Ход беседы:
Воспитатель. Дети, что мы часто едим на завтрак?
Дети. Кашу.
Воспитатель. Какую кашу вы любите? (Ответы детей). Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»? О ком так говорят?
Дети. Так говорят о слабых.
Воспитатель. Правильно. Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным. В Древней Руси специальные каши варились в честь любого важного события. У русских князей существовал обычай варить кашу в знак примирения врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним кашу не сваришь». А вы знаете, из чего варят каши? (Ответы детей).
Каши варят из крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(Зерно).
Воспитатель. Крупа получается из зерен. Послушайте рассказ о зернышке.
Посадили весной в землю маленькие зернышки. Вскоре из них появились зеленые ростки. Земля, вода и солнце помогали им расти. В конце весны на каждом ростке появился колосок с маленькими зернами. Все лето колоски набирались сил и наливались. Зерна в них пожелтели, стали крупнее. Осенью колоски собрали и обмолотили. Из зерен сделали крупу, из которой можно было варить кашу.
Давайте поиграем. Я буду показывать колоски, и загадывать загадки. Вам надо отгадать загадку и показать блюдечко с нужной крупой.
Черна, мала крошка.
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалит.
(Гречка).

Как во поле, на кургане,
Стоит курица с серьгами.
(Овес).
В поле метелкой,
В мешке – жемчугом.
(Пшеница).
Воспитатель. Молодцы. А теперь поиграем в игру «Отгадай и назови». Я буду показывать колоски, а вы должны назвать растение, крупу, которую делают из его зерен, и кашу из этой крупы.
Колосок – просо; крупа – пшено; каша – пшенная.
Пшеница – манка – манная.
Пшеница – пшеничная – пшеничная.
Овес – овсяная – овсянка.
Гречиха – гречка – гречневая.
Воспитатель. Молодцы. Хотите еще поиграть?

Игра «Курочки и петушки».

На тарелке вперемешку лежат бобы, горох, семена гречихи и манная крупа. Сначала надо выбрать бобы, затем горох и гречку.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Что осталось на тарелке?
Дети. Манная крупа.
Воспитатель. Правильно. Какую кашу можно сварить из этой крупы?
Дети. Манную.
Воспитатель. Есть такая поговорка: «Кашу маслом не испортишь». Но в кашу можно добавлять не только масло, но и ягоды, фрукты, изюм, варенье, шоколад. А кто не любит очень сладкую кашу, можно добавить в нее орехи.
У воспитателя на столе стоит кастрюля с теплой манной кашей.
Воспитатель. Сейчас я каждому дам тарелку с кашей, а вы добавите в нее что хотите: яблоки, бананы, изюм, варенье, орешки – и попробуете.
Дети пробуют кашу, обмениваются впечатлениями – кому с какой добавкой больше понравилось.
Воспитатель. Теперь вы знаете, как сделать кашу вкусной.
Каша - радость наша
(старшая группа)

Цель: формировать у детей необходимости заботы о своем здоровье и, в первую очередь, правильном питании. Уточнить знания детей витаминов групп A, B, C, D. Учить распознавать по вкусу фруктовые добавки в кашах.
Закрепить названия круп каш, навыки сервировки стола к разным режимным моментам питания. Упражнять детей: в отгадывании загадок, чтении слов, в наклеивании круп на готовую форму. Воспитывать чувства дружбы, заботы друг о друге, доброжелательности, вежливость. Вызвать у детей желание помочь сказочным героям, попавшим в беду. Раскрепостить детей с помощью сказочно-игровой мотивации.
Материал: фигурки на панно: мальчики - худой и полный, номер дома. На "коромыслах" - "кастрюли" с крупой. На конторках - пенал с различными крупами, "кастрюлька", клей, салфетки. Фланелеграф и для него - картинки продуктов, подходящих группе витаминов A, B, C, D. На столах - салфетки, пластмассовая посуда.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к самому лучшему повару - Якову. Живет он в деревне "Кашкино" дом №7. Посмотрите, кто идет! Здравствуйте.
Познакомьтесь, это два друга - Тоша и Гоша. Как вы изменились! Гоша, ты так похудел! Тоша, ты так располнел! Что с вами случилось?
Тоша: "Мы играли, как всегда. Бабушка мимо проходила. В гости нас к себе звала - показать нам чудеса, угощений разных дать. И, вдруг, вспомнил я, что с чужими и незнакомыми уходить нельзя. На прощанье нам она вкусные, большие конфеты отдала. Только съели их, как вдруг, - похудел Гошка, а я стал в миг полным. Вот беда! И с тех пор я ем только сладкое одно, а Гошка - ничего".
Воспитатель: Да! Беда! Не оставим вас в беде. Идем в гости к повару. Он - сказочный герой. С колдуньей той встречался. Может, он поможет вам.
Вот дом его - №7. Давайте постучим.
Появляется «кастрюля» и поет про кашу (играет роль взрослый)
Воспитатель: Здравствуйте! Мы пришли в гости к Якову.
Кастрюля: Он ненадолго вышел. Проходите и немного подождите.
А пока, есть загадки у меня:
Приготовила я кашу для ума. 
Умными хотите быть? (Дa! Да! Да!)
Найдите кастрюлю и расскажите - какая в ней крупа,
И как называется каша моя".
Кто же подскажет мне о какой каше идет речь?
(Пшенная).
Почему вы так решили?
(В кашах много разных питательных веществ. А в пшенной есть полезное вещество - калий. Он помогает работать мозгу, и мы лучше считаем, решаем задачи: Поэтому ее называют кашей ума.)
Кастрюля: Да, правильно.
Есть каша, что силу дает. Ешь ее чаще - проживешь много лет. Даже поможет она, Чтоб сохранилась твоя красота. Какую крупу взяла я, чтобы получилась каша?".
Кто догадался о какой каше идет речь? (Геркулес)
Найдите кастрюлю с геркулесовой кашей.

