Подгрупповая совместная деятельность детей и родителей «Мячиком играем – речь развиваем»
Подгрупповая совместная деятельность детей и родителей
«Мячиком играем – речь развиваем»
Автор: Беклемышева Татьяна Алексеевна, учитель – логопед,
I квалификационная категория
Цель: мотивирование родителей на применение игровых логопедических упражнений в условиях детского сада и семьи.
Задачи:
Обучающая:
научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики;
расширять словарный запас детей и родителей.
Развивающая:
развивать артикуляционный аппарат детей и познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие).
Воспитывающая:
воспитывать активность, самостоятельность, инициативность;
формировать навыки работы в парах и умение слышать и слушать друг друга.
План мероприятия:
Теоретическая часть
Когда появились мячи?
Для чего нужен мяч?
Практическая часть
Развитие речевого дыхания и психологической базы речи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитие общей моторики.
Предварительная работа: консультация в папке – передвижке, встреча с родителями «Правила проведения артикуляционной гимнастики», Буклет «Артикуляционная гимнастика» (комплекс для шипящих звуков Ш, Ж).
Оборудование: проектор, экран, ПК, крепированная бумага (для бумажных мячиков), резиновые мячи разных размеров и цветов, массажные мячи (су – джок), мячи с ушками, картинка на слайде зашифрованная (мяч с ушками), кубики, зеркала по количеству детей, салфетки, волшебный мешочек, корзинка.
Ход мероприятия
I. Теоретическая часть (без детей)
Семья для ребенка это место его рождения и основная среда развития и воспитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая обеспечивает ему чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Любовь родителей величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи. Поэтому важно прислушиваться к речи своих детей, анализировать ее качество, пытаться определять причины возникновения дефектов. Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий: наблюдение, исправление ошибок, чтение художественных произведений, личный пример, использование игровых приемов, рекомендуемых учителем-логопедом.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как с помощью мяча можно организовать игры, развивающие речь. Немного истории.
Мячи появились очень давно. Раньше в России мячи шились из тряпок и набивались соломой, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро рвались. Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы, очевидно, они были для игр - катаний, таких, как катание яиц. Но и эти мячи были неудобны, т. к. были тяжелыми. Люди долго экспериментировали, и придумали резиновые мячи, наполненные воздухом, которые были очень прыгучие. Как и в Древней Руси, так и сейчас дети очень любят играть с мячом.
Для чего нужен мяч?
Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
Регулируют силу и точность движения.
Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Как можно играть с мячами, сегодня мы вам покажем (буклеты для детей).
II. Практическая часть (дети и родители)
Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши родители, и поэтому мы будем играть коллективно и в парах.
Перед вами листы крепированной бумаги. Сделайте, пожалуйста, из листочка бумаги мячик (сминание бумаги одной рукой).
- Какие замечательные у вас получились бумажные мячики. Скажите, пожалуйста, в каких видах спорта можно использовать мячи? (Ответы детей и родителей: футбол, теннис, волейбол, баскетбол).
- Предлагаю вам поиграть в игру «Футбол». Нужно подуть на мячик так, чтобы он попал в ворота противника. Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не раздувать.
Играют в парах: родитель – ребенок.
Пальчиковая гимнастика «Будем мячики считать»
Будем мячики считать (Дети сжимают и разжимают все пальчики)
Этот мяч он из резины. (Загибают пальчики, начиная с большого)
Этот мячик синий-синий.
Этот мяч большой и красный.
Этот мяч такой прекрасный!
Будем мы его катать, (Выполняют круговые движения между ладонями)
Будем с ним мы играть.
Во время игры сигнал компьютера – электронное письмо. «Дети, чтобы поиграть с мячами, вам нужно выполнить задание: провести гимнастику для язычка». Гимнастика на экране для шипящих звуков.
Упражнения артикуляционные:
чередование «птенчик» - «заборчик»
«накажу непослушный язычок»
«лопаточка»
«чашечка»
«маляр»
«вкусное варенье
После выполнения детьми и родителями речевой гимнастики, появляется картинка на экране мяча с ушками.
Логопед:
Разделимся на 3 команды и будем прыгать на мячиках, выполняя гимнастику для тела.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой.
- Дети, посмотрите, у нас на столе появился волшебный мешочек.
Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи (су – джок) и вместе с родителями садятся за стол.
Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху.
Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.
Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)
Дидактическая игра «Выбери мяч»
Логопед (таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, что-то стучит в корзине? Как вы думаете, что это может быть?
Дети высказываются.
Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем большие.
Дидактическая игра «Поймай скажи»
Дети и родители становятся в круг. Логопед бросает мяч детям и родителям, называя при этом слово мяч. Участник, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие мяча. Например, мяч что делает? Катится, прыгает.
Дидактическая игра «Что это? Кто это?»
Дети стоят парами со своими родителями. Родитель бросает мяч своему ребенку и называет вид спорта, а ребенок должен назвать какой мяч используется в этом виде спорта. (Футбол – футбольный, теннис – теннисный).
Логопед. Игра на внимание. Предлагаю поиграть с мячиками в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.
Итог занятия.
Логопед. Много с мячиком играли
И немножечко устали.
Встанем дружно все в кружок
И надуем мяч разок.
Сдуем мы его руками
И надуем снова сами.
Ловко вы мячи бросали,
В игры весело играли.
Все ребята молодцы! Получайте-ка призы!