Педагогический проект «Мотивация учения школьников: диагностика и способы формирования»


Министерство образования и науки Самарской области
ПГСГА
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Мотивация учения школьников: диагностика и способы формирования»
по теме:
«Учебная мотивации у детей младшего школьного возраста и способы её формирования»
Выполнила : Пафнутьева Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ «Оц»
с.Александровка муниципального района
Кинель-Черкасский Самарской области
Самара 2014 г.

Содержание
Введение. Актуальность проблемы.
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации учебной деятельности.
Понятие и виды мотивации
1.2. Типы отношений школьника к учению
Уровни учебной мотивации
Глава 2. Учебная мотивация у детей младшего школьного возраста и способы её формирования
2.1. Особенности мотивации младшего школьника
2.2. Основные источники формирования положительных познавательных мотивов деятельности
2.3. Приёмы и методы стимулирования познавательной мотивации
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность проблемы
«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников метапредметных УУД.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому передо мной стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Мотивация…Мотив… Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивы являются условием успешности усвоения и степени осознанности всего процесса обучения. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны ему, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
На сегодняшний день учебная деятельность для большинства школьников имеет вынужденный характер: нужно учиться, чтобы не быть безграмотным, сдать ЕГЭ, поступить в институт, получить хороший аттестат, приобрести профессию и т.д.
Моя задача заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы - социальные и духовные, т.е. воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезным обществу, воспитывать у них познавательный интерес к предмету.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний? На эти и другие вопросы я буду искать ответы в своей работе.
Цель работы: формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. изучить теоретические аспекты мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.
2. определить возрастные особенности формирования мотивации учения младших школьников.
3. проанализировать факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации
Ожидаемые результаты: 
повышение мотивационной готовности школьников к обучению,
сформированность "внутренней позиции ученика",
возникновение эмоционально - положительного отношения к школе,
новый уровень самосознания.
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации учебной деятельности
1.1 Понятие и виды мотивации.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.
Д.Н. Узнадзе считает что мотивация - это «период, предшествующий волевому акту».
Большинство психологов сходятся в том, что мотивация это довольно общее и широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности, в том, что она побуждает поведение, направляет, организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Смысл деятельности человека, в том числе и учебной деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, не только в том, чтобы получить определенный результат, а смысл и в самой деятельности, в ее процессе, в том, чтобы проявить физическую и умственную активность. Процессуальная сторона мотивации имеет особое значение, когда речь идет о мотивации ребенка. Ведь мотив игры дошкольника лежит в самом ее процессе, а не в результате.
В учебной деятельности процессуальная сторона также занимает соответствующее место. Стремление преодолеть препятствия в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учения.
Результативная сторона мотивации выступает в двух видах. С одной стороны, она связана с постановкой далеких перспективных целей, с другой - с принятием ребенком целей и задач в самой учебной деятельности, в процессе урока.
А.Н. Леонтьев считает, что «мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности». А так же он выделяет две функции мотивов: функции побуждения и смыслообразования. «Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, (положительные или отрицательные) - порой остро эмоциональные, аффективные, лишенных смыслообразующие функции. Это мотивы стимулы».
Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.
Ребенок приходит в школу с широкими социальными мотивами. В первую очередь в его сознании выступают мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым, умным) и мотивы самоопределения (после школы работать, продолжать образование. Указанные мотивы — результат социальных влияний, рассуждений взрослых типа: «Будешь хорошо учиться в школе, сможешь стать шофером, летчиком, трактористом, поступишь в институт» и т. п. В первые дни пребывания в школе такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала учения.
Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов. Направленность на другого человека в ходе учения - о социальных мотивах.
И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни. Познавательные мотивы имеют следующие уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. В разных видах деятельности проявляются различные мотивы. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования и т.д.Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению.
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения. Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка. Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели учебной деятельности школьников.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета. 1.3 Типы отношений школьника к учению
Учитель должен помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.
