От Конституции 1918 до Конституции 1993 года


Урок по обществознанию для 10 классе
по теме: "От Конституции 1918 года к Конституции 1993 года".
Цели урока:
Образовательная - показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества и её значение в жизни государства;
Воспитательная - воспитывать осознанное уважение к основному закону государства, формировать гражданскую позицию;
Развивающая - развивать умения работать с литературой, анализировать, обобщать материал, выделять главное, уметь работать в группе.
Предметные результаты изучения темы:
1. Знать основные этапы становления конституционализма в государстве;
2. Знать ключевые понятия темы: Конституция, правовое государство, социальное государство.
3. Знать основные положения Конституции 1993 года
Личностные результаты изучения темы:
1. Понимать значение Конституции в системе НПА государства,
2. Осознавать свою сопричастность к политическим процессам в государстве;
3. Объяснять значимость изучения Конституции для человека.
Метапредметные результаты изучения темы:
1.Уметь организовывать учебную деятельность при работе в группе;
2. Уметь высказывать свою точку зрения, работать с текстом, анализировать материал, выделять главное;
3. Уметь устанавливать причинно-следственные связи;
Тип урока: изучение нового материала
Формы обучения: групповая, индивидуальная, коллективная.
Средства обучения: учебник "Обществознание" 10 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова (базовый уровень), раздаточный материал ( текст конституций), интерактивная доска, политический словарь.
Межпредметные связи: история, право.
План урока:
1. Сложный конституционный путь России.
2. Отличительные черты Конституции 1993 г.
Ход урока:
Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Конституции. Тема нашего урока - "От Конституции 1918 года к Конституции 1993 года". Сегодня мы рассмотрим с Вами два основных вопроса (план урока, сообщение задач урока).
Подготовка к изучению нового материала. А что такое Конституция ? (основной закон государства). Когда была принята действующая Конституция нашего государства? (12 декабря 1993 года)
Почему федеральные законы и подзаконные акты не должны противоречить конституции? (Конституция является нормативно-правовым актом высшей юридической силы государства).
Чем Конституция отличается от других законодательных актов? (Конституция закрепляет государственный строй, определяет форму государства, является базой для текущего законодательства, отличается особым порядком принятия и изменения)
Каким путём была принята Конституция? (Путём всенародного голосования - референдум). Какие ещё способы принятия Конституции вы знаете? (Конституция может быть принята учредительным собранием, парламентом, общественным органом -съездом. конгрессом, главой государства).
Сколько конституций существовало в нашем государстве? ( пять, не считая конституций союзных республик)
1. Изучение новой темы. Создание Конституции любого государства очень сложный процесс. Принятие Конституций разных стран происходило в очень сложной политической обстановке. Например, Конституция США 1787 года была принята после окончания войны за независимость США , Конституция Франции 1791 года принята во время Великой Французской революции. Сложный конституционный путь преодолела и наше государство.
Первой попыткой создать конституцию, имеющую сословный характер, но пытавшуюся ограничить самодержавную власть посредством представительного органа была предпринята в 1730 году верховниками. Эта идея не увенчалась успехом, Россия так и осталась самодержавной монархией. В периода правления императрицы Екатерины II была созвана Уложенная комиссия для создания нового Уложения, которое по замыслам должно было выполнять ряд конституционных функций. Но идея не была претворена в жизнь. В последующие годы конституционные проекты разрабатывались ближайшими сподвижниками Александра I ( проект Сперанского "Введение к уложению государственных законов"), а также декабристами. Проектами конституционного характера был проект М.Т Лорис-Меликова, который хотя и был подписан императором Александром II в день его гибели, но так и не вступил в силу из-за реакционной политики вступившего на престол Александра III.
В результате первой российской революции 1905 года было подписан и принят Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", подготовленный С.Ю.Витте. Этот документ фактически стал первой конституцией России и положил начало становлению российского парламентаризма. Однако развитие конституционного процесса было прервано в 1917 году, после Февральской революции.
После свержения самодержавия предполагалось, что новую конституцию разработает Учредительное собрание, которое было разогнано большевиками. После установления советской власти конституционный процесс продолжался. В период с 1918-1990 гг. было создано четыре основных закона государства. В чем же было их отличие друг от друга?
Учащимся предлагается работа по 4 группам (с самостоятельным распределением групповых ролей. (Смотри приложение № 1)
Группам необходимо рассмотреть текст предложенной конституции (1- группа - конституция 1918 года, 2-я группа - текст конституции 1924 года, третья группа - текст конституции 1936 года, 4-я группа - текст конституции 1977 года), проанализировать его, выделить главное для заполнения своей таблицы, отводится определённое время работы в группе. Группа представляет результаты своей работы с использованием интерактивной доски. Участникам остальных групп необходимо подготовить 2-3 вопроса к выступавшим по представленной теме. Таблицы для работы групп представлены в приложении № 2.
