План самообразования Развитие креативного мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС НОО в начальнЫХ КЛАССАХ


План самообразования
Развитие креативного мышления
на уроках математики
в условиях введения
ФГОС НОО
в начальнЫХ КЛАССАХ

Галиуллина Д. М.
учитель начальных классов
МБОУ г. Альметьевска «СОШ № 25 им. 70 летия нефти Татарстана»
2016-2017 уч. год.
Содержание
1. Общие сведения.
2. Сведения о повышении квалификации.
3. Тема самообразования, цель, задачи.
4. План работы по самообразованию.
5. Участие моих учеников в сетевых конкурсах и проектах.
6. Моё участие в сетевых конкурсах, конференциях.
7.Публикации на сайтах.
8. Материал, раскрывающий тему самообразования.
Общие сведения:
Ф.И.О. Галиуллина Диляра Маратовна
Занимаемая должность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ «СОШ №25 им. 70 летия нефти Татарстана», г. Альметьевск, РТ
Образование: высшее, окончила Рязанский педагогический университет в 2013 году по специальности «Педагогика и методика начального обучения», присвоена квалификация учителя начальных классов.
Дата поступления на работу: 19. 08. 2014 г.
Стаж педагогической работы: 12 лет
Присвоена первая квалификационная категория нет
Аттестацию прошла на СЗД 21.10.2016 года
Педагогическое кредо: «Уча других, мы учимся сами»
2. Сведения о повышении квалификации
2016 г, АНО «Центр развития образования АМР», 72 ч по теме «Деятельность учителя начальных классов по достижению метапредметных результатов», удостоверение регистрационный номер №2221.
3. Тема методической работы, ее цели, приоритетные направления и задачи

п/пФИО
учителя Тема методической работы Цели, задачи, приоритетные направления на текущий год Цели, задачи, приоритетные направления на будущий год
1. Галиуллина Д. М. Развитие креативного мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС НОО Цель: развивать креативного мышление обучающихся на уроках математики, через развитие самостоятельной логики мышления.Приоритетные направления:
1.Изучить методическую литературу.
2. Освоить с обучающимися умение верно строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения и в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
3. Укрепление физического здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры, умственной работоспособности. Цель: применять элементы логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.) на уроках математики.
Приоритетные направления:
1. Обучить мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность.
2. Внедрение упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на развитие креативного мышления в ход урока.
3. Внедрение инновационных технологий в рамках сохранения здоровья обучающихся.
4. План работы по самообразованию
Этапы Содержание работы Сроки
1. Диагностический 1. Анализ затруднений: как формировать креативное мышление ученика?
2. Постановка проблемы. Вовлечь учеников в освоение креативного мышления .
3. Изучение литературы, интернет-возможностей, имеющегося опыта по проблеме. Сентябрь, 2016г.
2. Прогностический 1. Определение цели и задач работы над темой. Помочь учащимся осознать необходимость креативного мышления в учебной и внеурочной деятельности.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов: участие с детьми в интернет-конкурсах и проектах. Весь год.
3. Практический 1. Система мер, направленных на решение пробле-мы: разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, шарад.
2. Формирование методического комплекса.
3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
4. Корректировка работы. Весь год
4. Обобщающий 1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы по теме самообразования.
3. Представление материалов. Март-апрель, 2017г.
5. Внедренческий 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение. В ходе дальнейшей педагогической деятельности
5. Участие моих учеников в сетевых конкурсах и проектах.
- победитель в открытом первенстве по спортивному ориентированию, управления по делам детей и молодежи АМР РТ, Долгова Полина, 2016 г.;
- победитель в открытом первенстве по спортивному ориентированию среди обучающихся и педагогов образовательных учреждений города Альметьевск, МБУ ДО «Центр детско-юнешеского творчества», Бадалов Абубакир 2015 г.;
- победитель по итогам республиканской очной тематической олимпиады «Скоросчет» НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», Казань, 25 октября Шаймарданов Артур 2016 г.;
- победитель по итогам республиканской очной тематической олимпиады «Арифметика. Примеры.» НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», Казань, 25 октября Шаймарданов Артур, 2016 г.;
- призер по итогам республиканской очной тематической олимпиады «Арифметика. Примеры.» НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», Казань, 25 октября Валиуллина Наиля, 2016 г.;
- участники по итогам республиканской очной тематической олимпиады «Скоросчет» НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», Казань, 15 октября 2016 г.;
- участники по итогам республиканской очной тематической олимпиады «Словарный запас» НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», Казань, 15 октября 2016 г.;
- участники по итогам республиканской очной тематической олимпиады «Арифметика. Примеры». НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», Казань, 25 октября 2016 г.