Кастрюля:
Белая каша есть у меня. Для очищенья полезна она.
Зернышки белые плавают в ней. Станет вся кожа наша белей". О какой каше идет речь?
(Рисовой)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Найдите на коромысле кастрюлю с рисовой кашей.
Кастрюля:
Предлагаю кашу черную. Не смотря на это - очень вкусную. Все вещества в ней очень полезны.  В кровь попадая они помогают:  Не болеть и быстрей подрастать".
- Кто догадался? (Гречневая) (дети подходят к кастрюле с гречневой кашей.)
Кастрюля: Вы любите каши?
(обращается к героям на панно)
Тоша и Гоша: Нет. Каши не вкусные.
Кастрюля: Как это не вкусные! Просто вы никогда не ели вкусную кашу. Рецепт вкусной каши прост.
Берем крупу любую, варим с молоком. Затем добавим масла, посыплем сахарком. А если в кашу добавить витамины, То не страшны нам простуды и ангины.
Тоша: Витамины? Это же такие кругленькие желтенькие в аптеке продаются!
Кастрюля: Нет, в кашу добавляют натуральные витамины.
А мы с ребятами знаем таблицу витаминов.
Игра "Найди место продуктам в таблице"
(дети выкладывают на фланелеграфе к "А", "В", "С", "Д" карточки с различными продуктами в которых находится витамин "А" или другой.)
Кастрюля: Пока вы играли, приготовила вам каши с разными фруктами. Попробуйте, с какой витаминной добавкой каши.
(дети пробуют кашу из риса с различными добавками фруктов)
Молодцы! Правильно угадали.
Воспитатель: Кастрюля, а можно нам самим приготовить такую кашу да всех гостей угостить?
Кастрюля: Пусть мне помогу две девочки и два мальчика. Наденьте фартуки и протрите руки влажной салфеткой. Разложите кашу и добавьте фрукты.
Воспитатель: Спасибо, Кастрюля! А скоро ли Яков придет? Может, вы за ним сходите и позовете?
Кастрюля: Не могу. Мне еще комбинированную кашу варить
Воспитатель: Мы тебе поможем. Пока ты ходишь, мы приготовим.
( кастрюля уходит )
Что нужно сделать прежде, чем заняться приготовлением каши? (Надо помыть руки, надеть фартук, косынку повязать или специальную шапку надеть)
( все ответы сопровождаем действиями )
Для приготовления каши нужна посуда. Выберем посуду и сделаем разминку.
Вот большой стеклянный чайник. Дети подули на животик, одну руку
Очень важный, как начальник. поставили на пояс, другую изогнули
Вот фарфоровые чашки, присели, одну руку на пояс,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, кружатся, рисуя круги руками,
Только стукни разобьются.
Вот серебряные ложки, потянулись, сомкнули руки над
Голова на тонкой ножке. головой,
Вот пластмассовый поднос. легли и вытянулись
Он посуду нам принес.





