План обследования 5-летнего ребенка с ЗПР на ПМПК
Среди детей 5-летнего возраста встречаются дети, нуждающиеся в специализированной помощи в условиях детских дошкольных учреждений либо групп в детских дошкольных учреждениях для детей со смешенными специфическими расстройствами психического развития (ранее это были дети с ЗПР – задержкой психического развития). Важно вовремя выявить детей, нуждающихся в такой помощи. С этой целью дети, психика и поведение которых имеют отклонения от принятых для данного возраста норм, направляются в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК)специалисты которой решают о виде специального (коррекционного) учреждения, где должен воспитываться ребенок.
В ходе всестороннего и комплексного психолого-медико-педагогического обследования устанавливается тип нарушения, а также индивидуальные особенности психофизического развития ребенка.
План подготовки к обследованию ребенка.
№ п/пНаправление деятельности Цели деятельности Деятельность проверяющегоТщательное ознакомление с соответствующей медицинской и педагогической
документацией.
1 Изучение данных врачей-специалистов о физическом и психическом здоровье ребенка; состоянии его анализаторов; типе нервной системы, особенностях поведения; характеристика из детского сада (навыки общения ребенка со сверстниками, взрослыми и т. д.); продукты деятельности самого ребенка ( рисунки, поделки и т. п.). анализ с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка Подбор материала для исследования (игровой, картинный, табличный, тестовый и т.д.) в зависимости от контактности ребенка, уровня развития, быстротой истощаемости, сохранности зрения и слуха
Непосредственное изучение ребенка
2 Реакция на новую обстановку (интерес, безразличие, страх и т. д.), желание или нежелание вступить в контакт, адекватность поведения и т. п. снятие вызванного непривычной обстановкой напряжения Установление контакта с ребенком
3 Игра либо рисование на заданную проверяющим тему Налаживание необходимых для дальнейшей работы контактов, анализ рисунка ребенка либо игровых действий может дать ценный дополнительный материал как при установлении его интеллектуальных возможностей, так и при дифференциальной диагностике некоторых состояний личности (своеобразие рисунков при эпилепсии, шизофрении и т. д.). получение первых представлений об особенностях психики, поведения, моторики. Отслеживание характера эмоциональной реакции на предложенные ребенку игрушки, учитывая при этом возраст испытуемого
4 Беседа с ребенком (после установления контакта) Средство снятия напряжения и установление сведений относительно причин отклонений в развитии и поведении обследуемого Во время беседы рекомендуется выявить: а) точность представлений ребенка о самом себе, своей семье, ближайших родственниках, друзьях (фамилия, имя, отчество, возраст) и способность дифференцировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т. д.; б) характер представлений о времени ( понимание соотношения мер времени и др.), способность различать времена года по их основным признакам (дождь, снег, ветер и т.д.), о явлениях природы (гроза, ураган и т. п.); в) способность ориентироваться в пространстве (практическое овладение понятиями «дальше», «ближе», «справа», «слева», «вверху», «внизу»); г) запас сведений об окружающем (сведений о своей стране, выдающихся событиях, известных людях).Методики психологического исследования развития основных психических процессов у детей 5-летнего возраста
Исследуемый психический процесс Методика исследования
Особенности внимания Бланки «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера).
Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга (методика Рыбакова).
Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (методика Рыбакова).
Таблицы Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25).
Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера).
Бланки к методике «Счет по Крепелину».
Бланки к методике Мюнстерберга.
Особенности восприятия Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой - фигуры Поппельрейтора).
«Почтовый ящик» (коробка форм).
Доски Сегена разных вариантов сложности.
Кубики Кооса.
Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т. Н. Головиной).
Набор предметных картинок, разрезанных на 2 - 3 - 4 части.
Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине».
Методика «Эталоны».
Методика «Прогрессивные матрицы Равена».
Особенности памяти Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.).
Бланки к методике для запоминания 10 слов.
Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева).
Пиктограмма (методика А. Р. Лурия).
Бланки с текстами для воспроизведения.
Особенности мыслительной деятельности Таблица с изображениями предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории).
Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным.
Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
Бланки к методикам «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
Таблицы с пословицами и поговорками.
Сюжетные картинки для сравнения, таблицы с заданием на сравнение слов-понятий.
Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).
Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).
Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
Таблицы с загадками.
Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов - подбор слов, противоположных по смыслу).
Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А. Я. Ивановой).