(вариант предполагаемого заполнения таблиц смотри в приложении № 3)
В результате работы групп обучающиеся должны прийти к выводу о том, что основные положения рассмотренной конституции отражают особенности исторического периода государства, в который она была создана.
2. Учитель: В 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации, с положениями которой вы знакомились ранее на уроках обществознания. Чем отличается Конституция РФ от предыдущих Конституций? Для заполнения последней строки таблицы (смотри приложение №2) к доске вызывается обучающийся по усмотрению учителя. В ходе ответов обучающимися заполняется последняя строка таблицы, даются определения основным понятиям урока и делается вывод об отличительных особенностях Конституции 1993 года .
Рефлексия. Что сегодня нового Вы узнали на уроке? (ответы учащихся)
Подведение итогов урока. Учитель: Конституции РФ в 2013 году исполняется 20 лет. Конституция провозглашает Россию правовым государством, означающим, что права человека стоят превыше всего в государстве. В отличие от предшествующих законов, Конституция РФ носит демократический характер, а деятельность самого государства направлена на соблюдение основных положений главного закона страны. Сегодня каждый человек, начиная со школьной скамьи, знакомится с Конституцией и понимает, что она неразрывно связана с нашей жизнью. Она находится не вдалеке от народа, как конституции предшествующего периода, а она работает! Конечно, с развитием государства, политических процессов, вносятся изменения в основной закон, но эти изменения не затрагивают основ конституционного строя, основных прав и свобод человека. Гражданин РФ может быть уверен в том, что основные положения принятой на референдуме 1993 года конституции, не могут быть изменена без референдума, что придаёт уверенность людям в стабильном развитии нашего государства.
Закончить наш урок мне бы хотелось интересными фактами о Конституции 1993 года:
1. История рождения новой конституции продолжалась 3,5 года, 42 месяца или 168 недель.
2. У Конституции РФ было более 1000 авторов.
3. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.
4. С 1990 по 1993 год предлагалось около 20 различных ее проектов. Самые знаковые из них – проект Конституционной комиссии, проект академика Андрея Сахарова, проект Алексеева – Собчака и "вариант ноль", подготовленный рабочей группой под руководством Сергея Шахрая. В 1993 году появился общий проект Шахрая – Собчака – Алексеева.
5. Для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня 1993 года в Москве было созвано Конституционное совещание, которое продлилось до октября 1993 года. В совещании приняли участие 931 участник плюс эксперты, привлеченные к его работе. Среди них: Анатолий Собчак, Олег Румянцев, Сергей Шахрай, Юрий Калмыков, Михаил Митюков и другие.
6. Президент Борис Ельцин собственноручно внес 15 поправок в готовый проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием.
7. Всего было рассмотрено более 3000 предложений и замечаний. В окончательную редакцию вошли 37 статей из проекта Конституционной комиссии.
8. На всенародное голосование 12 декабря 1993 года пришли 54,8% граждан. Из них за принятие Конституции РФ высказались 58,4%, против – 41,6%. 25 декабря 1993 года текст Конституции РФ был официально опубликован, и она вступила в силу.
9. В Конституции РФ нет иноязычных выражений типа "спикер", "парламент", "сенаторы", "импичмент".
10. При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит присягу народу на экземпляре Конституции Российской Федерации.
11. Два экземпляра Конституции России побывали в космосе суммарно 329 дней. В 1999 году брошюра побывала на орбитальном комплексе "Мир".
12. С 1994 года указами Президента России "О Дне Конституции Российской Федерации" и "О нерабочем дне 12 декабря" день 12 декабря был объявлен государственным праздником.
13. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День Конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.Спасибо за урок! Домашнее задание: написать эссе на тему "Конституция. и её роль в жизни общества".
Выставление оценок за работу на уроке.
Приложение № 1.
Роли обучающихся при работе в группе:
1. Фасилитатор - посредник-организатор деятельности группы;
2. Регистратор -записывает результаты работы;
3. Докладчик - докладывает результаты работы всему классу;
4. Журналист - задаёт уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которые могла бы задать участники других групп;
5. Хронометрист - следит за временем, отпущенным на выполнение задания;
6. Активные слушатели - помогают сформулировать основную мысль .
Приложение № 2.
Для группы № 1.
Сравнительная характеристика конституций.
Название документа Год принятия Основы общественного строя Кому принадлежит власть в государстве? Собственность Органы государственной власти Основная задача Основные права граждан Все ли были равны в правах? Основные обязанности граждан Особенности
Конституция РСФСР 1918 г Для группы № 2.
Сравнительная характеристика конституций.