- победитель муниципального конкурса газеты «Альмет таннары», в конкурсе фотографий, посвященном 1 сентября в твоей семье, Альметьевск, Вильданова Анэля, 2016 г.;
- призер муниципального конкурса газеты «Альмет таннары», в конкурсе фотографий, посвященном 1 сентября в твоей семье, Альметьевск, Сабурова Азалия, 2016 г.;
-призер Республиканской олимпиады для младших школьников «Найди ошибку», ГАУ «Республиканский олимпиадный центр», 26-27 ноября, Шаймарданов Артур, 2016 г.;
--призер Республиканской олимпиады для младших школьников «Найди ошибку», ГАУ «Республиканский олимпиадный центр», 26-27 ноября, Валиуллина Наиля, 2016 г.;
- участник всероссийского конкурса «Русский медвежонок», Закиев Азамат, 2015г;
- участник всероссийского конкурса «Русский медвежонок», Фадеев Виталий, 2015г;
- лауреат по итогам республиканской очной тематической олимпиады «Издательство «СОМиК» НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 25 октября, Зайнутдинова Альфина, 2015 г.;
- участник по итогам республиканской очной олимпиады «Семь задач» НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 18 октября, Закиева Азамата, 2015 г.;
- участник по итогам конкурса 1 Всероссйская метапредметная олимпиада по ФГОС » Новые знания» ,18 февраля, Михляева Сергея, 2016г;
- диплом II cтепени в открытой российской интернет-олимпиаде по русскому языку для школьников «Зима, февраль 2016, русский язык, 4 класс», Центр гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Петрова Глеба, 19 февраля 2016 г.;
- диплом II cтепени в открытой российской интернет-олимпиаде по устному счету для школьников «Весна, март 2016, математика, 4 класс», Центр гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Петрова Глеба, 4 марта 2016 г.;
- победитель III онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, Фадеев Виталий, декабрь 2015г.;
- победитель III онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, Закиев Азамат,декабрь 2015г.;
- победитель III онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, Сафронов Глеб, декабрь 2015г.;
- участники IV онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, декабрь 2015г.;
- победитель V онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, Бурганова Сюмбель, декабрь 2016 г.;
- победитель V онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, Самедова Тимура, декабрь 2016 г.;
- победитель V онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, Сагдиевой Нурии, декабрь 2016 г.;
- победитель V онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, Шаймарданова Артура, декабрь 2016 г.;
- победитель, V онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, Валиуллиной Наили, декабрь 2016 г.;
- победитель V онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, Шафикова Айзата, декабрь 2016 г.;
- победитель V онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, Файзуллиной Камалии, декабрь 2016 г.;
- победитель V онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, Шарифуллиной Назили,декабрь 2016 г.;
- участники V онлайн олимпиады по математике, Олимпиада плюс, декабрь 2016 г.;
- победитель II онлайн олимпиады по предпринимательству, Сколково московская школа управления, UCHI.RU, Валиуллина Наиля, сентябрь 2016 г.;
- победитель II онлайн олимпиады по предпринимательству, Сколково московская школа управления, UCHI.RU, Хакимова Карина, сентябрь 2016 г.;
- похвальные грамоты II онлайн олимпиады по предпринимательству, Сколково московская школа управления, UCHI.RU, сентябрь 2016 г.;
- победитель I онлайн-олимпиады по русскому языку «Русский с Пушкиным», Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, UCHI.RU, Шаймарданов Артур, октябрь 2016г.;
- победитель I онлайн-олимпиады по русскому языку «Русский с Пушкиным», Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, UCHI.RU, Галиуллин Константин,октябрь 2016г.;
- победитель I онлайн-олимпиады по русскому языку «Русский с Пушкиным», Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, UCHI.RU, Сабурова Азалия, октябрь 2016г.;
- победитель I онлайн-олимпиады по русскому языку «Русский с Пушкиным», Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, UCHI.RU, Файзуллиной Камалии, октябрь 2016г.;
- похвальные грамоты I онлайн-олимпиады по русскому языку «Русский с Пушкиным», Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, UCHI.RU, октябрь 2016г.
6. Моё участие в сетевых конкурсах, конференциях.
- участие в вебинаре «Реализация концептуальных положений ФГОС НОО средствами интерактивного курса Математика.Учи.ру», 2016 г;
- участник в работе модульного семинара по теме «Инновационный учебно-методический комплект (УМК) «Планета Знаний» как средство обеспечение качества образования младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО» 2014г;
- участник в практико-ориентированном семинаре «Внедрение ИКТ в образовательный процесс на примере интерактивного курса по математике для начальной школы Учи.ру» для учителей 1-4 классов, Республика Татарстан, 5 часов, 24.11.15 г.
- участие в международном вебинаре по теме: «Игровые модульные технологии как интеграционно-образовательные ресурс. Игротека «Дети мира», г. Гутов, ФРГ, 04.10.2016 г.
- открытый урок в рамках муниципального семинара учителей русского и литературы на базе МБОО «СОШ №25 им.70-летия нефти Татарстана» по теме: «Собственные имена существительные», 3 класс, 2014 г.;
-выступление на региональном семинаре учителей начальных классов «Обучающие структуры как инструмент повышения эффективности современного урока» по теме: «Формирование и развитие УУД младших школьников с использованием сингапурских структур обучения», Лениногорск, 2015 г;
- выступление на II Ефремовских педагогических чтений «Ценности и важнейшие приоритеты образовательной стратегии современной школы» по теме: «Инновационные формы организации учебного процесса», г. Бугульма 2016 г.
- Благодарственное письмо за успешную подготовку 1 Всероссйская метапредметная олимпиада по ФГОС » Новые знания», 18 февраля 2016г.
- Благодарственное письмо за подготовку учеников «Дино-олимпиада» от «Учу.ру», февраль 2016г.
- Благодарственное письмо за подготовку учеников «Олимпиада плюс » от «Учу.ру», декабрь 2016г.
- Благодарственное письмо за помощь в проведении олимпиады «Русский с Пушкиным» от «Учу.ру», октябрь 2016г.
- Благодарственное письмо администрации МБОО «СОШ «25 им.70-летия нефти Татарстана»
за вклад в подготовку участников конференции «Семейная летопись», 2015г.
- Диплом I степени по итогам выступления команды участников в очной олимпиаде «Словарный запас», НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», г. Москва, 15 октября 2016 г.;
- Диплом II степени по итогам выступления команды участников в очной олимпиаде «Скоросчет», НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», г. Москва, 15 октября 2016 г.
- Диплом, за успешную подготовку школьников к олимпиаде, МОиН РТ, ГАУ «Республиканский олимпиадный центр», 26-27 ноября 2016 г.
7.Публикации на сайтах.
- проектные работы учащихся в книге Памяти «Материалы школьной научно-практической конференции, посвящённый в Великой Отечественной войне», сборник Альметьевск 2014г;
- публикация методического материала на страницах образовательного СМИ на сайте infourok.ru № ДВ-331155 урок «Роль приставки и суффиксов в словах»;
- публикация методического материала на страницах образовательного СМИ на сайте infourok.ru № ДВ-331188 урок «Второстепенные члены предложения»;
- публикация методического материала на страницах образовательного СМИ на сайте infourok.ru № ДВ-331192 презентация по русскому языку в 3 классе с применением обучающих структур Сингапура;
- публикация методического материала на страницах образовательного СМИ на сайте infourok.ru № ДВ-331198 самоанализ мастер класса по теме: «Второстепенные члены предложения».
8. Материал, раскрывающий тему самообразования.
1. Введение.
1.1. Логика как наука.
1.2. Необходимость развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
1.3. Развитие логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС НОО
2. Развитие креативного мышления младших школьников
2.1. Приемы развития логического мышления
3. Заключение
4. Список использованной литературы.
5. Приложение
Развитие креативного мышления в условиях введения ФГОС НОО
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Следует, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами креативных действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.
Развивая своё креативное мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.
На сегодняшний день общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. Неудивительно, что в обществах, ориентированных на прогрессивный сценарий развития, государственные вложения в сферу образования весьма значительны. Ибо уже и сейчас ясно, что выигрывают, и будут выигрывать в экономическом и культурном плане те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения.
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. Обучение в школе не столько вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, креативные, а также постановку и решение проблемы.
К креативным универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Всё вышеизложенное определило тему исследования: «Развитие креативного мышления младших школьников на уроках математики».
Задачи:
изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме поиска форм и методов развития логического мышления младших школьников на уроках математики
определить сущность понятий логическое мышление, формы и методы развития логического мышления
выявить формы и методы развития логического мышления
разработать методику развития логического мышления младших школьников на уроках математики. Практической значимостью работы является то, что материалы могут быть использованы в практике учителей начальных классов, заинтересованных в интеллектуальном развитии своих учеников.
Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Я работаю по УМК «Планета знаний» первый год. Начиная с 1 урока, я ввожу специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Моя задача – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования.
Ученье – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет.
Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врожденную любознательность маленьких детей. «Внутренняя» занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, все ясно и понятно (но только на первый взгляд). Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.
Линия на развитие познавательных интересов учащихся достаточно четко прослеживается в учебниках математики (М. И. Башмакова, М. Г. Нефедова) и в тетрадях по математике (авторы М. И. Башмакова, М. Г. Нефедова). В них есть упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на развитие логического мышления. Однако я пришла к тому, что необходимы дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, задания, требующие применения знаний в новых условиях.
Такие задания включаю в занятия в определенной системе. Учить подмечать закономерности, сходство и различие начинаю с простых упражнений, постепенно усложняя их. С этой целью подбираю серию упражнений с постепенным повышением уровня трудности.
Задание на развитие мышления в 3 классе.
В III и IV классах предлагаю различные задания для самостоятельного выявления закономерностей, зависимостей и формулировки обобщения. Для этой цели использую задания:
Сравни примеры, найди общее и сформулируй новое правило:
20+21 21+22 22+23 23+24 24+25 25+26
Вывод: сумма двух последовательных чисел есть число нечетное.
40-39 41-40 42-41 43-42
Вывод: если из последующего числа вычесть предыдущее, то получится 1.
125+10-10 86+5-5 256+28-28
Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же число, то получится первоначальное.
54:2х2 75:5х5 91:7х7
Вывод: если любое число разделить на одно и то же число, то получится первоначальное число.
В процессе обучения рассуждениям побуждаю учащихся к поискам новых примеров, подтверждающих правильность сделанного вывода, и учу сопоставлять вывод с теми фактами, на основе которых он сделан, искать и такие факты, которые могут опровергнуть вывод, например:
Сравни выражение, найди общее в полученных неравенствах, сформулируй вывод:
8+9 * 8х9 21+22 * 21х22 10+11 * 10х11
Вывод: сумма двух последовательных чисел всегда меньше произведения этих же чисел – неверный так как
0+1>0х1, 1+2>1х2.
