Методическая разработка уроков литературы по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»


Методическая разработка уроков
по литературе по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»
(8 класс)
(учитель русского языка и литературыБарчан Т.Н.)
Урок 1. Основные вехи биографии писателя . А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь. «Ревизор» : творческая история пьесы.Цели урока : расширение представлений о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике; сформировать понятие о драматическом произведении и об идейном замысле комедии. Задачи : повторить известные сведения о писателе и его творчестве; отработать умение учащихся самостоятельно работать со слайд-презентацией и с учебником, воспитание уважительного отношения к творческому наследию писателя, предоставить возможность неосознанного выбора информации (аудеалы, визуалы, кинестетики). Оборудование : мультимедийная установка, слайд-презентация. Ход урока
Организационный момент (сообщение темы, цели)
Изучение нового материала с обобщением ранее изученного
(фронтальная беседа).Слово учителя (сопровождение – слайд-презентация)- Ребята, а можете вы с ходу «опознать», что это именно гоголевское произведение?  Гоголь умеет мастерски описывать самую обычную вещь, обычное явление, в его произведениях присутствуют элементы фантастики явной, а порой и неявной.- Какие произведения Гоголя вам знакомы ?- Узнайте героев произведений Н.В.Гоголя !«… Низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк». ( Акакий Акакиевич Башмачкин, «Шинель») и.т.д.
Знакомство с материалом учебника индивидуально..Фронтальная беседа по вопросам :Какие факты биографии Гоголя говорят о его интересе к театру ?Какие произведения писателя экранизированы ?А теперь вспомните, к какому роду литературы относится комедия ?Сообщение заранее подготовленного ученика по презентации о драме(индивидуальная работа) (
Самостоятельная работа с учебником ( термины). Записать определения в тетради.
-  Все ли определения вам понятны ?- А теперь давайте поговорим о таких понятиях, как : афиша, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики, ремарки (название на слайд-презентации). Что они означают ?7. Продолжение темыСлово учителя.Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». В « Ревизоре» , - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Как был осуществлён замысел великого писателя нам предстоит выяснить на следующем уроке.
Домашнее задание : Прочитать 1 и 2 действие комедии, ответить на вопрос, что является завязкой комедии; знать определение литературоведческих терминов; желающие, кто хочет получить дополнительную отметку, могут подготовить рассказ о сценической истории пьесы.
Итоги урока.
Урок 2.Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»Цели урока : раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке. Задачи :отработка умения анализировать художественный текст, делать выводы о теоретических понятиях на основе анализа, предоставить возможность обучающимся делать осознанный выбор задания. Оборудование : кинофрагменты «Ревизора», автор сценария В. Петров, режиссёр В.Швелидзе. «Пренеприятное известие», «Авось бог вынесет».
Организационный момент.
Проверка домашнего задания ( два человека за компьютером дают определения литературоведческим понятиям, один рассказывает о сценической истории пьесы).
Изучение нового материала.
Слово учителя.Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, лишённого нравственного закона, находит новый тип драматического конфликта. В комедии нет ни героя-идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть её. Герои, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в никуда, в погоню за пустотой, миражом.Работа над I действием пьесы.Познакомьтесь с «афишей» (авторской ремаркой, называющей действующих лиц). Изображение на экране через мультимедийную установку.- Обратите внимание на время и место действия. Что можно сказать ? Задание после просмотра фрагментов фильма :- Как обстоят дела во всех сферах городской жизни ?- Подозревают ли люди, живущие в этом городе, что можно жить по-другому?Слово учителя.Итак. Мы увидели фон пьесы, на котором происходит действие, и теперь постараемся вникнуть в суть зарождения драматического конфликта. Для этого вновь вернёмся к первой фразе Городничего, произнесённой в первом явление 1 действия.- Прочитайте первые фразы Городничего. Почему эта фраза навела страх на городских чиновников ? ( слово «ревизор» наводит страх особенно на тех, у кого дела обстоят неблагополучно. Городничий ввёл «ситуацию ревизора»..)- Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом Ревизора ? Таков фон для развёртывания действия комедии. Поэтому с начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, вырастая от действия к действию. По меткому выражению Ю.Манна, «ревизор» - это море страха.- Подтвердите эти слова примерами из текста, найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках.4. Закрепление материала, обобщение знаний через терминологию.А теперь давайте разберёмся в некоторых понятиях и терминах( обучающиеся объясняют значения слов, учитель вносит коррективы): экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, страх, инкогнито, произвол, казнокрадство, мошенничество.5.Итоги урока.6. Домашнее заданиеПрочитать III действие комедии, IY (яв.3- 7).1и 2 вариант ( обучающиеся на «4» и «5» ): выпишите в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию городничего в диалоге с Хлестаковым или Хлестакова в диалоге с городничим. 3 вариант ( обучающиеся на «3»): подумайте над эпиграфом к уроку. Ответьте письменно на вопрос, добродушны ли жулики из «Ревизора».