Источники витаминов
(старшая группа)

Цель: дать знания о витаминах, о том, в каких продуктах питания они содержатся, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Материалы: стенд (фланелеграф, доска), картинки с изображением консервированных фруктов и овощей.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, подборка интересных фактов о пользе овощей и фруктов.
Ход беседы:
Воспитатель: Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему фрукты и овощи должны быть в вашем рационе каждый день и регулярно. Если каких-то витаминов не хватает в организме, то начинаются сбои. Например, нехватка витамина «Е», что наблюдается у большинства людей нашего региона, приводит к нарушению роста, к снижению умственных способностей. Поэтому используют морскую капусту и йодированную соль, которую мы припасли для нашего салата. Несмотря на разные вкусовые пристрастия, каждому человеку и особенно ребенку, необходимо разнообразное питание. Разнообразная пища – залог того, что организм получит необходимые вещества.
Люди употребляют овощи, фрукты свежими, сушеными, консервированными.
Интересно послушать сообщение, как сделать запасы витаминов на зиму?
1 ребенок:
Снег летает за окном, Ягод нет в саду пустом Снег для ягод – не беда, Мы попросим их сюда. В добрых банках за стеклом Дышат ягоды теплом
Воспитатель помещает на стенд картинки, на которых нарисованы разные банки с вареньем, компотами:
2 ребенок:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Они зимой для деток
Сохраняют лето, И хранят они нам всю Витаминную семью!

Вот вишня в сахаре, на диво! Вот маринованная слива! И клубника есть на льду, И смородина в меду
Виноградный сок хорош –  Словно летом солнце пьешь!.. Пусть зима идет сюда Белыми снегами, Наши ягоды всегда дружат с малышами.
Воспитатель: Издавна на Руси квасили капусту. В квашеном виде капуста не только хорошо сохраняется, но главное в ней сохраняются витамины. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук вез с собой на корабле 60 бочек квашеной капусты. Именно благодаря квашеной капусте, которую ели Кук и его спутники, они были здоровы и выдержали испытания на своем пути. Теперь-то мы знаем, что не потерять бодрость и сохранить здоровье отважным мореплавателям помогли, содержащиеся в квашеной капусте, витамины. Кроме этого, овощи еще и лечат. Например, свекла выводит камни. Если в течение длительного времени пить свекольный сок, то камни растворяются постепенно и безболезненно. Чемпион среди низкокалорийных продуктов – огурец. Он содержит меньше 12 калорий на 100 грамм. Регулярно включайте его в свое меню. Лук репчатый – от всяких болезней.
Посмотрите, какие витамины находятся в тех овощах, из которых мы приготовили свой салат и винегрет. Они входят в наш рацион, нас лечат и помогают остаться молодыми, здоровыми, крепкими и красивыми.
А теперь приглашаем всех на дегустацию нашего фирменного блюда.
3 ребенок :
Чтобы быть здоровому, Дары бери садовые! Витаминная родня – Дети солнечного дня! Тот, кто ест моркови, Станет сильным, крепким, ловким.
А кто любит, дети, лук –  Вырастает быстро вдруг. Кто капусту очень любит, Тот всегда здоровым будет.
Далее обращается к детям. Чтобы это не забыть, Нужно вместе повторить: Тот, что много ест моркови
Дети: Станет сильным, крепким, ловким!
Воспитатель: Верно! А кто любит, дети лук
Дети: Вырастает быстро вдруг!
Воспитатель: Так. Кто капусту очень любит
Дети: Тот всегда здоровым будет!
Воспитатель: Молодцы, дети! Теперь вы знаете, что нужно делать, чтобы быть сильными, крепкими и здоровыми! Всегда помните об этом. Ведь здоровье – великая сила!



Правильно ли Вы питаетесь?
(подготовительная группа)

