«Развитие речи учащихся как средство повышения качества образования по русскому языку»



ТЕМА:
«Развитие речи учащихся как средство повышения качества образования по русскому языку»

Урок - основа всего учебно-воспитательного процесса в школе. На уроке формируется человек завтрашнего дня, на уроке мы отдаём свои знания детям.
Практически на всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается целенаправленно, в определённой системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.
При определении содержания работы по развитию речи нельзя не учитывать, что, приходя в среднее звено, ученики хорошо владеют русским языком, используя и устную, и письменную речь. Однако если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи, поставленные перед современной школой, нужно совершенствовать речь учащихся с самых различных точек зрения.
Развивая речь учащихся, учителя русского языка и литературы работают над повышением качества образования по русскому языку и литературе». Мы столкнулись с проблемой, что многие наши учащиеся не могут выразить свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Стало ясно, что необходимо проводить усиленную систематическую работу по развитию речи учащихся (на специальных уроках развития речи, при изучении других тем, во внеурочное время). Эта проблема стала актуальной ещё и потому, что выполнение экзаменационной работы по русскому языку, да и по другим предметам требует от выпускника школы следующих умений: анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности; оценивать языковые явления с точки зрения нормативности; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления; использовать основные приёмы переработки текста, оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль. Все эти требования являются частью стандарта среднего общего образования. Поэтому необходимо обогащать словарный запас учащихся и проводить систематическую работу по развитию речи.
Задачи:
1. Формирование и диагностика знаний, умений и навыков в сфере речевой деятельности.
2. Формирование и развитие основных компетенций:
1) коммуникативной:
-овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
-формирование осмысленных умений и речевых навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся.
2) языковой и лингвистической:
- овладение основными нормами русского литературного языка;
-обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
3) культуроведческой:
- овладение нормами речевого этикета;
-совершенствование владения различными видами речевой деятельности, повышение уровня грамотности учащихся.
Общие требования, предъявляемые к методике ведения урока, от выполнения которых зависит успех развития речи школьников.
1. На всех этапах урока учащиеся должны слышать образцовую литературную речь. Речь совершенствуется всю жизнь путём интуитивного впитывания её норм. И от того, какую речь слышат учащиеся, зависит правильность и выразительность их собственной речи.
2. При выполнении любых упражнений, рассчитанных на самостоятельное употребление учащимися форм слов в речи, мы не должны довольствоваться воспроизведением учащимися своей бытовой разговорной речи. Нужно требовать по возможности приведения литературных примеров или примеров содержательных, отвечающих нормам литературной речи. Повседневное выполнение этого требования будет стимулировать речевое развитие.
3. На уроке школьники должны не только писать, но и говорить, упражняясь в связном монологическом рассказе. Ответы на вопросы учителя, часто практикуемые в школе (метод беседы), не должны преобладать на уроке, так как развитие умений связной речи возможно только на основе организаций соответствующей деятельности учащихся. Виды же деятельности ученика в беседе и при монологическом высказывании различны.
4. Каждое высказывание ученика должно быть оценено учителем с точки зрения правильности речи.
Формирование правильной и хорошей речи связано с изучением основных языковых единиц (звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение), что находит отражение в программе школьного курса русского языка (УМК, по которому я работаю 15-й год, авторы – В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, Пичугов, Никитина). Приступая к реализации поставленных задач, надо было иметь представление об уровне знаний, умений и навыков учащихся, поэтому возникла необходимость объективно оценить знания детей практическим путём: они должны были в ходе работы на уроках выполнить задания, дающие возможность увидеть реальный уровень их знаний и умений по изучаемой проблеме.
Одна из диагностик выявления уровня развития речи проводилась в 9 классе (первое полугодие). Учащиеся должны были отредактировать предложенные тексты (исправить речевые ошибки); найти ошибки в выборе средств связи между предложениями (использовать синонимы или местоимения); разделить текст на абзацы и объяснить своё решение; озаглавить текст или выбрать из предложенных заглавий то, которое отражает основную мысль текста; определить стиль речи и тип предложенного текста, аргументируя свой ответ. Работая в парах, учащиеся выполняли задания по речевому этикету: составляли диалоги на темы «Телефонный разговор», «В гостях» и т. п. В процессе работы фиксировались результаты.

Чтобы улучшить результат, были приняты следующие решения:
-ежедневно работать со словом, словосочетанием, предложением, текстом (разных стилей и типов речи);
-после каждой письменной работы проводить уроки работы над ошибками, уроки совершенствования содержания и языкового оформления сочинений (изложений);
- использование элементов технологии активного обучения, включающей в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся;
- работать над проблемой культуры речи.

