Актуальный педагогический опыт по теме Формирование социокультурной компетенции через проектную деятельность на уроках английского языка
Защитное слово
Слайд №2 Последние годы в области образования стоит остро вопрос об эффективности учебно-воспитательного процесса за счет внедрения инновационных методов и технологий. В обучении иностранным языкам, впрочем, как и другим предметам, приоритетным является личностно-ориентированный подход. Соответственно к технологиям указанного подхода относится обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения. Это вовсе не означает, что данными технологиями исчерпывается понятие личностно-ориентированного подхода. Но именно эти три технологии достаточно органично адаптированы к классно-урочной системе занятий, а также свободно интегрироСлайд № 3
Можно с уверенностью сказать, что обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке.
Слайд № 4
В МБОУ «Гора-Подольская СОШ» Грайворонского района, для развития детей, активно внедряется проектная деятельность на уроках и во внеурочное время, и это неслучайно, так как метод проектов имеет многолетнюю историю используется в образовании уже около 100 лет, несмотря на «современный» статус.
Слайд № 5
Работа с применением метода проектов заинтересовала меня в 2011 году, приступила к сбору информации и апробированию метода проектов, для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.
Слайд № 6 –
Прежде чем приступить к обобщению опыта, была проведении диагностика знаний о стране изучаемого языка обучающихся 3-5 класса.
3 класс 4 класс 5 класс
Географическое положения, природа, климат 5 % 18% 20%
Традиции, праздники, искусство 5% 15% 16%
Спорт, школа, социальное обеспечение - 8% 13%
Средний показатель 10% 41% 49%
Диагностика показала следующие результаты. Смотри следующий слайд.№7
Слайд №8 Актуальность опыта
Одна из задач современной школы организовать учебный процесс в соответствии с социальным заказом, где молодое поколение осознаёт актуальность знаний английского языка. Но существуют проблемы преподавания английского языка, и связаны они, прежде всего, с разноуровневой мотивацией обучающихся. Общий принцип, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности, в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы. Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием обучающихся, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Слайд № 9– Во время работы над педагогическим опытом возникли слудущие противоречия
-между требованиями предметного курса при развитии социокультурной компетенции и реальным речевым опытом учащихся, который они приобретают в условиях традиционного обучения;
-между необходимостью приобретения знаний и умением самостоятельно добывать и перерабатывать информацию.
Слайд № 10 Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта является
Создание в образовательном процессе педагогических условий.
Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки.
Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.
Формировать опыт сотрудничества.
Воспитывать коммуникативные качества.
Слайд № 11 Новизна опыта
Иностранные языки в современном мире – это средство общения, сотрудничества и взаимодействия, самореализации, а также познания и самообразования, так как являются инструментом доступа к источникам информации.
Исходя из того, что современное информационное общество нуждается в личности, обладающей определёнными коммуникативными умениями, как устными, так и письменными по иностранному языку, и, учитывая тот факт, что изучение английского языка является одним из приоритетных направлений современного образования, одна из задач современной школы организовать учебный процесс в соответствии с социальным заказом, где молодое поколение осознаёт актуальность знаний английского языка. Но существуют проблемы преподавания английского языка, и связаны они, прежде всего, с разноуровневой мотивацией обучающихся. Проектная методика помогает
развитию социокультурной компетенции учащихся, обучающихся в группе;
использованию структурно-логических схем организации работы учащихся;
внедрению алгоритма действий учащихся во время групповой работы, повышающего интерес к изучению английского языка.
Слайд №12 Длительность работы над опытом
- Работа над опытом охватывает период с 2011 г по 2014г. В 3-5 классах отслеживали уровень знаний, полученных в ходе реализации идеи метода проектов в процессе обучения, работы с разноуровневыми дидактическими материалами, обобщающих занятий. Работа велась с момента обнаружения противоречий до момента выявления результативности опыта.
Слайд № 13– Теоретическая база опыта
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы. Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса.
Слайд № 14
Автором метода проектов считается американский философ и педагог Джон Дьюи (John Dewey, 1859-1952), идеи которого развивались и распространялись впоследствии его учениками и последователями. Первые проекты ставили своей задачей приобщение учащихся к реальной трудовой деятельности на производстве и в сельском хозяйстве и носили комплексных характер. Новое рождение метода проектов как альтернативного классно – урочной системе произошло в 60 – 70 годы. В настоящее время он имеет широкое распространение в обучении, в том числе и иностранному языку.
Дж. Дьюи выдвигал лозунг, который является одним из основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение посредством деланья ». При этом Дж. Дьюи выделял ряд требований к успешности обучения :
- проблематизация учебного материала;
- активность ребенка;
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Таким образом, Дж. Дьюи утверждал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях и, следовательно, является активным субъектом своего обучения.
1) экскурсионные (Excursion projects) – например, осмотр подсолнухов миссис Мерфи, цель которого – узнать, почему она «сажает свои подсолнухи в задней части двора, а не в переднем палисаднике вместе с другими цветами?»
2) трудовые (Hand projects), которые «стремятся выразить различного рода мысли в конкретной форме – смастерить кроличью ловушку, приготовить какао для школьного завтрака и т.п.»
3) игровые (Play projects) – «праздник масленицы, пасхи, мороженного, кукол, игра в магазин, «в сыщиков», праздники, устраиваемые с целью прославления церковных событий, исторических героев».
4) проекты рассказывания (Story projects)- сюда входят рассказы детей о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с кратким изложением содержания.
Слайд № 15- Цель данного педагогического опыта:
является развитие социокультурной компетенции учащихся, путём применения метода проектов на уроках английского языка, способствующей проявлению способностей к общению учащихся, раскрытию личностного потенциала.
Слайд № 16 Исходя из поставленных целей, я ставлю следующие задачи:
выявить уровень развития социокультурной компетенции обучающихся;
создать условия для формирования умений использовать метод проектов в учебной деятельности;
развивать коммуникативные навыки всех видов речевой деятельности;
обеспечить развитие культуры межличностного и группового взаимодействия учащихся;
использовать современные технологий и средства обучения на уроках английского языка.
Слайд № 17-19
Слайд № 20 – Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.-
Слайд № 22-. Этапы работы над проектом.
Подготовка к проекту
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
Слайд №23 Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
Сдайд № 24 Выполнение проекта
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе
Слайд № Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.
Слайд №30 В обучении английскому языку метод проектов я использую в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку ведется по УМК В.П. Кузовлева и др. Учитывая высокую загруженность обучающихся, я совместила традиционный и системно-деятельностный подход обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок.
Исходя из требований, которым должны отвечать современные методы обучения младших школьников иностранному языку, а именно затрагивать личность ребенка, вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции, ощущения, делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе, дать возможность детям активно взаимодействовать друг с другом, предусматривать все возможные формы работы в классе и др Прежде всего, я попыталась определить периодичность и качественный состав проектных работ в рамках каждой темы.
Например, для учащихся 2-4 классов я разработала систему творческих индивидуальных и коллективных заданий для иноязычной проектной деятельности школьников разных уровней.
My family.
My pet.
My hobby.
My house.
My school.
My country.
Holidays.
My favourite clothes.
Food.
В старших классах предпочтение отдается творческим проектам, которые выполняются в форме издания совместной газеты, написания сочинений-рассуждений, творческой презентации. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и так далее.
Слайд 33-34 Результаты диагностики
Сдайд № 35 вывод
Использование на уроках проектной методики, способствует пробуждению интереса обучающихся к стране изучаемого языка и к изучаемому языку, снижению трудностей овладением иноязычной речи, стойкой мотивации.
Проектная методика является действенным инструментом, для формирования социокультурной компетенции, которая активизирует мыслительную деятельность обучающихся, делает преподавание более проблемно-ориентированным, стимулирует умение формулировать собственные суждения, усиливает степень самостоятельной работы учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным.
Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других. Наблюдения за учащимися в процессе работы над групповым проектом определили необходимость учета правил и принципов коллективной работы:
• Все члены группы активно вовлечены в активную исследовательскую деятельность.• Все члены группы (команды) равны.• В процессе работы группы не соревнуются.
• Ответственность за конечный результат несут все члены группы (групп), выполняющие проектное задание.
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию. Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает: значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности; повышение уровня внутренней мотивации учащихся; повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива; повышение общего интеллектуального развития учащихся.