Цель: демонстрация детям значимости их физического и психического здоровья.
Оборудование: плакат с изображением пирамиды правильного питания.
Ход беседы:
Прежде чем начать нашу беседу, я задам вам несколько вопросов, ребята, а вы ответите на них, подняв руку. Вы любите болеть? Почему?
Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы его понимаете и зачем нам нужно здоровье?
А кто из вас считает себя здоровым? Почему? Как вообще определить, здоровы ли мы или нет? Что мы с вами можем назвать показателями здоровья? Внешний вид, хорошее самочувствие, настроение.  Ребята, а от чего же зависит наше здоровье?
От образа жизни, режима работы и отдыха, занятий спортом  и от того, чем мы питаемся и как мы питаемся.
Сегодняшний наш разговор мы посвятим  тому, что более всего оказывает влияние на наше здоровье – правильному питанию.
Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны? Что вы предпочтете на завтрак - гамбургер и кока-колу или овсяную кашу и  фруктовый сок? На обед - щи с говядиной и компот или картошку фри со свининой под соусом и черный кофе? На полдник - творог, банан и ряженку или курицу-гриль и чипсы с фантой? На ужин - рыбу с овощным салатом и чай или лапшу быстрого приготовления с мясным полуфабрикатом, сникерс и чайный напиток?
Любителям  чипсов, сухариков, кетчупов, майонезов, газированных напитков,  хот-догов, гамбургеров, картошки фри, которые содержат множество очень вредных веществ, следует знать, что быстрая еда, с красивым названием "Фаст Фуд", не просто вредна для нашего организма, а просто очень опасна и несет серьезную угрозу нашему здоровью. При сомнительных плюсах фаст фуда - быстроте приготовления и его особенном вкусе - он обладает рядом несомненных и очень серьезных минусов. Наш желудок и кишечник не приучены к такой пище, жирной и тяжелой. Она не содержит никаких полезных веществ, она очень жирная, содержит много калорий. Куда легче и полезней для нашего организма употреблять в пищу то, что веками ели наши предки - каши из различных круп, первые блюда на обед и множество своих овощей и фруктов.
Частое употребление быстрой пищи чревато возникновением сердечных заболеваний, аллергии, ожирения, диабета, расстройством желудка и печени, таких заболеваний как гастрит, панкреатит, язва и рак желудка и кишечника.
Недаром большая часть населения США страдает от ожирения, ведь фаст фуд давно стал частью их повседневной жизни и настолько же самой собой разумеющейся, что он уже считается такой же полноценной едой, как и пища домашнего приготовления.
Таким образом, ребята, не только ваше здоровье, но и внешний вид напрямую зависит от того, что, в каких количествах и как вы едите.
Как мы должны питаться, чтобы быть здоровыми?
Ответ на этот вопрос один - это здоровое питание, самый верный способ быть здоровым. 
Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к следующей пирамиде.
В ее основании - хлеб, зерновые и макаронные изделия.
Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола (ржаной хлеб, хлеб с отрубями). В них много растительного белка, витаминов и клетчатки. В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: овсяная, гречневая, рисовая, пшенная. Все эти продукты содержат грубую клетчатку, которая просто необходима для нашего кишечника.
Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.
В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи.
Ягоды, фрукты и овощи - настоящий кладезь витаминов.
В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты.
Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо - это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов. Вот чем объясняется чувство сонливости после обильного употребления мясных блюд. Почки, печень, сердце и легкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное. Надо постараться контролировать количество пищи и перед мясным блюдом пожевать салат или винегрет из сырых овощей и зелень. Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Правильно употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.
Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные полуфабрикаты включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.
Другое дело - рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от мяса, рыба быстрее усваивается. В ней содержатся жирные кислоты и различные минеральные вещества - йод, фтор, медь и цинк, которые повышают сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция. Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.
Молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. А в кефирах и йогуртах к тому же содержатся полезные бифидобактерии, формирующие иммунитет человека.
На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.
Как мало им отводится места. Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли и сахара приводит к болезням и ожирению. Любители сахара рискуют испортить себе зубы. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: вместо сахара, тортов, конфет, например, полезнее кушать джемы и фрукты.
Игра «Полезные и неполезные продукты»
Сейчас вы  увидите на экране  картинки. Если на картинке полезный продукт – то вы хлопайте в ладоши. Если – не полезный, то вы ничего не делайте .
Слайд 1  рыба
Слайд 2  пирожное
Слайд 3  яйца
Слайд 4  конфеты
Слайд 5  овощи
Слайд 6  лимонад
Слайд 7  фрукты
Слайд 8  чипсы
Слайд 9  творог
Слайд 10  гамбургер
Слайд 11  каша
Слайд 12  йогурт
Организм ребенка особенно нуждается в правильном сбалансированном питании, поскольку он интенсивно растет, развивается. Именно поэтому очень важно следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в течение дня.
Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали сегодня? Какой еде нужно отдавать предпочтение? Как нужно питаться?





Хлеб – наше богатство
(подготовительная группа)

