Конспект урока по русскому языку на тему Неопределенная форма глагола ( 4 класс)

Урок русского языка 4В класс
ДАТА: 20.10.2015

ТЕМА: Неопределённая форма глагола.

ЦЕЛИ:

Образовательная:
1.Обобщить знания учащихся о глаголах настоящего, будущего и прошедшего времени.
2. Расширить знания учащихся о неопределённой форме как начальной форме глагола;
3. Совершенствовать умение ставить к глаголам в неопределённой форме вопросы;
4. Развивать интерес к предмету.

Развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию;
Воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.

Планируемые результаты:
Личностные:
-оптимизация образовательного процесса на уроке;
-внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса;
-актуализация мыслительной и творческой деятельности;
-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-воспроизводить знания, удерживать в памяти, делать выводы;
-повышение интереса учащихся к изучаемому предмету.
Регулятивные УУД:
-отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания;
-сличение способа действия при орфографической работе;
-уметь концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
-развиваем умение слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-уметь работать совместно с учителем, отвечать на вопросы по данной теме
-умение работать в группах.


ТИП УРОКА: урок закрепления новых знаний .


ХОД УРОКА:

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время

Организационный момент.

Слушают учителя. Включаются в учебную деятельность.

30 сек.

«Корзина идей»

Раскрыть понятие «Глагол» (на доске нарисована корзина , учитель записывает идеи)


Часть речи, что делать?, обозн-ет. действие, в предложении м.б. сказуемым. Изменяется по числам, по времени, по родам, по лицам.




2 мин.


Актуализация знаний. ( Структура 1 листок и ручка на двоих)

Запишите словосочетания.
-Определить когда происходит действие? Время глаголов.
- Можно ли определить число, время, лицо у этих глаголов?
- Какой глагол «лишний»? Почему? (смотреть)

Вывод . Дать название форме глагола. Определить на какие вопросы отвечает.

Постановка целей и задачей урока.





Как вы думаете, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (слайд)

Такие глаголы имеют 3 названия: (слайд)

Неопределённая форма глагола



Начальная форма глагола


Инфинитив

- Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово "неопределённый").



Работают по структуре
Рэлли-коуч.

Не смогли определить.


Неопределенная форма глагола.

5 – 7 мин.










5 мин.


Тетрадь запись числа. Словарная работа ( корабль)
 Запись слова корабль в тетради, выделение орфограмм, постановка ударения.
 Знакомство с этимологией слова   корабль.
– Работа над значением слова корабль.
– Сколько значений имеет слово корабль? Расскажите о них.
(от греч . karabos), то же, что судно. В парусном флоте корабль - трех- и более мачтовое судно с полным парусным вооружением. В современном русском языке кораблями называются военные суда (см. Корабль военный).
 Иногда воздушным кораблем называется крупный самолет, дирижабль; космическим кораблем - пилотируемый космический аппарат
А кого вы представляете когда слышите выражение « корабль пустыни»


Составить предложение со словом корабль, проговорите по кругу свои предложения и выберете 1 самое лучшее.

- Опрос столов. Слушаем внимательно и выбираем лучшее предложение.

- Автор лучшего предложения выходит к доске и делает разбор предложения (класс записывает в тетрадь)


Работают по структурам , ДЖОТ-ТОТС


10 мин.



Физминутка 
– Сейчас немного отдохнем. (Все встали) Послушайте условие: Если услышите глагол в настоящем времени. Присядьте.. Если я назову глагол в прошедшем. Поднимаете вверх обе руки. Услышав глагол в будущем времени. подпрыгните. Слова: Блестит, блестело, будет блестеть; Спали, спят, будут спать; Прочитали, читают, прочтут; Летят, прилетел, будет лететь; Убежали, убегут, бегут; – Отдохнули, садитесь.


5 мин.

Образуйте от данных глаголов неопределенную форму
(устно)
-Как будете действовать?

Составьте алгоритм. (Сначала задать вопрос к глаголу, затем изменить по вопросу неопределенной формы).

- Почему это необходимо делать? ( вопрос может содержать или не содержать приставку с-)

живешь – жить
поплывешь – поплыть
бежишь – бежать
глядим – глядеть
жду – ждать
машешь – махать
Работа с учебником. Упр. 101 стр. 52

5 мин.















10 мин.


Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
Задирать нос
Зарубить на носу
Клевать носом
Повесить нос
Водить занос

Закрепление.
Самостоятельная работа на листочках.


Работа с фразеологическим словарем.
5 мин.

Итог урока . Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Как еще называют глаголы неопределенной формы? (инфинитив)
- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

Домашнее задание.
Запиши 10 глаголов  в неопределённой форме .
Упр. 102.



5 мин.





15