Конспект урока по литературе на тему : Интеллектуальная игра Счастливый случай
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Левокумского муниципального района
Ставропольского края
Интеллектуальная игра по литературе
«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
10 – 11 классы
Учитель русского языка и литературы: Усатенко Т.И.
Тема: Литература. Интеллектуальная игра «Счастливый случай» (10 — 11 классы)
Цель: провести с учениками интеллектуальную игру «Счастливый случай» с целью усвоения программного материала; воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету — литературе; формировать у детей чувство нравственное, эстетическое чувство.
Оборудование: бочонки, портреты писателей.
Оформление доски:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена
И. Бунин
Выразить словами то, что понимаешь,
так, чтобы другой понял бы тебя, как
ты сам, - дело самое трудное, и всегда
чувствуешь, что далеко, далеко не достиг
того, что должно и можно
Л. Толстой
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый оклик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне
А. Ахматова
Правила игры: из бочки достаются бочонки с ведущий зачитывает вопрос. На обсуждение -30 секунд.
Ход игры
- друзья, сегодня мы собрались здесь, чтобы показать свои знания, умения и навыки в области удивительного и прекрасного вида искусства — художественной литературы.
Прошу приветствовать участников игры: команду 10 класса и сборную команду 11-ых классов. (Называются имена капитанов, имена членов команд-участниц, а также название команд).
- Сегодня у нас в гостях Совет мудрейших. Его возглавляет заместитель директора по УВР Краснобородько Н. Н., члены Совета - учителя русского языка и литературы Тарасенко Л. А., Стукалова Н. И.
Напоминаем, подсказки недопустимы.
Ну а чтобы всё у нас счастливо складывалось, для вас выступает…
Первый гейм. Разминка.
Задаются вопросы, команда должна дать правильный ответ. Если команда не знает ответа, то говорит слово «дальше». За каждый правильный ответ - 1 очко.
Играет команда…
10 класс
1. Назовите годы жизни Г. Р. Державина. (1743 - 1826)
2. Что такое ода?
3. О каком поэте идёт речь? В русскую литературу он ввёл романтизм, он великий поэт и переводчик, сочинивший множество элегий, посланий, песен, романсов, баллад а эпических произведений. (В. А. Жуковский).
4. Дайте определение классицизма.
5. Назовите представителей русского классицизма.
6. Кто автор следующих слов? Наша память, хранит с малолетства весёлое имя Пушкин. (А. А. Блок).
7. По началу произведения узнайте произведение, назовите его автора, определите жанр произведения.
«Раз в крещенский вечерок девушка гадали …
(Баллада В. А. Жуковского «Светлана»)
8. Что такое баллада?
9. Назовите периоды жизни и творчества А. С. Пушкина.
10. Какие устремления отражает первый этап творчества Пушкина? (Романтический, а второй - реалистический)
11. Крепостная Пушкина Арина Родионовна была близким другом великому поэту России. Назовите её фамилию. (Матвеева)
12. В самом начале 1831 году в Москве в церкви у Никитских ворот А. С. Пушкин
обвенчался с Н. Н. Гончаровой. В их браке родилось четверо детей. А как их звали по именам? (Маша, Гриша, Саша, Наташа)
13. По второй строчке восстановите первую, назовите произведение, его жанр, автора.
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
(Что движет твоё необъятное лоно?) — элегия В. А. Жуковского «Море»
11 класс
1. Назовите годы жизни И. А. Бунина. (1870 - 1953)
2. Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале двадцатого века?
3. О каком писателе идёт речь? Он родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчатове Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику шёл второй год, он совсем не помнил. (А. И. Куприн).
4. Назовите писателей-реалистов. Чехов, Шмелёв, Андреев, Куприн, Горький, Вересаев и другие.
5. Известно, что литературные заслуги И. А. Бунина были высоко оценены уже его современниками. А какие награды были ему присуждены? Две Пушкинских премии, был удостоен Золотых Пушкинских медалей, в 1933 году была присуждена Нобелевская премия.
6. Назовите представителей литературного течения - акмеизма.
7. Как назывался теплоход, на котором Господин из Сан-Франциско - заглавный герой рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско» - путешествовал из Нового мира в Старый Свет? Атлантида
8. Назовите рассказ И. А. Бунина, который сам писатель называл его «своим лучшим рассказом». «Чистый понедельник»
9. Известно, что многие поэты и писатели первой половины двадцатого века носили литературные псевдонимы. Назовите настоящую фамилию, имя Андрея Белого, Игоря Северянина. Борис Николаевич Бугаев, Игорь Васильевич Лотарев.
10. Назовите рассказ Куприна, который начинается без вступления, герои не имеют имён, просто - «он» и «она», женщина. Писатель не называет имена героев, ему важно показать само чувство, что оно делает с человеком? «Солнечный удар».
11. Назовите поэтов-футуристов.
12. В творчестве какого писателя первой половины двадцатого века тема любви всегда трагична? У Куприна.