Цели: уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из чего: из каких зерновых культур получают муку; познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий; уточнить какую форму имеют различные изделия; воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Оборудование: репродукция картин Шишкина “Рожь”, иллюстрации СС изображением пира, застолья, засушенные колоски ржи, пшеницы, метелки овса. Початок кукурузы, виды хлеба и хлебобулочных изделий, четные палочки, сюжетные картинки для сопровождения беседы “Хлеб – наше богатство”.
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины Шишкина “Рожь”; беседа “Откуда хлеб пришел”; экскурсия в хлебобулочный магазин;
изготовление хлебобулочных изделий из соленного теста для сюжетно – ролевых игр; разучивание стихов и пословиц о хлебе.
Ход беседы:
Рассматривание репродукции картины “Рожь”, иллюстрации с изображением пира, застолья.
Воспитатель:  Когда – то человек попробовал зерна, и они ему понравились. Человек стал растирать зерна камнями и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, а затем люди придумали заквашивать тесто и получился вкусный, пышный хлеб. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Дорогих гостей встречали солью и хлебом. Раньше пекли только ржаной хлеб. Говорят: “Ржаной хлеб пшеничному родной батюшка”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Закройте глаза, вдохните аромат ржаного и пшеничного хлеба. Попробуйте их на вкус.
Рассматривание засушенных колосков ржи и пшеницы, метелки овса, початок кукурузы.
Как называются эти растения?
Ответы детей.
Обратите внимание, что говорят колосья ржи и пшеницы, метелка овса, початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми культурами. Из них готовят хлеб.
Выкладывание колоса пшеницы четными палочками.
Игра “Назови какой, какая, какое?”
Хлеб из ржи – ржаной.
Хлеб из пшеницы – пшеничный.
Каша из пшена – пшенная.
Каша из овса – овсяная.
Каша из ячменя – ячневая.
Каша из кукурузы – кукурузная.
Каша из гречихи – гречневая.
Поле с рожью – ржаное.
Поле с пшеницей – пшеничное.
Поле с овсом – овсяное.
Поле с ячменем – ячменное.
Поле с кукурузой – кукурузное.
Поле с гречихой – гречишное.
Поле с просом – просяное.
Игра “Доскажи словечко”
Воспитатель: Доскажите словечко, изменив слово хлеб по смыслу.
Я знаю пословицу о .
Мама купила пшеничный .
Дети едят суп с
Ваня пошел в магазин за
Я не люблю есть суп без .
У меня дома нет
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся. (2 раза)
Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Посмотрите на картины. Какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.
Говорят: “Хлеб всему голова”.
Кто знает пословицы о хлебе и труде (Кто не работает – тот не ест. Не трудиться – хлеба не добиться. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.).
Действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки не добудешь на прогулке Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют.
Какие хлебобулочные изделия вам знакомы, а какие нет?
Какие изделия имеют прямоугольную форму? Квадратную? Круглую?
Выберите, кого бы вы хотели угостить и чем, и составьте предложение. Например: Я угощу Таню тортом.
Обратите внимание, что правильно говорить тортом, торты.
Я приглашаю вас на чаепитие.
Литература


А.С.Алексеева, Л.В.Дружинина, К.С.Ладодо «Организация питания детей в дошкольных учреждениях. М.,»Просвешение», 1990

М.И.Снигур,З.Т.Корешкова Питание детей. –Киев, 1988

М.М.Безруких, Т.А.Филатова «Разговор о правильном питании». ОЛМА-ПРЕСС, М.,2006

М.Я.Студеникин «Книга о здоровье». – М..1982.

Пусть ребенок растет здоровым! / Под ред. Л.Ф.Островской. – М.,1979

Химический состав пищевых продуктов/ Под ред. А.А.Покровского





























Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------- 2

Конспекты занятий
Овощи , ягоды и фрукты – витаминные продукты ----------------3
Кто живёт в молочной стране -------------------------------------------5
Из чего варят кашу и как ее сделать вкусной ------------------------7
Каша – радость наша -------------------------------------------------------9
Источники витаминов---------------------------------------------------- 11
Правильно ли вы питаетесь?-------------------------------------------- 14
Хлеб – наше богатство----------------------------------------------------16
Литература--------------------------------------------------------------------19
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №30 ст. Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
















Советы родителям в семейном воспитании дошкольников









Алексеева Т.А.













ст. Ленинградская
2014г.





Книга содержит конкретные рекомендации родителям по воспитанию детей. Предложенные педагогические ситуации помогут родителям на практике применять полученные знания.
Книга не претендует на показ всех сторон воспитания, но старается донести до родителей мысль о том, что развитие ребёнка осуществляется успешно при условии гармонического сочетания всех сторон воспитания, всех приемов и методов.


















Введение

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Им приходится повседневно искать пути подхода к ребёнку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу.
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность воздействий: ребёнок более податлив воспитательным влиянием, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребёнка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявления чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослые – ребенок» положительным, зависит от того, какое положение занимает в семейном коллективе. В семье ребенок учится уважительному отношению к близким людям, их делам, производственной и общественной работе, их отдыху и досугу. Сама жизнь семьи выдвигает для этого множество поводов: «Мама пришла с работы усталая, встреть ее приветливо, помоги ей по хозяйству», «Папа отдыхает – не шуми».
Велика роль матери в жизни и воспитании ребенка. От нее во многом зависит создание эмоционально-психологической атмосферы в семье (теплота, уют, взаимопонимание). Важно подчеркнуть и ответственность отца, необходимость его участия в воспитании, ведении домашнего хозяйства.
В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человечка, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными.