По мнению А.К. Марковой и ее сотрудников существует три типа отношения школьника к учению:
1) отрицательное (бедность и узость мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату, не сформированы умения ставить цели; преодоление трудностей);
2) безразличное (или нейтральное) которое характеризуется теми же особенностями что и отрицательное отношение;
3) положительное (аморфное, нерасчлененное) наблюдаются неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса; понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем; положительное (познавательное) характеризуется переопределением и до определением задач учителя; постановка новых целей и возникновение на этой основе новых мотивов; положительное (личное) характеризуется со-подчинением мотивов и их иерархией; устойчивостью и неповторимостью мотивационной сферы; сбалансированностью и гармонией между отдельны-ми мотивами
1.4 Уровни учебной мотивации:
1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.) 4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.) 5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.) Учебную деятельность можно определить как специально организованную активность субъекта учения, направленную на усвоение содержания предмета.
Отличительной чертой учебной деятельности, в отличие от освоенной, является
а) ожидаемый продукт состоит в изменении не материального предмета, а самого человека, он приобретает новые знания, качества;
б) ученик не в состоянии самостоятельно регулировать свою деятельность, так как у него еще не сформированы соответствующие структуры. Следовательно, необходим учитель.
Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно. Учитель организовывает деятельность ученика по освоению предмета. Функции учителя: мотивация ученика, планирование, контроль и коррекция его деятельности.
В ситуации учения взаимодействуют два фактора: деятельность учения и личность ученика. Деятельность учения - это процесс организации учения, предмет освоения и учитель. Личность ученика - это ребенок с его запросами, интересами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения. Поэтому мотивация учения складывается из двух направлений работы: 1) "расконсервирование" мотивационного потенциала самого процесса учения, 2) раскрытие потенций личности.
1.5 Три кита учебной мотивации
Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах. Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
КИТ 1
Ощущение самостоятельности поиска:
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
— Почему ты ходишь в школу?
Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто, например, путем выбора задания, темы презентации и т.д.
КИТ 3
Ощущение компетентности:
«У меня это получается, я понял, я умею!»
Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.
Глава 2 Учебная мотивация у детей младшего школьного возраста и способы её формирования
2.1 Особенности мотивации младшего школьника
Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией. Эта широкая потребность образует так называемую субъективную готовность к школе. Наряду с этим существует и объективная готовность к школе — уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу.
Наблюдения показывают, что у современного ребенка семи лет уровень субъективной готовности к школе может несколько снижаться из-за рассказов других детей о трудностях в школе, а также из-за того, что стремление учиться в некоторой мере удовлетворяется в детском саду. Наряду с этим уровень объективной готовности повышается в связи с общим ростом культуры, использованием радио, телевидения. Уровень осведомленности современных семилеток значительно выше. Таким образом, у современного ребенка уровень субъективной готовности несколько понижается, а уровень объективной готовности повышается, что уже усложняет дело дальнейшего формирования мотивации к начальной школе.
Выделим теперь положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста.
В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребёнка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы.
Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера и непререкаемый авторитет учителя, и готовность выполнять, любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:
недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
неустойчивы, т. е. ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);
малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
слабо обобщены, т. е. охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;
содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (знания, причем с их фактической, иллюстративной стороны и лишь затем — закономерности), а не на способы учебной деятельности;
до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке оценивается, прежде всего, результат, а не стремление к преодолению трудностей, которое чревато неуспехом).
Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В последние годы психологические исследования показали, что уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам приобретения знаний. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг.
Уровни развития познавательной мотивации младших школьников.
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.
А.К. Маркова выделяет три уровня развития познавательной мотивации школьников:
широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний, который характерен для младшего школьника,
учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний, соответствующий подростковому возрасту,
и мотив самообразования, этот зрелый познавательный мотив должен проявляться в старшем школьном возрасте.
2.2 Основные источники формирования положительных познавательных мотивов деятельности:
Содержание учебного материала:
содержание каждого урока, каждой темы может быть мотивировано только при выполнении следующих условий:
учитывать характер потребностей учащихся;
быть доступным, но и достаточно сложным и трудным;
опираться на прошлые знания, нести новую информацию;
направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, овладение методами этого познания.
Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности.
Изучение каждого самостоятельного раздела или темы программы должно состоять из трех основных этапов, которые, исходя из их назначения, можно назвать так:
мотивационный;
операционально-познавательный;
рефлексивно-оценочный.
На мотивационном этапе ученики осознают, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны выполнить, чтобы успешно решить основную учебную задачу. Этот этап обычно состоит из нескольких учебных действий.
На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Такими приемами являются:
Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Она может быть создана разными способами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой (рассказом) учителя или учащихся о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
г) выполнение практической работы, которая завершается постановкой проблемного вопроса.