Название документа Год принятия Основы общественного строя Кому принадлежит власть в государстве? Собственность Органы государственной власти Основная задача Основные права граждан Все ли были равны в правах? Основные обязанности граждан Особенности
Конституция СССР 1924 г. Для группы № 3.
Сравнительная характеристика конституций.
Название документа Год принятия Основы общественного строя Кому принадлежит власть в государстве? Собственность Органы государственной власти Основная задача Основные права граждан Все ли были равны в правах? Основные обязанности граждан Особенности
Конституция СССР 1936 г. Для группы № 4.
Сравнительная характеристика конституций.
Название документа Год принятия Основы общественного строя Кому принадлежит власть в государстве? Собственность Органы государственной власти Основная задача Основные права граждан Все ли были равны в правах? Основные обязанности граждан Особенности
Конституция СССР 1977 г. Для класса.
Сравнительная характеристика конституций.
Название документа Год принятия Основы общественного строя Кому принадлежит власть в государстве? Собственность Органы государственной власти Основная задача Основные права граждан Все ли были равны в правах? Основные обязанности граждан Особенности
Конституция РФ 1993 г. Приложение № 3.
Вариант предполагаемого заполнения таблицы
"Сравнительная характеристика конституций".
Название документа Год принятия Основы общественного строя Кому принадлежит власть в государстве? Собственность Органы государственной власти Основная задача Основные права граждан Все ли были равны в правах? Основные обязанности граждан Особенности
Конституция РСФСР 1918 г Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Вся власть в центре и на местах принадлежит Советам Земля-общенародное достояние, природные ресурсы - национальное достояние , отмена частной собственности на землю Верховная власть в РСФСР принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами -ВЦИК
Основная задача в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства....в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти Право избирать и быть избранным, свобода совести, выражения своего мнения, свобода собраний, свободе получения полного всестороннего бесплатного образования Избирательное право не было всеобщим Обязанность трудиться "Не трудящийся да не ест", всеобщая воинская обязанность
Призыв "Пролетарии всех стран соединяйтесь!"
Конституция СССР 1924 г.  Образование Союза Советских Социалистических Республик Советам Двухуровневая система власти.
В СССР - Съезд Советов СССР, ЦИК СССР, СНК СССР, Верховный Суд СССР. В союзных республиках - Съезд Советов республики, ЦИК республики, верховные суды союзных республик Строительство социалистического общества в условиях диктатуры пролетариата Призыв "Пролетарии всех стран соединяйтесь!"
Конституция СССР 1936 г. СССР-социалистическое союзное государство рабочих и крестьян Трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся Социалистическая собственность в СССР в форме государственной собственности либо кооперативно-колхозной собственности. Допускается мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей , основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда Двухуровневая система власти. В СССР- Верховный Совет СССР -двухпалатный законодательный орган власти, Совет Министров СССР, Верховный Суд СССР. В союзных республиках -Верховный Совет союзной республики, Совет министров союзной республики, Верховный Суд союзной республики Строительство социалистического общества по принципу "от каждого по его способности - каждому по его труду" Право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, бесплатное образование, свобода совести, печати, собраний, митингов под руководством КПСС, неприкосновенность жилища, личности Уравнены права женщин наряду с мужчинами Беречь и укреплять общественную и социалистическую собственность, соблюдать Конституцию, исполнять законы, соблюдать дисциплину труда, честно относиться у общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, всеобщая воинская обязанность, обязанность трудиться Труд - не только право, но и обязанность, принцип "кто не работает, тот не ест".
Союзные республики получили право создавать свои Конституции, не противоречащие Конституции СССР
Конституция СССР 1977 г. СССР есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР Социалистическая собственность в СССР в форме государственной собственности либо кооперативно-колхозной собственности. В пользовании граждан могут находиться участки земли для подсобного хозяйства Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, автономных республик, краевые, областные Советы народных депутатов, Совета народных депутатов автономных областей и автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов составляют единую систему органов государственной власти.
Выдвинут тезис о "развитом социалистическом обществе и построении бесклассового коммунистического общества Декларировались ряд прав человека Все равны перед законом вне зависимости от пола, расовой принадлежности и т.д Всеобщая воинская обязанность, соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание гражданина СССР, обязанность трудиться, беречь и укреплять соц.собственность, бороться с хищениями соц.собственности, обязаны заботиться о воспитании детей, охранять природу и т.д Руководящая роль в государстве у КПСС.
Вводится понятие "референдум", стирание классовых различий
Конституция РФ 1993 г. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Россия - правовое государство.. Декларируются социальные, экономические, политические и др. права человека Человек, его права и свободы являются высшей ценностью и находятся под защитой государства. Платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу, бережно относиться к природным ресурсам, памятникам культуры и т.д. Обязанность нести воинскую службу. Россия - светское, социальное , правовое государство