Статья «Возможности уроков русского языка для формирования ключевых компетенции у младших школьников»

Возможности уроков русского языка для формирования ключевых компетенций.
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социумам (учебные заведения, семья, производство) нужны не всезнайки, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенций» и «компетентности».
Введение этих понятий в педагогическую практику средней школы потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.
Определение выпускника, владеющего компетенциями, т.е. тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию с формирования знаний, умения и навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций.
Введение этого понятия в образование позволяет решать проблемы, типичные для школы, где ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Дети сами формулируют тему урока, опираясь на содержание учебника. Затем проводится актуализация знаний, путём постановки вопросов: «Где в жизни вы встречались с этим объектом, явлением, приёмом и т.п.? Как вы думаете, где в жизни вам пригодятся эти знания?» Учащиеся, отвечая на эти вопросы, нацеливаются на самостоятельную познавательную деятельность. Происходит добывание знаний из реальности и овладение приёмами учебно-познавательных проблем. Выводы по своим наблюдениям и исследованиям дети делают сами. В ходе такой работы на уроке у учащихся начальных классов происходит формирование ряда ключевых образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Те темы, которые дети затрудняются соотнести с реальной жизнью, мы преподносим проблемным методом. Учащимся ставится проблемный вопрос или задание, с выполнением которого они в начале урока не могут справиться. Происходит нацеливание детей на получение необходимых знаний из учебной литературы и затем, в результате работы на уроке, разрешение проблемной ситуации - применение полученных знаний для выполнения трудного задания. Знания, полученные детьми таким методом, способствуют формированию ключевых компетенций.
Вначале урока на этапе актуализации знаний было решено проводить такие виды работы, как запись предложения с комментированным управлением (по методике С.М. Лысенковой), либо запись предложения под диктовку учителя. При этом каждый ученик должен выделять встретившиеся орфограммы нужным цветом.
Работу по формированию лингвистической компетенции значительно облегчает оформление орфограмм разным цветом. Каждую орфограмму обозначаем (по договоренности) сигнальным огоньком определенного цвета. Безударная гласная, проверяемая ударением – красным сигнальным огоньком, парные звонкие и глухие согласные – синим, непроизносимые согласные – зеленым и т.д.

Этот приём развивает у школьников орфографическую зоркость. Обязательно для этого вида работы брать такие предложения, в которых встречаются слова с той орфограммой, которую детям предстоит изучать на сегодняшнем уроке. Это позволяет создать проблемную ситуацию и подтолкнуть детей к поиску путей её разрешения.
Знания, полученные детьми в ходе коллективного обсуждения, споров и поиска истинного ответа на поставленный проблемный вопрос, для детей оказываются наиболее ценными и действительно способствуют формированию учебно–познавательной компетенции.
Также дети учатся общению друг с другом, с учителем, приобретают умение вести диспуты, отстаивать своё мнение, доказывать правильность своего ответа. У них формируется коммуникативная компетенция.
Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает необходимо формировать у младших школьников информационную компетенцию. В учебно-методическом комплекте «Перспективная школа» представлена система словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.
Все эти приёмы эффективно действуют и развивают у детей младшего школьного возраста учебно–познавательную, ценностно–смысловую, информационную и коммуникативную компетенции.
В современной школе обучения правописанию, как известно, основывается на орфографических и пунктуационных правилах. Правило изучается, повторяется, демонстрируется при письме, например, дети обозначают условия выбора орфограммы, составляют графические схемы для объяснения пунктограмм и т. д. Однако при этом более чем знакомой является такая ситуация, когда школьник без запинки декламирует правило и тут же делает ошибку - именно на него. Ученик знает правило, но не узнает ситуации его применения. Основная трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила и процесс становления навыков, формируемых на основе этого правила, не совпадают по времени.
Анализируя свою работу относительно повышения орфографической грамотности, пришли к выводу, что для грамотного письма необходимо не заучивать правило, а к его формулированию надо приходить через осознание:
Опираясь на особенности психологических процессов у детей младшего школьного возраста (преобладание наглядно–образного мышления над абстрактным), мы отвели важнейшую роль в формировании компетенций принципу предметности. Были созданы схемы – таблицы с элементами моделирования. Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющий исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта. Между исследователем и объектом познания стоит модель. Эффективность этих схем – таблиц заключается в том, что признаки и связи были выделены самими детьми в их собственном действии.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ


ЗДРАВСТВУЙ - ЗДРАВИЕ


ЗВЁЗДНЫЙ - ЗВЕЗДА СОЛНЦЕ - СОЛНЫШКО




Орфограмму « Непроизносимые согласные» мы называем «Звук под шапкой – невидимкой» и наглядно на месте непроизносимого звука изображаем «шапку – невидимку». Детям становится и интересно, и вместе с тем понятно, что происходит со звуком при произношении слова. Чтобы звук «снял шапочку – невидимку», нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук ясно слышится.


