Методическая статья Формирование УУД через проектную деятельность на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе в условиях инклюзивного образования
Методическая статья
на тему:
Формирование УУД через проектную деятельность на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе в условиях инклюзивного образования.
Выполнила:
Протопопова Екатерина Афанасьевна
учитель русского языка и литературы
Якутск, 2014
Формирование УУД через проектную деятельность на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе в условиях инклюзивного образования.
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным стандартом.
Современное общество требует от системы образования, в том числе и коррекционного, воспитания такой личности, который должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде. Инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно – целевыми ориентирами.
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий». [1, с.3]
Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». [1, с.27]
В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока.
Как учителя, мы хотим видеть детей, заинтересованных в качественных результатах учёбы, вовлеченных в активный учебно – воспитательный процесс. В применении метода проектов на всех уроках и во внеурочной деятельности видим большие возможности для формирования всех УУД.
Метод проекта – это не просто набор приёмов и действий, подобранных педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения [1, с.50].
Цели проектного обучения:
Развивать у школьников:
- исследовательские умения;
- умение творчески подходить к способу подачи материала;
- командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать.
Научить:
- самостоятельному, критическому мышлению;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать выводы.
Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.
Задачи проектной деятельности.
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другим.
Типы проектов:
по характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой, прикладной);
по комплексности или предметно-содержательной области (монопроект/межпредметный);
по характеру контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, республиканские);
по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, коллективный);
по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Алгоритм проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.
Результаты проектной деятельности.
альманах,
сборник иллюстраций,
сборники собственных творческих работ,
стенгазета,
видео, -диа- или слайд – фильм,
комментарий к тексту художественного произведения,
публикация,
буклет,
презентация,
веб-сайт,
доклад,
альбом.
Работа над проектом состоит из нескольких этапов:
Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, поиск информации.
Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
Промежуточные обсуждения полученных данных.
Презентация (защита) проекта, оппонирование.
Коллективное обсуждение, выводы.
Очень важным этапом для слабослышащих детей является рефлексия.
- Что мы делали?
- Как мы делали?
- Каковы результаты?
- Каков мой личный вклад в решение проблемы.
Русский язык и литература как учебные предметы – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя – словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы.
Дети, обучающиеся в школе – интернате II вида, - дети с особыми образовательными потребностями. Нарушение слуха и отклонение в развитии словесной речи тормозят развитие всех познавательных процессов у слабослышащего ребёнка, накладывает отпечаток на развитие его социальных потребностей, ограничивает общение с окружающими. Страдают речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.
Немаловажное значение имеет коллективная деятельность. Ребёнку с нарушением слуха важно научиться общению и общаться.
Мы решили включить в проектную деятельность слабослышащих и слабовидящих детей. В результате интеграции создаётся среда, где дети с нарушенным слухом в результате взаимодействия со слышащими получают соответствующий опыт общения. При общении со слышащими сверстниками слабослышащие дети вынуждены стараться говорить разборчиво, так как у них возникает заинтересованность быть понятыми. Идёт работа над коммуникативными УУД. В качестве повода к общению детей между собой выступает совместная деятельность, одинаково актуальная для обеих сторон. Важную роль в регуляции взаимоотношений играют учителя, которые предупреждают возможные конфликты и ведут разъяснительную работу среди неслышащих и слышащих школьников, выступая как тактичные советчики. Умение выразить свои желания, вступать в диалог, адекватно воспринимать речь говорящих с ним людей поможет слабослышащему ребёнку войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нём.
Безусловно, для слабослышащих детей проект, как и любой вид творческой деятельности, очень сложен. Можно отметить, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное, индивидуальное развитие, нарушение основного анализатора – слуха) возникает множество трудностей. Среди них наиболее ярко выделяются следующие:
- недостаточное развитие аналитического мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;
- коммуникативные затруднения;
- эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.
Метод проектов в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
- он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;
- деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;
- на всех этапах учитель выступает как консультант и помощник.
Работа с применением метода проекта должна строиться по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы следует заложить следующие положения:
- постепенное увеличение объёма знаний и навыков;
- постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;
- от недолговременных однопредметных проектов к долговременным, от личных проектов к групповым.
Каждый проект реализуется поэтапно.
1 этап – погружение в проект. Обучающиеся на данном этапе обсуждают тему проекта, присваивают проблему, формулируют цели, задачи проекта, что получают возможность для формирования личностных действий. Развитию учебных и познавательных мотивов способствует создание проблемных ситуаций на данном этапе. Организацию проектной деятельности обеспечивают такие регулятивные действия, как умение определять границы знания и незнания, замечать проблему, определять цель.