Программой по математике предусмотрено решение таких задач, которые лучше воспринимаются учащимися при сравнении и сопоставлении. Это прямые и составные задачи, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз; прямые и обратные и т.д.. При сравнении прямых и обратных задач задаю следующие вопросы: Что общего и различного в условиях прямой и обратной задач? Какие величины являются искомыми? Что общего и различного в решении прямой и обратной задач? Каким действием решена каждая из задач? Почему? Размышления одного ученика способствуют развитию умения у других учащихся.
Овладевая в процессе обучения такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, учащиеся более глубоко осознают изучаемый материал, учатся обосновывать свои суждения. У них формируются умения и навыки самостоятельно решать поставленные задачи, сознательно пользоваться приобретенными знаниями.
Для осуществления преемственности между обучением в начальных классах и в средней школе провожу определенную работу по формированию умения строить правильные дедуктивные умозаключения. Для проведения дедуктивных рассуждений необходима большая подготовительная работа, направленная на сознательное усвоение общего вывода, свойства и закономерности.
Примеры:
Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:
53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44
По какому правилу записан каждый ряд чисел?
Продолжи его:
10, 30, 50, 70 …
14, 34, 54, 74 …
Всегда на каждом уроке математики отвожу 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.
Изложенная мной система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы. В результате систематической работы по развитию логического мышления учебная деятельность моих учеников активизировалась, качество их знаний заметно повысилось.
Задания на развитие мышления в 4 классе.
Особое внимание при целенаправленной работе по развитию познавательных процессов у четвероклассников уделяется развитию основных характеристик мышления. Так большое значение придается отработке умений проводить полноценное сравнение с указанием сходства и различия геометрических фигур, чисел, примеров, задач, величин, уравнений и т. д.
Задание 1
Сравни два числа 8 и 5008.
Найди значения выражений: 8р. 17к. + 43к. =; 8ч. 17мин. + 43мин. =
Реши два уравнения: 7 х Х = 63; Х х 6 = 42.
Сравни эти уравнения, отметив их сходство и различие.
Реши две задачи:
а) С рыбалки отец принес 10 кг 500г рыбы, это на 5кг 300г больше, чем принес сын. Сколько килограммов рыбы принес сын?
б) До своей дачи Галина Васильевна едет 1ч. 50 мин, что на 20 мин меньше, чем едет её сестра до своей. Сколько времени едет на дачу сестра?
В чем сходство и различие заданных задач и их решений?
Реши уравнения, сравни их:
Х : 6 = 23 Х : 7 = 90 Х : 8 = 35
88 : Х = 11 700 : Х = 7 540 : Х = 9
Составь три пары равенств из чисел:
5 см2 , 500 см2, 5 м кв., 500 мм2, 5 дм2, 500 дм2
Чем все числа, записанные в 1 строке, отличаются от чисел, записанных во 2 строке:
1300 68700 124900
687 1249
Нестандартные задачи.
Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а выходит, логично и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики разного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем школы этих задач на уроках математики является не только желаемым, но даже необходимым элементом обучения математике.
Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:
В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?
Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?
Бублик разрезали на 4 части. Сколько сделали разрезов?
Четыре мальчика купили 6 тетрадей. Каждому мальчику досталось не меньше одной тетради. Мог ли купить какой – нибудь мальчик 3 тетради?
Нестандартные задачи ввожу уже с 1 класса. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.
Предлагая учащимся нестандартные задачи, мы формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их. Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.
При решении занимательных задач преследуются следующие цели:
формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;
подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).
3 класс.
1. Незнайка посадил 50 горошин. Из каждого десятка не взошло 2 горошины. Сколько всего семян не взошло? (10 семян)
2. Кусок проволоки 12 см согнули так, что получилась рамка. Какими могут быть стороны рамки? (12 : 2 = 6, значит 3 и 3, 5 и 1, 4 и 2)
3. Нина написала четырехзначное число. Вычла 1 и получила трехзначное число. Какое число написала Нина? ( 1000 – 1 == 999 )
4. Женя решил прогуляться и пошел по левому берегу ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел ручей. На левом или на правом берегу находится Женя? (на правом )
4 класс.
1. Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл. « Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой». Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ. (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу)
2. К числу 5 приписать справа и слева цифру 5. Во сколько раз увеличилось число? ( в 111 раз )
3. Анна - дочь Марии. Мария - дочь Светланы. Кем приходится Светлана Анне? ( бабушка )
4. Каждая из девочек Саша и Маша пошли в кино с мамой. Сколько человек пошли в кино? ( или 3, или 4)
5. Также на уроках математики, для развития логического мышления, я использую различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи. Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.
Заключение
Проблема развития логического мышления очень актуально на данном этапе с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Стандарт второго поколения в математической подготовке младших школьников не предполагает революции. Он поддерживает традиции начального обучения математике, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты. Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического в частности, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач. В стандарте обозначено, что в ходе освоения школьник должен получить возможность овладеть «основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов». Очевидно, что одной лишь работы с готовыми алгоритмами арифметических действий, эпизодического решения логических задач, что обычно предлагается в учебниках математики, недостаточно для создания реальной основы для развития логического мышления. К сожалению, как правило, учитель не создает ситуаций для успешного формирования логического мышления. Поэтому очень важно, чтобы современные формы и методы обучения математике способствовали формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учили рассуждать, правильно использовать математическую терминологию, строить высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод.
