Система работы социального педагога по выявлению и профилактике девиантного поведения учащихся
ВЫЯВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Вот он сидит перед нами, взгляните.Сжался пружиной, отчаялся он,С миром оборваны тонкие нити.Словно стена, без дверей и окон.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили... Поздно учли...Нет! Не рождаются трудными дети!Просто им вовремя не помогли.С. Давидович * Трудными называют тех детей, с которыми у взрослых возникают затруднения: это агрессивные дети, дети прогуливающие школьные занятия, неуспевающие дети, ничем не интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх, тревогу. * Направления социально-педагогической работы Учет всех детей школьного возрастаИзучение проблем социальной жизни учащихсяОсуществление мер по социальной защите прав учащихсяУчет педагогически и социально неблагополучных семейСоциально-педагогическая поддержка личности Объединение усилий различных государственных учреждений * Для качественной профессиональной помощи ребенку нужно: проанализировать физическое и психическое состояние ребенка, мир его интересов, круг его общения, условия жизни;изучить и проанализировать процессы, происходящие в его ближайшем окружении, негативно влияющие на социальное развитие ребенка;вычленить проблему социальной жизни ребенка и попытаться осуществить прогноз ее возможного решения; * I этап Составление социального паспорта класса:Многодетные семьиУчащиеся, состоящие на ВШУУчащиеся, «группы риска»Малообеспеченные семьиОпекаемые детиНеблагополучные семьиНеполные семьи * II этап Составление социального паспорта школы:Общие сведения о школеАналитическая справкаГрафик работы кружков и секцийСписок многодетных семейСписок детей, находящихся в приемных семьяхСписок неполных семейСписок неблагополучных семейСписок учащихся, состоящих на внутришкольном учетеСведения о состоянии здоровья детейСписок детей – инвалидов * III этап посещение семьи учащегося составление акта жилищно-бытовых условийсоставление социального паспорта учащегося девиантного поведениясоставление индивидуального плана педагогической поддержки ученика * Составляется социальный паспорт ученика: педагогическая характеристика;заявление классного руководителя о постановке учащегося на учёт, с обязательным указанием причины; психодиагностика (индивидуализированная психологическая карта – разрабатывает и диагностирует психолог);карта наблюдения и контроля за поведением учащегося (отслеживание динамики за четверть, полугодие, за год). * IV этап Если действия оказались неэффективны:определяем причины, что не сработало;корректируем работу с учётом выявленных ошибок;подключаем дополнительные ресурсы, оптимизируем методы;оформляем сигнальную карточку в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в отдел внутренних дел, в отдел образования. * Дети «группы риска» имеют отклонения в интеллектуальной сфере (низкий уровень развития познавательных процессов);в личностной сфере (неадекватная самооценка, завышенный или заниженный уровень тревожности, акцентуации характера, повышенная агрессия и др.)проблемы межличностного общения, неудовлетворённость психологическим климатом в классе. * Взаимодействие социального педагога с классным руководителем совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей прогнозирования развития личности ребёнка поведенческие проявления * Классный руководитель Является связующим звеном по организации профилактической и коррекционной работы с детьми;Делает первичный запрос и даёт первичную информацию о ребёнке. * Социальный педагог: Изучает жизнедеятельность ребёнка вне школы;Организует профилактическую и коррекционную работу;Взаимодействует с общественностью для решения проблемных ситуаций.Организуя работу с трудными детьми, можно использовать следующие формы:Консультации для школьников и их родителей;Вовлекает трудных детей во внеурочную деятельность (кружки, секции);Педагогическое изучение и отслеживание ребёнка на протяжение всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния учащихся. * * Девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недопустимы.Ребёнку надо помочь! С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е. *