2 этап – Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3 этап – осуществление деятельности по решению проблемы. В ходе индивидуальной или групповой самостоятельной работы обучающиеся получают возможность для формирования личностных действий (следовать в поведении моральным нормам и этическими требованиям, учитывать позиции партнёров); регулятивных (адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации проекта, следовать составленному плану действий); познавательных (осуществлять расширенный поиск информации, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательство и др.) и коммуникативные (находить компромиссное решение практической задачи в спорных обстоятельствах, сохранять доброжелательные отношения в ходе работы, принимать и понимать позицию другого и др.).
4 этап – оформление результатов. Обучающиеся оформляют проект, анализируют его, оценивают свою роль, выясняют причину успехов, неудач, анализируют достижение цели, что способствует формированию личностных действий, регулятивных умений (находить и исправлять ошибки, вносить необходимые дополнения и коррективы); познавательных (создавать знаковую модель в совместной деятельности) и коммуникативные (стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и др.).
5 этап - презентация результатов. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите. Обучающиеся получают возможность для формирования таких коммуникативных действий, как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
6 этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности обучающихся в ходе коллективного обсуждения и самоанализа. На данном этапе успешно формируются регулятивные действия (выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения), познавательные (рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов проектной деятельности).
Данная система работы по реализации творческих проектов на уроках и внеурочной деятельности создаёт возможности для формирования личностных (какое значение и какой смысл имеет для меня учение?), регулятивных (Что делать? Как? Зачем? Что изменится? Что уже усвоено и что нужно ещё усвоить?), познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий на различных этапах работы над проектом, как основы умения учиться.
Овладение комплексом таких действий очень важно для детей с нарушением слуха, зрения. Проектная деятельность учит детей изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. В ходе разработки проекта у таких учащихся развиваются коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и способен повысить самооценку и веру в свои силы. Проектная деятельность является одним из условий успешной социализации и адаптации слабослышащих и слабовидящих детей в современном мире, поскольку она способствует формированию ключевых компетенций (умений работать с научно-популярной, справочной литературой, с компьютерной и цифровой техникой, анализировать, обрабатывать информацию, обобщать, делать выводы.
В ходе проекта ведётся большая коррекционная работа. Для компенсации недостающей зрительной информации у детей с нарушением зрения необходимо развивать функциональные возможности сохранных анализаторов.
Работа на компьютере ведётся с соблюдением режима зрительной нагрузки для слабовидящих учащихся и не превышает 15 минут.
С 5 класса вводим мини – проекты, краткосрочные и недельные проекты. Обучаем детей ставить цели и задачи к упражнениям:
- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.
При изучении фольклора дети работали по группам над проектом «Русские и якутские пословицы», «Игры нашего двора». В подготовке проектов принимали участие родители. Из собранного материала составлены сборники.
На уроках литературы целесообразным считаем использование метода проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. Проектная деятельность возможна на уроках сопоставительного анализа и интерпретации текстов, при подготовке к сочинениям, фрагментации проектной деятельности вводятся на занятиях при изучении личности писателя.
Считаем, что в школьном преподавании русского языка, литературы в школе II вида наиболее приемлемы следующие виды проектной деятельности:
Ролевые, игровые проекты. Учащиеся самостоятельно выбирают такие роли, которые им наиболее интересны. Практической реализацией такого проекта может стать инсценировка эпизода любого произведения, лингвистической сказки, литературный праздник, урок – концерт.
Творческий проект. Защита презентаций, посвященных творчеству писателей и поэтов, театрализованные представления, видеофильмы.
Практико – ориентированный проект. Он направлен на социальные интересы участников проекта.
В старших классах интересны уроки, проводимые в форме коллективного исследования, заключительная часть которого – заочная экскурсия, результат – сочинение.
При изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» группой учащихся выполнена исследовательская работа «Характеристика героев с помощью интерьера». После завершения работы к защите проекта подготовили сборник иллюстраций к поэме. Далее творческая группа приступила к изучению темы «Русская усадьба в произведениях писателей XIX века».
Проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому необходим выход на внеклассную работу по предмету.
Развитие творческого потенциала детей способствуют проекты по созданию журналов, газет.
Учащиеся 5 «в» класса (3-4 вида) и 6 «а» класса (2 вида) работают над проектом по созданию классной газеты «Мы».
Данный проект проходит несколько этапов.
Этап первый - поисково – исследовательский. Учитель формулирует цели и задачи, идею проекта, руководит аналитической работой учащихся. Ученики обсуждают, как может выглядеть очередной номер газеты, посвящённый, например, началу учебного года, Дню учителя, матери, какие могут быть странички.
