Статья Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятелньость
Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность
Автор: Нестерова Надежда Александровна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ СОШ №3 г. Новоалтайска
В соответствии с новой образовательной парадигмой на первый план выходит активное применение полученных знаний на практике, а значит основной задачей учителя на уроке становится формирование необходимых для жизнедеятельности компетенций.
Метод проектов является одной из инновационных педагогических технологий, обеспечивающий формирование и развитие всех необходимых компетенций. Он совмещает в себе требования и компетентностно-деятельностного и личностно-ориентированного и коммуникативного подходов.
Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющих в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной и иной общественной жизни. При этом особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств.
Компетентностный подход, как указывает Д. Иванов, является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Ключевая мысль данного направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного» эффекта школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления и использования. Это касается, прежде всего, теоретических знаний, которые не должны лежать мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем [3, с.17].
Знания учащихся в соответствии с данным подходом рассматриваются как комплекс умений, позволяющий действовать и добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях.
Применение компетентностно-деятельностного подхода существенно меняет позицию учителя, главной задачей которого становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель должен создать развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности.
А.А. Вербицкий, основной разработчик теории контекстного обучения, считает, что переход на компетентностную парадигму современной образовательной системы знаменует собой появление нового типа образования. Этот подход должен опираться на накопленный многообразный инновационный опыт, признанную образовательным сообществом развитию психолого-педагогическую теорию и гуманистические положения личностно-ориентированного обучения [1, с.68].
Реализация компетентностно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе возможна через применение активных форм обучения.
К активным средствам обучения относятся – проектная работа, ролевая игра и дидактическая игра. Остановлюсь подробнее на характеристике.
Проектная работа на уроках является одним из условий формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся [5, с.38].
В своей работе я активно использую проектные задания с использованием инновационных мультимедиа технологий. При этом презентации и работа в интернете используются на всех этапах подготовки проекта. Использование таких современных технологий образования, как визуализация информации с помощью презентаций, интернета дает следующие преимущества: применение мультимедийного сопровождения уроков на базе персонального компьютера облегчает процесс донесения необходимой информации до учащихся и повышает эффективность усвоения учебного материала, а значит, служит целям повышения качества урока как формы учебной работы и интенсификации учебного процесса в целом.Для учащихся использование мультимедийных средств дает следующие преимущества:
– предложенный учителем материал способствует активизации внимания;
–предоставляется возможность увидеть в каждом рисунке системное представление части материала, а затем услышать пояснения по каждому из элементов. Именно поэтому акцент в мультимедийном сопровождении сделан на графическое изображение смысла текста, а не на сам текст;
– используемые графические и анимационные эффекты в мультимедийном сопровождении позволяют привлечь внимание учеников к изучаемому материалу, что положительно влияет на его усвоение и повышает интерес к изучению темы.
Возможности метода проектов для развития личности, активизации познавательной деятельности, социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Проектная деятельность способствует развитию у младших школьников всех ключевых компетенций: коммуникативных, ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных.
Коммуникативные компетенции:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Информационные компетенции
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Компетенции личностного самосовершенствования:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
Ценностно-смысловые компетенции
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Учебно-познавательные компетенции:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
Общекультурные компетенции:
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Социально-трудовые компетенции:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;\
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
В таблице представлена структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.
Таблица 1. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов
Ученик Учитель
Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности
Что хочу знать? Для чего? Открывает новые знания Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы
Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов
Активен Создает условия для активности школьника
Субъект обучения Партнер ученика
Несет ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Список литературы:
Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: логос, 2009. – 336 с.
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2003. - № 5. – С.38-41.
Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании// Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. –276 с. – С.217-219.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm