Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребенка

Выступление к семинару Кимнатной М. В. по теме:
«Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребенка».

Притча. « Всё в твоих руках»

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: « Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «всё в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя « как дома».
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»? Слова должны начинаться с букв данного слова: красота, органичность, мама, фантазия, отдых, радость, тепло.
Комфорт на уроке - важно ли это?
Какие условия могут его обеспечить?
Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником?
Комфорт - английское слово, «поддержка, укрепление». Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобства, спокойствие и уют.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Урок – основная форма организации учебных занятий.
Благоприятный психологический климат на уроке способствует:
полноценному развитию личности;
лучшему усвоению учебного материала.
Урок – зона психологического комфорта. Преобладают положительные эмоции, вербальные и невербальные средства поощрения, выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нём не было эмоционально – смысловых разрядок: улыбок, уместных шуток, поговорок, афоризмов, музыкальных минуток.
Здесь хочется процетировать слова Ушинского: « Учитель, помни, твоя улыбка стоит 100 слов».
На уроке иностранного языка важны творческие упражнения. Как говорил Ушинский: « Важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным».
В своей работе я стараюсь применять такие приеме обучения, которые способствуют поддержанию комфортной психологической атмосферы на уроке, интереса у учащихся к иностранному языку, помогают создать ситуацию успеха и вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников.
На организационном этапе урока для  создания благоприятной психологической атмосферы (эмоциональная разрядка, снижение усталости, повышение уровня внимания, установление контакта в группе) и установления эмоционального контакта я использую  упражнение-игру «Round about». Учащиеся передают по кругу (бросают друг другу) мяч («round») и высказываются о («about») своих чувствах, физическом и эмоциональном состоянии, настроении. Это упражнение может быть монологическим, когда каждый ученик высказывается одной фразой, без комментариев и вопросов со стороны других участников игры; а может стать диалоговым, если в ответ на высказывание последуют вопросы или комментарии. Например: I’m fine (not so good, not bad, so-so, terrible, sleepy, humorous, and excited) I’m in good (bad) mood today I feel like singing and dancing today, because it’s my birthday I don’t feel like writing, because I have no copy book Между учителем и учеником может состояться такой диалог Т - How are you ? Р - I’m terrible today. Т - Why are you feeling so bad? Р -  Because I have a headache.
Р - I’m afraid of test. Т - Have you done your homework? Р - I had no time, because I had a birthday party yesterday
Можно разнообразить это упражнение, используя невербальные средства (пантомима, рисунок). Это позволяет развивать навык интерпретации невербальной информации.
Ребенок, приступая к изучению иностранного языка, стремится научиться общаться на нем. Задача учителя – поддержать это стремление с помощью заданий коммуникативного характера. Путь к таким заданиям лежит через упражнения, которые я называю “полутворческими” и которые можно выполнять уже на этапе освоения языкового материала. Приведу примеры этих упражнений по теме “Покупки” в 4 классе.
Работа начинается с ознакомления учеников с некоторыми разговорными клише (положительная реакция: That’s a good idea – хорошая мысль; I’m all for it – Я “за”; That suits me very well – это меня вполне устраивает и т. д.; отрицательная реакция: I’m afraid I can’t – Боюсь, что не смогу; Why should I go there? – зачем мне идти туда? и т. д.).
Затем выполняется упражнение, в процессе которого ученики не только употребляют новые речевые клише, но и добавляют свои реплики – объяснения, дополнения и т. д.:
Give replies to the proposals, adding a few words to the formulas of agreement or disagreement.
T.: We are free tonight. What about going shopping?
P1: That’s a good idea. I’ve not been there for a long time.
P2: Let’s meet at 5 p. m.
P3: I’m all for it. Let’s make a list of products.
P4: Why should I go there? I’ve got plenty of products at home.
P5: I’m afraid I can t. I’m busy tonight.
И т.д.
Другим упражнением, в процессе которого происходит постепенный переход речевой инициативы от учителя к ученику, является задание Find the pair. Я подробно объясняю, как его следует выполнять. Каждому ученику дается карточка, на которой написана реплика (либо первая, либо вторая, являющаяся ответом на первую). Задача учащегося – найти свою пару, т.е. ученика с ответной репликой.
