Технологическая карта урока по русскому языку Неопределённая форма глаголов 3 класс УМК Школа России
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Учитель Петрянкина Елена Борисовна.
Автор УМК « Школа России» (программного учебного курса):В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык 3 класс, Москва, « Просвещение», 2013
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тема урока
«Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы»
Тип урока
Открытие нового знания (ОНЗ)
Цель
-познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы
Задачи
- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; - развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; - воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Планируемый
результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
Познакомиться с неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь.
Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять
интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы
решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).
Коммуникативные УУД
Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к
координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Методы
Формы работы
Методы: частично-поисковый, наглядный.
Фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование
Проектор, компьютер, экран, наглядный и раздаточный материал, рабочие тетради.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Этапы
урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Самоопределение
к деятельности
Цель:
проверка готовности
обучающихся, их настроя
на работу
У: Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
Открываем тетради, записываем число.
Приветствует обучающихся,
проверяет их готовность к
уроку, включает в деловой ритм.
Эмоциональный настрой.
Приветствуют учителя,
проверяют свою готовность к уроку.
Личностные:
мотивация к
учебной
деятельности и
самоопределение
2.Актуализация знаний и фиксация
затруднений
в деятельности
Цель:
быстрое включение в работу
У: Подготовим руку к письму. Минутка чистописания.
-Пропишите сочетания букв по образцу в тетрадях.
На доске: ть//ти//чь//
У: Ребята, мы ещё встретимся с этими сочетаниями на нашем уроке и узнаем о них побольше.
У: Для урока я приготовила пословицы .Прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии.
Взял книгу в руки – не заскучаешь.
Мы будем много знать, если мало будем спать.
Хорошо того учить, кто хочет много знать.
Сделали дело – гуляем смело!
У: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок.
Подготовка к введению новой темы.
Дети прописывают буквы по образцу.
3.Постановка задачи и цели урока
У: Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.
Кор.: Что вы больше всего любите делать?
Часть речи: Люблю действовать!
Кор.: Что вы больше всего не любите?
Часть речи: Не люблю предлоги!
Кор.: Какими необыкновенными талантами вы обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени!
Кор.: Что бы вы пожелали ребятам?
Часть речи: Чтобы русский все ребята.
на "пятёрку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
У: Ребята, какая часть речи давала интервью?
О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе)
Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
Почему я так сказала?
У: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам?
- Какие три времени имеет глагол?
-А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе?
Работа с учебником. Упр.183,с.107
У: Ребята, у каких слов не удалось указать грамматические признаки?
-Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Новую форму глагола)
Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку
учебной задачи
Формулируют тему урока и определяют задачи.
Познавательные.
Регулятивные:
целеполагание – постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и
неизвестно.
4. Изучение нового материала. Работа с учебником.
Цель: поиск оптимального решения учебной задачи.
У: Ребята, давайте узнаем о новой форме глагола из учебника в разделе на с.106
-О какой новой форме глагола вы узнали? (Неопределённая форма глагола)
Вывод: Глаголы бывают неопределённой формы.
Организует исследовательскую деятельность детей.
Составляют план
достижения
цели и
определяют
средства,
аргументируют свои высказывания, делают выводы.
Познавательные.
Регулятивные:
планирование –
составление
плана действий (с
помощью учителя)
5.Закрепление.
Работа с компьютером и экраном.
Цель: формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи
У: А сейчас мы с вами сыграем в игру « Будь внимателен»
-Соотнесите вопросы ( Что делать?, Что сделать?) и глаголы, распределите их в два столбика
У: Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределённой форме. Назовите их. (ти, ть – это формообразующие суффиксы)
Вывод: Глаголы в неопределённой форме имеют формообразующие суффиксы –ть, -ти.
Организует деятельность детей на экране.
Контролирует выполнение работы.
Соотносят вопросы глаголов неопределённой формы.
Называют
признаки глаголов неопределённой формы.
Делают вывод.
Познавательные:
осуществлять
анализ, проводить
сравнение,
классификацию изученных
фактов языка
по заданным
основаниям.
Регулятивные:
самоконтроль и
самооценка -
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от эталона,
сохранение
учебной задачи урока на каждом
этапе.
6.Физминутка
У: А теперь немного отдохнём.
Нужно услышать глаголы в неопределённой форме и показать действие . (Плавать, прыгать, чистить, вязать, спать, бежать, кружиться, улыбаться, хлопать)
Организует двигательную
физминутку
Дети выполняют
движения.
7.Закрепление. Работа у доски.
Работа с учебником.
Цель: освоение новых способов действий
У: Образуйте от данных глаголов глаголы неопределённой формы.
Что делать? Что сделать?
Люблю - любить полюбить
Бежит – бежать пробежать
Ухожу - уходить уйти
Пеку – печь испечь
У: Выделите у глаголов неопределённой формы формообразующие суффиксы. Всегда ли глаголы неопределённой формы оканчиваются только на
–ти, -ть?
Откройте учебник на с.106 и прочитайте правило.
Вывод: Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть, -ти, -чь.
У: Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока. Почему мы сегодня на минутке чистописания писали именно эти сочетания букв?(Это один из признаков глаголов неопределённой формы)
Организует групповую деятельность детей.
Контролирует выполнение работы.
Учатся образовывать глаголы неопределённой формы. Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы.
Делают выводы.
Познавательные:
ориентация в
учебнике, чтение
учебных текстов. Их полноценное
понимание и
воспроизведение, выполнение
действий и
сравнение с
эталоном.
Регулятивные:
действие по
намеченному
плану, сохранение
учебной задачи урока на каждом
этапе.
8.Закрепление. Работа в парах по карточкам (взаимопроверка)
У: Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы.
Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотой.
-Прочитайте полученный текст.
-Кто сделал так же?
-О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу)
Проверка
Организует самостоятельную деятельность детей, а затем работу в парах.
Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой.
Проверяют по образцу.
Делают выводы.
Познавательные:
чтение учебных заданий, их полноценное
понимание и
воспроизведение.
Регулятивные:
действие по
намеченному
плану, сохранение
учебной задачи урока на каждом
этапе.
9.Рефлексия деятельности.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Самооценка учащихся.
10. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
У: Подведём итоги.
-Какая тема урока у нас сегодня была?
-Какую мы ставили перед собой задачу?
-Удалось ли нам её решить? Давайте проверим.
Рефлексия.
Было интересно
Было трудно
Самооценка учащихся.
Выставление оценок учителем.
Д/з Упр.182. с.106 или Упр.184,с.107.
Вы все были молодцы! Спасибо за работу на уроке!
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.
Оценивают
результаты
своей
деятельности
на уроке
Регулятивные:
оценка своих
достижений,
осознание трудностей
Личностные:
Учебно-познаватель
ный мотив
изучения русского
языка.
Ориентация
на понимание
причин успеха
в учебе, проявление
интереса к новому
учебному материалу,
развитие
способности к
самооценке
15