Считаю, что выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни. Поэтому использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.
Список использованной литературы.
Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось – 89, 2001
Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. М.: «Дрофа», 2008
Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 2 класс. М.: «Дрофа», 2008
Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 3 класс. М.: «Дрофа», 2008
Закон РФ «Об образовании».
Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: Лицей, 2000
Орлова Е.В., Гладин Н.В., Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников.М.: «5 за знания», 2008
Павлова Т.Л. Диагностика мышления младших школьников. ТЦ «Сфера». 2009
Подласый И.П. Педагогика. Процесс обучения. М.: «Владос», 2003
Примерные программы начального общего образования. М.: «Просвещение»., 2009
Сиденко, Е. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе, 2010 № 3
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль: «Академия развития», 2001
Шамарина Е.В., Тарасова О.В. Считаю и размышляю. М.: «Гном и Д», 2005
http://nsc.1september.ru/ 
http://suhin.narod.ru/zag1.htm Загадки и кроссворды для детей.
http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
Приложение 1.
МЕТОДИКИ
Определение степени овладения логическими операциями мышления.
Способность выделять существенное
Учитель предлагает ряд слов: пять слов даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики за 20 секунд должны исключить из скобок (то есть выделить) два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Достаточно предложить из данного перечня по 5 заданий.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово);
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания);
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник);
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);
Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты);
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные);
Любовь (розы, чувство, человек, город, природа);
Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
Обработка полученных данных: ученики, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию. Те, кто допустили ошибки, не умеют выделять существенные и несущественные признаки.
Показатель рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:
Способность к = число правильных ответов
абстрагированию 5 заданий
Сравнение
Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета, либо понятия. Например:
Книга-тетрадь Солнце-луна
Лошадь - корова Сани - телега
Озеро - река Дождь - снег
Линейка - треугольник Автобус - троллейбус
Каждый ученик на листе бумаги должен написать слева черты сходства, а справа – черты различия названных предметов или понятий. На выполнение задания по одной паре слов даётся 4 минуты. После этого листки собираются.
Обработка полученных данных: составляется общий список черт сходства и различия названных предметов, затем устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в процентах – это уровень развития у него умения сравнивать.
Обобщение
Предлагается два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего.
Дождь-град Жидкость - газ
Нос - глаз Предательство - трусость
Сумма - произведение Водохранилище- канал
Сказка - былина Школа- учитель
История - природоведение Доброта- справедливость
Обработка полученных данных:
Уровень умения = число правильных ответов
обобщать 5 заданий
Классификация
Эта методика также выявляет обобщать, классифицировать.
Даны 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Необходимо найти это слово.
Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
Дождь, снег, осадки, иней, град.
Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.
Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.
Секунда, час, год, вечер, неделя.
Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
Самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль.
Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник.
Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
Учащимся можно предложить 5 заданий. Время – 3 минуты.
Обработка полученных данных:
Уровень сформированности = число правильных ответов
5 заданий
Для 4 класса.
Анаграмма
Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа.
Учащимся предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путём перестановки входящих в них букв). Найти исходные слова.
ЛБКО РАЯИ ЕРАВШН РКДЕТИ АШНРРИ УПКС ОКОРАВ
Обработка полученных данных:
Уровень сформированности = число правильных ответов
5 заданий
6. Анализ отношений понятий (аналогия)
Даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Надо найти это четвёртое слово.
Школа - обучение = больница- ?а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной
2. Песня – глухой = картина - ?а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой
3. Нож – сталь = стол - ?а) вилка б) дерево в) стул г) столовый д) длинный
4. Паровоз – вагоны = конь - ?а) поезд б) лошадь в) овёс г) телега д) конюшня
5. Лес - деревья = библиотека - ?а) город б) здание в) книга г) библиотекарь д) театр
6. Бежать – стоять = кричать - ?а) ползать б) молчать в) шуметь г) звать д) плакать
7. Утро – ночь = зима - ?а) мороз б) день в) январь г) осень д) сани
8. Волк – пасть = птица - ?а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение
9. Холодно – горячо = движение - ?а) покой б) взаимодействие в) инерция г) молекула д) бежать
10. Слагаемое – сумма = множители - ?а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление
Обработка полученных данных:
Уровень сформированности = число правильных ответов
число заданий
Оценка полученных результатов
Тесты Высокий Средний Низкий
1.Анаграмма
2.Существенное
3.Сравнение
4.Классификация
5.Обобщение
6.Аналогия 4-5
4-5
4-5
4-5
4-5
8-10 3-2
3-2
3-2
3-2
3-2
4-7 1
1
1
1
1
0-3
ЗАДАЧИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
КЛАСС.