Таблицы с заданиями на «схематизацию» (методика Венгера).
Особенности эмоционально-волевой сферы, качеств личности Таблицы с набором задач к методике исследования уровня притязаний.
Бланки для исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Таблицы с вариантами заданий для исследования волевых усилий.
Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).
Методика изучения фрустрационных реакций («Методика рисуночной фрустрации» Розенцвейга).
Бланки с методикой незаконченных предложений.
Таблицы к методике Рене-Жиля.
Серия картин (из методики ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т. д.
Рисунки со стимульным материалом из теста Роршаха.
Психолого-педагогическое исследование с помощью игрового материала
Исследуемый психический процесс Методика исследования Обоснование выбранной методики Результат у ребенка с нормальным интеллектуальным развитием Результат у ребенка со смешенными специфическими расстройствами психического развития (ЗПР) Примечание
координация движений руки ребенка, состояние тонких движений кисти (наличие или отсутствие мора, пореза и других функциональных нарушений); степень сформированности представлений о величине, цвете; умение сравнивать с учетом указанных признаков; адекватность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы; наличие и стойкость интересов Составление пирамиды из колец Пирамида из 6 - 8 колец меньшего размера.
Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца. Затем дают инструкцию: «Сделай (надень) их, как было». Затем перед ним кладут два следующих кольца и просят: «Дай красное (зеленое, синее) кольцо», «А это кольцо какого цвета?» Во время наблюдения за действиями ребенка можно определить состояние его мелкой моторики, сделать вывод о степени сформированности представлений величине предметов (кольца пирамиды). Кроме того, можно судить и о степени овладения счетом. При этом дают инструкции: «Дай два кольца», «Надень четыре кольца». ребенок должен последовательно назвать цвет этих колец, что указывает на знание им основных цветов. Дети проявляют интерес, сразу понимают смысл задания и приступают к работе. Дети пользуются способом зрительного соотнесения. Если ребенок ошибается, достаточно бывает повторной инструкции или указания типа: «Посмотри, какое колечко больше? Надень самое большое кольцо».
Дети самостоятельно не справляются с заданием. Из-за несформированности произвольной деятельности, невнимания или поспешности в работе они допускают ошибки и не учитывают величину колец. Однако в отличие от умственно отсталых эти дети проявляют интерес и при оказании помощи осуществляют перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание.
К обследованию с помощью игрового материала (игрушек) надо обращаться в следующих случаях: ребенок дошкольного возраста; отсутствует возможность установить контакт другими средствами; отмечаются нарушения речи, слуховой функции или каких-нибудь других анализаторов.
Используют специально подобранные игрушки. Среди них - пирамида, матрешки, разноцветные палочки и брусочки, «почтовый ящик». Предъявление игрушек сопровождается соответствующей инструкцией. В процессе наблюдения за игровой деятельностью ребенка обследующие лица имеют возможность составить представление об особенностях его психики и моторики.
Понимание ребенком задания, характер выполнения (действует наугад или с учетом величины игрушки, может ли собирать матрешки на основе зрительного соотнесения); проявление интереса; состояние моторики Составление и выкладывание матрешек (Матрешка 6 - 8-и составная )Детям показывают большую матрешку, в которую вложено несколько матрешек. Затем обследующий разбирает большую матрешку и показывает находившуюся в ней матрешку меньшего размера, потом разбирает и эту матрешку. Так происходит до тех пор, пока обследующий не дойдет до самой маленькой матрешки. После этого дается инструкция: «Сложи матрешки так, чтобы получилась одна». При работе с матрешкой у детей обнаруживаются те же особенности, что и при работе с пирамидой. Особенности деятельности пространственную ориентацию; работоспособность; интерес к выполнению задания; отношение к своим успехам и неудачам Раскладывание палочек (или брусочков) соответственно заданному образцу
( 18 палочек по 9 красного и белого цветов) Перед ребенком раскладывают шесть палочек: 3 красного и 3 белого цвета. При этом обращают внимание на характер чередования цветов: КБКБКБ. Затем дают инструкцию: «Строй заборчик также». После этого перед ребенком кладут девять палочек двух цветов в следующем порядке: КББКББКББ. Дается то же задание: «Строй заборчик так же». Третье из предлагаемых детям сочетаний: КБКББКБКББ.
действует осознанно, сопоставляя с образцом, или механически, располагая палочки или бруски наугад Дети выполняют это задание. Они умеют пользоваться образцом, сопоставлять с ним свою работу, находить ошибки. Третье задание оказывается для них трудным.
Дети с недостатками внимания, нарушениями пространственной ориентировки допускают ошибки при выполнении этих заданий. Однако, в отличие от умственно отсталых, они пытаются найти закономерность чередования брусков и переживают свои неудачи.
Дети понимают задание, с интересом выполняют его, но нуждаются в постоянной организационной помощи (мимикой недовольства, словами «Внимательнее» и т. д.).
Особенности мыслительной деятельности Заполнение различными объемными геометрическими телами «Почтового ящика». «Почтовый ящик» небольшого размера (20x15 см). Это может быть деревянная или пластмассовая коробочка. В крышке сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям различных объемных геометрических тел. Перед ребенком ставят коробку с фигурами. Затем их вынимают. Экспериментатор берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее 10 фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигуры в коробку». Начинать показ советуем с самых простых фигур (цилиндр с основанием круг, призма с основанием треугольник и т. д.).
Выявляется сформированность восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве; способы выполнения заданий (наугад, путем примеривания, зрительного соотнесения); умение использовать помощь (устные пояснения, показ, совместное выполнение); волевые усилия при достижении цели; наличие и стойкость интереса к заданию; ведущую руку; ловкость и точность тонких движений рук; заинтересованность в правильном выполнении задания. Дети старше 5-и лет уже пользуются зрительным соотнесением. Наряду с этим сохраняется и примеривание. Важно учесть степень улучшения работы под влиянием оказываемой помощи (совместные действия, устные разъяснения и т. д.).
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию и начинают выполнять его без дополнительных побуждений. К 6-и годам они способны действовать на основе зрительного соотнесения, но для многих нужна организационная помощь (из-за поспешности, невнимательности).
Психолого-педагогическое исследование с помощью таблиц
Исследуемый психический процесс Методика исследование Обоснование выбранной методики Результат у ребенка с нормальным интеллектуальным развитием Результат у ребенка со смешенными специфическими расстройствами психического развития (ЗПР) Примечание
Особенности внимания Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память.
Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы , и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»
Исследовать такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.
Изображенные на таблице картинки предъявляют одновременно. Задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»
Выявить особенности внимания; наблюдательность; наличие интереса к работе.
Перед ребенком кладут таблицу. В ее верхней части нарисован мальчик. Внизу он изображен в окружении детей. Исследуемому ребенку дают задание: «Найди среди детей мальчика, который нарисован в верхней части таблицы».
Задание может быть выполнено в том случае, если ребенок сумеет выделить и удержать в памяти внешние признаки мальчика, которого надо найти в нижней части таблицы.
Исследовать наблюдательность; способность к сосредоточению внимания; характер эмоциональных реакций.
Ребенку последовательно предъявляют таблицы, на которых у изображенного предмета что-то не дорисовано. При этом задают вопрос: «Что тут (на картинке) не дорисовано?»
Позволяют определить способность детей к концентрации внимания, объем, устойчивость, переключаемость, распределение, а также рассеянность, дефицит внимания. Дети выполняют это задание.
Дети с интересом сравнивают картинки, находят различия.
Дети справляются с этими заданиями и проявляют интерес к работе.
Дети обычно самостоятельно определяют и называют недорисованные детали. Картинки с отсутствующими элементами вызывают улыбку, смех, удивление.
Дети понимают задание. Случаи ошибочного выполнения, как правило, связаны с недостатками вниманияОрганизующая помощь эффективна.
Дети понимают задание и выполняют его. Некоторые нуждаются в организующей помощи.
Дети нуждаются в постоянной организующей помощи
Дети при организующей помощи могут ответить на поставленный вопрос.
Содержание таблиц включает либо только рисунки, либо рисунки в сопровождении текстов, либо только тексты. В одних случаях предполагается устное выполнение задания, в других - письменное. В одних случаях бывает достаточно предъявить четыре - пять таблиц. В других случаях число таких таблиц увеличивается. Используются только те, которые в наибольшей мере могут помочь установить причины трудностей в обучении и характер имеющихся отклонений в развитии ребенка. Нужные таблицы отбирают заранее, во время составления предварительного плана обследования. Такой план разрабатывают на основе анализа соответствующей документации (анамнеза, характеристики, тетрадей и т. д.).