Еще одно упражнение, развивающее инициативную речь учащихся – рассказ по картинке с усложненной неразвернутой ситуацией (главным в данном случае является не изображенное, а “внутренняя” наглядность, собственный домысел, фантазия, а также языковые возможности каждого учащегося). Например, я показываю картинку, на которой изображены три человека в магазине. Упражнение может выполнятся в следующих рамках:
а) рассказ от лица одного из изображенных на картинке людей; б) рассказ от 3-го лица; в) рассказ по цепочке; г) рассказ учителя с остановкой для запроса дополнительной информации.
Таким образом, знакомя учащихся с новым языковым материалом, я пытаюсь постепенно усложнять “полутворческие” задания, помогающие раскрепостить учащихся и создать более комфортную психологическую атмосферу на уроке для развития речи учащихся. В то же время опыт показывает, что чем активнее протекает процесс говорения на иностранном языке, тем более комфортно и уверенно чувствуют себя на уроке учащиеся.
Бывают случаи, когда учащимся трудно говорить о своем эмоциональном состоянии из-за внутренней скованности, неустановленного контакта в группе или просто из-за нехватки языковых средств. Преодолеть это можно, интерпретируя это упражнение следующим образом: учитель заготавливает маски (это более трудоемко, но и более увлекательно, напоминает театрализованное действие) или карточки с изображением разных  эмоциональных состояний. Они прикрепляются на спины участникам игры. Сами «носители» не знают, что изображено у них, но видят изображение партнера. Задание: в пантомиме передать содержание изображения, а «носители», задавая вопросы-переспросы (Am I sad? Have I a headache?), пытаются угадать. Можно предложить самим учащимся изготовить такие маски, карточки дома.
Используя такие упражнения-игры помогает мне отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть какие-то негативные ощущения. Этой цели может служит и упражнение с условным названием  «Комплимент» (название отражает суть высказываний учащихся – это вербальное выражение положительных эмоций по отношению  партнеру). Данное упражнение помогает установлению и поддержанию контакта, как результат - достижение состояния готовности к общению; способствует установлению благоприятного психологического климата для дальнейшей коммуникации; влияет на изменение состояния, самочувствия, поведенческих установок.
Можно предложить использовать следующие варианты упражнения «Комплимент» - Комплимент внешности. Посмотри на своего партнера и скажи ему, как он сегодня выглядит, используй известные тебе прилагательные для описания внешности. Начни свое высказывание с обращения по имени. Используй модель «Ты сегодня такой!» - “You are so today!” (6 класс тема «Внешность») -  Комплимент-похвала. Скажи своему другу, что у него хорошо получается. Используй модель “I think, you are good at ” “I think, you can do very well” (6 класс тем «Характер», 7 класс «Твои успехи») - Комплимент в чувствах. Скажи, какие чувства ты испытываешь, общаясь с одноклассниками. Используй выражения “I feel like ”, “I am happy/ I am glad/ It’s nice to work with you/that you are my friend.”. Можно попросить продолжить фразу объяснением  “because you are so ” - «Поделись радостью». Перечисленные выше фразы могут относиться не только к процессу работы и общения с одноклассниками, но вообще к событиям жизни школьников. Интерпретировать это упражнение можно используя известные учащимся глаголы. Это упражнение позволяет отработать употребление инфинитивной конструкции. Например, “I am happy to get a good mark”, “I am glad to meet my friend after holidays”, “It’s so nice to have a picnic on Sunday”, ”It’s wonderful to learn such interesting things about dogs”
Эти  упражнения могут использоваться так же и как рефлексивные.  Например, Комплимент-похвала: При изучении темы «Характер» по ходу урока выделяются прилагательные, описывающие деловые качества, стиль работы, умственные способности, поведение (clever, quick-minded, cute, active, passive, hard-working, energetic, enthusiastic, helpful, talkative), используя которые, ребята могут подвести итог урока, оценить свою активность и качество, стиль работы на уроке. При этом комплимент не должен звучать лестью, т.е. можно предложить варианты моделей “You are so . and ., but a bit ” - Комплимент – подарок (сюрприз). Сделайте своему другу подарок к празднику. Этот «подарок» может быть  визуальным (рисунок), вербальным (обозначить словом), невербальным (пантомима).
Приведенные выше упражнения являются примером соединения обучения иноязычной речи и элементов психологического тренинга.
Важнейшим видом профессионального общения учителя наряду с уроком является внеклассное мероприятие. Эти виды общения не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков.
В индивидуальном общении с учащимися я ставлю перед собой установку: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру. Для каждого нужен свой конкретно-специфический, индивидуализированный стиль общения.
Отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников, что способствует созданию комфортной психологической обстановки на уроке и дают почву для развития личности ребенка.

15