Трое друзей поехали на дачу. Дорога заняла 6 часов. Сколько часов ехал каждый? (6 часов)
На дереве сидели 3 галки и 2 вороны.2 птицы улетели. Сколько и какие птицы могли остаться? (3 галки, 1 ворона и 2 галки, 2 вороны и 1 галка)
Внашем доме живут Катя, Маша и Лена. Вчера я видела Катю и Машу. Одной из них 9 лет, другой - 8 лет. Сегодня я видела Машу и Лену. Одной из них 10 лет, другой - 9 лет. Кому сколько лет? (М – 8, К – 8, Л – 10)
При встречи три товарища пожали друг другу руки. Подсчитай число рукопожатий. (3 рукопожатия)
На аллее в парке через каждые 4 метра посажены рябины. Кроме этого по одной рябине посажено в начале аллее и в конце. Длина аллеи 32 метра. Сколько рябин на аллее? (10 штук)
На блюдце разложили 18 штук вафлей так: 4, 5, 2, 7. Как можно не трогая вафли на 2 стола так, чтобы на одном было в 2 раза больше, чем на другом? (первый стол 5 и 7, второй стол 4 и 2)
Масса арбуза и ещё половина такого же арбуза равна 9 кг. Найди массу арбуза. (6 кг)
На тарелке лежат сливы. Марина взяла половину всех слив, а Алёша - остальные 4 сливы. Узнай сколько слив было на тарелке? (8 слив)
Попугай, сидя на плече у клоуна, раздает детям карточки в таком порядке: белая, синяя, зеленая, красная. Незнайка был седьмым. Какого цвета карточку он получит? (зеленую)
Незнайка посадил 50 горошин. Из каждого десятка не взошло 2 горошины. Сколько всего семян не взошло? (10 семян)
Кусок проволоки 12 см. согнули так, что получилась рамка. Какими могут быть стороны рамки? (12 : 2 = 6 значит 3 и 3, 5 и 1, 4 и 2)
Нина написала четырехзначное число. Вычла 1 и получила трехзначное число. Какое число написала Нина? (1000 – 1 == 999)
Женя решил прогуляться и пошел по левому берегу ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел ручей. На левом или на правом берегу находится Женя? (на правом)
Ване надо встать завтра в 9 часов утра. Вечером в 6 часов он завел будильник на 9 часов и лег спать. Через какое время его разбудит будильник? (будильник зазвенит в 9 часов вечера, значит через 3 часа)
К трехзначному числу слева приписали единицу. На сколько увеличилось число? (на 1000)
Используя цифры 0, 4, 2, 7, 9, 1, запиши наибольшее и наименьшее шестизначное число. (974210 и 102479)
Каждый торт разрезали пополам, потом каждую половинку еще раз пополам. На каждое из 12 блюдец положили 1 кусок торта. Сколько было тортов? (12: 4 = 3 т.к. каждый торт разрезан на 4 части)
Число 16 запишите в виде произведения двух таких чисел, сумма которых наименьшая. ( 16 = 8 х 2 16 = 16 х 1 16 = 4 х 4
8 + 2 = 10 16 + 1 = 17 4 + 4 = 8 )
Мотоцикл поехал 160 км. Со скоростью 80 км/ час, насколько раз останавливался в пути. Сколько времени мотоцикл затратил на весь путь, если остановка заняла 25 минут? (160 : 80 + 25 = 2 часа 25 минут)
В комнату 20 м. кв. и шириной 4 м. хотят положить ковер размером 3 х 2 м. Можно ли это сделать? ( Длина комнаты 20 : 4 = 5 м. значит можно )
Сколько получится если число 1 умножить на себя 1000 раз? Объясни почему.
Площадь пр-ка 12 см. кв. Какими могут быть его стороны? (12 и 1, 3 и 4, 6 и 2)
КЛАСС.
Запишите все двухзначные числа, в которых число десятков в 3 раз меньше числа единиц или больше. (13, 26, 39. или 31, 62, 93)
Запишите все трехзначные числа, в которых каждая следующая цифра на 1 больше предыдущей (123, 234, 345. 456. 567, 678. 789)
Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл. « Сейчас переплыву реку три раза и оденусь и пойду домой». Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ (нет т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу)
К числу 5 приписать справа и слева цифру 5 .Во сколько раз увеличилось число? (в 111 раз)
Анна - дочь Марии. Мария - дочь Светланы. Кем приходится Светлана Анне? (бабушка)
Каждая из девочек Саша и Маша пошли в кино с мамой. Сколько человек пошли в кино? (или 3, или 4)
При каком значении х выражение 200 : х принимает наименьшее значение ? ( при х = 200 т.к. 200 : 200 = 1 )
При каком значении а выражение 500 : а принимает наибольшее значение.? ( при а = 1 т.к. 500 : 1 = 500 )
Покупатель купил 15 голубых конвертов и 10 с марками. На 5 голубых конвертах были марки. Сколько конвертов купил покупатель? (20 конвертов)
В корзине яблок меньше 10. Эти яблоки можно разделить поровну между 2 детьми или 3 детьми. Догадайся, сколько яблок в корзине? (6 яблок)
Кот Матроскин, Шарик, Галчонок, решили сфотографироваться и послать фото Дяде Федору. Они уселись на скамеечке возле дома. В каком порядке слева направо они могут сидеть ? ( несколько вариантов ответа : 1 – М,Ш,Г. 2 – М,Г,Ш. 3 – Ш,М,Г. 4 – Ш,Г,М. 5 – Г,Ш,М. 6 – Г,М,Ш. )
Доктор Пилюлькин прописал Незнайке принимать ложку лекарства через каждые 20 минут. На сколько времени хватит Незнайке этого лекарства, если в пузырьке его ровно на 3 приема? (на 40 минут)
Масса 4 одинаковых яблок такая же, как масса одного грейпфрута. Масса яблока и грейпфрута равна 750 г. Найди массу яблока. ( Положим на весы вместо грейпфрута 4 яблока тогда будет 5 яблок и их масса = 750 гр. Значит 750 : 5 = 150 гр. Вес одного яблока )
Приложение 3.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЗАГАДКИ, СМЕКАЛКИ, СТАРИННЫЕ ЗАДАЧИ
Два числа 1 и 3 быстро их сложи и ответ скажи.