Особенности восприятия Восприятие цвета
Перед ребенком кладут картинку с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок».
Затем ребенка просят сгруппировать подходящие по цвету предметы и назвать цвета.
Восприятие формы, величины (размера), цвета
Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением детей, а рядом - верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца. Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце». Ответ ребенка говорит о его способности или неспособности соотносить предметы по форме (похожее задание выполняется при работе с таблицей 1). Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце». На основании полученных ответов судят о способности различать и называть геометрические фигуры.
Сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой", «маленький», «одинаковый»
На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая, маленькая собачка и т. д.).
Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».
Восприятие пространственных отношений
Перед ребенком кладут таблицу и просят сказать, в какой руке мальчик держит мяч, на какую ногу девочка надевает сапог и т. д.
Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия правое - левое, верх - низ и т. п.
На таблице изображено пять разных предметов. Порядок их расположения таков: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа.
Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?». Могут быть заданы и более сложные вопросы: «Что нарисовано вверху слева?», «Что изображено внизу справа?».
Выявить целенаправленность деятельности
Перед началом обследования каждое из изображений должно быть разрезано на части по намеченным линиям: на две части по горизонтальной линии, на четыре части по горизонтальной и вертикальной линиям, на три части по вертикальным линиям (леопард) и на четыре по диагональным линиям (дом).Сначала каждая из картинок предъявляется в сложенном виде, потом ребенка просят закрыть глаза и разъединяют картинку, затем ребенок должен вновь ее составить. Таблицы предъявляются поочередно.
Выявить наглядно-образные представления детей
На таблицах изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными контурами. Подчеркивается, что все треугольники одинаковы по величине, затем предлагаются задания типа: «Дополни до треугольника», «Дополни до круга».
В таблице изображены незаконченные фигуры двух предметных изображений (бабочки и жука). Детям дается задание дорисовать эти предметы («Дорисуй жука» и т. д.). В основу предлагаемых детям заданий положена методика Т. Н. Головиной, апробированная ею при работе с большим количеством нормальных и умственно отсталых детей. Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.
Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.
Умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности
Исследовать умение различать правую - левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т. п.
комбинаторные способности ребенка (умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов); волевые усилия; стойкость интереса
Выявляет способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки. Дети с нормальным умственным развитием 4 - 5 лет успешно справляются с предложенными заданиями.
к 4 - 5 годам дети с нормальным умственным развитием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знают их названия.
Дети с нормальным умственным развитием различают предметы по величине и выполняют это задание
Дети понимают смысл задания и при оказании помощи в виде наводящих вопросов или показа способа определения стороны напротив находящихся объектов выполняют подобные задания.
Дети с нормальным умственным развитием способны понять задание и выполнить его. В тех случаях, когда имеет место несформиванность восприятия пространственных отношений, дети допускают ошибки при работе с данной таблицей.
Дети выполняют задание без ошибок.
Дети выполняют задания таблиц без особого труда. Они понимают инструкции, с интересом принимаются за работу. Дети выполняют задания; трудности возникают при определении названия цвета.
дети начинают соотносить сходные по форме фигуры значительно позже
Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности, нуждаются в помощи.
Дети понимают задание, определяют стороны у себя, но при показе сторон на картинке испытывают трудности. При оказании помощи могут справиться с предложенным заданием Дети понимают задание, но при выполнении его часто дают ошибочные ответы. Это может быть вызвано несформированностью восприятия пространственных отношений в указанном возрасте, а также недостаточной сосредоточенностью в процессе работы
Дети выполняют задание, картинка, разрезанная по диагоналям, выполняется при оказании помощи.
Дети выполняют задания с помощью Особенности памяти Исследовать понимание инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности логической памяти.
На таблице предъявлены шесть слов для запоминания и такое же количество нарисованных предметов.
Перед ребенком кладут (стопкой) шесть карточек лицевой стороной вниз. Карточки положены в той же последовательности, что и произносимые экспериментатором слова. Обследующий произносит первое слово, потом предлагает ребенку взять первую карточку и использовать ее для запоминания названного слова. Ребенок берет карточку и рассказывает об используемом им способе запоминания слова при помощи карточки, затем откладывает эту карточку в сторону (лицевой стороной вниз). После этого ему называют другое слово. Ребенок берет следующую карточку и т. д.
В дальнейшем ребенку дается задание последовательно брать карточки и воспроизводить соответствующее слово.