Педагогические ситуации
Мать четырехлетнего сына рассказывает воспитателю: «Утром его трудно поднять с постели, капризничает, ноет. А вечером не уложить, вымаливает еще минуточку. Чтобы сын не плакал, приходится ему уступать. На следующее утро снова та же картина. Конечно, не высыпается, сам не хочет одеваться и, не открывая глаз, протягивает мне то одну ногу, то другую, а я натягиваю носки. Одену его, и он, не умывшись, бежит к игрушкам, разбрасывает их, а убирать, конечно, некогда: опаздываем. В выходной день с прогулки не дозовешься и, если силой уведешь домой, крику не оберешься. В общем, с характером! За столом вялый, что называется, на ходу засыпает. И обед не в обед. Ну, думаю уложу в постель, пусть выспится. Но не тут то было: сон как рукой сняло. Другие дети могут сами себя занять, а этот целый день слоняется без дела. Становится капризным, непослушным почему?


Что же делать? Как сказывается на поведении вашего ребенка нарушение режима? В чем это проявляется?
Строгий, четкий, разумный режим – фактор весьма существенный в выработке динамического стереотипа. Упорядочению детского поведения содействует ритм жизни, обеспечивающий ему смену деятельности, приучающий его, где надо, быть подвижным или усидчивым, организованным, собранным, подтянутым, умеющим подчиняться общему распорядку. Если ребенок поставлен перед необходимостью подчинять себя размеренному общему течению жизни в доме, то от него легче добиться уравновешенного поведения, а уравновешенный ребенок более податлив воспитанию.
***

Ира гуляет с папой в парке. Он сидит на скамье, читает журнал, а девочка рядом с ним играет в мяч. Девочка кричит папе: «Папа, лови, а я буду бросать!» Но папа не разделяет ее игрового настроения. «Играй сама. Или вон стой девочкой», - предлагает он малышке, на секунду оторвавшись от журнала. Но игра в мяч не удалась: девочка, с которой папа предлагал играть убежала. Скучающая Ира трется возле отцовских колен. «Пап, смотри какой смешной воробей»! – теребит она папу.
«Угу», - отвечает он, не отрываясь от журнала. Через минуту снова Ирин голосок оповещает о новом событии: «Папа, смотри, мальчик вез свою коляску и упал!» «Угу!» - бормочет отец, едва кивнув головой. А потом еще и еще: «Папа, смотри, какой я нашла камушек. Угадай, в какой руке?» «Вон в той», - безучастно отвечает папа. Увлекшись чтением журнала, он не слышит Ириных просьб. Девочка с грустью замолкает, лицо ее становится безучастным к окружающему. Через некоторое время она начинает хныкать: «Хочу домой! Хочу домой!» «Ну что за ребенок! Ничем не хочет заняться, не прогулка, а наказание», - с раздражением говорит папа.

Почему девочка не хотела гулять? Как организовать прогулку, чтобы ребенок гулял с удовольствием? Какова роль взрослого в организации прогулки?
Ребенок гуляет с удовольствием, если он не скучает от бездеятельности. Игры, наблюдения за природой, птицами, животными, за явлениями окружающей жизни, общение со сверстниками, посильный труд в природе, спортивные развлечения – все это обогащает прогулки детей на воздухе. От взрослого зависит, каким содержанием наполнить детскую прогулку соответственно сезону, возрасту ребенка, в зависимости от его физического состояния, местных условий. Прогулка не только оздоровительный фактор, но и фактор воспитывающий. Важно руководить детской деятельностью на свежем воздухе, следить за физиологической нагрузкой, сменой подвижных игр и занятий с менее подвижными, сочетать игры с трудом, с наблюдениями за окружающим.

***

Трехлетний карапуз, отняв игрушку, радуется, что завладел ею и совсем не обращает внимание на слезы обиженного; приносит трофей маме, удовлетворенно говорит: «Это мое!»
Пятилетний мальчик говорит: «Я сильный! Меня все боятся!» и в подтверждение пытается толкнуть ногой подвернувшегося щенка.
Гостеприимный шестилетний хозяин в отсутствии взрослых созвал со двора гостей – сверстников – и раздал им отцовскую коллекцию минеральных камней.»Меня попросили – я и отдалЯ же не жадный!» - объясняет он свой поступок.

Почему маленькие дети, Поступая плохо, нередко считают, что они ведут себя правильно и хорошо? О какой детской особенности это свидетельствует?
В представлении ребенка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются: он еще только постигает азы нравственности. Отнял игрушку – значит хорошо: к его сокровищам прибавилось еще одно быть сильным – хорошо. Чтобы доказать свою силу, его устраивает любой способ, лишь бы выглядеть «героем»: обидеть щенка быть жадным – плохо. Чтобы доказать свою щедрость, можно пожертвовать и папиной коллекцией и даже смириться с тем, что ему предстоит неприятное объяснение с отцом.
Усвоение маленьким ребенком норм нравственности не так просто для него, как нам кажется. В силу отсутствия достаточного жизненного опыта он всегда может отличить хорошее от дурного т с легкостью меняет местами эти понятия. Даже усвоив некоторые понятия нравственности, дети дошкольники еще не всегда способны руководствоваться ими. Всему этому надо учить ребенка.