На дереве сидят 4 птицы:2 – воробья остальные вороны. Сколько ворон?
Купил на 5 рублей, уплатил 6 рублей. Сколько сдачи получил?
На столе было 4 яблока. Одно разрезали на 4 части. Сколько яблок на столе ?
Как можно одним мешком пшеницы наполнить два таких мешка? (Один вложить в другой )
У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, да собака Дружок. Сколько внуков?
Задумай число до 5. Прибавь 2 и скажи ответ. Я назову задуманное число.
Кто в твоей семье самый старший, низкий, выше отца, мамы, старше тебя, выше тебя, ниже тебя, ниже мамы?
У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек сколько было бы лягушек?
Первый Назар шёл на базар, второй Назар – шел с базара. Какой Назар нес товар, а какой шел без товара?
Двое детей подошли к реке. У берега стоит одна лодка, которая берет только человека. Как им переплыть на другой берег? ( дети были на разных берегах)
Мальчик пришел на мельницу и увидел в каждом углу по три мешка, на каждом мешке по 3 кошки, у каждой кошки по три котенка. Сколько ног было на мельнице ? (две, потому что у кошек лапы )
Над рекой летали птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять гусей. Сколько птиц ответь скорей?
Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось?
Как перечислить пять дней недели, не называя их? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля? ( Когда сидит в нем )
Кто может прыгнуть выше дома? (Любой, т.к. дома не прыгают)
Скажешь: « Не приходи» - идет. Скажешь: « Не уходи» - уходит (время)
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас? ( двое )
Как с помощью только одной палочки образовать треугольник на столе? (положи на угол)
Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько км пробежала каждая лошадь.
Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг, А если встанет на две ноги?
У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (4)
Надо разделить 5 яблок на 5 девочек так, чтобы одно яблоко осталось в корзине и
каждой досталось по одному яблоку (последней дать яблоко вместе с корзиной)
Может ли дождь идти 2 дня подряд? (нет, их разделяет ночь).
Росло 4 березы на каждой по 4 больших ветки, на каждой большой ветке по 4 меленькой веточки, на каждой маленькой веточке по 4 яблока. Сколько всего яблок?
В огороде пугало рукавами машет
В огороде пугало разгоняет пташек.
3 паслись на грядке лука, в небеса взвилися 3.
2 последние не трусят – очень храбрые они.
28. Скоро10 Сереже, Диме нет ещё 6. Дима все никак не может до Сережи подрасти. А
на сколько же моложе мальчик Дима, чем Сережа?
29. Три сестрички заплели по две косички. Угадайте, вот вопрос, сколько будет всего
кос?
5 грибов в руке несут, 5 грибов в лесу растут, если все грибы собрать, сколько будет как считать?
Сколько будет, посчитай-ка, если к 2 прибавить 5 и из суммы 3 отнять.
У одной автомашины есть 4 автошины, сколько может автошин быть у 3 автомашин?
4 крыла, а не бабочка, крыльями машет, а не летит (мельница)
Имеет 4 зуба, каждый день бывает за столом, но ничего не ест.
Кто становится выше, когда садится? (собака)
Что становится легче, когда его надувают? (шар)
Чем больше берем, тем больше становится (яма)
Три брата по дороге бегут, один впереди, два позади, двое задних не могут догнать первого (трехколесный велосипед)
На 4 ногах стою, ходить же вовсе не могу (Стол. Стул.) Пять братьев годами равные именами разные (пальцы)
Шел человек в город, по дороге встретил трех товарищей. Сколько человек идет в город? (4 человека)
Шел человек в город, навстречу три товарища. Сколько человек идет в город ? (1человек т.к. трое шли навстречу)
Сидят белки на ветке. Против каждой белки по 2 белки, Сколько всего белок Объясните как сидят белки? (три белки и сидят они треугольником)
Девочка искала дом № 5. Найдя дом № 1, она не глядя на номера отсчитала 5 домов и вдруг увидела дом № 9. Почему? (дома на улице располагаются по четной стороне и нечетной стороне)
В школу шел пятачок нашел, а с товарищем пойду сколько найду?