Формулировка основной учебной задачи, которая обычно производится как итог обсуждения проблемной ситуации.
Учебная задача показывает учащимся, на что они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Л.С. Выготский писал: «Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление». Поэтому, важное условие организации учебной деятельности - подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
После того, как основная учебная задача стала понятна учащимся, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Необходимо сообщить время, отпущенное на изучение темы, а также, что нужно знать и уметь для её изучения. Этим создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. А некоторые учащиеся могут дать самооценку своим возможностям по изучению темы, указать, какой материал они повторят и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.
На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают необходимыми учебными действиями. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит деятельностный метод обучения, который реализуется в развивающих образовательных программах. Суть его состоит с том, учащиеся сами открывают каждое новое знание, обучение ведется в «зоне ближайшего развития» каждого ученика. Основным содержанием такого этапа должно быть моделирование объектов и явлений, а также изучение построенных моделей. При этом деятельность учащихся приобретает творческий, исследовательский характер.
Изучение темы завершается рефлексивно-оценочным этапом. На этом этапе учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сравнивая результаты с поставленными учебными задачами. Подведение итогов изучения пройденного раздела нужно организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость познания нового, интересного. Так, полезно использовать задания типа: «Составьте вопросы или задания, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы». Для сильных учащихся такое задание: «Напишите основные вопросы, пройденные нами в данной теме, и рядом пометьте, как вы этот материал усвоили: хорошо, или не очень хорошо, или слабо усвоили». Для менее способных учащихся можно часть вопросов дать, а их задача отметить уровень усвоения материала.
Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.
Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не может отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело. При этом важно правильно организовать работу групп. С этой целью полезно выполнять ряд действий:
Определить участников групп, обязанности и права каждого члена.
Объяснить, зачем и почему они будут что-то делать все вместе и в отдельности.
Поставить конкретные цели, которые должны быть всем понятны и приняты ими.
Выявить предмет деятельности.
Продумать способ решения задачи: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы работы.
Определить правила совместной работы и меры воздействия за их нарушение.
Такая организация учебной деятельности на уроке не только создает благоприятные условия для усвоения знаний, но и формирует учебно-познавательные мотивы, которые оказывают большое влияние на формирование мотивации.
Отношение учителя с учащимися.
Еще один источник формирования мотивации лежит в отношениях учителя с учащимися. Основное направление деятельности учителя в данном случае заключается в создании атмосферы эмоционального комфорта в процессе учения, обеспечении доброжелательных отношений в коллективе, в проявлении по отношению к учащимся педагогического оптимизма, который заключается в том, что учитель ожидает от каждого ученика высоких результатов, возлагает на учащихся надежды и верит в их способности. Итак, путей формирования положительной мотивации учебной деятельности несколько. И для становления мотивации важно использовать не один путь, а все пути в определенной системе, потому что ни один из них не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. А в комплексе все пути достаточно эффективное средство формирования мотивации учения у школьников.
2.4 Приемы и методы стимулирования познавательной активности учащихся.
В своей деятельности учителю начальных классов нужно не только учитывать основные пути формирования мотивации учения, но и активно использовать различные приемы и методы стимулирования учащихся. Условно их можно разделить на четыре группы:
Эмоциональные
• поощрение;
• порицание;
• учебно-познавательные игры;
• стимулирующее оценивание;
• свободный выбор задания;
• создание ярких наглядно-образных представлений;
• удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные
• активизация познавательных интересов;
• создание проблемных ситуаций;
• опора на жизненный опыт обучающегося;
• выполнение творческих заданий;
• побуждение к поиску альтернативных решений;
• использование метода «мозгового штурма»;
• использование сравнений, опытов, парадоксов;
• экскурс в историю;
• использование обучающей интеграции между обучающимися.
Волевые
• предъявление учебных требований;
• информирование об обязательных результатах обучения;
• формирование ответственного отношения к учению;
• рефлексия поведения
• создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;
• прогнозирование будущей деятельности
Социальные
• развитие желания быть полезным обществу;
• сопереживание;
• создание ситуации взаимопомощи;
• поиск контактов и сотрудничества;
• взаимопроверка и рецензирование;
• заинтересованность результатами коллективной работы.