***

Пятилетняя девочка, укачивая куклу, пошлепывает ее, раздраженно приговаривая: «Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза!»
Воспитатель, заметив это, говорит: «Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой ей песенку». Но девочка не слушает ее, возражает: «А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.

Почему девочка так относится к кукле, почему возражает взрослым?
Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию. Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам. Особенно ярко проявляется это в играх детей. Стремление подражать может помочь воспитанию, если ребенок видит возле себя положительные примеры поведения взрослых и сверстников. Но эта же особенность нередко становится причиной отрицательных проявлений, так как ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он совершенно уверен: все, что делают взрослые, - хорошо. Малышу так хочется быть большим, походить на близких!

***

Квартиру только что отремонтировали. Шестилетний Кирилл разрисовал красным мелом обои возле своего стола. Мама ахнула, а сын смеется: «Сами же говорили: здесь твое место, следи за своими игрушками, наводи порядок. Вот я и нарисовал картину над своим столом. Разве некрасиво?
В глазах веселые огоньки, лицо лукавое. Уверен: мама не станет гневаться. И действительно, она так сражена «остроумием» сына, что вечером это становится предметов семейных восторгов: «Посмотри, какую картину повесил над своим столом наш художник!» - говорит мама. А папа подхватывая в тон маме, говорит: «Ах ты, озорник! И додумался же!

Как можно оценить поступок Кирилла? Правильно ли отнеслись к поступку родители?
Есть ли разница между озорством и шалостью? Важно уметь это различать. От этого зависит, сумеем ли мы вовремя остановить ребенка. Шалость – забава невинная: ребенок весел, оживлен, пытается по-своему, по-детски острить, смешить окружающих и занимать себя. В общем, от избытка чувств он в ударе и жаждет от вас поддержки своему хорошему настроению. Это своеобразная форма выражения расположения к вам, поиск контактов с окружающими.
Однако если ребенок не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство. А оно всегда имеет аморальный оттенок. В проявлении озорства ребенок как бы переступает границы дозволенного. Взрослые обязаны определить ту черту, за которую он не должен переступать, и соответственно руководить его поведением.
Если ребенка приучили со вниманием относиться к слову взрослого, то шалости удается легко прекратить, предотвратив детскую эмоциональную безудержность. Всегда нужно иметь в виду, что форма и сила выражения эмоций зависят от воспитания.

***

Шестилетняя Вероника с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать еще минуточку, потом еще чуть-чуть. Ей непременно хочется закончить начатое дело.
Возмущенная мама отбирает пластилин и заставляет дочь одеться. «До чего же упряма!» - сердится мама, насильно надевая на дочку пальто и шапку.

Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведении ребенка?
Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему внешнему выражению в поведении ребенка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребенка.
Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять ее, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребенку завершить начатое, чтобы не гасить в нем целеустремленные действия.
Упрямство присуще избалованным детям, привыкшим к чрезмерному вниманию, излишним уговорам. Оно возникает также и тогда, когда детей часто одергивают, покрикивают на них, ограждают бесконечными запретами. В этом случае детское упрямство – результат неправильного подхода – является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока «воспитательных» мер.


***

Семилетний Дима привык, чтобы его всегда хвалили. Нарисует рисунок и бежит к соседям показывать; угостит бабушку конфетой и тут же добавляет «Я добрый»; после прогулки положит свои вещи на место и ходит сзади мамы: «Правда, я молодец?»; сделает сооружение из строителя и снова: «Я настоящий мастер, верно?»
«Молодец» ты ведь у нас самый-самый, - подтверждают родители. Часто хвалят сына в его присутствии: и рисует он хорошо, лучше, чем другие, и песен много знает, и стихи читает выразительно, и ростом-то выше своих сверстников. При случае награждают игрушкой, лакомством за то, что не капризничал, за то что сегодня вел себя хорошо себя с бабушкой. И так изо дня в день.


Хорошо или плохо, что Диму часто хвалят? Как это отображается на воспитании ребенка? В каких случаях следует поощрять ребенка? Какое место нужно отводить методу поощрения в воспитании?
Поощрение – один из методов воспитания детей. Оно оправдано если содействует моральному росту ребенка. Однако, применяемое часто и непродуманно, оно только утрачивает свою педагогическую ценность, но и развивает в ребенке отрицательные качества: исключительность, превосходство, стремление поступать хорошо на показ. Нет ничего аморальнее «примерного» поведения, хороших поступков напоказ, за награду.


***

Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью: «Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить». Игра возражает: «Не надо скандалить, мой пап никогда не бранится». «Пить вино – это плохо», - добавляет Женя. «Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает», - говорит убежденно мальчик. Набрав удивленные детали строителя, он произносит: «Вот столько бутылок вина а вам принесу!»

Какие чувства у детей может вызвать эта игра? Как следует относиться к играм детей с отрицательным содержанием, возникающим по инициативе детей? В каких случаях допустимо прямое вмешательство взрослого в детскую игру?
Нельзя допускать, чтобы дети играли с отрицательным содержанием. Прежде всего, надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. Например, можно сказать детям: «Интересную игру вы придумали, только лучше, чтобы папа был добрый, заботливый, а сын умный и послушный». Всегда следует иметь ввиду: если игра приняла отрицательный характер(дети изображают пьяных, подражают ссорящимся людям, произносят грубые слова), а ваша попытка переключить игру не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать
***

Пока мама разговаривала со своей знакомой, трехлетний сынок вырвал из клумбы цветы. Мама возмущена и «выдает» ему изрядную порцию шлепков и криков. Малыш плачет.


Соответствует ли реакция матери поступку ребенка? Преднамерен ли детский поступок? Каковы могли быть причины этого поступка?
В данном случае ребенок расплачивается за запоздалое открытие ему понятий дозволенного и запретного. Матери следовало строго, но спокойно сказать сыну: «На клумбах нельзя рвать цветы.(Интонацией выделить слово»нельзя», возможно, повторить это слово несколько раз) На цветы могут смотреть многие, любоваться, когда они растут на клумбах». Родителям надо объяснить, что маленькие дети часто действуют по первому импульсу: увидел – понравилось – взял. Они еще не способны к волевым усилиям, а значит не могут самостоятельно отказываться от желаемого. Взрослые должны учить поступать правильно, разъясняя, что можно делать, а что нельзя.


***

Галя нехотя ест апельсин. Когда остается всего две дольки, мать предлагает: «Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест». «А-а-а, ишь ты какая я лучше сама съем!», - говорит девочка и продолжает ест апельсин. «Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница!» - хвалит мама дочь.


Правильно ли поступила мама, называя дочь умницей? Не содействует ли она формированию чувства жадности?
В данном случае мать невольно культивирует у дочери жадность: хвалит ее за то, что она через силу ест, лишь бы не поделиться с другими. От жадности берут начало многие человеческие пороки – эгоизм, равнодушие, черствость.
Если вы хотите вырастить детей добрыми и отзывчивыми, обладающими готовностью разделять с вами невзгоды и радости, преисполненными чувства сыновней ответственности, то уже сейчас надо думать об этом. Не следует ставить ребенка в исключительные условия, надо учить малыша делиться всем, что у него есть, делить поровну между всеми членами семьи, проявлять нетерпимость к поступкам детей, порождающим жадность.



***

Илюша (2,5 года) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, нонаизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «беполезную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: «Я сам! Сам! Сам!»
«Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам», - говорит мама.


Правильно ли поступила мама? Как расценить детское «я сам»? какие самостоятельные трудовые умения доступны ребенку на третьем году жизни?
В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Это одно из ценных свойств психики развивающегося ребенка. Оно проявляется очень рано. Надо поддерживать это стремление.
«Я сам!» - это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за низ все сделают взрослые. Никогда не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, - это должно стать правилом для каждого взрослого, если они хотят сформировать у малыша активность, инициативу, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.


***

Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет «Не хочу», «Не умею».
Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требует осторожность». Это часто произносят в присутствии ребенка.

Чем обусловлена беспомощность Алеши? Верное ли поведение взрослых?
Ребенок обладает большой внушаемостью, поэтому так быстро усвоил Алеша, что он маленький, беспомощный, слабый, что взрослые должны опекать его. Опека мешает воспитанию трудолюбия, нормальному развитию ребенка, он растет безынициативным, безвольным, лишенным самостоятельности. Привыкая к тому, что за него все сделают взрослые, он ждет, чтобы его накормили, одели. В детском саду он чувствует себя беспомощным, не умеющим не только обслужить себя, но и психологически неподготовленным к жизни в обществе сверстников. Безволие, неспособность отстоять, защитить себя, неумение принимать решение – таков багаж детей, привыкших к чрезмерной опеке в семье.







Литература


Азаров Ю.П. Семейная педагогика. –М., 1982.

Воспитателю о работе с семьей/ Под ред. Н.Ф.Виноградовой/. – М., 1989

Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожшень характер. – М., 1980.

Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.

Мухина В.С. Детская психология/Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1985.

Островская Л.Ф. беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М., 1987.

Петроченко Г.Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике. _ Минск, 1984.

Умственно воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М., 1988.


Картинки по запросу картинки когда ребенок ест пищу Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415