Наташа сказала: «Я получила за контрольную такую оценку, которая получится при сложении и умножении двух одинаковых числа» Что получила Наташа? (4)
Предлог стоит в моем начале, в конце же загородный дом, а целое мы все решаем и у доски и за столом (за-да-ча)
Лиса поймала 15 окуней и разложила их на 5 кучек так, что в кучках было разное число рыбок. Как она это сделала? (1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15)
Выглянув на повороте в окно, Ира увидела впереди 9 вагонов, а следом ещё 7 вагонов. Сколько вагонов в составе? (17)
В кучке лежали конфеты. 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой взяли по одной штучке. Сколько было конфет в кучке? (3)
Ч то за птицы пролетают по 7 в каждый ряд, вереницею летят не воротятся назад (дни недели)
Стоят два мальчика. Один смотрит на юг, другой на север. Могут ли они увидеть друг друга, если не употреблять зеркало или другие приспособления? ( могут, если стоят лицом друг к другу.)
В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса (за 8 - 6 чел., значит за 1 - 48 чел. Тогда 48 : 3 = 16)
Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 мин. – 500 саженей, а собака за 5 мин. - 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца ? (500 : 2 + 250 саж. в мин .заяц 260 – 250 = 10 саж.
1300 : 5 = 260 саж. в мин. собака 150 : 10 = 15 мин. )
Лошадь съедает воз сена за месяц, коза - за 2 месяца, овца - за3 месяца. За какое время лошадь, коза и овца съедят воз сена? (за год 12 + 6 + 4 = 22, если 12 месяцев разделить на 22 воза, тогда получится 6/11 месяцев)
Путешественник идет из одного города в другой за 10 дней, а второй путешественник этот же путь проходит за 15 дней. Через сколько дней встретятся путешественники, если выйдут одновременно навстречу друг другу? (30 : 10 + 30 : 15 = 5 расстояний за месяц, тогда 30 : 5 = 6 дней)
Один человек купил 3 козы и заплатил за них 9 рублей. По чём пошла каждая коза? (по дороге) Что это может быть:2 – головы, 6 – ног, а ходят только 4? (всадник)
Два землекопа за 2 часа выкопали 2 метра канавы. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 метров канавы? (2 землекопа)
У одного старика спросили: « Сколько тебе лет ? » Он ответил: « Сто лет и несколько месяцев, но дней рождений у меня было всего 25. » Как это может быть? (дед родился 29 февраля)
Бочка с капустой на 48 кг тяжелее ящика с консервами. Два ящика с консервами весят 70 кг. Сколько весят 5 бочек с капустой?
Определи глубину водоема, если шест длиной 7 метров вбили во дно на 1 метр и выступает он из воды на 2 метра.
Хозяйка развела кур и кроликов. Всего 35 голов и 94 ноги. Сколько у хозяйки кур и кроликов? (12 кроликов и 23 курицы)
Через 2 года мальчик будет вдвое старше, чем он был 2 года назад, а девочка через 3 года будет втрое старше чем 3 года назад. Кто старше: мальчик или девочка?
Три кубика и одна раковина весят столько, сколько 12 бусинок, а одна раковина весит столько же, сколько один кубик и 8 бусин. Сколько бусин надо положить на чашку весов, чтобы уравновесить раковину?
Определяя количество воды, даваемое родником, туристы заметили, что двухлитровая банка наполняется за 4 секунды. Сколько воды дает родник за минуту, час, сутки?
На складе находились 7 бочонков мёду, 7 наполовину заполненных медом и 7 пустых бочонков. Как распределить все бочонки между тремя покупателями так, чтобы каждый получил одинаковое количество мёда. Причём, мёд не перекладывать.
В один кувшин, 3 кружки и 3 стакана вмещается столько же воды, сколько в 2 кувшина и 6 стаканов или в 1 кувшин и 4 кружки.
Сколько стаканов воды вмещается в кружку и сколько в кувшин?
Женщина продавала яйца. Первая покупательница купила у неё половину всех яиц, и еще пол-яйца, вторая купила половину оставшихся яиц и еще пол-яйца, а третья – купила последнее яйцо. Сколько яиц принесла женщина на базар?
Который теперь час, если оставшаяся часть суток в 3 раз меньше прошедшей?
Сотню орехов хотят разделить на 25 детей так, чтобы каждому досталось нечетное количество. Можно ли это сделать ? Если да, реши, если нет – объясни.
Который теперь час, если прошедшая часть суток на 4 часа больше оставшейся? Из 80 деталей одна бракованная. Она легче других. Как найти ее при помощи 4 взвешиваний на двухчашечных весах без гирь?
Рассадить 45 кроликов в 9 клеток так, чтобы во всех клетках было разное число кроликов.
Коля заметил, что во время липового медосбора пчела улетает из улья со скоростью 4 м/с. И возвращается через 7 минут со скоростью 2 м/с. На каком расстоянии от улья расположена липа, с которой пчела взяла мед? Учесть, что на сбор меда с липы пчела тратит 1 минуту.
Бабушке нужно поджарить 6 котлет, а на сковороде помещается всего 5 штук. Каждая котлета жарится 5 минут с одной стороны и с другой стороны. Сколько времени понадобится, чтобы поджарить 6 котлет на одной сковороде. Как это можно сделать за 15 минут?