Индивидуальная и групповая психотерапия живописью в работе с детьми с ОВЗ.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 152»
Коррекционная педагогика и инклюзивное образование.
Арт-терапия для детей и подростков с ОВЗ
в условиях реализации ФГОС.
Индивидуальная и групповая психотерапия живописью
в работе с детьми с ОВЗ.
Выполнила:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МКОУ С(К)ШИ №152
г. Новосибирска
Янина Станиславовна Булык
Новосибирск
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………… стр.3-5
Глава 1.. Теоретические основы метода арт-терапии: индивидуальной и групповой психотерапии живописью………………………………… стр. 6-9
1.1. Арт-терапия: значение термина и его составляющие.
1.2. Индивидуальная психотерапия живописью.
1.3. Групповая психотерапия живописью.
Глава 2. Решение педагогических задач, через использование арт-терапии…………………………………………………………………. стр.10- 11
2.1 Взаимодействие педагогики и психотерапии.
2.2.Педагогические задачи, решаемые на арт-терапевтических
занятиях.
Глава 3. Практическом применении индивидуальной и групповой психотерапии живописью в системе обучения и воспитания учащихся специальных коррекционных образовательных школ…………. стр.12-16
3.1. Терапия живописью в коррекционной педагогике.
3.2. Развивающие функции психотерапии живописью.
3.3. Последовательность работы с детьми в направлении
психотерапевтической живописи.
3.4. Психотерапевтические игры.
3.5. Методы изотерапии.
Заключение……………………………………………………………… стр. 17
Литература ………………………………………………………………. стр.18
Приложение ………………………………………………………….стр. 19-22
Введение
Терапевтическая живопись – один из методов арт-терапии - лечения посредством художественного творчества. Интерес к арт-терапии тех, кто работает в детских коррекционных учреждениях объяснить очень просто: всё, что может поспособствовать раскрытию творческих способностей наших учеников, гармонизации их личности – должно находиться в центре внимания. Кроме того, арт-терапия позволяет сделать жизнь ребенка более яркой и интересной, помогает выразить свои эмоции и чувства, способствует развитию креативности, решению личных проблем. Арт-терапевтические методы могут войти в практику работы коррекционной сферы, потому, как утверждают специалисты, арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, она всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и даже в бизнесе. Кроме того, в арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. И это тоже вполне соотносится с педагогикой коррекционного образования. Наиболее яркий эффект дает работа именно в группе, где могут создаваться и индивидуальные работы. Но особенно привлекательным для детей считается создание общей работы, когда каждый участник вкладывает в эту работу что-то своё.
Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. А именно к ним в этом году приковано внимание работников общеобразовательной и коррекционной сферы. Детям с отклонениями в развитии зачастую сложно адекватно воспринимать окружающий мир. У таких детей, как правило, нарушено представление о целостной картине мира и нарушено целостное его восприятие. Некоторые психические и физические отклонения делают ребёнка пассивным, сужают круг его интересов и он перестает активно взаимодействовать с окружающим миром. В результате снижается и способность к адаптации. Арт-терапия позволяет ребёнку не только заняться творчеством, но и по-новому выразить свои эмоции. Для детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую - это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность может арт-терапия.
Актуальность исследования: Арт-терапия, как рисуночная терапия, по своему значению очень актуальна в жизни человека, а особенно маленького или подрастающего, совсем ещё не знающего, как правильно справляться со своими проблемами. В своем классе я часто провожу арт-терапевтическая занятия для «особых» детей под девизом «Рисуй, твори, живи!». В рамках работы нашей школы это особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья. Терапевтическая живопись – выход для решения многих жизненных проблем и ситуаций. Занятия проходят в первую очередь в качестве диагностики, реабилитации детей, затем уже носят обучающий характер. Но кто сказал, что у обычного ребёнка, у родителей не существует потребности в эмоциональной корректировке своих чувств, настроений, состояния? Именно такие занятия по своему значению могут быть центром творческого, эмоционального развития ребёнка. Считаю, что индивидуальные и групповые психотерапевтические занятия живописью являются диагностичными, безопасными и приемлемыми для работы с детско-родительскими отношениями, проблемами воспитания, нарушениями в развитии детей, возрастными особенностями и т.п. Эти методики таят в себе глубокий терапевтический момент. Для работы это очень актуально ещё и потому, что родители находят отклик на свои проблемы, получают активную помощь в понимании своего ребенка, учатся самостоятельно использовать данные методики и в совместной с ребенком творческой жизни. Арт-терапия предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. За каждым ребёнком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии.
