Аналитический отчёт участницы конкурса «Учитель года Алтая– 2017»
Аналитический отчёт участницы конкурса
«Учитель года Алтая– 2017»
Натальи Анатольевны Стахневой, учителя начальных классов МБОУ БСОШ № 1 им. П. П. Корягинапо методической теме: «Формирование положительной учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста»
Моя работа в школе, как педагога, началась с 1996 года. Это были первые нелегкие шаги молодого специалиста в сельской школе. 11 моих первенцев, моих «ласточек», теперь стали взрослыми, самостоятельными людьми. Именно они помогли мне обрести уверенность в своих силах, остаться в профессии и радоваться возможности совершенствоваться в ней. Продолжаю свой педагогический путь в Благовещенской средней общеобразовательной школе № 1 им. П. П. Корягина с 2006 года в должности воспитателя и учителя начальных классов. В школе я уже 20 лет. Каждый день ощущаю себя дирижёром. Ведь ребёнок – особенный, хрупкий инструмент, если его любят и ценят, то звуки детского сердца гармоничны. Моя задача услышать эту гармонию и тогда оркестр зазвучит во всю силу.
Целью моей педагогической деятельности является обновление и совершенствование образовательного процесса через применение педагогических технологий.
Исходя из этой цели, я определила несколько приоритетных задач:
изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности;
овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. (Профессиональный стандарт педагога). Регулярно прохожу курсы повышения квалификации при АКИПКРО, в рамках проекта «Школы цифрового века» издательства 1 сентября.
В 2014 – 2015 учебном году, после длительного перерыва, я набрала первый класс. Я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
На диагностирующем этапе я изучила уровень мотивации, потому что изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Результаты изучения лягут в основу разработки системы уроков с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации на основных этапах урока. Для изучения уровня учебной мотивации была использована методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М. Р. Гинзбурга.
Высокий уровень учебной мотивации 11 учеников 49,5 %
Средний уровень учебной мотивации 8 учеников 36 %
Заниженный уровень учебной мотивации 3 ученика 13,5 %
Для формирования мотивации важна и самооценка учащихся. Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи. Для изучения уровня самооценки учащихся были использованы следующие методики:
1.Методика «Лесенка самооценки» В. Г. Щур (в адаптации Т. Д. Марцинковская)
2.Методика «Определение эмоциональной самооценки» А. В. Захарова.
«Лесенка самооценки»
Завышенный уровень 9 учеников 40, 5 %
Норма 11 учеников 49, 5 %
Заниженный уровень 2 ученика 9 %
«Определение эмоциональной самооценки»
Завышенный уровень 7 учеников 31, 5 %
Адекватный уровень 11 учеников 49, 5 %
Низкий уровень 4 ученика 18 %
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Я работаю по системе «Школа России». В этом году у меня 3 класс. Традиционная система образования проверена временем и обеспечивает хорошие результаты, является прекрасной базой для применения всех инновационных технологий.
Среди многообразия педагогических технологий для себя я выделяю нижеследующие: Технология проблемно-диалогического обучения помогает учащимся самостоятельно открывать знания. В ходе специально выстроенного диалога мои ученики осуществляют постановку учебной проблемы и поиск решения. Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания.
3194685208915Через проектную деятельность я развиваю познавательные навыки учащихся, критическое мышление, умение конструировать свои знания, ориентироваться в пространстве. Исследовательское
поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Проектную технологию чаще всего применяю при обобщении изученного материала. Из наиболее удачных – проект «Генеалогическое древо семьи», «Профессии», «Города России», «Шоколад: вред или польза» 152401165860Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт.
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в моём классе.
Технология работы с текстом
Использование данной технологии позволяет мне максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений.
15240-272415Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Однако эта работа не приносила результатов с первых уроков. Пока еще дети плохо знали друг друга, некоторые испытывали стеснение, другие же были неоправданно активны. Позже, когда дети лучше узнавали друг друга, данный вид деятельности полностью себя оправдал: дети стали более общительней, учитывались интересы товарищей. На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.
Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет мне сформировать умения и навыки работы с информацией.
Каждый этап урока я стараюсь наполнять психологическим содержанием. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников.
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне.
Все перечисленные технологии я активно использую на своих уроках. Всё чаще в последнее время в образовательных учреждениях используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности. Термин “информационно-коммуникационные технологии” является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ.
Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Благодаря этому, легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. На уроках часто использую цифровые образовательные ресурсы, электронные тренажеры, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.
Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет. Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит
плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения
грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.
В своей работе я использую компьютерные развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Практически в каждый урок стараюсь ввести игру или игровой момент. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие и др.
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или минутный «сон».
Для того, чтобы привить ребёнку желание учиться, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным, использую нестандартные уроки, новые информационные технологии. Нестандартные уроки – формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему формируются прочные, глубокие знания. Использование новых информационных технологий помогает рационализировать детский труд, поднять интерес детей на более высокий уровень. С интересом дети участвуют в учебном процессе с использованием компьютерных презентаций. Так же следует отметить принципиальную важность чередования индивидуальных и групповых форм работы учащихся. Они помогают сохранить высокий уровень мотивации.
О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует стабильность высоких учебных достижений учащихся.
Комплексные итоговые работы за 1 класс успеваемость - 100%, качество знаний –72, 37%,
2 класс – успеваемость - 100%, качество знаний - 77 %.
