В последнее время, когда рынок образовательных технологий изобилует предложениями по самым разнообразным приемам изучения английского языка, вопрос "По какой методике вы преподаете?" становится все более актуальным. Озадаченный абитуриент, студент или бизнесмен все чаще застывает перед книжными полками с лингвистической литературой и медиа-пособиями или
задумчиво просматривает ДЛИННЫЙ список рекламных объявлений. Один из критериев выбора - цена, а вот главный...
Можно ли доверять современным технологиям? Если да, то каким?
Проблема выбора эффективных методов обучения английскому языку является актуальной. Воспитание творческой, инициативной личности, способной на практическое применение полученных знаний и умений является одной из важнейших задач современного отечественного образования. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании.
1. Экскурс в методологию
За всю историю человечества было разработано великое множество различных образовательных методик, которые можно разделить на 2 основные группы: традиционные и современные нетрадиционные методики.
К традиционным методикам относится "Grammar-translational method" (грамматико-переводной метод), который господствовал до конца 50-х годов и был практически единственным, с помощью которого учили всех. Кстати сказать, все гениальные и феноменально образованные переводчики до последнего времени обучались именно таким образом.
Со временем менялись цели обучения иностранному языку и требования к владению им. Активный методический поиск в 70-е годы способствовал появлению современных нетрадиционных коммуникативно-ориентированных методик обучения иностранным языкам :
коммуникативная методика (И. JI. Бим, Е. И.Пассов),
проектная методика
интенсивная методика (Г.А.Китайгородская),
деятельностная методика (Ильясов)
дистанционная методика.
2. Коммуникативный метод обучения английскому языку.
Основная технология, применяемая мною - коммуникативный метод обучения иноязычной культуре, т. е. обучение на основе общения. При этом отношения между учеником и учителем основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.
Основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность. Участники общения должны научиться решать реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Принцип взаимосвязанного обучения четырём видам речевой деятельности - чтению, говорению, аудированию и письму внутри учебного процесса.
Принцип системности процесса обучения, т.е. подчинение всех процессов обучения (цели, средств, материала и т.д.). задуманной идее. Сначала намечается конечный продукт (цель), а затем определяются задания, которые могут привести к данному результату.
Принцип индивидуализации в овладении иностранным языком.
В коммуникативной методике учащийся воспринимается как индивидуальность. Коммуникативное обучение направлено на выявление их исходного уровня определенных способностей и дальнейшего их развития.
Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности учащихся в овладении иностранным языком.
В данной методике уделяется большое внимание развитию самостоятельности мышления, в частности, в процессе обсуждения проблем. И, наконец, самостоятельность, связанная с контролем.
Принцип функциональности в обучении иностранному языку.
Данный принцип предполагает, что каждый ученик должен понять, что знание языка может ему дать не только практическое владение непосредственно языком, но и использование полученных знаний в познавательном и развивающем аспектах.
Принцип новизны в обучении иностранным языкам.
Новизна предписывает использование текстов и упражнений, содержащих что-то новое для учеников, отказ от многократного чтения того же текста и упражнений с тем же заданием, вариативность текстов разного содержания.
При разработке уроков в начальной школе я использую коммуникативно-игровую методику.
Игровая форма занятий стимулирует учащихся к учебной деятельности, активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнерстве. Так в начальных классах мне помогает
вести уроки кукла - медвежонок Винни-Пух. Он «прыгает» по партам, «задает вопросы» учащимся, и они отвечают ему с большим удовольствием, задают вопросы о его семье, увлечениях. Происходит живое, веселое общение.
На уроках я применяю разные игры: фонетические, для отработки алфавита, лексические, грамматические.
В соответствии с современными требованиями к процессу обучения игры и физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока.
Также я использую игровые ситуации, которые полностью отвечают возрастным особенностям детей и создают условия для их естественного общения, например,
после изучения английских имен, названий стран и континентов дети представляют себя жителями Великобритании, Америки, Африки. Они встречаются в гостинице, на конференции и знакомятся друг с другом.
В основной школе (V - IX) большое значение имеет использование коммуникативно-направленных или учебных речевых ситуаций.
Учебная речевая ситуация позволяет, во-первых, наглядно показать, где, когда, для решения каких задач общения можно использовать предъявляемый материал. Создаётся положительная мотивация от осознания того, что ребёнок может говорить и понимать иноязычную речь.
Во-вторых, учебно-речевая ситуация позволяет обеспечить личное участие каждого в слушании и использовании отрабатываемого материала в высказывании при развитии речевых умений.
Речевые ситуации рассматриваются как модель жизненных ситуаций, например, ситуации по теме «В магазине», «На прёме у врача» и т.д.. Исполняя определенную роль, учащиеся высказываются от имени своего персонажа, оценивая события и факты с его позиции. Так происходит социализация личности ребёнка.
3. Проектная методика.
Ещё одна методика, которую я применяю на своих уроках - проектная методика. Применительно к уроку иностранного языка проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Теперь перейдем к методическим принципам проектной МЕТОДИКИ.