Выявить особенности зрительной памяти и внимания.
Изображенные на таблице предметы до начала обследования вырезают и наклеивают на картон. Перед ребенком кладут 5 - 6 карточек. Дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки», затем картинки убирают и ребенку предлагают следующую инструкцию : «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».
При новом предъявлении расположение картинок меняется.
Позволяют установить, какой вид памяти является ведущим, способен ли ребенок использовать вспомогательные приемы при запоминании и воспроизведении материала. В основу предлагаемых заданий положены методики, разработанные Л. В. Занковым и А. Н. Леонтьевым.
Дети овладевают операциями осмысленного запоминания и выполняют это задание
Дети понимают смысл задания и выполняют его. Исключение составляют дети с нарушением внимания.
Дети нуждаются в организующей помощи при воспроизведении слов.
Требуется организующая помощь.
Особенности мыслительной деятельности Восприятие и понимание картин со скрытым смыслом
Выявить способность детей понять сюжет в целом, определить мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей; установить причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации.
Ребенку поочередно предъявляют картины и просят сказать, что произошло, то есть раскрыть смысл изображенного.
Выявить понимание детьми нелепости изображенного; запас общих сведений об окружающем мире; характер эмоционального проявления; наличие чувства юмора.
На таблице представлены нелепые изображения. Детям предъявляют картину, делают паузу, наблюдая за эмоциональной реакцией, а затем спрашивают, нравится ли им картина и чем.
Выявить умение устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения; давать оценки воспринимаемым ситуациям; уровень речевого развития ребенка.
Ребенку предлагают рассмотреть таблицы с изображением событий и положить их в необходимой смысловой последовательности. После этого обследующий предлагает ребенку составить по ним рассказ.
Выявить запас сведений и представлений об окружающем; понимание безречевых инструкций.
Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить подходящими карточками, которые предварительно вырезаются и наклеиваются на картон.
Выявить способность актуализировать имеющиеся сведения; проверить память.
Обследующий предлагает ребенку рассмотреть таблицу, после этого дает инструкцию: «Я буду читать (рассказывать) отрывки из сказок, а ты показывай подходящие к ним картинки». Сказки должны быть знакомы детям.
Исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным в предложенной группе. Установление закономерностей.
Ребенку показывают таблицу и задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» В случае необходимости дают более подробную инструкцию: «Посмотри на таблицу. На ней четыре фигуры. Три из них одинаковые. Одна к ним не подходит. Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отличается от остальных».
Понимание загадок
Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса.
Перед ребенком кладут таблицу, на которой нарисованы отгадки (в виде предметных изображений) для трех загадок. Затем обследующий читает первую загадку и просит показать отгадку. Точно так же ведется работа и над следующими загадками.
Позволяют определить понимание смысла обращенной к детям речи; овладение общими понятиями и мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование); установление причинно-следственных связей
Позволяет выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями (сравнить предметы по величине, цвету форме); проводить анализ, синтез; объединять в группу с учетом того или иного при знака.
Дети понимают мысль, которую художник хотел передать в картине «Велосипедист» и др., могут возникнуть определенные трудности, но наводящий вопрос помогает детям понять смысл картины.
Дети с нормальным умственным развитием понимают нелепость изображенногоДети выполняют самостоятельно справляются с таблицами . При составлении рассказа некоторым из них нужна помощь со стороны взрослого (уточняющие вопросы).
Дети выполняют это задание.Некоторые из них нуждаются в помощи в виде показа или устных разъяснений.
Дети это задание выполняют успешно. Они проявляют интерес к предложенной работе и без особого труда находят подходящие картинки.
Дети с нормальным умственным развитием выполняют это задание легко
Дети понимают задание. Они используют имеющийся опыт, активно ищут отгадки (рисунки). Проявляют интерес и радуются при отгадывании.
Дети испытывают значительные трудности, им нужна более ощутимая помощь (нуждаются в наводящих вопросах).
Дети понимают нелепость изображенного, но им нужны побуждающие к рассматриванию вопросы. Интерес менее выражен.
Дети при установлении причинно-следственных связей испытывают трудности, особенно при составлении рассказов При оказании помощи это задание выполняют
Дети выполняют задание, но большинству из них требуется организующая помощь.
Детям требуется помощь
Детям требуется помощь
Дети к 6 - 7-летнему возрасту выполняют это задание. Отмечается адекватное эмоциональное реагирование.