Подводятся итоги
Второй гейм. «Заморочки из бочки»
Условие - совещание 30 секунд, если нет ответа, вопрос передаётся в зал.
№ 1 Гейм «Ты мне — я тебе».
№ 2 О семье какого поэта девятнадцатого века идёт речь?
«(Они) была весьма небогаты. Бесхозяйственные и недомовиты, они всю жизнь находились на грани разорения, в дальнейшем неизменно урезали материальную помощь сыну, а в последние годы его жизни и обременяли поэта своими долгами ... Семья принадлежала к образованной части московского общества. Дядя поэта был известным поэтом, в доме бывали московские литераторы. Ещё ребёнком поэт увидел Карамзина, тогдашнего главу молодой русской литературы, слушал разговоры на литературные темы».
№ 3. Известен довольно-таки печальный случай: В. А. Жуковский был незаконнорожденным ребёнком. Он родился в селе Мищенском Тульской губернии в семье помещика Афанасия Ивановича Бунина. А кто его мать? Пленная турчанка Сальха, которую нарекли Елизаветой Дементьевной Турчаниновой.
№ 5. Почему литературные герои Чацкий, Евгений Онегин, Печорин являются «лишними людьми»?
Подводятся итоги
Третий гейм. Тёмная лошадка
1. Известно, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье ...» А. С. Пушкин адресовал А. П. Керн. М. И. Глинка положил стихи на музыку. А кому посвятил композитор романс? Катеньке Керн.
2. Назовите оперы и балеты, а также другие музыкальные произведения, написанные по произведениям А.С. Пушкина.
3. Кто из поэтов девятнадцатого века был уверен в своей избранности и писал:
Я рождён, чтоб целый мир был зритель
Тожества иль гибели моей ... (М. Ю. Лермонтов)
Подведение итогов
Четвёртый гейм. Гонка за лидером.
(начитает команда, у которой меньше очков)
11 класс
1. Назовите годы жизни М. Горького. (1868 - 1936)
2. Назовите настоящее имя, фамилию М. Горького. Алексей Пешков.
3. Назовите автора, произведение, в котором главный герой своей возлюбленной
преподносит подарок — «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами»? Куприн. «Гранатовый браслет».
4. Назовите наиболее яркие произведения, посвящённые вечной теме -любви.
5. Назовите годы жизни В. Я. Брюсова. (1873 -1924)
6. Какое модернистское течение возглавлял В. Я. Брюсов?
7. Откуда происходит отец В. Я. Брюсова? Из крепостного крестьянства.
8.Назовите настоящее имя Сологуба. Фёдор Кузьмич Тетерников
9. Как называется второй сборник стихов В. Я. Брюсова? Шедевры
10. По характеристике героя назовите произведение и его автора. «Он был ловок, хищен, силён, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; « у него не было на племена, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого. (Ларра, М. Горький «Старуха Изергиль»)
11. По портретной характеристике узнайте героя, назовите произведение и его автора. высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое нельзя позабыть, не похожая на деревенских девчат» (Олеся, Куприн «Олеся»)
12. По второй строчке восстановите первую, назовите произведение, его автора.
Ныне даю я тебе три завета
(Юноша бледный со взором смущённым) - В. Я. Брюсов «Юному поэту»
10 класс
1. Назовите географические названия, связанные с жизнью и деятельностью А. С. Пушкина. Москва, Санкт-Петербург, Захарово, Царское Село, Кишинёв, Одесса, Михайло вское, Тригорское, Болдино.
2. Назовите имена художников, что создавали портреты великого Пушкина. Кипренский, Брюллов, Тропинин, Фаворский, Линёв.
3. О ком написал Пушкин следующие строки?
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль. (В. А. Жуковский)
4. Продолжите строчку, назовите произведение, автора.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
(И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей).5. Назовите «южные поэмы» А. С. Пушкина. Какова их тематика?
6. Назовите произведения Пушкина, в которых звучит историческая тематика.
7. Назовите произведение Пушкина, в котором поставлена тема власти и народа, вопросы о взаимоотношениях самодержавия и народа, где царь стал правителем при помощи преступления, убийства царя-младенца.
8. Мир поместного дворянства, различные типы помещиков, взаимоотношения помещиков и крестьян, крестьянский «бунт» против помещиков изображены Пушкиным в каком неоконченном романе? Дубровский.
9. Какие слова в качестве эпиграфа взял А. С. Пушкин к «Капитанской дочке»? Береги честь смолоду
10. Кто это говорит? Назовите героя и произведение. «Голова моя в твоей власти: отпустишь - спасибо, казнишь - бог тебе судья». (П. Гринёв)
11. Чья речь переполнена пословицами и поговорками, отражающими народные воззрения: «Долг платежом красен», Честь и место, «Утро вечера мудренее», Казнить, так казнить, миловать пик миловать». Он же любит народные песни. (Е. Пугачёв, «Капитанская дочка»).
12. Что такое «онегинская строфа»?
Подведение итогов. Награждение победителей.