Семинар для учителей: Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка

Тема семинара: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка »
Эпиграф: «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. В.А. Караковский.
Цели:
 1. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.

 2. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроках      Задачи:
 Обогатить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.
Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.
создать условия для формирования у учителя способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения.    
Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.

Ход семинара  Вступительное слово. Обоснование темы семинар
 1. Психологический настрой. Уважаемые коллеги, наш семинар мне хотелось бы начать с психологической разминки.



Тихое озеро
«Сядьте удобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно».
(На фоне музыки)
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем семинаре. Я не зря начала свое выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Поэтому мы сегодня поговорим о психологическом комфорте на уроке. Для того чтобы наша работа сегодня была продуктивной, мы объединились в 7 групп.
Вхождение в тему.
Коллеги, предлагаю Вам пройти тест «Психогеометрия», в котором мы узнаем ваши личностные качества и черты характера.
Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг, изображенных на слайде. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Выбрали?!
 Метод «Ассоциации»
Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский).  Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства, условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.
А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»?
Придумайте ассоциации на каждую букву, связанную с образовательным процессом. От каждой группы один отвечающий.
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
(ответы педагогов)
Приготовить шесть таблиц(+1)
К
Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль

О
Обаяние, отношение, общение, ободрительный.

М
Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.

Ф
Формирование, форма

О
Обогатить, образовать, обстановка.

Р
Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.

Т
Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.


3. Теоретический ввод.   В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.   Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56 п.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.   В статье 32.п.3 говорится “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
  Например, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”. Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

  Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность: 
  выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
  развивается готовность и умение брать на себя ответственность;
  создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
  формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы учителей на поведение учащихся, конфликтные ситуации, возникающие на уроках и переменах. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58 % учащихся, 28 % часто конфликтуют с учителями и одноклассниками. Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку. Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, так как именно в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.  В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в современных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.   Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий    Ничему меня не научит  То, что тычет, талдычит, жучит  
  Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.   Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.   Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников. Сегодня мы попытаемся разработать некоторые из них.
 IV. Работа в группах.  1. Эксперимент – отступление.  Предлагается каждому методобъединению за 1 минуту назвать 5 известных педагогов.  Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.     2. Игра-тренинг. «Орг. психологический момент».   Начало нашей деятельности на уроке – это оргпсихологический момент. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться. 
У вас на столе лежат тексты психологического настроя ребят на урок. Сейчас каждая группа попробует проинсценировать вариант начала урока (т.е. обыграть то, что у вас написано на карточке), можно предложить свой вариант психологического настроя. Таким образом, мы с вами наглядно увидим, как можно начать урок, настроить детей на работу, создать комфорт в аудитории. Покажите.
Одна группа выбирает один настрой (по жребию), возвращается в группу, и обыгрывают, а потом демонстрируют, что у них получилось.
Примеры карточек: № 1. “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое".    №2. На доске три облачка белое, голубое, серое, выражающие разные эмоции. Ребята, какое облачко вам больше нравится? (после того, как дети выбрали). Белое облачко – спокойствие, умиротворение. Голубое – радость, энергия, серое – грусть, усталость. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.     №3. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.


№4. Дерево достижений
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета), который вам больше нравится и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии (уроке).
Те, кто выбрал красный, желают общаться.
Желтый проявят активность.
Синий будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
№5. Подари улыбку
На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)
№ 6. Волшебная поляна
Вырезать красивые цветы разного цвета.
На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наша аудитория и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится.
Посмотрите в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!
№ 7. Чтобы тему урока узнать,  Надо вычислить и расшифровать.  Я тетрадь свою открою,  Под наклоном положу,  И от вас, друзья, не скрою,  Ручку я вот так держу.  Сяду прямо, не согнусь,  За работу я возьмусь.
№8.  Отбросим в сторону переживания и неудачи. Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг, И на уроке этом мы опять Все поработаем на пять.
№9. Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок,
Рты закрыли на замок.
№10. Ребята, выберите фигуру, которая наиболее ярко показывает ваше настроение. Если вы выбрали солнышко – отличное настроение, тучку – плохое, елочку – могло быть и лучше. Фигурки прикрепите на одежду.
Если в течение дня настроение меняется, дети имеют возможность поменять фигуру.
Спасибо всем, вот такие варианты психологического настроя можно использовать в начале урока.
Коллективная рефлексия достоинств и особенностей каждого варианта (кому какой вариант понравился).
  Я думаю, вы все согласитесь со мной в том, что одним из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке является создание ситуации успеха.     Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития.   Здесь нужно разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация  это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех  результат подобной ситуации. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.   Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода механизмом дальнейшего движения личности.    С психологической точки зрения успех  это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
  Ситуация успеха это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Сейчас мы отвлечемся от темы и немного отдохнем и узнаем о ваших особенностях характера, которые помогают в различных ситуациях. Предлагаю небольшой тест «Синяя птица».
Тест «Синяя птица»
Однажды синяя птица неожиданно влетает в окно Вашей комнаты и попадает в ловушку. Что-то в этой заблудившейся птице привлекает Вас, и Вы решаете оставить ее у себя. Но, к Вашему удивлению, на следующий день птица меняет цвет с синего на золотой! Эта очень необычная птица меняет цвет каждую ночь  на утро третьего дня она ярко-красная, а на четвертый день она становится совершенно черной.
Какого цвета птица, когда Вы просыпаетесь на пятый день?
Птица не меняет цвет; она остается черной.
Птица возвращается к своему изначальному синему цвету.
Птица становится белой.
Птица становится золотой.
Представили?
Птица, которая влетает в Вашу комнату, кажется символом удачи, но неожиданно она меняет цвет, заставляя Вас беспокоиться о том, что счастье будет непродолжительным. Ваша реакция на эту ситуацию демонстрирует то, как Вы реагируете на трудности и неопределенность в реальной жизни.
Те, кто сказали, что птица осталась черной, смотрят на жизнь пессимистически. Вы склонны полагать, что, если ситуация однажды ухудшилась, то она никогда уже снова не нормализуется? Может быть, Вам необходимо попробовать думать в таком ключе: если все так плохо, то хуже уже не будет. Помните, нет дождя, который не закончился бы, и нет ночи, после которой не наступил бы рассвет.
Те, кто сказали, что птица снова стала синей, практичные оптимисты. Вы верите в то, что жизнь  это смесь хорошего и плохого и что не стоит бороться с этой реальностью. Вы принимаете неприятности спокойно и позволяете вещам идти своим чередом без излишнего беспокойства и стресса. Этот взгляд позволяет Вам благополучно переносить волны бедствий и не давать им унести себя.
Те, кто ответили, что птица стала белой, под давлением ведут себя спокойно и решительно. Вы не тратите время на волнения и нерешительность, даже когда развивается кризис. Если ситуация становится слишком скверной, Вы чувствуете, что лучше вовремя прекратить это невыгодное дело и поискать другой путь к своей цели, чем увязнуть никому не нужном горе. Этот подход означает, что все, вроде бы, происходит естественным образом и, по-вашему.
Тех, кто сказал, что птица стала золотой, можно описать словом «бесстрашный». Вы не знаете, что такое давление. Для Вас каждый кризис  это благоприятная возможность. Вас можно сравнить с Наполеоном, который сказал: «Невозможно  это не французское слово». Но будьте осторожны, не давайте своей безграничной уверенности взять над вами верх. Грань между бесстрашием и безрассудностью очень тонкая.
А сейчас я предлагаю вам выполнить задание по группам. Первая группа будет «Пессимистами», а вторая «Оптимистами». Задание у каждой группы находится в конверте. После выполнения заданий каждой группой мы обсудим ваши результаты.
У кого в группе больше оптимистов, задание для оптимистов, а если все оптимисты, побудьте пессимистами.

Группа «Пессимисты»
Цель: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьника.
Задания:
1.Обсудить:
- Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности?
- Как ситуация успеха влияет на становление личности?
2. Предложить мероприятия (действия) по устранению негатива в школе.

Группа «Оптимисты»
Цель: доказать необходимость ситуации успеха на уроке.
Задания:
1. Обсудить вопросы: Каково положительное влияние успеха:
а) на мотивацию учебной деятельности школьника;
б) на формирование межличностных отношений;
в) на результативность учебного процесса.
2. Предложить приёмы улучшения межличностных отношений среди учащихся и учителей, способствующих успеху.  Группы зачитывают и обсуждают наработанное.

Спасибо вам за эту работу. Я думаю, мы обязательно учтем все предложения и будем применять их на практике, в учебной деятельности.

Уважаемые коллеги, настоящий учитель должен найти выход из любой конфликтной педагогической ситуации и обязательно принять правильную точку зрения. Наверное, у каждого из вас были конфликтные ситуации с учениками, которые нужно было решить, ведь конфликты, безусловно, влияют на психологическое состояние ребенка.
Поэтому каждой группе я предлагаю конфликтную ситуацию, к которой нужно найти правильное с точки зрения педагогики и психологии решение (можно обыграть).
Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив.

Примеры педагогических ситуаций:
1. В самом начале урока или уже после того, как вы провели несколько уроков, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
Ваша реакция:
1. «Твое дело учиться, а не учить учителя».
2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4. «Тебе просто не хочется учиться».
5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
7.
2. Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:
«Вы выглядите очень усталым и утомленным». Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
2. «Да, я плохо себя чувствую».
3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
5. «Не беспокойся, это не помешает нашим урокам».
6. «Ты очень внимательный, спасибо за заботу!»
7.
3. Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». Какой должна быть на это реплика учителя?
1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
2. «С твоими-то способностями? Сомневаюсь!»
3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».
7.
4. Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
7.
5. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав».
7.
6. Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». Как нужно ответить ему?
1. «Попробуй только!»
2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
3. «Это твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
6. «А что ты собираешься делать дальше?»
7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
9.
7. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». Как следует на это отреагировать учителю?
1-. «Ну вот, опять!»
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
7.
Спасибо. А сейчас я раздам вам небольшие памятки «Заповеди учителя», которые помогут вам в работе, в воспитании и обучении детей.

Заповеди учителя
 
1. Люби детей! Защити их любовью и правдой!  2. Не навреди!  3. Ищи в детях хорошее!  4. Научи детей думать и любить!  5. Все без принуждения!  6. Ни дня без новизны!  7. Учитель-друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании.  8. Воспитывай, опираясь на природу ученика.  9. Учитель-автор своей программы, системы, медотов, своего класса.  10. Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
 
11. Будь предан своему делу  12. ПОМНИ: Успешный учитель владеет техникой преподавания предмета, жизнерадостен, открыт детям и взрослым, элегантен.
 
13. Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении.
 
14. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон - вот залог успеха.
 
15. Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.
 
16. Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.
 
17. Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
 
18. Создавай ситуации успеха.
 
19. Не пропусти момента, когда ребенок достигнет первого успеха.
 
20. Помни - твое поведение – пример твоим воспитанникам.
 
21.  Будь одинаково справедлив ко всем воспитанникам.
 
22. Оценивай поступок, а не личность.
 
23. Цени юмор детей.
 
24. Учись понимать ошибки детей и сочувствуй их слабостям.

Рефлексия Выскажите свое мнение о семинаре. Затем с помощью «градусника» маркером по очереди на шкале крестиком отметьте уровень интереса, доступности, информативности, полезности семинара. Это экономит время.
Середина




Наш семинар мне хотелось бы закончить притчей: 
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».  В наших руках, уважаемые коллеги, возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно и комфортно.
 Решение:
 1. Учителям-предметникам (особенно начальных классов), в качестве организационного момента на уроке использовать психологические разминки, создавать ситуации успеха.
 2. В целях предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки учителем, каждому учителю комментировать выставляемую отметку, использовать прием самооценки учащимися своей работы.
3. Принять за основу в обучении и воспитании учащихся заповеди учителя.

Кто «за» решение педагогического совета прошу проголосовать. Кто «против»? На этом наш педагогический совет окончен. Спасибо за внимание.








13PAGE 15


13PAGE 14115




Рисунок 23 Заголовок 115