Для более успешного формирования мотивации необходимо вести наблюдения за развитием познавательных интересов у учащихся на уроках по нескольким критериям:
Сосредоточенность внимания, увлеченность процессом деятельности;
Стремление по собственному желанию принимать участие в обсуждении вопросов;
Стремление выяснить непонятное;
Активность в течение всего урока (поднятие руки, характер ответа);
Дополнения, исправления ответов товарищей;
Задавание вопросов учителям и товарищам;
Адекватность реакций на успех, на неудачу;
Улучшение успеваемости по предмету;
Результаты наблюдений необходимо фиксировать в дневниках, это позволит отслеживать их динамику и планировать дальнейшую работу.
Если у учащихся в начальный период обучения развивается интерес к самому содержанию учения, к способам добывания знаний, т.е. формируется учебно-познавательный мотив, то снижения мотивации учения к концу начальной школы можно избежать. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этого нового уровня мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.
Заключение
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.
Анализ психологической и педагогической литературы позволил выделить ряд условий, которые создают благоприятную почву для формирования мотивации учения. Это усвоение научных понятий, раскрытие условий их происхождения, формирование специфической учебной деятельности , создание противоречий между известным и неизвестным (Н. Г Морозова), использование системы поощрений и порицаний, показ значимости знаний и т. п.
Мотивация, как это видно, сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Поэтому формирование мотивации не может идти по частям (сначала сформируем понимание значимости знаний, затем долг и ответственность и т. д.). Только целостный подход может обеспечить успех формирования мотивации. Цель — именно то звено, через которое можно управлять процессом формирования мотивации, чтобы обеспечить такой подход.
Работа по теме показала что младший школимый возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учения. Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Пути воспитания мотивации учения у школьников должны быть в центре внимания педагогического коллектива школы и семьи.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.
2. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности. — Вопросы психологии, 1980, № 5, с. 47—59.
3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения:
Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990
4. Матюхина М. В. Вопросы формирования мотивации учения у младших школьников на уроке. — В сб.: Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников. Волгоград, 1980, с. 105—114.
5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
6. . Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2003.
7. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Под ред. М.П. Осиновой, Н.И. Качановской. - Минск, 2001.
8. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2006.
9. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа, 1999, № 10. С-23-43
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.,2000.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1999.

Приложение
Практические советы по использованию на уроках в начальной школе
Требования к современному уроку.
С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
          По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое. 
Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами предмета.
Стараться, когда это, возможно, интегрировать знания с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Какие  способы  повышения  работоспособности на  уроке необходимо использовать?
         Примерное содержание таких заданий:
- определите собственные цели занятия (его этапа);
- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;
- определите важность, значимость изучаемого материала;
- проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;
- сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);
- определите способ решения своей учебной задачи;
- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;
- определите свои затруднения во время занятия;
- представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.
Анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника
Н.Г. ЛускановойЦель: Изучение уровня учебной мотивации младшего школьника.
Ход исследования.
Данная анкета предъявлялась индивидуально каждому ребёнку. Вопросы анкеты зачитывались вслух, предлагались варианты ответов, а ребёнок называл те ответы, которые он выбирал. Мы выбрали этот вариант предъявления анкеты, т.к. дети в первом классе специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида ещё плохо читают.
Вопросы и варианты ответов анкеты
1 Тебе нравится в школе? нравится
не очень нравится
не нравится
2 Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? иду с радостью;
бывает по-разному;
чаще хочется остаться дома
3 Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома? пошёл бы в школу;
не знаю;
остался бы дома
4 Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? не нравится;
бывает по-разному;
нравится
5 Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? не хотел бы;
не знаю;
хотел бы
6 Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? не хотел бы;
не знаю;
хотел бы
7 Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? часто;
редко;
не рассказываю
8 Ты хотел бы, что б у тебя был другой, менее строгий учитель? мне нравится наш учитель;
точно не знаю;
хотел бы
9 У тебя в классе много друзей? много;
мало;
нет друзей
10 Тебе нравятся твои одноклассники? нравятся
не очень нравятся
не нравятся
Количественная оценка состояла в следующем:
Каждый первый ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивался в 3 балла.
Промежуточный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивался в 1 балл.
Каждый последний ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.
Баллы за каждый ответ суммировались. Максимальная оценка, которую мог набрать ребёнок 30 баллов. Чем выше балл, тем выше учебная мотивация.
