Роль игровых приёмов при изучении английского языка в школе
Роль игровых приёмов на уроках английского языка в начальной школе
Садретдинова Ильмира Рифгатовна
Учитель английского языка
На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.
Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.
Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.
Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:
1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).
2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).
3. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре есть таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы).
Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогическую цель, которую часто не осознают. Играя в лингвистическую игру, учащиеся концентрируют свое внимание над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, общение на иностранном языке.
Игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но развивает познавательную активность школьников.
Игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Компетентность в решении игровых задач усиливает мотивацию к изучению языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую употреблять в речи слова иностранного языка. Постепенно снижается тревожность и скованность, появляется позитивный образ самого себя.
У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.
Известно, что возможность пополнить словарный запас в непринужденной обстановке в форме игры гораздо выше, чем на обычном уроке.
В зависимости от цели урока игры могут быть самыми разными. Они могут предлагаться как в процессе закрепления учебного материала, так и на начальном этапе при изучении той или иной темы. Игра может являться лишь элементом урока, либо весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами или членами групп.
Следующие игры не только повышают уровень лексических знаний, но и развивают память, внимание и т.д.
Игры для отдыха
Учитель предлагает : «Imagine you see a tree with apples on it. Try to get them. They are so high. Stand up! Take them! You can’t do it. Raise your hands up! It’s so difficult to get the apples. Jump! Is there anything in your hands? Nothing? Jump once more! Now have a rest. »
Four elements
Учитель в быстром темпе называют слова water, earth, air, fire. Дети выполняют различные движения: при слове water – опускают руки вниз, при слове earth – поднимают руки вверх, при слове fire – руки согнуть в локтях и быстро вращать кисти рук.
Игры для развития внимания.
Animals
Речевой задачей данной игры является тренировка учащихся в названии различных животных, в употреблении различных животных, в употреблении личных местоимений с глаголом to be.
Учащиеся стоят в кругу. Каждый участник в маске животного, либо держит в руках игрушку, либо картинку с животным
а) Дети по очереди называют животное соседа справа (соответствующий жест в сторону соседа) и свое животное (с указанием на себя)
- He is rabbit. I’m a monkey.
- He is a monkey. I’m an elephant.
b) Дети называют свое животное и бросают мяч любому участнику в кругу.
- I am a monkey. You are a cat.
- I am a cat. You are a crocodile.
«Будь внимателен»
Главная цель – тренировка речевого образца have got\have not got в речи учащихся
Учитель показывает и называет игрушки. Дети соглашаются с ним.
Например, учитель показывает щенка: I have got a puppy.
Дети: Yes, you’ve got a puppy.
Учитель показывает крокодила, а говорит: I have got a monkey.
Дети: You have not got a monkey.
Игры на внимание (цифры)
Данная игра очень хорошо тренирует навыки счета учащихся. Нужно выполнять следующие задания:
- назвать числа, которые делятся на 2, 3
- посчитать через один
- назвать все чётные числа
- обратный счёт
Животные
Две команды становятся лицом друг к другу. У каждого ребёнка в руках игрушка-животное (или картинка с изображением животного), которую он прячет за спиной. По сигналу ведущего все участники первой команды одновременно показывают участникам второй команды свои игрушки и быстро прячут их. Члены второй команды должны запомнить и сказать:
- Какие животные были показаны;
- в каком порядке они были показаны
Игры для развития памяти
Задачей данной игры является обучение умению описания внешности друг друга. Учитель вызывает к доске двух учеников и дает возможность рассмотреть внешность собеседника в течение нескольких секунд, после чего ребята поворачиваются друг к другу спиной и пытаются описать друг друга по тем признакам, которые им запомнились. Победителем в данной игре становится ученик, который последним назовет фразу.
Например
He has got blue eyes.
She has got black hair.
He has jeans on.
She is wearing a black skirt. Etc.
«Подбери рифму»
1) Учитель называет слово, а учащиеся – название цвета, рифмующееся я этим словом,
например:
T: Ted P: red
night white
they grey
town brown
crack black
seen green
fellow yellow
glue blue
2)Учитель придумывает короткие рифмовочки, а учащиеся заканчивают их, называя
цвет. Например:
You like me
And I like you.
Red and yellow
White and (blue)
This is city
And that is a town.
Grey and black
Green and (brown)
«У кого лучше память»
P1: I can play with a cat.
P2: I can play with a cat and a dog.
P3: I can play with a cat, a dog and a puppy. Etc.
Выигрывает ученик, сказавший самое длинное предложение без ошибок.
Используемая литература
Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания / А.А. Каретникова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 288 с.: ил. – (После уроков)
Панфилова А. П. «Игровое моделирование в деятельности педагога», М.: «Академия », 2000
Ильченко Е.В. « Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка». М.: «Центр современных гуманитарных исследований», 2003