Презентация Работа психолога с родителями в школе. Психолого-педагогическое сопровождение.


Работа психолога с родителями в школе. Психолого-педагогическое сопровождение Презентацию подготовила педагог-психолог Шайхиева Р.Г. МБОУ СОШ №1 с.Верхние Татышлы муниципальный район Татышлинский районРеспублики Башкортостан АктуальностьПроблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как "связь с родителями", "работа с родителями", из ценностно-нейтральной формулировки "семья и школа". Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями. Цель создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенкарасширение знаний родителей о возрастных особенностях своих детей Направления работыПросветительскаяПрофилактическаяДиагностическаяКонсультативная Просветительская работа Выступление на классных и общешкольных родительских собраниях.Семинары-практикумыЗанятия с элементами тренинга с участием родителей и детейЛекторий Информационный стенд для родителей Формы участия психолога в родительском собрании1. Выступление-презентация. Непродолжительное выступление информационного характера.2. Выступление-исследование. Получение какой-либо информации от родителей путем анкетирования, беседы.3. Тематическое выступление, содержащее психологическую информации прикладного характера по актуальной для родителей теме.4. Тематическое родительское собрание. Психолог может являться организатором его или действующим лицом вместе с педагогами. Тематика родительских собраний1.«Ваш ребенок – первоклассник» , «Трудности адаптации первоклассников к школьному обучению» 1 класс2. «Помощь родителей в обучении» 2 класс3. «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка»; 3 класс4. «Готовность к переходу в среднее звено» 4 класс5. «Ваш ребенок – пятиклассник» 5 класс6. «Первые проблемы подросткового возраста»; «Самоуважение и успехи подростка»; 6 класс7. «Ваш ребёнок – подросток», «Акцентуации подросткового возраста и учебная мотивация», 7 класс8. «Подростки- акцентуанты и неформальные группы»; «Половое воспитание девочек». 8 класс9. «Склонности и интересы подростков в выборе профессии» 8-9 класс10. «Профессиональное самоопределение подростков» 9 класс11. Психологические особенности детей юношеского возраста.10 класс12. ЕГЭ: трудности и стратегии поддержки старшеклассников. 11 класс  Выступления на родительских собраниях Собрания совместно с детьми и родителями КонсультированиеИндивидуальное консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания детей.Работа психолога с семьей требует понимания системной динамики семьи (как семья реагирует при появлении у ребенка симптома) и оценки индивидуальных реакций (какие проблемы встают перед каждым членом семьи и ребенком). В начале разговора с родителями имеет смысл спросить, что в семье и во взаимоотношениях идет хорошо. Это задает положительный настрой и позволяет всем расслабиться, узнать, что в семье есть хорошего и крепкого и на что можно опереться. Как побороть застенчивость у ребенка?Как говорить с подростком?Ребёнок и компьютерПочему подростки не хотят учиться?Отцы и подрастающие дети: проблемы взаимоотношенийНедоброжелательный ребенок Конфликты между родителями и детьми Тревожность у детейАгрессивный ребенок и др.Тематика бесед, консультаций Профилактическая работаРазработка тематики профилактических бесед для выступления на родительских собранияхИндивидуальная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуацииПрофилактическая работа с семьями, состоящими на внутришкольном учетеПосещение семей обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью изучения психолого-педагогического климата и оказания посильной помощи. Диагностическая работаАнкеты и тесты, направленные на выявление отношения родителей к ребенку, к школе, межличностное взаимодействие в семье1. Стили и методы воспитания ребенка в семье2. Метод неоконченных предложений3. Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения4. Экспресс диагностика родительской компетенции5. Тест –опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга, В.В.Столин) и др. Правила использования диагностических методикРаботая с диагностическими методиками, необходимо придерживаться определенных правил. Правило первое: любые результаты исследования должны использоваться не во вред, а во благо семье и ребенку. Правило второе: по результатам диагностики должна проводиться систематическая коррекционная работа. Правило третье: необходимость диагностики обязательно разъясняется учащимся и их родителям. ЗаключениеВ настоящее время существует множество разнообразных форм работы психолога с родителями и у родителей есть выбор. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среде, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Использованная литература1. Чибисова М. Ю. "Психолог на родительском собрании", М. , Генезис, 2004.2. Овчарова Р. В. "Технологии практического психолога образования", М. , Сфера 2001.3. Батурина О.С. , Беляева О.А., Бронников С.А. «Психодиагностика семейных отношений», Уфа. ИРО РБ, 2010.4. http://www.psiholognew.com/rodit02.html Спасибо за внимание