Статья на тему Формирование экологического мышления школьника в условиях школьного лесничества (в рамках реализации образовательной системы Школа 2100
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛА 2100»Захарчук Наталья Валентиновна, учитель начальных классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Лебедёвская средняя общеобразовательная школа»
С введением ФГОС каждым образовательным учреждением поставлен ряд задач, решение которых обеспечивает успешное их внедрение. Это и корректировка образовательной программы ОУ, и развитие профессиональной компетенции учителей, внедряющих новый образовательный стандарт, и организация внеурочной деятельности и много других задач. Нужно учесть и внутренние ресурсы ОУ, кадровый потенциал, сохранение или создание своей собственной модели образования и воспитания школьника как единого процесса.
В нашей школе реализуется образовательная программа «Школа 2100» уже более 10 лет. Мы считаем, что именно эта программа подходит для реализации и осуществления целей и задач, которые ставятся новыми образовательными стандартами. Каждый из педагогов прошёл курсовую переподготовку, общался с коллегами из разных школ. Практически у всех такое мнение.
Но у каждой школы должно быть своё «лицо», своя изюминка, что делает её не похожей на другие школы, делает чем- то более особенной, интересной.
Это уже зависит от кадрового потенциала, от его профессионализма и творческого подхода. Я закончила Ишимский педагогический институт и получила дополнительную специализацию «Экологическое образование». Эти знания помогли мне сначала организовать работу кружка «Юный эколог», а затем разработать и реализовать программу школьного лесничества. Для нашей школы этот вид деятельности инновационный.
Мы часто слышим, что стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья. Главным виновником этого является человек. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде. Младший школьник чуток и отзывчив. Он сопереживает героям сказок. Сочувствие побуждает к помощи другому , будь то плачущий ровесник или хромая собачка. Однако, сочувствие к хромой собачке не обязательно в дальнейшем приведёт к формированию экологического сознания.
Многие дети, любящие своих домашних животных, могут бросить камень в бездомного котёнка, потому что им сказали, что он грязный, больной. В этом случае у школьника формируется стиль поведения, когда чисто должно быть только у него дома, а животное, достойное место под солнцем – это его кошка. Такое отношение воспитывается взрослыми, которые выходя за порог своего дома, не заботятся о чистоте города, села, а попадая в лес, оставляют после себя горы мусора.
Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней.
И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. Так, академик Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании".
«Экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
В условиях вариативности и разнообразия содержания форм и методов работы с детьми не может быть предложена единая модель планирования работы по экологической культуре. В зависимости от наличия специалистов, имеющейся базы, использующихся программ и методик, а также социокультурных и других региональных особенностей, каждое образовательное учреждение строит свою модель работы в данном направлении. Для нашей школы эта модель – школьное лесничество.
Первые шаги в нашей работе: инсценировали и показывали театрализованные представления на природоохранную тему перед школьниками и детьми детского сада, выпускали листовки, плакаты. Убирали мусор на школьной территории. Школьники получали достаточные теоретические знания, с интересом и грамотно составляли памятки для гостей леса, туристов. Но было видно, что полученные знания не всегда применяют в повседневной жизни. Я поняла, что нам не хватает практических занятий, встреч с людьми, чья профессиональная деятельность касается природных ресурсов. И конечно не хватало занятий с педагогом- психологом. Так мы познакомились с директором Центра Изучения Духовной Мудрости «Свобода» города Тюмени В.К. Пахомчик, которая воссоздала движение школьных лесничеств.
В 2009 году в нашей школе было создано школьное лесничество «Голубая планета», руководителем которого я являюсь. Сотрудники «Свободы», а это педагоги- психологи, лесничие организуют работу школьных лесничеств Тюменской области, реализуют образовательную программу, направленную на формирование экологической культуры, как факта развития личности ребёнка. К занятиям привлекаются участковые лесничие, которые профессионально рассказывают об интересной и неведомой жизни растений и животных. Это происходит не в классной комнате, а в природе. Мной же разработана программа школьного лесничества, проводятся еженедельные занятия.
С большим энтузиазмом юные лесничие относятся к просьбе главы посёлка очистить парковые зоны от мусора. Ребята регулярно проводят рейды по очистке лесопарковых зон посёлка и улиц. Стало чище. Ведь ни у кого из них не поднимется рука бросить мусор, который самим же и убирать. За время работы школьного лесничества ребята посадили около ста саженцев кустарников, деревьев. Тем самым облагородив часть школьной территории, и оставив добрую память о себе. Сам процесс посадки, а затем уход за саженцами внес изменения по отношению к природе. Ребята уже не срывают необдуманно, механически ветку от дерева или цветы, пожурят за это несведущего. Ведь они через личную свою практическую деятельность поняли, как же сложно вырастить дерево. У них появилось желание продолжить эту работу дальше. Ребята посадили семена сосны, кедра. Потом эти саженцы переселим в лесные деляны.
Ребята проводят просветительскую деятельность, распространяя тематические листовки «Не сори в лесном доме», «Покормите птиц зимой», «Не руби сосёнку» и др., выпускают газеты, плакаты.
Наши воспитанники участвуют в ежегодных областных, межрегиональных конкурсах- слётах школьных лесничеств. Ребята и педагоги делятся своим опытом, своими идеями по развитию лесничеств. Сотрудники департамента лесного комплекса и «Свободы» дают рекомендации. Все вместе обсуждаем перспективы и пути развития. Юные лесничие познают мир природы и себя в этом мире, переосмысляют своё отношение к миру природы. Дважды юные лесничие были в составе экспедиции на Алтай. Наши ребята представляют Тюменскую область в ежегодном региональном слёте городе Ханты - Мансийске.
Ребята создают исследовательские проекты, пишут стихи, рассказы. С каждым годом число участников школьного лесничества растёт. В начале нас было 15 человек, а теперь в это движение входит почти каждый школьник. Некоторые ребята думают связать свою будущую профессию с лесом. Родители поддерживают нас в начинаниях, видят только положительные стороны в занятости детей данным видом деятельности. Если раньше достижения школьников были в основном спортивные, то сейчас дети участвуют и побеждают в различных конкурсах по природоохранной тематике на разных уровнях. В результате деятельности школьного лесничества мы добились хороших результатов.
Несомненно, что знания, полученные на занятиях школьного лесничества, помогают ребятам и на уроках, при сдаче экзаменов по биологии и географии.
Приведу примеры. При решении компетентностных задач по математике, которые требуют пошагового решения, анализа и синтеза, дополнительных знаний окружающей действительности, умение организовать свою деятельность просто необходимо.
Математика 4 класс (авторы Т.Е. Димидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких).
1.Тема «Проект № 1. Модель машины времени». Обучающиеся создают свою модель машины по предложенному плану. У детей, которые занимались подобным видом деятельности на занятиях школьного лесничества уходит гораздо меньше времени на этот проект, они подходят более творчески, и практически не нуждаются в поддержке учителя.
2. Тема «Путешествие первое. Начало XVIII века, город Москва, Навигацкая школа» (с.49- 57). После исторической справки следует ряд задач, работа с планом местности. Опять же знания, полученные на занятиях школьного лесничества, помогают быстрее решить задачи. Дети непосредственно в полевых условиях уже давно умеют ориентироваться на местности, прокладывать свой маршрут, быстро передвигаться по предложенному маршруту с помощью компаса. По ходу движения они уже быстро умеют определять высоту, объём деревьев, подсчитывать количество подроста, определять кубатуру древесины на заданном участке.
3. Раздел «Дроби». На занятиях школьного лесничества дети учатся находить, какую часть составляет подрост, сухостой, взрослые деревья от всего количества деревьев на заданном участке. Конечно же, эти знания являются хорошей базой для изучения такой трудной темы, как «Дроби».
Окружающий мир 3 класс. Изучение природных экосистем. Опять же происходит перенос знаний из внеурочной деятельности на урок. Дети безошибочно определяют и называют обитателей экосистем леса, поля, луга, болота и точно знают, какую роль выполняет каждый из них в круговороте веществ.
А сколько опытов и исследовательских работ мы проводим на уроках и внеурочной деятельности при помощи мини – экспересс лаборатории (прибора для экологических исследований) «Пчёлка- У» . Это исследование почвы и овощей, выращенной на этой почве на наличие нитратов. Исследование воды рек нашего посёлка. И исследование проб воздуха. Созданы исследовательские проекты «Пищевые добавки», «Есть ли в яблоках вредные нитраты?» Конечно же, эти знания необходимы ученикам при изучении программного материала.
Ученики старшего школьного возраста отмечают, что при сдаче экзаменов по биологии, географии, математике, что некоторые знания, полученные на занятиях школьного лесничества, помогают решить то или иное задание. Можно бесконечно приводить примеры, насколько помогают знания, полученные на занятиях школьного лесничества на уроках. Вместе с детьми учусь и я. Прохожу курсы повышения квалификации (последние в г. Екатеринбурге «Организация и проведение практического мероприятия»).
Полученные знания передают своим ученикам. Периодически анализирую программный материал УМК «Школа 2100» и вношу что- то новое дополнительное в урок.