Практическая значимость: В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями «особые дети» с серьёзными проблемами здоровья, диагнозом ДЦП И ЗПР. У таких детей низкая работоспособность, слабое внимание, память, недостаточно сформирована речь, низкая учебная мотивация. Компенсация недостатков ребёнка возможна при включение его в различную творческую деятельность. Сам процесс изобразительного творчества является мощным средством коррекционной работы с «особыми» детьми. Моя многолетняя, педагогическая практика в школе показывает, что в последние годы зачастую в школу приходят, неспокойные, агрессивные дети с неустойчивой психикой. Ребятишки с ограниченными возможностями здоровья - это ранимые, чувствительные маленькие личности. Часто наши ученики воспитываются в семьях, где ребёнок уже имел социальный негативный опыт, как правило, это формируются его отрицательные черты характера.
Таким образом, в процессе работы с детьми приходиться прибегать к методам арт-терапии, так как именно данный метод способствует быстрому установлению контакта, самовыражению детей с ОВЗ, разрешению многих внутриличностных конфликтов, выражению своих переживаний и эмоций. Для развития навыков сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом я предлагаю детям изготовить совместно коллаж, групповые рисунки на определённую тему. Индивидуальная работа, как правило, начинается с рисования мандалы. Данная методика, например, используется каждый раз, когда нужно разобраться в причинах подавленных эмоций ребенка, исцелить душевные раны. Множественные приемы психотерапевтического рисунка подчеркивают практическую значимость данного вида деятельности в работе с детьми с ОВЗ, что и хотелось бы отобразить в данной работе, показать существенное значение таких занятий в собственной практике.
Цель данной работы:
изучение метода индивидуальной и групповой психотерапии живописью на основе практической коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями.
При выполнении работы ставлю такие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы метода арт-терапии: индивидуальной и групповой психотерапии живописью.
2. Отобразить решение педагогических задач, через использование арт-терапии.
3. Рассказать о практическом применении индивидуальной и групповой психотерапии живописью в системе обучения и воспитания учащихся специальных коррекционных образовательных школ, выступающей в качестве эффективного средства помощи детям с проблемами поведения, психического здоровья.
Проблемы, на которые направлена работа:
проблема адаптации ребенка с ОВЗ в социуме через различные виды психотерапевтической живописи;
проблема психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями после потерь, травм, невротических состояний, при проблемах в общении методами арт-терапии;
проблема практического использования арт-терапевтических программ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями;
Глава 1. Теоретические основы метода арт-терапии: индивидуальной и групповой психотерапии живописью.
1.1. Арт-терапия: значение термина и его составляющие.
Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе в начале нового тысячелетия, ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания средствами искусства. В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики нарушений и сохранения здоровья учащихся, защиты детской психики от агрессивных воздействий среды.
Терапия искусством - относительно новый и малоизвестный метод психотерапии, активно развивающийся в последнее время. «Лечение искусством» появилось тогда же, когда и само искусство. Во все времена и у всех народов в качестве «средства исцеления» различных болезней и состояний использовались: музыка, пение, танец, рисование, скульптура и многое другое.
В настоящее время чаще принято под понятием творческой терапии иметь в виду такие методы, как танцевальная терапия, библиотерапия, драматерапия, музыкотерапия, ландшафтотерапия, этнотерапия и пр. А под термином «арт-терапия» понимается чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психоэмоционального состояния. Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938г. при описании своих занятий с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
Арт-терапия имеет свои общие функции для использования в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:
катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Нужно сказать, что арт-терапия - это «гибкий» (вариативный) метод, способный подстраиваться под любую возрастную категорию. Занятия по арт-терапии можно проводить с одним ребенком, с родителями, со всей семьей, в коллективе и группе. Преимущество арт-терапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение ребенка, составить мнение, на каком этапе жизни он находится - в рисунках в поделках могут находить отражения не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к его будущему и прошлому, - а также в выявлении подавленных и скрытых
переживаний, причем все это, выраженное в изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и лечения.