Урок 3. Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга.Цели урока : сформировать представление о характере Хлестакова и хлестоковщине .Задачи : проанализировать фрагменты текста комедии, выбрать положительные и отрицательные свойства Хлестакова ,составить денотатный графА.И.Хлестакова .Оборудование : кинофрагмент «Славно завязался узелок».1. Организационный момент.2. Целевая установка.3.Опорное повторениеСлово учителяЛичность – это сложное переплетение индивидуального и общего. Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”( задание на слайд-презентации)Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другими в силу индивидуальности и неповторимости.Сегодня на уроке я предлагаю вам остановиться у портрета главного героя комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны его и попытаться объяснить причину странного превращения фитюльки, спички, мальчишки в сановника, в генеральскую персону. В этом нам поможет бессмертный текст комедии, фильм “Ревизор» режиссёра В. Швелидзе, ваше прочтение пьесы и денотатный граф или проект, который мы будем конструировать на протяжении нашего урока.4. Объяснение нового материала(интерактивная форма работы). - Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. Внимательно послушайте монолог Осипа (Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове. (Один ученик читает монолог, весь класс работает с текстом, карандашом отмечает “+” и “ - ” Хлестакова.)- О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?(“+”: “каждый день доставай билеты в кеятр”;   “-”: “профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту”, в картишки играет; не платит в трактире). Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом.- А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним творческую работу: проинсценируем фрагменты пьесы ( два заранее подготовленных ученика и чтец)- Какие “+” и “ - ” Хлестакова нашли отражение в этой работе?Но более всего, на мой взгляд, человек раскрывается в действии, в поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестакова в доме городничего. (Д. III,явл. 6.) Интересное прочтение образа Хлестакова предложил режиссёр В.Швелидзе в фильме “Ревизор”. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из этого фильма.-  Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации.(фрагмент “Хлестаков в доме городничего”.)- Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации.4. Гимном Хлестакову, на мой взгляд, звучит Д. IV, явл. 3-7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы.- Внимательно просмотрите отрывок самостоятельно( дома вы читали его), вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове.- Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?5. Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине. Предлагаю задание – от лица Хлестакова рассказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне, один читает текст, остальные отмечают качества Хлестакова, которые он проявляет по отношению к женщинам.( текст на экране)- Какие качества Хлестакова для себя открыли?5.Обобщение. Выводы урока. В результате нашей работы на уроке мы сконструировали денотатный граф понятия “Хлестаков”, т.е. составили по ключевым словам словесный портрет, “паспорт” этого героя( изображение на слайд-презентации).- Может ли человек, обладая таким набором “+” и “ - ”, быть генерал-губернатором, сановником ? (Нет!)- А почему его принимают за ревизора?(Обратимся к эпиграфу урока: вертопраха, пустейшего, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового (!), так как сами чиновники этого хотели!).6.Домашнее заданиеПрочитать 5 действие. Ответить на вопросы учебника 14 и 17 ( стр. 121 )7. Итоги урока
Урок 4.Финал комедии, его идейно-композиционное значение
Цели урока : систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысл эпиграфа комедии. Задачи : раскрыть средства создания образа Петербурга, отработать умение самостоятельно работать с тестом. Оборудование : кинофрагмент «Не может быть !», компьютеры.Ход урока
Организационный момент
Учащиеся получают индивидуальные задания на выбор (либо в тетрадях, либо за компьютером):
Составить своеобразную таблицу-схему поведения чиновников и Хлестакова.
Сопоставьте разноречивые оценки Хлестакова и выскажите свою точку зрения.
Выписать из текста комедии выражения, ставшие крылатыми.
Проверка домашнего задания
Беседа по содержанию 5 действия.