Работа над орфограммой, с использованием опорных схем – таблиц с элементами моделирования, даёт возможность учителю наиболее доступным способом объяснить детям орфографическое правило и дифференцированно работать над ним. Дети с высоким уровнем развития легко запоминают научное название орфограммы и свободно оперируют им. Дети с низким уровнем развития с интересом запоминают сначала графическое изображение модели, а со временем постепенно начинают применять и научное название орфограммы. Все логические выводы детей, а также орфографические правила отражаются на опорных схемах, на которых есть точное указание тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметами, чтобы с одной стороны, «вычленить содержание будущего понятия», а с другой-изобразить это первичное содержание в виде знакомых моделей». Нами разработан набор опорных таблиц. Эти опоры мы с детьми называем «карточки – помощницы» и очень часто в изготовлении их учащиеся принимают активное участие. При помощи опорных таблиц легко организовать как работу над новым материалом, так и повторение изученного материала Опоры периодически необходимо вывешивать на доску, не советуем оставлять их на виду у детей долгое время, т. к. в результате привыкания они перестают обращать на наглядность внимание.


Таблица 1. Содержание работы по формированию у детей младшего школьного возраста компетенций на уроках русского языка

Компетенции


Темы и цели уроков,
объекты

Сущность заданий

Учебно – познавательная
Цель: привитие интереса к русскому языку.
Новый материал








Проблемный способ изложения новой темы: учитель создаёт такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребёнка.




Ценностно-смысловая
Цель: осмысленная организация собственной деятельности учащихся

«Обращение»

Напишите поздравительную открытку, письмо, записку другу или подруге.


«Правописание слога [цы] в корне и на конце слова»
Дождь смыл буквы на афише, попробуйте восстановить смытые буквы:
Ц_рк
Выступают:
ц_гане, птиц_, акробаты, ц_плёнок, певц_ и клоуны.


«Мягкий знак – обозначение женского рода имен существительных»
Вы - продавцы магазина. Напишите этикетки к игрушкам и книгам: мяч_, меч_, мыш_, обруч_, «Родная реч_».



Написание частицы не со словами, называющими действия
Вы директор школы, водитель автобуса, спасатель на лодочной станции, администратор театра – напишите правила поведения, состоящие из запретов.


Лингвистическая компетенция
(языковая)
Цель: сформировать у детей умение пользоваться средствами языка и речи для стилистически и лексически точного, орфографически
правильного и осознанного понимания речи в устной и письменной форме.
« Развитие речи»
« Учимся писать письма»
Развивать у детей устную и письменную речь












« Орфограммы»
Развивать
орфографическую
зоркость
Изучение понятий «заголовок текста»,
«абзац», «смысловая последовательность частей текста» на материале готовых текстов писем.
Корректирование, доработка незаконченного текста письма.
Написание письма родственнику, другу или подруге.
Изложение текстов- повествования и текстов- описания.
Написание творческих работ и сочинений.

Работа над орфограммой с использованием опорных схем.
Написание предложений с комментированным управлением.
Выделение орфограмм сигнальными огоньками определённого цвета.
Отработка навыков на дифференцированных заданиях (перфокарты)

Компетенции


Темы и цели уроков, объекты
Сущность заданий

Коммуникативная
Цель: совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывая своё мнение, вести диалог.
Все темы
Работа в парах и группах


Информационная
Цель: добывать нужную информацию, используя доступные источники
( справочники, учебники, словари, СМИ), передавать её.
Правописание слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением.










Найди объяснение значения слова в «Толковом словаре», а его написание проверь по «Орфографическому словарю»
Работа в рубрике
«Говори правильно»
Верное произношение слов найди в
«Орфоэпическом словаре»






















Тема урока. Написание частицы не со словами, называющими действия

Цели урока:
Научить учащихся писать частицу не раздельно со словами, называющими действия предметов.
Воспитывать культуру поведения в школе, общественном транспорте и других общественных местах.
Развивать учебно-познавательную, коммуникативную компетенции, логическое мышление.

