Выступление в конкурсе Учитель года-2016 методический семинар
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
(слайд 1) Добрый день уважаемые коллеги!
Для выступления я выбрала тему «Мотивация учения на уроках биологии и химии» (слайд 2).
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися общеобразовательной программы, (слайд 3) моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.
Т.е., основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:
предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться; формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
Я работаю в школе много лет, и в последние годы я столкнулась с проблемой снижения мотивации к изучению предмета. Ученики зачастую не до конца представляют практического значения предмета, не видят возможности применения знаний в дальнейшей жизни. Действительно, небольшой процент выпускников выбирает профессию, связанную с биологией или химией. Однако простейшее биологическое и химическое образование необходимо каждому человеку, которому, (слайд 4-первый щелчок) так или иначе, придется принимать участие в решении различных жизненных задач, связанных как с экологическими проблемами, (слайд 4-второй щелчок) так и проблемами здоровья: собственного и окружающих.
И я поставила перед собой цель – создать на уроке условия для проявления познавательной активности учеников, заинтересовать своим предметом, удержать этот интерес, доказать значимость полученных знаний в дальнейшей жизни, мотивировать на изучение биологии и химии. (слайд 5)
Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. Образы мотивации держат в своих руках совместно учителя (внешняя, мотивация обучения, его отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация). (слайд 5-щелчок)
Сказать новое слово в этой области нет смысла, однако возможно развить технологические аспекты преподавания предмета: придумать приёмы, и отобрать методы, наиболее актуальные в обучении биологии и химии для учащихся. (слайд 6) Я заинтересовалась технологическими аспектами развития мотивации школьников к изучению своего предмета, поскольку воздействовать на умы и сердца современных школьников можно, отказавшись от скучного обучения, взяв на «вооружение» разнообразные приемы, техники, методы развивающего и проблемного обучения.
Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся может проявляться в различных аспектах. Это и организация постановки учащимися цели учения, предложение заданий, способствующих, с одной стороны, актуализации у них имеющихся знаний и личностного опыта, а с другой - пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы. От меня как учителя зависит не только подбор разнообразных, интересных заданий, но и использование их таким образом, чтобы ученики почувствовали свой успех. В то же время необходимо поддержание интереса к познанию на протяжении всего урока: например, посредством организации самооценивания учениками степени достижения цели учения или использования таких методических приёмов, которые бы вовлекали учеников в деятельность при изучении нового материала, побуждали их самостоятельно рассуждать. Для этого я использую методики интерактивного обучения, информационно-коммуникационные технологии (слайд 7-первый щелчок) (в нашей школе имеются мультимедийные доски в классах ФГОС. Я имею возможность использовать презентации, просмотр видеофильмов или их фрагментов, иные электронные ресурсы, (слайд 7-второй и третий щелчок) например, электронные приложения к учебникам по биологии и химии издательства «Дрофа», (слайд 7-четвертый щелчок) онлайн тестирование), кроме этого, использую (слайд 8-два щелчка) методы организации индивидуальной, парной, групповой деятельности обучающихся, стараюсь сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся, и научиться организовывать рефлексию относительно поставленной учащимися цели учения.
Всему этому я училась и учусь: на курсах повышения квалификации, (слайд 9) заседаниях методического объединения, семинарах и вебинарах, в неформальном общении с коллегами, посредством самообразования.
Особую трудность у учащихся вызывает самостоятельная учебная деятельность, нахождение межпредметных связей и применение знаний на практике. Для развития мотивации к изучению биологии использую межпредметные связи не только с науками естественного цикла (география, химия, физика), но и гуманитарного цикла. Данные методы позволяют повысить интерес к биологии и к другим естественным наукам, к литературе, что я считаю достаточно важным и особенно актуальным в настоящее («нечитающее») время. Например, на уроках природоведения давала задание найти стихи разных поэтов про природу и прочитать на уроке. Для подготовки к олимпиадам учащиеся изучали дополнительную литературу по предмету. На предметной недели по биологии ученики ставили сценки по мотивам известных сказок про животных (слайд 10).
Разнообразить формы деятельности на уроке, способствовать развитию мотивации к изучению предмета мне помогают и другие методики:
- (слайд 11-два щелчка) игровые технологии (экоурок «Воды России»);
- лабораторные опыты и практические работы по химии, лабораторные работы по биологии (например, 6 класс, тема «Семя»: опыт «Условия, необходимые для прорастания семян», «Изучение растительной ткани»); (слайд 12-два щелчка)
- проблемные ситуации при получении учащимися новых знаний, при решении теоретических и практических задач (например: «Представим строительство здания из кирпича, но у строителей нет цементного раствора, и они кладут стены из кирпича, не скрепляя его. Что может произойти с таким зданием? (дети отвечают) Нужен цементный раствор обязательно! Наш организм можно сравнить с домом, а клетки в организме можно сравнить с кирпичиками. Должны ли они скрепляться, чтобы организм не развалился на отдельные клеточки? ... Следовательно, кроме клеток в организме должно быть вещество, их скрепляющее»);
- самостоятельная познавательная деятельность (в 5-6 классах использую (слайд 13) «Маршрутные листы», в 8 классе – технологические карты (слайд 14))
Повысить результативность учебного процесса по предмету можно посредством использования исследовательской деятельности, которая способствует повышению мотивации детей к обучению, обеспечивает прирост их знаний, умений, навыков, способов деятельности, ориентированных на практику. Как известно, во-первых, формирование практически любого исследовательского умения и навыка дает метапредметный результат. Во-вторых, исследования можно проводить в урочное и внеурочное время. В-третьих, объектом исследования может быть любой биологический организм, явление, проблема. В качестве примера хочу представить исследовательские работы: (слайд 15-первый щелчок) «Кто такие сорняки?», (слайд 15-второй щелчок) «Какой мы пьём чай?», (слайд 15-третий щелчок) «Изучение лекарственных трав нашей местности», которые были представлены на научно-методических конференциях муниципального этапа. Исследовательская работа «Какой мы пьём чай?» заняла призовое 2 место. Все проведенные учащимися исследования ориентированы на практическую деятельность и повышают уровень мотивации к обучению биологии и химии.
В целях развития мотивации к изучению предмета, выявления талантливых, одарённых детей привлекаю учащихся к различным предметным конкурсам, олимпиадам, (слайды 16, 17-пять щелчков) являюсь активным участником проекта «Инфоурок».
Результативность опыта можно оценить по такимим критериям, как результаты анкетирования учащихся по методике Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и отдельным предметам». Результатами, можно считать, (слайд 18) являются увеличение количества выпускников школы, выбравших сдачу биологии в форме ЕГЭ; увеличение количества выпускников, связавших свою профессию с биологией или химией (Карамова Г., Низамова Г. учатся в фармотделениях медуниверситета, Талипова А. учится на факультете биологии и химии в Бирске и многие другие).
Таким образом, можно сделать вывод: развитие технологических аспектов в преподавании биологии и химии расширяет возможности мотивирования школьников к изучению предмета.
Но говорить о полной реализации моей цели слишком рано. Я знакомлюсь с современными технологиями, стараюсь применять их в своей работе. Обязательно продолжу работу по изучению и применению методики повышения уровня учебной мотивации школьников.
(слайд 19) И своё выступление хочу закончить словами Р.Рождественского: «Вы знаете, мне по-прежнему верится, что если останется жить Земля, высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя». (слайд 20) Потому что ещё древнегреческий философ Сократ сказал: «Все профессии от людей и только три от Бога: учитель, судья и врач».
(слайд 21) Спасибо за внимание!
15