Консультация для педагогов стереотипы цветового восприятия

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 3 «Белоснежка»



Семинар – практикум
« Развитие творческих способностей
детей средствами изобразительного
искусства»


Мельникова
Ирина Валентиновна
воспитатель высш.кв.к.













г. Мирный
Стереотипы цветового восприятия
В процессе занятий, направленных на развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства, следует уделять внимание проблеме разрушения у детей стереотипов цветового восприятия.
Язык цвета неоднозначен. Однако в сознании большинства людей прочно живут стереотипы его восприятия. Первый базируется на том, что определённые цвета вызывают у разных людей одни и те же эмоции, чувства, ассоциации. Если бы представления о чувствах, вызываемые разными цветами, у людей не были бы унифицированы, то художник, с его индивидуальным подходом к выражению через цвет своих замыслов, был бы полностью недоступен и непонятен другим.
Поэтому воспитатель должен всегда заботиться о том, чтобы рассказать ребёнку о тёплых и холодных цветах, о том, какие цвета вызывают в сознании большинства людей активность, радость, а какие спокойствие, умиротворение. Использование дошкольником этих знаний в собственном творчестве повышает выразительные возможности детского рисунка, расширяет возможности восприятия самим юным художником различных явлений. Это в свою очередь влияет на развитие творческого потенциала ребёнка.
Для развития дошкольника в данном направлении педагогами разработано много заданий:
1. Нарисовать предметы, окрашенные в тёплые и холодные цвета.

2. Выразить заданное настроение цветом путём раскрашивания одинаковых контуров (ребёнку даются две заготовки, на которых изображены контуры, например, сказочного дворца (контуры должны быть идентичны), и предлагается цветом добиться того, чтобы один дворец стал «дворцом злого», а другой «дворцом доброго» сказочного героя.

3. Выразить в изображении свои чувства при ограничении большого числа цветов. Можно предложить ребёнку нарисовать, например. Два зелёных леса: один – мрачный, а другой весёлый и солнечный.

Взрослый художник, работая, как правило, не задумывается ни о том, какие краски между собой смешивать, ни о том, каким цветом в данный момент воспользоваться. У него всё это получается естественно, само собой. Поэтому, например, изображая снег, освещённый закатным солнцем, он воспользуется не только белой краской, а рисуя траву или листву деревьев, не будет применять только зелёную. Художник не имеет стереотипа, от влияния которого страдают детские рисунки и даже сама способность ребёнка объективно воспринимать действительность.
«Стереотип доминирующего цвета» - нередко, поправляя рисунки детей, мы внушаем им, что трава должна быть зелёной, небо – голубым, огонь – оранжевым и тому подобное. Мы привыкли к словесному определению доминирующего цвета предмета. В языке, даже таком богатом, как русский, нет столько словесных обозначений, сколько существует оттенков цвета.
Этот стереотип влияет не только на изображение, но и на восприятие действительности. Если его в сознании ребёнка не преодолеть, то он выступит фактором, тормозящим не только художественное, но и общее умственное развитие. Дошкольник начинает видеть вместо свойственного, например, той же траве, многообразия цветов и оттенков только – «зелёный», вместо сверкающего всеми цветами радуги снега только – «белый».
Умение правильно воспринимать доминирующий цвет вырабатывается у ребёнка практически моментально, и это умение должно быть сформировано.Но при этом следует иметь в виду, что это лишь его первый, маленький шажок в мир цвета. Далее нам необходимо объяснить ему. Что в определённых условиях «белые» облака могут стать серо-голубыми или красными, «белый» снег не только белым или голубым, но и синим, и розовым, «зелёное» дерево чёрным или синим.
Способность, преодолев стереотипы, адекватно и максимально тонко воспринимать действительность – одна из важнейших характеристик творчески мыслящего человека.
15