Изотерапия - основное направление активной арт-терапевтической работы. Оно включает в себя все виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, графику и т.д.). Изотерапия, позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Достоинство этого направления заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций, что способствует развитию чувственно-двигательной координации.
Систематическая и планомерная работа с художественными материалами помогает поднять на более высокий уровень интеллектуальное, культурное и эмоционально-волевое развитие «особых» детей, детей с ОВЗ, что является целью психокоррекции.
На арт-терапевтических занятиях реализуются - основные цели психотерапевтическая и коррекционная. Не применяются также оценочные суждения в плане: красиво - некрасиво, похоже – не похоже, правильно – неправильно. Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности. На уроках содержание и порядок деятельности учащихся задается и строго контролируется учителем. Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. За каждым ребёнком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии.
Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И тем не менее можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии.
1.2. Индивидуальная психотерапия живописью.
Индивидуальная психотерапия чаще всего требуется в тех случаях, когда источником проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются определенные формы эмоциональных нарушений, связанные либо с мелкими конфликтами и стрессами, либо с переживаниями по поводу определенного неизменного стресса, пережитого в прошлом или переживаемого в настоящем.
С детьми младшего возраста педагогу часто приходится устанавливать общение с помощью игры. Поэтому психотерапию живописью в таких случаях часто сочетают с «игровой психотерапией». Однако игра сама по себе не составляет суть психотерапевтического процесса. Она скорее обеспечивает способ общения взрослого с ребенком. Это означает, что сам процесс рисования организован в виде игры, которая будет способствовать выражению ребенком своих переживаний или мыслей на листе бумаги через определенные образы. Краски, пластилин, фигурки, изображающие членов семьи, игрушечные солдатики, ружья, животные - все это может помочь ребенку выразить свои мысли и переживания, подсказать, как отобразить их в виде рисунка. Рисование-своеобразное эксперементирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов.
В психотерапии живописью используют довольно разные подходы, но основные:
1. Внимательная оценка природы психологических трудностей ребенка является важнейшим моментом предшествующим психотерапии.
2. Педагог прислушивается к ребенку и предоставляет ему широкую возможность для выражения собственных чувств и убеждений. Это предполагает как то, что психотерапевт не навязывает ребенку собственной точки зрения, так и то, что психотерапевтическая ситуация структурируется с целью облегчения коммуникации.
3. Педагог дает ребенку возможность понять, что он его понимает и хочет ему помочь.
Арт-терапевт после выполнения работы помогает ребёнку отыскать в рисунке самых разных персонажей. Если ребёнок владеет речью, то он может самостоятельно прочитать рисунок, если не владеет, то у ребёнка через ощущения формируется внутренняя речь, что способствует развитию познавательной деятельности. Для этого задаются наводящие вопросы, которые помогают ребёнку дорисовать рисунок.
Так, например, при символическом уничтожении навязчивых представлений или вызывающих страх предметов обычно эффективна индивидуальная работа. На символическом уровне здесь разыгрывается отчуждение симптома, освобождение от него и заключение его "в крепость". В работе с маленькими детьми эта процедура особенно эффективна и может быть подчеркнута терапевтом: "Твой страх (привычка, нарушение) остается здесь".
Индивидуальная психотерапия живописью дает возможность педагогу войти в мир ребенка, узнать о личных переживаниях, о его самочувствии и настроении.
1.3. Групповая психотерапия живописью.
Формат групповой психотерапии позволяет детям, которые испытывают трудности в общении, а также в построении отношений, не только осознать деструктивные механизмы поведения и реагирования (действия словесные и практические, направленные на разрушение чего бы то ни было- мира, покоя, дружбы, настроения, успеха, выражается как драчливость, нетерпимость, страх, паника по отношению к другому человеку, к самому себе, к природе), но также отработать определенные модели поведения и общения.
В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом детей. М. Либман, например, указывает, что групповая арт-терапия:
позволяет развивать ценные социальные навыки;
связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
развивает навыки принятия решений.
Дополнительные плюсы групповой арт-терапии также в том, что она:
предполагает особую “демократическую” атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;
во многих случаях требует от детей определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым “нормам”.