Оценки в 2 балла отсутствовали, т.к. математический анализ показал, что при оценках в 0,1 и 3 балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Качественная оценка состояла в выделении 5 основных уровней учебной мотивации.
1) 25—30 баллов — высокий уровень учебной мотивации и учебной активности, сформировано отношение к себе как к школьнику. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2) 20—24 балла - средний уровень учебной мотивации, отношение к себе как к школьнику практически сформировано. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображает учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
3) 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно участвуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему они изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4) 10-14 баллов - низкая учебная мотивация, отношение к себе как к школьнику не сформировано. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
5) ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, 'следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.
Диагностика учебной мотивации школьников
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).
Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.
Инструкция к тесту
Проводится три серии испытаний.
Первая серия
Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.
Вторая серия
Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия
Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
Тестовый материал
Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
Хочу окончить школу и учиться дальше.
Хочу быть культурным и развитым человеком.
Хочу получать хорошие отметки.
Хочу получать одобрение учителей и родителей.
Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
Хочу быть лучшим учеником в классе.
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
Не хочу получать плохие отметки.
Люблю узнавать новое.
Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
Люблю думать, рассуждать на уроке.
Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
Люблю решать задачи разными способами.
Люблю все новое и необычное.
Хочу учиться только на «4» и «5».
Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ключ к тесту
Мотивы:
долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
благополучия: 5 - 6;
аффилиации: 7 -8;
престижа: 9 - 10;
избегания неудачи: 11 - 12;
учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
коммуникативные: 17 - 18;
творческой самореализации: 19 - 20;
достижения успеха: 21 - 22.
Обработка результатов теста
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
Сила воли
Инструкция. Прочти приведенные ниже вопросы и постарайся правдиво ответить на них. Ответ обозначь знаком «+» в соответствующей колонке.
№ п/п Вопросы Да    ИногдаНет
Например Ты любишь гулять по улице + 1 В состоянии ли ты завершить начатую работу, если она тебе не интересна? 2 Тебе легко преодолеть внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное? 3 Когда тебя ругают или ты ссоришься с друзьями, можешь ли ты быстро взять себя в руки и объективно разобраться в ситуации? 4 Если врач запрещает тебе есть то, что ты любишь, тебе трудно отказаться от этой пищи? 5 Если вечером ты решил встать раньше обычного, утром ты найдешь в себе силы выполнить это решение? 6 Если ты чего-нибудь сильно боишься (например, ходить к зубному врачу), можешь ли ты без особого труда преодолеть этот страх и сделать то, что надо? 7 Ты - "человек слова"? Держишь ли ты данное тобой обещание, даже если это требует немалых хлопот? 8 Выполняешь ли ты режим дня? 9 Ты вовремя отдаешь взятые тобой на время книги, пленки, диски? 10 Ты точно знаешь, что другого времени на приготовление уроков у тебя не будет; станешь ли делать их даже тогда, когда по телевизору идет очень интересная передача? 11 Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными тебе ни казались слова того, кто с тобой ссорится? 12 Выполняешь ли ты просьбы, даже если тебе очень не хочется? Обработка результатов.Теперь посчитай очки. Ответ «да» оценивается в 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков. Подсчитай сумму. Теперь прочти, о чем говорят твои результаты.Интерпретация0-8 очков. С силой воли у тебя дела обстоят неважно. Чаще всего ты просто ведешь себя так, как тебе хочется, как тебе нравится, даже если это может повредить тебе и другим людям. А это говорит не только о слабой воле, но и об эгоизме. У тебя часто бывают неприятности, и они связаны с тем, что ты относишься к своим обязанностям спустя рукава. Тебе надо подумать о своем характере. Может быть, в нем что-то надо изменить?9-16 очков. У тебя средняя сила воли. Ты можешь преодолеть себя, но часто этого не делаешь, потому что не хочется или просто лень. Из-за этого у тебя бывают неприятности и с учителями, и с родителями, и с друзьями. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй свою волю.17-24 очка. С силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться, ты не подведешь. Но иногда тебе может мешать твое стремление всегда настоять на своем, сделать именно так, как ты считаешь нужным, даже в тех случаях, когда это не очень важно. Такая позиция может раздражать окружающих тебя людей. Ведь у них тоже есть воля и желания. Так что сила воли — это хорошо, но нужны и такие качества, как доброта, внимание к людям, умение прислушиваться к ним и менять в случае необходимости свое мнение.