Социально-психологическая адаптация кадет в ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище»


Социально-психологическая адаптация кадет в ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище».Изменения духовных и материальных ценности затронули систему обучения и воспитания молодежи. В системе образования России требуются эффективные формы и методы обучения и воспитания. Стали возрождаться и пользоваться популярностью такие виды учебных заведений, как суворовские, нахимовские и кадетские корпуса, где детей обучают с пятого класса. У подростков появилось право выбора образовательных учреждений.
Целью любого современного детского образовательного учреждения, а особенно закрытого типа, является создание благоприятных условий для получения воспитанниками полного общего образования в соответствии с их склонностями и интересами. Согласно Е.П.Ермоловой, такие образовательные условия обеспечивают учащимся психологическое здоровье или определенный психоэкологический баланс – ощущение благополучия, психологической стабильности и уверенности в своих силах. Считаем что, критерием психического здоровья кадета является его познавательная мотивация, стремление улучшать качество основных видов деятельности.
Корпуса «кадет шляхетских» были учреждены императрицей Анной Иоанновной в 1731 году. Кадетский корпус имел двойное значение: готовить как будущих офицеров, так и гражданских специалистов - чиновников, дипломатов, судей и т.п.
В настоящее время кадетские училища действуют в соответствии с распоряжением Президента РФ от 9 сентября 1997 года. Их открывают по всей России для повышения уровня образования детей.
Кадетские училища ставят перед собой главную задачу: воспитать у кадета чувства патриотизма, готовности к защите Отечества. Также в них обеспечивают интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развития кадет. Кадеты получают первичные знания и навыки военного дела. Формируют развитие у кадет чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, развивают высокие морально-психологические качества. Особое внимание уделяется физической подготовки.
В кадетских училищах обучаются дети-сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей; дети военнослужащих проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного ими при исполнении обязанностей военной службы; дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
 Дети, разного социального уровня попадая в такое учебное заведение, живущее по воинским уставам, сталкиваются с условиями повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, рядом разнообразных проблем в период адаптации. Они оказываются в непривычных для себя социальных условиях: обучение в закрытом образовательном учреждении, жизнь в новом коллективе, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь по воинскому уставу - это новый этап в жизни мальчиков.
Известно, что повышенная личностная и школьная тревожность является одним из симптомов нарушения психологического здоровья. Следствиями психологического нездоровья выступают снижение внимания и памяти, защитная агрессивность, обуславливающая повышенную двигательную активность и склонность к нарушению дисциплины. Наблюдается сильная зависимость между нарушениями психологического здоровья и снижением успеваемости, снижением качества продуктивной деятельности. Отставание в успеваемости и недисциплинированность чаще всего являются выражением бессознательных конфликтов или проявлением невротических образований.
Новые условия жизни требуют изменения стереотипа мышления и поведения подростков. Чем быстрее подросток переосмыслит для себя действительность, преодолеет свои личностные конфликты, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро адаптироваться и включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем, которые образовались у ребенка еще до поступления в кадетское училище.
Адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций.
Не все подростки готовы к обучению и воспитанию в кадетских училищах. С одной стороны, кадетское училище должно давать образование повышенного уровня, воспитывать будущую элиту российского общества, с другой - протягивать руку помощи детям, которые нуждаются в ней. В каждом классе встречаются социально-педагогически запущенные дети, с нарушениями в здоровье, немотивированные.
Становление личности ребенка происходит в общении. При благоприятных условиях кадет, входя в относительно стабильную общность, проходит в ней три фазы своего становления как личность.
Первая фаза – адаптация – предполагает усвоение действующих в данной общности ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности (делай как все). Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптационного периода, то у него, как правило, складываются такие качества, как конформность, зависимость, неуверенность, робость. Не находя поддержки ни у педагогов, ни у сверстников, ребенок может замкнуться в себе, постепенно у него может развиться комплекс неполноценности.
Вторая фаза – индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между стремлением кадета к максимальной персонализации и необходимостью быть таким, как все. Если кадет, предъявляя референтной для него группе свои личностные качества, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. Это как раз те дети, которые разговаривают, грубят учителям и воспитателям, ведут себя вызывающе на уроках и которых так не любят педагоги.