Групповая форма дает возможность ребенку наглядно увидеть себя, свой характер, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей по группе. Ребенок может убедиться в искренности интереса и уважения к нему со стороны товарищей, понять и принять иные образы переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно. Например, очень удачно проходят занятия, где ребята рисуют отпечатками своих пальцев, на совместной работе появляются чудо звери, пятнистые хищники, заморские животные, ребята придумывают необыкновенную историю к такому рисунку. Рисуя ладошками, пальчиками, дети получают наслаждение от самого факта появления цветовых отпечатков и получают удовольствие от совместного контакта с другими детьми. Таким образом творчество помогает ребёнку смягчить своё состояние, т.к. любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество полезно.
В групповой психотерапии основным инструментом лечебного воздействия выступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию проблем ребенка за счет межличностного взаимодействия, групповой динамики.
Групповая психотерапия больше, чем какой-либо другой метод психосоциального воздействия, способствует восстановлению системы отношений детей с ОВЗ с микросоциальным окружением, приведению ценностных ориентаций в соответствие с образом жизни, т.е. решению тех первоочередных задач, без которых невозможна успешная социальная адаптация.
Индивидуальная и групповая психотерапия живописью в работе с детьми с ОВЗ способствует повышению уровня самоконтроля, развивает сенсомоторные навыки и ассоциативное внимание и память детей, умение выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том числе, со значимыми проблемными ситуациями.
Глава 2. Решение педагогических задач, через использование арт-терапии.
2.1 Взаимодействие педагогики и психотерапии.
Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А. Кронфельдом в статье “Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании”. Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арт-терапию. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных знаний не требуется. Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Но сейчас арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно “therapia” в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду “социальное врачевание” личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.
Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов”. По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.
2.2. Педагогические задачи, решаемые на арт-терапевтических занятиях.
Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи.
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Глава 3. Практическом применении индивидуальной и групповой психотерапии живописью в системе обучения и воспитания учащихся специальных коррекционных образовательных школ.
3.1. Терапия живописью в коррекционной педагогике.
Основная задача арт-терапии средствами искусства — произвести терапевтическое воздействие на ребенка с отклонениями в развитии с целью его гармоничного развития и адаптации в микросреде детского коллектива и макросреде общества.
Задачи психотерапии живописью в сфере коррекционного образования:
- осуществление средствами искусства живописи коррекции и профилактики нарушений развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, развития и формирования личности;
- создание условий для социокультурной адаптации ребенка с нарушениями;
- адаптация психотерапевтических методик живописью и использование их при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психики;
- выявление особенностей и определение уровня эффективности данных методик в специальном образовательном учреждении;
-разработка технологий психотерапии живописью, необходимых для коррекции нарушений у детей-инвалидов;
- коррекция вторичных нарушений в развитии ребенка, помощь в адаптации в обществе средствами культуры и искусства;
- обеспечение средствами искусства познавательных потребностей детей с нарушенным развитием.
В образовательных учреждениях коррекционной направленности одним из приоритетных является художественно – эстетическое направление, и одним из методических приемом - ознакомление с искусством для того, чтобы с успехом развить школьника с ОВЗ и включить в работу все его органы чувств. Произведения искусства неизменно вызывают у ребенка радость от их восприятия, стремление любоваться произведениями изобразительного искусства, живописью, скульптурой, внимательно вслушиваться в музыку, поэзию.
3.2. Развивающие функции психотерапии живописью.
1.Развивается мелкая моторика. Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Чтобы ребёнок научился правильно держать ручку нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше, походит работа с мелким материалом, с кистью, которые используется на занятиях. Вследствие этого развивается мелкая моторика пальцев рук у детей. Многие виды художественных техник способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе работы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Различные художественные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы школьников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
2.Развивается творчество и воображение. Содержание и методика проведения занятий по продуктивной деятельности прежде всего направлены на развитие творчества у детей.
3.Создание эмоционально - положительного настроя у детей. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок преодолевает робость, страх перед тем, что у него ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы школьников в целом.
