Методическая разработка по изучению Конституции РФ «23 года со дня принятие Конституции РФ»
Республика Татарстан
Верхнеуслонский муниципальный район
Майданская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка по изучению Конституции РФ
«23 года со дня принятие Конституции РФ»
Подготовила учитель истории и обществознания
Малафеева Татьяна Александровна
Тема урока: « 23 года со дня принятие Конституции РФ»
Цель: знакомство с Конституцией Российской Федерации, , Всеобщей Декларацией прав человека .
Задачи:
- вспомнить основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах человека;
- расширить знания по Конституции России ;формировать правовую культуру учащихся;
- воспитывать осознанное уважение и ценностное отношение к основному закону страны;
Оборудование:
Текст Конституции Российской Федерации.
Проектор, экран.
Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.
Ход урока
Учитель:
Эпиграф
“Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
( Николай Алексеевич Некрасов)
Сегодня в России праздник. Я думаю, многие знают, о каком празднике идет речь.
(23 года со дня принятие Конституции. РФ) -Да, Россия отмечает 23 года со дня принятие Конституции РФ.
И наш разговор сегодня пойдет о Конституции.
Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?
Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока. Кто и что нарисовал?
Что такое Конституция?
Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция», определения записываются на лист.
А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция?
Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно. Ребята, вспомните, когда впервые в России заговорили о конституции?
1 ученик - Впервые в России о конституции заговорили в начале 19 века в связи с реформаторской деятельностью Александра I и движением декабристов.
Посвященные люди составили кружок при императоре, где обсуждали пути конституирования.
Также идея конституционного правления вдохновила декабристов в их противоправительственной деятельности.
2 ученик - В середине 19 века значительные шаги в направлении конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра II: отмена крепостного права, судебная реформа, развитие земства.
3 ученик- В начале 20 века, в период первой русской революции Николай II опубликовал Манифест 17 октября.
Учитель:
Вспомните, в какой политической и экономической обстановке был издан этот документ?
Ученики:
Царь «даровал» населению политические и гражданские права и свободы, гарантировал участие в выборах нового законодательного органа Государственной Думы тех слоев населения, которые ранее были лишены права голоса.
Учитель:
Таким образом, этот документ фактически принято считать первой русской конституцией, а Думу - первым русским парламентом.
В Росси до определенного периода не было закона, под названием Конституция. Когда же он появился?
Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов.
14 сентября 1993 г. Президент подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим указом прерывалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначались выборы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания. Затем, Президент принял решение о вынесении проекта новой Конституции РФ на референдум.
На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
В Российской Федерации были провозглашены: приоритет прав и свобод человека, равноправие всех форм собственности
А теперь познакомимся с нашей Конституцией.
Звучит Гимн РФ. На экране – символы государства РФ.
Работа с преамбулой КРФ.
Учитель: - Ребята, что это за слова?
Ученики: - Это преамбула Конституции РФ.
Учитель: - Ребята, а что такое Конституция?
Ученики:-(несколько значений слова «Конституция» - устройство, установление, постановление)
Учитель: -Какие ассоциативные слова Вы можете назвать с понятием Конституция?
Ученики:
К - кодекс, конвенция;
О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;
Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;
С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество;
Т - территория;
И - инициатива, инаугурация;
Т - толерантность;
У - управление, урегулирование, установление;
Ц - центр, ЦИК;
И - институт, исполнитель;
Я - «я» - личность, «я» - гражданин..Учитель
Конкурс «Символы побед»
Государственный флаг
Командам выдаются наборы полосок цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственные флаги: а) России; б) Татарстана.
Государственный гимн.
Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатано по одной строчке всех трех куплетов государственного гимна РФ. Необходимо так сложить эти строчки, чтобы получился первый куплет и припев гимна.
Государственный герб.
Команды получают изображения государственных гербов РФ и РТ. Необходимо найти ошибки.
Учитель:
Сегодняшнее мероприятие посвящено Дню конституции РФ, который отмечается 12 декабря. Символично, что День Конституции следует за Всемирным Днем прав человека – 10 декабря. В 1948 году именно в этот день ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии”.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Перечень с надписями прав ребенка:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.
Физкультминутка. Закрепление.
Все дети встают вкруг в центре класса во круг стола. На столе обозначение прав и перечень прав . Обучающиеся раскладывают перечень прав по обозначению прав.
- личные
- политические
- социально-экономические, культурные
Перечень прав для разминки:
(С)право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
(С)право на пособие по временной нетрудоспособности;
(С)право на пособие по безработице;
(Л)право на жизнь;
право на свободу мысли;
(С)право на труд и выбор профессии;
(Л)право на национальный язык;
(Л)тайна переписки;
(п)право на участие в митингах и собраниях;
(Л)право на отдых;
(Л)выбор места проживания;
право на образование;
(С)право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
(п)Право на проведение публичных мероприятий
(п)Право на участие в управлении государством
(п)Право обращаться в органы власти
(Л)право иметь неприкосновенность жилища;
(Л)определять и указывать свою национальную принадлежность;
(Л)пользоваться родным языком;
(Л)свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства;
Конкурс. Кроссворд
По горизонтали:
1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.
По вертикали:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.
(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду. )Ответы кроссворда
Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.
Права литературных героев
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).
Конкурс. “Песня о правах”.
Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.
“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
“Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
“Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская). “ На крутом бережку” (право на отдых).
“Наташка-первоклашка” (право на образование).
“Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян). Конкурс. Ситуации.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
Ситуация 3.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
Подведение итогов.
В конце разминки обязательно подвести итоги, похвалить и поблагодарить за хорошую работу.
Домашнее задание:
Составление синквейна по теме: « Конституция»
1. Тема синквейна
2. два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему
3. три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме синквейна4. фраза, предложение, крылатое выражение, цитата – высказывается ваше отношение к теме
5. слово – резюме, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение
Конституция
справедливая, демократическая
регулирует, закрепляет, обеспечивает
Конституция – обладает высшей юридической силой.
5.Конституция – закон, основа демократии.
Итог урока:
“Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права”
20 ноября – День прав ребенка
10 декабря – Всемирный день прав человека
12 декабря – День Конституции РФ