- Перечитайте 1-е и 2-е явления и обратите внимание на поведение городничего.Расскажите, какова идейно-композиционная роль любовной интриги. Оказывается ли она средством создания образа Хлестакова ? Как его характеризует волокитство за Анной Андреевной и сватовство к Марье Антоновне? (Идейно-композиционная роль любовной интриги состоит в другом. С ней как бы материализуется, вплотную приближается к чиновникам ещё один мираж – образ Петербурга, вожделенный, манящий. ) Назовите, каковы средства создания образа Петербурга. Что думают об этом городе чиновники? С какими просьбами обращаются они к Хлестакову ?( Образ Петербурга вводится в комедию разными способами. ) Покажите, что привлекает Сквозника-Дмухановского в петербургской жизни. А Анну Андреевну ?- Покажите Петербург Осипа. Почему жизнь в столице видится ему «тонкой и политичной» ?- Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами ? ( 2-е явление 5 действия) ( Жестокость, ненависть к людям низшего сословия)- Что, по-вашему, является развязкой комедии ?( Появление почтмейстера с письмом. И венчает пьесу немая сцена).Толкование в критике немой сцены неоднозначно. Но сам автор сравнивал немую сцену с «живой картиной».( Просмотр фрагмента фильма)- Какова же идейно-композиционная роль «немой сцены» ?4.Проверочная работаА теперь постараемся обобщить то, с чем мы познакомились на предыдущих уроках. Предлагаю вашему вниманию проверочную работу. Каждый из вас ответит на вопросы теста. Прошу занять места у компьютеров.( итоговый тест по комедии «Ревизор», программа «Уроки Кирилла и Мефодия»)5. Домашнее задание. Перечитывая конспекты уроков по “Ревизору”, вы должны подготовить вопросы, отвечая на которые, ваши соперники покажут свои знания. Н а следующем уроке игра !
Урок 5.Урок- игра по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Цели: Привитие интереса к русской классической литературе, расширение знаний о драматургии (комедия, водевиль), показать связь литературы и театрального искусства. Задачи : развитие умения ориентироваться в тексте, понимать его, передавать мысли и чувства персонажей, развивать навыки выразительного чтения, умение находить верный эмоциональный тон. Показать недостатки и проблемы, поднятые автором в пьесе, связать их с современностью, показать злободневность пьесы. Подготовиться к домашнему сочинению. Оборудование: Стенд с рисунками Добужинского к пьесе “Ревизор”, кинофрагменты, жетоны с номерами.Ход урока1.Вступительное слово Разминка. На экране ( слайд-презентация) вы видите некоторые даты, связанные с созданием и постановкой пьесы. Назовите события, с которыми соотносятся эти даты. 2.Проверка домашнего задания. (Класс делится на “дам” (девочки) и “господ” (мальчики). Групповая форма работы.Дамы и господа! Перечитывая конспекты уроков по “Ревизору”, вы должны были подготовить вопросы, отвечая на которые, ваши соперники покажут свои знания.(Вопросы могут быть следующего характера: Кто дал Гоголю сюжет “Ревизора”? Кто является прообразом Хлестакова? и др.)В этой своеобразной дуэли между “дамами” и “господами” победителями стали… 3.Игра. А сейчас игра, которая поможет нам выявить лучшего знатока комедии “Ревизор”.Правила игрыВсем участникам выдаются жетоны с номерками. Возможность отвечать получает игрок, первым поднявший номер. Ответивший на вопрос участник переходит в следующий тур. Тот, кто не знает ответа, выходит из игры и становится зрителем.1тур. “Неча на зеркало пенять…”( изображение на слайде)Мы уже говорили о том, что у каждого действующего лица “рыльце в пушку”. Вам предоставляется возможность назвать те общественные пороки и недостатки, которые обличал Гоголь, изображая чиновников города N. Свои ответы подтвердите примерами из текста.2 тур. “Признайтесь, господа”.Мало лестного могут сказать друг о друге герои комедии. Ваша задача - назвать действующее лицо пьесы, о котором идет речь, и того, из чьих уст мы слышим эти слова. Глуп как сивый мерин. (Хлестаков о городничем). Протухнул насквозь луком.(Хлестаков о Луке Лукиче Хлопове, смотрителе училищ) и т.д.3 тур. “Что в имени тебе моем?”Задания 3-его тура позволят вам проверить, хорошо ли вы знаете имена действующих лиц, а также названия тех мест, которые упоминаются в пьесе. Название деревни в Саратовской губернии, куда направлялся Хлестаков, проезжая через город N. (Подкатиловка). Адрес Хлестакова в Петербурге. (В 4-ом этаже) и т.д. Объявляются участники, прошедшие в финальный тур.Финальный тур. “Земляника и его дети”.Это задание для самых внимательных читателей, настоящих знатоков текста. Сколько детей было у Артемия Филипповича Земляники? Назовите их имена. (Николай, Иван, Елизавета, Мария, Перепетуя).4.Награждение победителей. 5.Подготовка к сочинению. (Беседа с классом , темы на слайд-презентации) 6. Домашнее задание. Начните с “Ревизора” и критики чиновников города N., затем перейдите к порокам, встречающимся в нашем обществе, и, наконец, к самокритике.
Желаю творческих успехов!