Третья фаза – интеграция – определяется противоречием между стремлением кадета быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в коллективе и потребностью коллектива принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют его развитию и тем самым развитию кадета как личности. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция, и, как следствие, происходит либо изоляция личности, когда кадет становится отверженным в классе, либо её вытеснение из общности, когда ребенок прекращает ходить на занятия, либо деградация личности с возвратом на более ранние стадии её развития.
Одной из важных задач психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса является деятельность по успешной адаптации подростков к жизни и учебе в училище. Работа воспитателей и всего педагогического состава училища нацелена на помощь в быстрой адаптации, приспособления к психологическому климату, традициям и нормам коллектива, к системе социальных ролей, вытекающих из структуры взаимоотношений. Эффективность процесса адаптации определяет успешность освоения кадетом новой деятельности.
На первом году обучения в кадетском училище у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Для многих кадет тяжело дается привыкание к особенностям жизнедеятельности кадет:
регламентация распорядка дня;
преобладание групповых видов деятельности;
подчинение и субординация;
совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования.
Перед кадетами стоят задачи:
1. Принять нормы, правила и традиции кадетского училища.
2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.
3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.
4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями.
5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.
Адаптация кадет - это сложный процесс. Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс взаимодействия кадета и окружения. В училище воспитатель становится наравне с родителями референтным лицом, взаимоотношения с которым и определяют развитие личности кадета. Взаимоотношения воспитателей с ребенком, общение с ним на переменах, во внеурочных мероприятиях являются важной характеристикой воспитательного процесса. Поэтому, каким будет воспитательный процесс – прогрессивным, направленным на сохранение и укрепление психологического здоровья, или регрессивным, направленным на разрушение здоровья, зависит от коллектива.
Очень важным в становлении личности воспитанника является ситуативное воспитание, направленное на оказание помощи ребенку в развитии его потребностей и способностей, повышение его уверенности в себе.
Мы считаем, что обеспечение психологической безопасности кадета в образовательной среде возможно лишь при условии, если, выстраивая педагогическое общение, воспитатель:
Обладает способностью строить взаимоотношения с ребенком на равных. Равенство предполагает признание воспитателем права ребенка на индивидуальность и уважение его человеческого достоинства (независимо от способностей ребенка к обучению и его личностных качеств). В равноправных отношениях ребенок рассматривается как личность, которую уважают и с которой считаются. Личность, с которой требуют, как с любого взрослого члена общества, не игрового, а серьезного выполнения её обязанностей и доверяют выполнять эти обязанности самостоятельно. Воспитатель не контролирует ребенка, а находится рядом с ним для охраны его психического и физического здоровья и уважает продуктивность его деятельности;
Умеет развивать потребности воспитанников. Развитие потребностей ребенка невозможно без создания условий для его волеизъявления. Предоставляет ребенку возможность попробовать себя в как можно более разнообразных видах деятельности, в разнообразных ситуациях, предоставляет ему возможность выбрать, что для него более значимо, и умеет уважать его выбор.
Опирается на положительное в ребенке и умеет создавать ситуации, стимулирующие активизацию этого положительного.
Не выделяет в классе «любимчиков» и не ставит их в пример другим кадетам.
Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета.
В заключение приведём «золотые правила», соблюдение которых обеспечивает психологический комфорт всем кадетам нашего училища:
Уважай детей!
Не навреди! Ищи в детях хорошее.
Замечай и отмечай малейший успех воспитанника. От постоянных неудач дети озлобляются.
Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.
Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
Создавай ситуацию успеха.
Не кричи, не оскорбляй кадета ни при каких обстоятельствах.
Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.
Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
Оценивай поступок, а не личность.
Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем несмотря на его оплошность.
Итак, учитывая, что кадетские училища имеют свою специфику и сильно отличаются от школы жесткой дисциплиной, интернатским режимом, серьезными специфическими нагрузками, близкими к армейским порядкам, перед ними стоит единственную цель - вырастить ребят не только физически крепкими, познавшими секреты военного мастерства, но и духовно богатыми, культурными людьми. Если все задачи будут выполнены, то наши кадеты - выпускники будут физически и интеллектуально развитыми, психологически устойчивыми, социально защищенными людьми.
авторы: Филатова Галина Валерьевна, воспитатель ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище»;
Гусева Наталья Николаевна, воспитатель ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище».