Психологические аспекты использования современных информационных технологий.
Выступление на ШМО
«Психологические аспекты использования современных информационных технологий».
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше
будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и
соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить
за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться
ученику.
Л.Н.Толстой
Современную школу невозможно представить без информационных технологий, которые интенсивно внедряются сейчас в процесс обучения, наполняя его современными методами и приёмами, оживляют, разнообразят и дополняют традиционные средства обучения. Информационные технологии – это реалии нашего времени, с которыми современный педагог не может не считаться.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бессменным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
- осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Использование ИКТ приводит к целому ряду положительных эффектов:
1) обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
2) психологически облегчает процесс усвоения;
3) Увеличивает объём использования наглядности на уроке;
4) возбуждает живой интерес к предмету познания;
5) расширяет общий кругозор учащихся;
6) позволяет контролировать знания, экономя учебное время;
7) повышает производительность труда учителя и ученика на уроке.
Компьютерная поддержка уроков создаёт комфортные, по сравнению с традиционными, психологические условия для обучения. Учитывая это влияние на психологические и мировоззренческие качества школьников, учёные полагают, что применение новых информационных технологий позволит заинтересовать учащихся образовательной деятельностью и даст им возможность получить индивидуальный результат обучения.
Специфика предметов «русский язык» и «литература» в том, что они связаны, прежде всего, с формированием культуры речи, развитием духовно-нравственных и творческих качеств личности ученика, что предполагает работу с текстом, художественным словом, поэтому использование компьютерной поддержки на наших уроках должно быть уместным, продуманным и целесообразным.
Мультимедийные средства на уроках русского языка можно использовать на всех этапах обучения:
- при изложении нового материала,
- закреплении,
- систематизации и обобщении,
- контроле знаний, умений и навыков,
- подготовке к ЕГЭ.
Исследования последних лет показывают, что ученики 5 – 7 классов легче воспринимают лингвистические правила в виде таблиц, схем, блоков. Поэтому объяснение нового материала с сопровождением динамических схем, таблиц и другой информации, которая отображается на экране, будет более эффективным, поскольку новый материал вызовет больший интерес у школьников, активизирует познавательную деятельность и облегчит процесс усвоения.
На уроках закрепления знаний программа презентаций позволяет быстро сменять задания, за счёт этого экономится время и повышается интенсивность. В итоге охватывается гораздо больший языковой материал, чем на обычном уроке, когда учителю приходится писать задания на доске, раздавать дидактический материал и пр.
При систематизации и обобщении знаний работа с компьютерными презентациями делает уроки динамичными и насыщенными. Один и тот же текст или другой языковой материал, написанный мелом на доске и спроецированный на экран, воспринимается учащимися совершенно по-разному. Дисциплина и внимание обучающихся на уроках с использованием мультимедийных средств обычно выше, чем на традиционных.
Очень удобно использовать упражнения с последующей самопроверкой и взаимопроверкой (когда после выполнения учащимися заданий правильное написание выводится на экран). Это развивает внимательность и критическое мышление школьников, снимает страх получения оценки, поскольку её выставляет не учитель, а сам ученик или одноклассник.
На уроках литературы главное – это работа с художественным словом, текстом, усвоение теоретико-литературных понятий. Но и здесь информационные технологии могут быть весьма полезны. Продуманное и уместное использование видео и аудио материалов, программы презентаций с проецированием на большой экран портретов, фотографий писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством, сделает урок литературы ярким, запоминающимся, повысит мотивацию к обучению, создаст необходимый эмоциональный фон.
Можно сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии являются эффективным средством повышения познавательного интереса обучающихся, поскольку позволяют разнообразить работу на уроке, повысить эффективность и темп урока, избежать монотонности в преподавании.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или ученика, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами.
Уроки русского языка и литературы – это уроки словесности, поэтому чаще должна звучать красивая и грамотная речь педагога и выступления учащихся. Есть опасность, что с тотальным увлечением информационно-компьютерными технологиями наши школьники разучатся говорить.
Таким образом, только методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроке.
15