4.Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Знакомя детей с деревьями, птицами, животными, солнцем, морем и т. д. педагоги подводят детей к сравнению, подбирая произведения искусства изобразительной направленности, в которых присутствует образность, сравнение и олицетворение. Поэтому подбору произведений искусства для интегрированных занятий уделяется особое внимание, чтобы они были яркими, впечатляющими, вызывающими эмоциональный отклик у детей.
3.3. Последовательность работы с детьми в направлении психотерапевтической живописи.
Подготовительный этап к изобразительной деятельности, где основная цель: вызвать интерес к рисованию, познакомить с орудиями и средствами изобразительной деятельности: красками, мелками, фломастерами, кистью, гуашью, с самыми начальными действиями с ними. В этот период в сознание ребёнка прочно входит представление о том, для чего предназначена бумага, карандаш, мелок, краски.
Второй этап рисование - позже. А пока стадия каракулей, черкания, точек штрихов. И первые достижения-это каракули, или просто беспорядочные мазки.
Следующий этап рисования –рисование круга. И начинается эта работа с круговых линий -это игровые задания: моточки ниток, которые разматывает котёнок, дым из трубы, облака и пр. Рисунок- наматываем нитку на клубок. Рисовать прямые линии ребёнку скучно, поэтому дается интересное задание: «Солнышко лучистое», «Травка выросла», «След лыжника», «Заборчик», «Листопад» «Снег идет».
По мере овладения навыками и умениями переходим к рисованию красками. Дети, начиная работать с красками, в восторге закрашивают весь лист бумаги. Применяю технику пальцевого рисования краской. Просто рисовать пальчиком скучно, стараюсь организовать занятие в игровой увлекательной форме, придумываю задание: зайчик пробежал по дорожке, забавный одуванчик, спелая малинка, волшебная рябинка. Очень удачно проходят занятия, где ребята рисуют отпечатками своих пальцев, на бумаге появляются чудо звери, пятнистые хищники, заморские животные, предлагаю придумать необыкновенную историю к их рисункам. Рисуя ладошкой, пальчиками, дети получают наслаждение от самого факта появления цветовых отпечатков. Творчество помогает ребёнку смягчить своё состояние, т.к. любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество полезно.
На занятиях нужно стараться создать условия для появления учащихся мотива к самоизменению. Чтобы снять психическое напряжение, можно использовать такие темы рисунка, как «Размываем обиду красками», «Печалька», учимся не накапливать обиды, отрицательные эмоции, а как можно скорее избавляться от них. Предлагается ребятам на листе бумаге нарисовать серой краской своё «облачко обиды».
Затем, не дав краске высохнуть, тут же начинать его размывать другой краской более яркой, мысленно повторяя при этом «Я размываю обиду, она теряет свою силу» и смывать с листа бумаги образовавшее пятно до тех пор, пока оно совсем не исчезнет.
Ребята совершенно по - другому смотрят на мир более радостно, уверенней, т.е. работа с яркими красками помогла улучшить настроение, изменить внутренний настрой.
Ребёнок понимает, что любовь, радость, печаль можно выразить цветом. Для достижения желаемого оздоровительного эффекта обязательно необходима эмоциональная окрашенность информации, идущий через мозг. Общение с природной средой через стереотипы и шаблоны сводит эффект работы к нулю.
3.4. Психотерапевтические игры:
1. «Прижми и отпечатай». Отпечатывать можно всё, что захочется листья, цветы и т.д. Краски — неизведанный мир, мир цвета. Дети замечают, что лес бывает голубым, утром — оранжевым, вечером выглядит багровым. Работа с красками по-разному влияет на настроение. Разность цвета создаёт разность восприятие действительности, может быть выражена красками.
2. «Цветовые угадайки»: ребенок должен угадать, какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определенный смешанный тон, и воспроизвести этот результат.
3. Чтобы пробудить фантазию у детей провожу игру «Весёлые кляксы», важно что бы от работы с красками дети испытывали радость.
4. «Волшебные нитки» - эта техника вызывает бурный восторг детей. Ведь они, используют её в своих работах, становятся маленькими волшебниками. листом.
5. Рисуем лёгкими: техника «Мыльные пузыри» - получаются удивительные отпечатки. На что же они похожи? Можно дорисовать и сделать картину, открытку и т.д.
6. Техника выдувание: позволяет нарисовать красивые цветы. Цель этих занятий: научить ребёнка, освобождаться от негативных мыслей, думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Через развитие способности самовыражения и самопознания любой рисунок художественное произведение может оказывать на ребенка положительное или отрицательное воздействие. На занятиях делаем выводы, притянуть успех, осуществить наши мечты помогают нам определённые цвета. Моя задача вселить уверенность, в том, что у них действительно скоро будет удача и успех. Вера в воображение и зрительное восприятие имеют огромную силу в достижение задуманного. Для детей с соматически ослабленным здоровьем предлагаются пейзажи горные вершины, водопады, которые обладают необыкновенной силой поднимать и укреплять энергетику и иммунитет. На нервных, вспыльчивых хорошо действует картины с видом моря.
3.5. Методы изотерапии:
Успешно зарекомендовали следующие методы изотерапии:
проективный рисунок,
коммуникативное рисование,
дополнительное рисование.
Проективный рисунок.
Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Особенно эффективно при коррекции детских страхов. в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы. Метод позволяет работать с чувствами, которые ребята не осознают по тем или иным причинам. Обычно дети с удовольствием выбирают темы: "Мой обычный день", "Три желания", "Остров счастья", «Ласковое солнышко». В проективном рисовании использую следующие методики (классификация Кратохвила). Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе.
Коммуникативное рисование.
Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования наступает этап обсуждение. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного рисунка, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов группы, и их отношение друг к другу в процессе рисования.
Совместное рисование.
Несколько человек рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
Одним из любимых видов арт-терапевтического рисования для детей является работа с мандалами, зоотерапевтическими раскрасками. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени. Мандалы хороши для «особых» детей. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:
в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок)
в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)
в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)
с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)
Арт-терапия вовсе не ставит перед собой задачу всех сделать художниками. Её цель в другом, необязательно быть творцом по профессии, главное стать творцом своей жизни. Я вижу результаты арт-терапевтических занятий, у детей вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои. У детей формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка.
Заключение
Проделав определенную работу в области психотерапии живописью, наблюдая за ребятами в работе с применением технологий арт-терапии хочу сказать, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.
В своей многолетней работе с детьми с ДЦП, ЗПР я использую все функции и виды арт-терапии – ведь это благодатная почва для коррекционной работы. Вся эта работа имеет положительные результаты для развития и адаптации личности таких учащихся в современном социуме: созданы комфортные условия для обучения и развития таких детей, а они, в свою очередь, имеют определенные успехи в своём развитии; родители нашли контакт со школой, с пониманием относятся к школьным проблемам своих детей, постоянно контактируют с учителем. Одно из активных направлений арт-терапии – изотерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.
У детей возрос интерес к нетрадиционным техникам работы. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. «Шедевры» живут, дышат, улыбаются. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. У детей прослеживается динамика развития мелкой моторики рук. Дети стали меньше выходить за контуры при закрашивании, линии стали четкие, нажим карандаша стал нормальным, пробелов практически не наблюдается. Это прослеживается при анализе работ детей.
Таким образом, основная задача арт-терапии, психотерапии живописью - произвести терапевтическое воздействие на ребенка с отклонениями в развитии с целью его гармоничного развития и адаптации в микросреде детского коллектива и макросреде общества.
Литература
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
2. Киселёв М.Ю. Арттерапия: проблемы и перспективы / М.Ю. Киселёв // Комплексная программа эстетического воспитания школьников: пути разработки и реализации. - М., 1990 .
3. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арттерапии / Л.Д.Лебедева // Дидакт. - М., 2000.
4. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А.Осипова. - М., 200
5. Групповая психотерапия / К.Э.Рудестам. - М., 2003.
6. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006.
7. Общепсихологические основы художественного творчества/ Абрамян Д.Н. — М., 1995.
8. Место искусства в познании мира/ Андреев А.Л. — М., 1980.
9. Психология, искусство, образование // Искусство в школе/ Асмолов А. - 1993 -№6.
10. Художественное творчество и ребенок/ Ветлугина Н.А.— М., 1974.
11. Психотерапия/ Вольпер И.Е/ — Л., 1972.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ
РИСОВАНИЕ МАНДАЛ
ЗООТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ РАСКРАСКИ