3 класс (1 – е полугодие) – успеваемость- 100%, качество знаний - 82 %.
Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. Влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату. В 2014-2015 учебном году приступила к реализации ФГОС НОО, начав работать в первом классе.
Совместно с детьми проводим открытые уроки и внеклассные мероприятия:
2016 год урок русского языка «Правописание безударной гласной в корне слова»
2016 год урок русского языка «Части речи. Обобщение знаний»
2016 год в рамках школьного округа урок русского языка по теме: «Обобщение знаний об имени существительном как части речи».
2013 год открытый урок по разделу «Познаём мир». Тема «Учимся считать»,
2014 год открытый урок по разделу «Учимся родному языку. Тема: «Печатание строчной буквы ы. Моделирование слов с буквой ы»,
2015 год открытый урок математики. Тема: «Число 4. Цифра 4»,
2014 год открытое мероприятие «Прощай, Азбука», 2014 год открытое мероприятие «Наша безопасность летом»,
2015 год открытое мероприятие «Наши права».
2016 год открытое мероприятие «Земля – наш общий дом»
Считаю, что образовательный процесс не может ограничиваться только урочной деятельностью. Поэтому большое внимание уделяю организации внеурочной и внеклассной работы.
Наиболее оптимальными формами организации внеклассной работы по предмету в начальной школе являются предметные олимпиады и конкурсы, предметные недели, внеклассные мероприятия по предметам.
Мои ученики принимают активное участие и добиваются хороших результатов в предметных олимпиадах и конкурсах, что свидетельствует об их устойчивом познавательном интересе.
2016 год международный конкурс по ОБЖ «Муравей» - 13 учащихся; - 1 победитель регионального уровня, 10 лауреатов;
2016 год- ученик принимает участие в проекте для одарённых детей «Алые паруса» с работой «Моё село»;
2016 год – участник группы учащихся – участников муниципального этапа краевого конкурса «Вместе к успеху»;
2015 год - Международная олимпиада « День Знаний» - 22учащихся, 2 победителя, 8 лауреатов;
2015 год - Международный Конкурс-игра по математике «Слон» - 8 участников, 1 победитель;
2015 год - конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» - 7 учащихся;
139702533652013 - IV Всероссийская предметная олимпиада по математике - диплом I степени, по чтению –I степени.
- 2013 год - международный конкурс по ОБЖ «Муравей» - 13 учащихся;
Внеурочная деятельность осуществляется на базе программ: «Бумагопластика», «Математика и конструирование», «Здоровячок». На занятиях кружка «Бумагопластика» ребята с удовольствием развивают творческие способности. Организовываем выставки работ.
2015 год «Лучшее объединение года»
С 1 сентября текущего года работаю по программе внеурочной деятельности «Математика и конструирование». С большим интересом ребята познают «азы» геометрии. Программа «Здоровячок» предусматривает посещение бассейна и игры на свежем воздухе.
446214525717513970257175 Классный коллектив принимает активное участие в творческой и спортивной жизни школы, района. Ученики моего класса часто занимают призовые места. Как классный руководитель для создания комфортных условий жизнедеятельности в коллективе использую нестандартные формы внеклассных мероприятий: виртуальные путешествия, встречи с интересными людьми, коллективные творческие дела. Работаю по воспитательной программе «Мир вокруг нас».
В прошлом году заняли 1 место в краевом экологическом марафоне « Зелёная волна»
За 20 лет работы в школе у меня накопился определённый багаж знаний, опыта. Поэтому я пробую свои силы в различных профессиональных конкурсах различного уровня:
- в 2016 году награждена дипломом всероссийского проекта «Учитель цифрового века» за разработку и активное применение в работе современных цифровых предметно – методических материалов;
- в 2014, 2015 гг. программа летнего лагеря «Каникулы в солнечном городе» становилась лучшей в районе;
- в 2014 – в составе творческой группы лауреат краевой антинаркотической акции «Летний лагерь - территория здоровья»
- в 2014 г. - диплом 2 степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Я – учитель» (Номинация «Методические разработки»);
- в 2013 г. - сертификат участника краевого дистанционного конкурса методических разработок учителей начальных классов «Новый урок для новой школы» в номинации «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках естественно-научного цикла»;
- в 2013 г. - сертификат за активное участие во Всероссийском конкурсе для педагогов в номинации «Лучший мастер – класс педагога начального общего образования» от развивающего портала «Кладовая развлечений»
- в 2013 году - лауреат Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Я – гений» в номинации «Методические разработки».
Своими знаниями и наработками я делюсь коллегами из разных уголков страны. А помогает мне в этом собственный сайтhttps://infourok.ru/user/stahneva-natalya-anatolevna
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИЯХ ШМО, ПЕДСОВЕТОВ
2013 год - «Организация предшкольной подготовки»,
2014 год - «Методы проблемного обучения в начальной школе»,
2015 год - «Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС в начальной школе».
-являюсь экспертом краевого КУМО начальных классов при АКИПКРО.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. (Профессиональный стандарт педагога). В своей профессиональной деятельности я развивала, развиваю и буду продолжать развивать все эти качества. Люблю эту жизнь, и детей, и работу,
Я ей ежедневно сполна отдаюсь.
И пусть нелегка педагога работа
Я, правда, профессией нашей горжусь.