- Принцип доступности (вопросы и проблемы, значимые для обучаемого на данном этапе, исходя из его личного опыта).
Вести уроки будет кукла - медвежонок Винни-Пух. Он «прыгает» по партам, «задает вопросы» учащимся, и они отвечают ему с большим удовольствием, задают вопросы о его семье, увлечениях. Происходит живое, веселое общение.
На уроках я применяю разные игры: фонетические, для отработки алфавита, лексические, грамматические.
В соответствии с современными требованиями к процессу обучения игры и физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока.
Также я использую игровые ситуации, которые полностью отвечают возрастным особенностям детей и создают условия для их естественного общения, например,
после изучения английских имен, названий стран и континентов дети представляют себя жителями Великобритании, Америки, Африки. Они встречаются в гостинице, на конференции и знакомятся друг с другом.
В основной школе (V - IX) большое значение имеет использование коммуникативно-направленных или учебных речевых ситуаций.
Учебная речевая ситуация позволяет, во-первых, наглядно показать, где, когда, для решения каких задач общения можно использовать предъявляемый материал.
Создаётся положительная мотивация от осознания того, что ребёнок может говорить и понимать иноязычную речь.
Во-вторых, учебно-речевая ситуация позволяет обеспечить личное участие каждого в слушании и использовании отрабатываемого материала в высказывании при развитии речевых умений.
Речевые ситуации рассматриваются как модель жизненных ситуаций, например, ситуации по теме «В магазине», «На приёме у врача» и т.д.. Исполняя определенную роль, учащиеся высказываются от имени своего персонажа, оценивая события и факты с его позиции. Так происходит социализация личности ребёнка.
3. Проектная методика.
Ещё одна методика, которую я применяю на своих уроках - проектная методика.
Применительно к уроку иностранного языка проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Теперь перейдем к методическим принципам проектной МЕТОДИКИ.
- Принцип доступности (вопросы и проблемы, значимые для обучаемого на данном этапе, исходя из его личного опыта).
Принцип активности (основывается не только на внешней активности (активная речевая деятельность), но и на активности внутренней, что проявляется при работе над проектами, развивая творческий потенциал обучаемых )
Принцип коммуникативности (обеспечивает контакт не только с преподавателем, но и общение внутри групп, в ходе подготовки проектов).
Принцип самостоятельности (работа над проектами ведется либо самостоятельно, либо в группе с другими обучаемыми).
Проект осуществляется по определенной схеме:
Подготовка к проекту.
(Необходимо выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками).
Организация участников проекта.
Групповая форма работы является наиболее оптимальной для осуществления проектной деятельности. В состав группы входят школьники с разной успеваемостью, с различными творческими способностями.
Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное - это не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию успеха. Группы могут соревноваться друг с другом
Презентация проекта.
Весь наработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж.
Проектные задания тщательно прорабатываются с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Предлагается выполнить вначале черновой вариант, а потом чистовик.
Подведение итогов проектной работы.
В своей практике я часто предлагаю оформить минипроекты, рассчитанные на один урок или его часть. Возможно завершение выполнения проекта дома в качестве домашнего задания.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов, применяемые при изучении иностранного языка:
конструктивно-практические проекты (дневник наблюдений, создание игры и её описание);
информативно-исследовательские проекты (изучение региона какой-либо страны, путеводитель по стране изучаемого языка);
творческие работы (свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык);
издательские проекты (стенгазеты, коллажи).
Проекты не обязательно должны быть большими и занимать много времени по их подготовке. Это могут быть минипроекты. Все индивидуальные работы выполняются на стандартных альбомных листах и по мере выполнения скрепляются в личные альбомы. Для моих учеников 11 класса в прошлом учебном году к выпускному балу был готов сюрприз - целая папка минипроектов. Ребята с восторгом разглядывали свои работы, которые они выполняли с 5 по 11 класс.
Проектная методика не только дает возможность учащимся глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый' материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.
Главный результат работы над проектом - практическое применение имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое использование в дальнейшем.
4. Реализация здоровьесберегающих технологий.
В своей работе я опираюсь на следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.
Возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести речевые ситуации, игры, работу над проектами.
На экране вы можете видеть примеры творческих работ учащихся.
Важнейшей целью внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование культуры здоровья.
Обучению вопросам здоровья, воспитанию культуры здоровья был посвящен проект "A Good Life" ("Хорошая жизнь") в 6 классе. В ходе работы над проектом
были названы такие составляющие хорошей жизни как хорошая экология, хорошее здоровье, хорошая история, т.е. состоявшаяся жизнь.
В соответствии с современными требованиями к процессу обучения игры и физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока.
Основой своей педагогической деятельности считаю создание комфортной обстановки для учащихся на уроке. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная и проектная методики являются на данный момент наиболее гармоничными и актуальными с точки зрения современной методологии.
15