1.Особенности отбора учебного материала, его преобразования и предъявления, средства обучения.
Содержание учебного предмета определяю рабочей программой, составленной на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы\ составители: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Программа для общеобразовательных учреждений Русский язык 10-11 классы\ автор-составитель А.И.Власенков.
При отборе материала я выбираю тексты, упражнения, устанавливающие связь изучаемого материала с окружающей детей действительностью. Во время подготовки к уроку, использую не только материал учебника, но и дополнительную литературу: «Русский язык в школе», «Литература в школе», методическую литературу, словари, элементы технологий учителей-новаторов, Интернет. Материал отбираю по объёму сложности, систематически (одно задание является подготовкой к выполнению другого). Материал преобразую в таблицы, схемы, опорные конспекты.
2.Организация учебно-познавательной деятельности.
Практически каждая тема даёт возможность работать на уроке по схеме: «СЛОВО – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ». При знакомстве с новыми словами, данными в разделах учебника «Пиши правильно», «Произноси правильно», «Толковый словарь», стало ясно, что удобнее их объединить в тематические группы, это поможет сэкономить время. Здесь эффективно сработал частично-поисковый метод. Учащиеся сами объединили такие слова по теме «Спорт»: бассейн, дистанция, кросс, ориентироваться, отразить, по трое, с разбегу, чемпион, марафон, грамота. Данная группа слов может быть использована для составления словосочетаний, предложений, текста; даёт возможность поработать и с правописанием, и с произношением, и со значением слов.
Также для достижения поставленной цели использую различные упражнения и речевые задачи:
а) диктанты: по памяти, орфоэпический, «Угадай словечко», «Реклама нового слова», лексический, «немой», зрительный и др.;
б) сочинение-миниатюра по опорным словам;
в) игра «Объясни разницу»;
г) построй словосочетание или предложение по графической схеме;
д) «Собери мозаику» из рассыпанных слов, предложений;
е) разнообразные виды словарных работ (наибольший интерес у детей вызывает работа с этимологией слова, аукцион «трудных» слов).
Ещё К.Д.Ушинский рекомендовал после прочтения текста проводить непринуждённую беседу в связи с прочитанным, поэтому я стараюсь вовлекать ребят в обсуждение текста, используя метод эвристических вопросов (элемент технологии активного обучения). Часто это тексты стихотворений, дополненные иллюстрациями детей. В этом году работа усложнилась: ребята на уроках изобразительного искусства выполняли рисунки к своим сочинениям. Использование этого наглядного метода помогает учащимся сравнить свои словесные и живописные высказывания и отредактировать сочинение.
Кроме создания текстов традиционных сочинений и изложений, я провожу творческие работы исследовательского характера, вызывающие наибольший интерес у учащихся: сочинение-репортаж на экологическую тему, интервью с литературным героем или с реальным лицом, например, с ветераном труда, отзыв о просмотренном фильме, сочинение - портретный очерк «Моя мама» («Мой отец», «Моё имя» и т.п.)
Для речевого развития учащихся, формирования у них коммуникативной и общекультурной компетенции большое значение имеют сочинения на нелитературные темы, которые проводятся на основе разных источников высказывания: произведений живописи, музыки, личных наблюдений учащихся. Это сочинения-миниатюры, зарисовки, написанные на уроке за несколько минут, и обучающие творческие работы.
Воспринимая репродукции картин известных художников, музыкальные произведения, дети стараются понять, что испытывает автор, создавая произведение, почувствовать настроение, которое передаёт художник, и воплотить его в слове. Ролевая игра по жанровой картине позволяет учащимся перевоплотиться в героев, предугадать речевое поведение. Использование репродукций способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму. Наблюдая явления природы и социальной жизни, дети учатся размышлять о мире и о себе. Творческие открытия детей делают урок живым и интересным.
Используя элементы технологии В.Н.Зайцева, который рекомендует обучать школьников оптимальному чтению, я добилась того, что большинство учащихся стали читать в темпе разговорной речи, а это обеспечивает глубокое осмысление прочитанного, запоминание и, соответственно, развитие речи.
Технология активного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленных перед группой познавательных задач. Технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Я использовала такие элементы, как драматизация в обучении, эвристические вопросы, метод инверсии.
Известно, что дети часто теряются, если им задать вопрос не так, как они его ждут. Справиться с этим затруднением помогает применение инверсии при формулировке правил, изучаемых на уроке. Например, учащиеся знают, что «причастный оборот – это причастие с зависимыми словами». Вопрос может звучать следующим образом: «Как называется причастие с зависимыми словами?» Такое «инвертирование» (переворачивание, перефразирование) помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся.
А вот эвристические вопросы дают возможность упорядочить деятельность учащихся в проблемной ситуации, в процессе решения творческих задач. Например, при изучении уточняющих членов для составления предложений предлагаются вопросы: «Когда? Когда именно?», «Где? Где именно?».
Кроме того, для создания проблемной ситуации, для привлечения внимания учащихся использую наглядные методы (иллюстрации, не до конца заполненные таблицы, схемы, опорные конспекты).
Эффективны упражнения, направленные на отработку техники речи, на развитие слуховых и произносительных умений, на обогащение словарного запаса, на устранение диалектных ошибок.
Также стараюсь выработать у учеников умение контролировать свою речевую деятельность с точки зрения речи «правильной» и речи «хорошей». Это соблюдение всех норм русского языка и стремление к доступности, образности, благозвучности, своеобразности, краткости, уместности, богатству, точности, выразительности.
Работу над культурой речи я также связываю с изучением стилистики, т.к. большим недостатком письменной речи является нарушение логической последовательности в изложении мыслей, отсутствие должной аргументации, неоправданное смешение стилей. Знание стилей речи и типов текста активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся. Особенно убедительно выглядит сопоставление текстов, контрастных в стилистическом отношении, например, научный и публицистический, художественный и официально-деловой.
Уроки литературы (или словесности) - это и уроки родной речи, уроки стиля, уроки, вырабатывающие литературный вкус, языковую интуицию. Дети отвыкли вдумываться в СЛОВО. Устное высказывание на уроке является упражнением по развитию культуры речи. Это и краткие, и развёрнутые выступления, творческие высказывания (пересказы, устное рисование), доклады и рефераты.
3. Организационные формы.
Систематическая работа над речью учащихся на каждом этапе обычного и нетрадиционного уроков (игра, путешествие, экскурсия, суд и др.) с использованием индивидуальных, фронтальных и групповых форм работы привела к тому, что речь учащихся развита на уровне выше среднего.
Контроль (сочинения, изложения, словарные работы, устные выступления и др.) помогает выявить уровень овладения знаниями и с учётом индивидуальных особенностей учащихся устранить пробелы или развивать творческие способности детей. Школьники либо сами корректируют свои работы на основе рецензий учителя или одноклассника, либо это делает учитель, занимаясь с учеником дополнительно.
Таким образом, осуществляя работу по развитию речи на уроках русского языка и литературы с использованием различных форм и методов, я увидела, что эта работа дает свои результаты. Учащиеся лучше овладевают языковыми нормами, легче выражают свои мысли в устной и письменной форме, правильно используют нужные языковые средства в соответствии с целью, содержанием и условиями общения. Культурно общаются, чаще выбирают из вариантов домашнего задания творческую работу, меньше испытывают трудности при конструировании словосочетаний и предложений, лучше стали писать сочинения и изложения.
Формы, методы, приёмы, применяемые мною на уроках, помогают добиваться стабильных результатов.
Самое главное, что необходимо каждому учителю для того, чтобы у детей наблюдался интерес к предмету, - это постоянный поиск, находки, использование на уроке информационных технологий, желание самого учителя дать детям то, что в его силах, только тогда процесс обучения будет результативным.

Лингвистическая разминка
1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа. (Мастер?).
2. В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухг?лтеры).
3. Как правильно: кулин?рия или кулинарuя? ( Оба варианта являются правильными).
4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок).
5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (Звонuм).
6. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья).
7. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё(красuвее).
8. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм? (Апельсинов).
9. У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).
10. Поставьте слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа множественного числа. (Судов).
  Найдите речевые и грамматические ошибки и исправьте их.
1. Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры. (Слово “памятные” является лишним.) 2. Дайте мне, пожалуйста, плацкарт до Кирова. (Неверно употреблено слово “плацкарт”. Надо сказать “плацкарту” или “плацкартный билет”.) 3. Все с большим вниманием слушали доклад Ивана Петровича Чибис.(Должно быть “Чибиса”, так как фамилии на согласный лиц мужского пола склоняются.)
Приложение
ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЙЦЕВА В.Н.
Использовала я и элементы технологии В.Н.Зайцева , который рекомендует обучать учащихся оптимальному чтению – в темпе разговорной речи,- обеспечивающему осмысление. Это темп 120-150 слов в минуту. А для письма норма – 60-90 букв в минуту.
Как же добиться оптимальной скорости чтения и письма?
Я проводила работу со скороговорками (тренировка артикуляционного аппарата), высказываниями лингвистов, иллюстрированными поэтическими текстами, беседы для активизации речевой деятельности, предоставляла возможность детям самостоятельно формулировать тему и цель урока. Т.е., давала им возможность чаще и больше читать и говорить на уроке.
Кроме того, использовала ежедневно тренировочные упражнения, рекомендуемые для повышения скорости чтения: поиск непонятного слова, "Жужжащее чтение", "Буксир", многократное чтение, ежеурочные пятиминутки чтения.
Например, в начале каждого урока выделяла 5 минут на чтение любимой книги вслух (особенно хорошо действует этот приём в 5-7 классах).
А чтобы не падала осмысленность чтения, использовала пересказ (самостоятельный, в парах) лингвистических и художественных текстов.

Приложение
ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленных перед группой познавательных задач. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Я использовала такие её элементы, как драматизацию в обучении, эвристические вопросы, театрализацию в обучении, метод инверсии. На уроке детям предлагалось инсценировать и разыгрывать по ролям учебный материал. Например, на первом уроке по изучению темы "Наречие" перед ребятами может появиться Наречие и выступить с речью, которая напомнит ребятам основные грамматические признаки этой части речи, покажет перспективу изучения темы. Интересно использование и такого приёма, как инверсия. Известно, что ребята часто теряются, если им задать вопрос не так, как они его ждут. Справиться с этим затруднение помогает применение инверсии при формулировке правил, изучаемых на уроке. Например, учащиеся знают, что "причастный оборот – это причастие с зависимыми словами". Вопрос может звучать следующим образом: Как называется причастие с зависимыми словами? Такое "инверсирование" (переворачивание, перефразирование ) помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся.


















Заголовок 515