Особенности эмоционально-волевой сферы, качеств личности Выявить понимание детьми эмоциональных состояний по мимике.
Ребенку показывают (поочередно) картинки, на каждой из которых изображено лицо девочки, отражающее то или иное эмоциональное состояние.
«Лабиринт»
Перед ребенком кладут (поочередно) изображения лабиринтов и дают инструкцию: «Возьми указку и покажи, по какой дороге дети пойдут в школу, только будь внимателен и не переходи через стенку».
Позволяет наблюдаеть за эмоциональной реакцией, возникающей у ребенка при восприятии каждой из предъявленных ему картинок.
Позволяет выявить понимание инструкции; особенности зрительного восприятия; концентрацию, устойчивость, объем внимания в процессе деятельности; целенаправленность и планирование деятельности наличие самоконтроля.
Дети с нормальным умственным развитием и сохранной эмоциональной сферой дают адекватную реакцию и понимают ярко выраженное эмоционалые состояние по мимике лица. Эта реакция находит отражение в их мимике.
Дети с нормальным умственным проявляют к этому заданию выраженный интерес. Им понятен смысл задания. Некоторые пытаются мысленно, на основе зрительного соотнесения, проследить путь к искомому объекту. Случаи «сбоев» в процессе выполнения связаны не с тем, что ребенок не понимает задания, а с излишней поспешностью. Дети с задержкой психического развития тоже выполняют это задание.
Детям с задержкой психического развития требуется организующая помощь в ходе всей деятельности.
Заключение:
Перед предъявлением ребенку любого задания дается та или иная инструкция. Всякий раз важно установить, воспринимает ли ребенок инструкцию и делает ли попытки ее понять. Умственно полноценные дети внимательно вслушиваются в инструкцию и в случае непонимания просят ее повторить. Дети умственно отсталые, а также дети с нарушениями внимания или просто недостаточно работоспособные не фиксируют на инструкции должного внимания и, не дослушав ее до конца, принимаются выполнять задание наугад.
Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; безречевая.
Дети с нормальным интеллектом и сохранным слухом выполняют доступные их возрасту задания по устной инструкции. В ряде случаев им бывает достаточно наглядного предъявления задания без всяких устных указаний.
Во всех случаях важно установить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально. Кроме того, надо обратить внимание ни степень стойкости возникшего интереса.
Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Наилучших результатов достигают целенаправленно работающие дети. Недостатки же могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Такие недостатки встречаются и у интеллектуально сохранных детей, а также у детей с задержкой психофизического развития. Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нормальным интеллектом стараются найти оригинальные и экономные способы действия.
Важно выяснить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Одни дети все время внимательны, другие постоянно отвлекаются и быстро истощаются. Во втором случае нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.
Следует также установить, умеет ли ребенок в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью. Чем более выражена эта способность, тем выше обучаемость ребенка. Степень и характер помощи могут быть различны.
Реакции ребенка на результаты работы.
Как правило, дети с нормальным интеллектом способны дать оценку проделанной ими работе. Они радуются своим успехам и огорчаются по поводу неудач.
Некоторые дети с трудностями поведения делают вид, что их не волнует отсутствие необходимых достижений.
Общая эмоциональная реакция на факт обследования.
Умственно полноценные дети обнаруживают во время обследования известную стеснительность и настороженность.
Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию (чрезмерная необоснованная веселость). Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания со стороны психиатра.
Во всех случаях необходимо позаботиться о создании спокойной обстановки. Обследующие ребенка члены ПМПК должны беседовать с ним в доброжелательном, ровном тоне, чтобы ребенок с самого начала почувствовал себя уверенно. Начинать надо с заданий легких, которые заведомо посильны ребенку. Только после того, как он сумел выполнить задание, можно начать предлагать задания более сложные, соответствующие его возрасту. Это условие желательно соблюдать в процессе всего обследования. Как только ребенок не может решить поставленную задачу и начинает переживать, волноваться, должна быть предложена более легкая задача, после чего следует вновь возвратиться к нерешенной. Необходимо поощрять ребенка в процессе работы.
Важным методическим принципом психолого-педагогического обследования является чередование заданий вербального и невербального характера: дети меньше устают при такой методике работы. При этом целесообразно придать всему процессу обследования игровой характер, а задания подбирать такие, которые вызывают интерес и желание заниматься.