Речевая карта обследования ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Речевая карта обследования
ребенка с тяжелыми нарушениями речи
1.Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _
4. Домашний адрес ________________________________________________________________________
5. Откуда поступил ________________________________________________________________________
6. Дата поступления в МОУ ЦППРК __________________________________________________________
7. Заключение ТПМПК от _________________________________________________________________
9. Состояние слуха _________________________________________________________________________
10. Состояние зрения _______________________________________________________________
I. Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________
Проявление способности к подражанию:
- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________
________________________________________________________________________________________________
II. Изучение слухового восприятия
Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) ________________________ Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________
Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________
III. Изучение моторного развития
1. Состояние общей моторики:
(походка уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
2. Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное) ___________
_______________________________________________________________________________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),
нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу
не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
IV. Обследование артикуляционного аппарата
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________
зубы ____________________________________________________________________________________
прикус _________________________________________________________________________________
язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы ______________________________________________________________________________
нижняя челюсть __________________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
V. Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их названием
- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол
________________________________________________________________________________________
- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
________________________________________________________________________________________
- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
________________________________________________________________________________________
- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
- покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.
________________________________________________________________________________________
Понимание слов обобщающего характера
- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)
________________________________________________________________________________________
2. Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)
- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)
________________________________________________________________________________________
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
- покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)
_______________________________________________________________________________________________
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________
- покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________
- покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
________________________________________________________________________________________
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
________________________________________________________________________________________
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
- покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
- возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку
________________________________________________________________________________________
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок
________________________________________________________________________________________
VI. Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________
________________________________________________________________________________________
Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) _______________________
________________________________________________________________________________________
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________
Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,
радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Звукопроизношение
С
СЬ
З
ЗЬ
Ц
Ш
Ж
Щ
Ч
Л
ЛЬ
Р
РЬ
М
МЬ
Н
НЬ
К
КЬ
Г
ГЬ
Х
В
ВЬ
Б
БЬ
П
ПЬ
Д
ДЬ
Т
ТЬ
Й
А
И
У
О
Ы
Э
Логопедическое заключение: _______________________________________
__________________________________________________________________
Учитель-логопед МОУ ЦППРК -------------------------