Ход урока
1.Организационный момент.
-Откройте содержание учебника и прочитайте название темы сегодняшнего урока.
[Написание частицы не со словами, называющими действия]
-На какой странице учебника мы будем работать на уроке?
[На странице 63]
(Учитель записывает тему урока на доске, а дети в тетрадях)
2.Актуализация знаний
О чём вы подумали, когда услышали тему урока?
Что вы представили?
[Какой-либо запрет, отрицание, побуждение к бездействию]
А где в жизни вы встречались с запретами?
[В автобусах, маршрутных такси, в помещениях, где проводят культурные мероприятия, на берегу водоёма и др.]
Как вы считаете, нужно ли вам уметь писать не со словами, называющими действия?
[Да, нужно, потому, что каждый в жизни может оказаться в ситуации, когда это понадобится]
-Чему же каждый из вас должен научиться на уроке?
[Сегодня на уроке каждый должен научиться писать частицу не со словами, называющими действия]
3.Проблемная ситуация
А теперь представьте, что вы не очень строгий директор школы и вам нужно составить правила поведения в школе, состоящее только из запретов.


Запись на доске
Не очень ______ Не ______
Не слишком _____

-Как вы думаете, какую форму выберет не очень строгий директор первую или вторую?
[Конечно же первую]
-Запишите в тетрадь правила поведения, которые мог бы составить этот директор.
[Не очень шумите, не очень бегайте, не слишком кричите]
-Прочитайте, что у вас получилось.
-Как вы думаете, захотел бы кто-нибудь выполнять такие правила?
-А теперь вы – строгий директор.
Составите и запишите правила поведения в школе, состоящее из 3 запретов.,
-Как вы думаете, какая форма записи вам теперь подойдёт?
[Вторая]
Прочитайте, что у вас получилось.
[Не шумите, не кричите, не бегайте]
-Надо ли выполнять эти правила? Зачем?
Вывод:
-Как пишется частица не со словами, называющими действия? Слитно или раздельно?
[Частица не пишется со словами, называющими действия раздельно]
Работа по теме урока с материалами учебника
-Найдите в учебнике на странице 63 подсказку Летучей Мыши и сравните свой вывод с выводом в учебнике.
(Учащиеся читают правило написания частицы не со словами, называющими действия)

Частица не пишется раздельно со словами, называющими действия.
Например:
Не спешить, не делать, не рисовать.

-Прочитайте, что по этому поводу сказал Миша.
-Но почему усомнился Миша.
-А вы сможете ответить на вопрос Миши?
[Между частицей не и словом, называющим действие можно вставить другое слово (очень, слишком, просто)]
-Прочитайте, что об этом сказано в учебнике.
Дети читают подтверждение своим словам на стр. 63
Итак, кто же ещё раз скажет как пишется частица не со словами- названиями действий?
Дети ещё раз делают вывод.
5.Упражнения в написании частицы не со словами- названиями действий
-Найдите на странице 64 упражнение №67.
-Прочитайте задание к упражнению.
Прочитай отрывок из стихотворения.
Л_нивая ко[ш]кА
(Не) ловит мышей.
Л_нивый мальчи[ш]ка
(Не)моет ушей.
Л_нивая мы[ш]ка
(Не)выроет норку.
Л_нивый мальчи[ш]ка
(Не)любит уборку.
-Какое новое правило нужно знать, чтобы записать текст правильно?
Устно попробуй вставить между частицей не и каждым словом ,называющим действие, одно из этих слов: только, просто, очень.
-Запишем название вида работы в тетрадь.
Учитель на доске, а дети в тетрадях пишут: списывание с заданием
Дети по очереди комментируют пропущенные орфограммы, проговаривая правила написания и записывают стихотворение в тетради.
Вывод
-Как пишется частица не со словами, называющими действия?
6.Работа в тетрадях для самостоятельных работ
-А теперь выполним задание в ТПО самостоятельно.
Дети выполняют упражнение №46 на странице 33.
-Перед словами- названиями действий вставь частицу не. Найди обращения и выдели их с двух сторон запятыми.
Колыбельная
Баю-бай! Васик- бай!
Ты собачка ___ лай!
Ты бычок____ мычи!
Ты медведь ___ рычи!
И т.д.
-Давайте проверим, как вы выполнили самостоятельную работу.
Прочитайте и
скажите, как вы написали не со словами- названиями действий. А где и почему вы поставили запятую?
7.Итог урока
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
[Как пишется частица не со словами, называющими действия]
- Как надо писать частицу не со словами, называющими действия?
-Где в жизни вам пригодятся эти знания?
8.Рефлексия урока
Понравилось ли вам работать на уроке? Что вам больше всего понравилось? Кто считает, что приложил все усилия, чтобы понять тему урока? Что вам помешало? Что надо сделать, чтобы на следующем уроке у вас всё получилось?






















МОУ «Луховский лицей»





Урок русского языка
2 класс
УМК «Перспективная школа»


Тема. Написание частицы не со словами, называющими действия.




Подготовила и провела
учитель начальных классов
Бочкина М.Г.









2007-2008 уч.год








Парные согласные Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815