Распределяются обязанности: корреспонденты работают над интервью, авторы – над сочинениями, художники – над иллюстрациями к статьям. (Личностные, коммуникативные, регулятивные УУД).
Этап второй – технологический.
Участники проекта на этом этапе выполняют первичные наброски, готовят тексты. Учитель знакомит учеников с такими жанрами, как очерк, репортаж, путевые заметки, интервью, фельетон, а затем лучшие материалы в этих жанрах публикуются в газете. (Познавательные УУД).
Этап третий - практическая реализация проекта.
Ученики самостоятельно работают над оформлением газеты.
Этап четвёртый – внесение необходимых изменений. (Регулятивные УУД).
Этап пятый – заключительный.
Представление проекта одноклассникам, родителям.
Результатом подобной работы могут стать сборник рассказов о животных, птицах, цветах, иллюстрированный сборник собственных стихов учащихся, пусть слабых, ученических, но зато самостоятельно, старательно написанных.
Снег
Снег пушистый, белый, чистый
За окном легко ложится.
Снег на солнышке блестит
И к себе меня манит.
Будем с горки мы кататься,
Будем весело смеяться,
И не страшен нам мороз,
Хоть у нас и красный нос. (Слепцова Жанна)
Здравствуй, школа!
Мама мне рюкзак купила
И в мой шкафчик положила,
А я стала очень ждать,
Когда в школу мне шагать.
Вот и осень наступила,
Всё вокруг позолотила.
Листопадом закружила,
И я в школу заспешила.
Новенький рюкзак
У меня в руках,
Там лежат карандаши,
Ручки и тетради.
Здравствуй, моя школа!
Учиться я готова!
Ровно пятый раз
Встречаешь радостно ты нас! (Митрофанова Галя.)
Мой песик.
Третий год у нас живёт
Самый умный, добрый пёс.
Дом и дачу стережёт.
Службу верную несёт.
Дружит с нашим он котом
И виляет он хвостом,
Когда видит полосатого,
Пушистого, усатого.
Лапу нам он подаёт.
Никогда не предаёт.
С папой ходит на охоту,
Провожает меня в школу.
Подснежник.
Распускается подснежник,
Самый смелый из цветов,
Он весны весёлой вестник,
Счастья, радости предвестник.
Пробивается сквозь снег,
Шлёт он нам с тобой привет.
Солнцу улыбается,
В его лучах купается.(Юнчанова Сайыына)
Осень.
Осень золотая пришла,
Наступили холода.
Листья пожелтели,
Высохла трава.
Птицы улетают
В тёплые края,
Деревья окрасились
В разные цвета.(Павлова Сусанна)
В рамках проекта «В помощь учителю» учащиеся создают серию мультимедийных презентаций на самые разные темы, разрабатывают проекты по русскому языку: «Как писать сочинение», «Что такое фразеологизмы?», «Как оформлять деловые бумаги» и т.д., составляют кроссворды.
Очень интересными признаны проекты «Пушкин и Якутия», «Времена года в поэзии А.С.Пушкина и С.П.Данилова», интегрированные с такими предметами, как технология, изобразительное искусство, «Тайны имён в романе Достоевского «Преступление и наказание», «Доброта – в каждом из нас», «Слово о матери», «Богатыри Земли русской».
Работая над различными инсценировками, постановками, мы развиваем личностные качества и способности ребёнка (личностные УУД). Дети работают над ролью увлеченно, и мы все радуемся, когда видим, какой был проделан путь от первого прочтения роли до конечного продукта.
Недостатки зрительного восприятия компенсируются у слабовидящих детей хорошо развитым слуховым восприятием, они музыкальны, отзывчивы к различным видам музыкального искусства, у них выразительная речь.
Благоприятная атмосфера репетиций и премьер способствует формированию коммуникативных УУД.
Использование методов проектов показало свою эффективность. Наши учащиеся занимают первые и призовые места в республиканских научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах мультимедийных презентаций, сочинений, чтецов.
Применение методов проекта способствует повышению качества знаний учащихся, обогащению словарного запаса, совершенствованию речемыслительной деятельности.
Подводя итог, отмечаем, что в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты организация проектной деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно – нравственное воспитание.
Список литературы:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. _М.: Просвещение, 2008.
Куракина Н.Л., Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности. Волгоград, 2010 с.50.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Пособие для вузов. – М., 2005.
Проблемно – исследовательские технологии преподавания литературы. Мин-во образования РС(Я), ИПКРО. Якутск, 2003.
Сурдопедагогика / Под ред. профессора Е.Г.Речицкой. – М.: Владос, 2004 с.331.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2002
Интернет-ресурсы.
Рисунок 115