Теоретические аспекты контрольно-оценочной деятельности
Контрольно-оценочная деятельность на уроках информатики в условиях введения ФГОС
Общество нуждается в образованных высоконравственных представителях, способных самостоятельно оценивать эффективность своих действий и принимать взвешенные решения.
В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возлагается на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, его собственная оценочная деятельность не формируется. Между тем, предоставляя ученику возможность самоанализа и тактично направляя его, учитель помогает формировать самооценку, объективно воспринимать внешнюю оценку.
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.
Оценка не должна носить обобщающего характера, необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии, понятные не только учителю, но и ученикам.
Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.
Как сделать так, чтобы оценки и отметки стали методом воспитания, стимулом развития мышления, повышения активности и успеваемости учащихся на уроке?
Основная педагогическая идея состоит в переводе ученика из пассивного объекта в субъекта обучения через формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Что же такое контрольно-оценочная деятельность (КОД)?
Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.
Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями. Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.
В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. И тогда сразу встают основные вопросы: Что оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? И ни в коем случае нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка».
Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации, шкала отметок жёстко устанавливает уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. По сути, отметка формальна.
Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика. Оценка эмоциональна.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратное, учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их, а то и не комментируют вовсе.
Т.о. введение федерального государственного образовательного стандарта требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Самым сложным является комплексный подход, так как традиционно предметом проверки были только предметные результаты, поэтому сейчас важнее всего определить критерии, процедуры и формы представления по метапредметным результатам. При этом важно органично вписать систему оценки метапредметных результатов в существующую систему оценки предметных результатов, модернизируя прежние подходы.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия.
Наряду с контролирующей функцией контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции.
Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик – учитель и внутренней: ученик – ученик), а также учет результатов контроля.
Обучающая функция контроля необходима для формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.
Управляющая функция контроля - управление обучением.
Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности учащегося, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности и трудолюбия.
Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества и мотива познавательной деятельности.
Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы:
Постановка цели
Выработка критериев
Организация учебной деятельности
Оценка
Отметка
При постановке цели, прежде всего, необходимо подумать, зачем я этому учу? Что мои ученики уже знают по этой теме? Куда направляемся и чего хотим достигнуть? Очень важно, чтобы цель для ученика была немногословной и понятной.
Когда цель понятна ученику, он легко определяет границы своего знания и незнания, учится сам ставить познавательные задачи. Он мотивирован на получение необходимой информации и способен самостоятельно выстраивать собственную траекторию учения.
Одной из особенностей современного урока является организация самостоятельной деятельности учащихся. Но это не значит, что учитель готовит серию заданий, а ученик их выполняет и получает отметку.
С введением нового образовательного стандарта, содержащего требования к результатам обучения, вводится и критериально-ориентированный подход к оценке достижений требований стандарта. Критерии оценивания разрабатываются учителем совместно с учащимися. Критерии помогают успешно выполнять задания, так как учащийся знает, что конкретно будет оцениваться.
В процессе учебной деятельности ученик должен научиться наблюдать и анализировать как свою учебную деятельность, так и деятельность своих товарищей. Для этого следует практиковать самопроверки (например, сравнение с эталоном) и взаимопроверки. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.
ФГОС определяет новую модель контроля и оценивания, которую можно выразить в виде перечня правил, определяющих действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания.
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
В 3-е правило технологии оценивания можно внести корректировку: за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал.
4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи
5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме.
В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить его виды.
1. Предварительный. Используется для установления исходного уровня и его учета при введении нового материала.
2. Процессуальный, или текущий. Позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения материала учащимися.
3. Итоговый (в конце урока, темы или года). Дает возможность оценить результаты обучения.
Оценка результатов обучения традиционным способом осуществляется с применением различных методов контроля, таких как: устные, письменные, практические.
К методам устного оценивания относятся: опрос учащихся, контрольное чтение схемы, и др.
Основными методами письменного контроля являются диктанты, рефераты, письменные ответы на вопросы, решение различных задач и упражнений (с применением программированных средств), письменные задания творческого характера, решение заданий контрольно-измерительных материалов.
Методы практического оценивания результатов обучения преследуют задачи проверки умений, навыков, способов деятельности обучающихся и применения усвоенных ими знаний.
К таким методам относятся: решение экспериментальных задач по учебным предметам, постановка и проведение микроисследований, а также методы графического контроля, с помощью которых проверяется выполнение учащимися схем, графиков, диаграмм и т.п.
Для контроля знаний учащихся можно использовать и нестандартные формы и методы:
1.Устная контрольная работа
(Обучающимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.)Причем для устных ответов используются следующие критерии оценивания
Критерии оценивания устных ответов учащихся
Оценка ставится, если учащийся:
5
(высокий уровень) - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов
4
(достаточный уровень) - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов.
3
(средний уровень) - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
2
(начальный уровень) - не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов,
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
2.Летопись урока
Помогает учащимся оценить свою деятельность на уроке. Например, на уроке по теме «Ввод информации в память компьютера» учащиеся 5 класса работали на протяжении всего урока со следующей таблицей:
Летопись урока информатики ________________ (дата)
№ Учебные задания урока Количество баллов
1. Запись устройств ввода информации (за каждое правильно записанное устройство 1 балл)
2. Запись групп клавиш (за каждую правильную группу 1 балл).
3. Распределение клавиш по группам (за каждую правильно записанную клавишу 1 балл)
4. Составление названий клавиш (за каждое правильно составленное слово 1 балл)
5. Тест (за каждое задание теста, выполненное верно- 1 балл)
Всего баллов:
С обратной стороны листа оценивания:
Оцени свою работу на уроке:
1) 23-22 балла - отличный результат. Спасибо за работу!
2) 21-18 баллов – хорошие знания по теме. Подумай над, чем ещё надо поработать. Спасибо за работу!
3) 17-14 баллов – получилось не всё. Подумай, как исправить свои ошибки. Повтори параграф по теме. Выполни тренировочные упражнения из рабочей тетради.
4) Менее 14 баллов – не огорчайся. Отрицательный результат, тоже результат. Задумайся, с чем связаны твои ошибки, что ты можешь сделать, чтобы их исправить. Помни: «Терпенье и труд всё перетрут».
3.Прием «Корзина» идей
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
4.Прием составления таблицы «ЗУХ»
Одной из возможных форм контроля эффективности изучения теории является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию.
5.Прием “Пометки на полях”
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные определения, предложения, задания в рабочей тетради.
Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления.
Общепризнанные знаки:
«v» - если информация известна;
«+» - информация, которая услышана впервые;
«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;
«!» - сведения, которые вызвали интерес
«?» - то, что осталось непонятным.
Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
6.Создание «Таблицы успеха»
Цель приема: содействовать осмыслению обучающимися своей учебной деятельности, самооценки.
Главное: личный прирост знаний и умений (поменять «-» в первой строке таблицы на «+» в третьей строке)
7.Рефлексию деятельности на уроке можно организовать, используя опросник:
Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?
Или используя такие приемы как: «Заверши фразу», «Письмо самому себе», «Барометр настроения» и другие.
8.Составление тестов.
Суть – учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая выявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Данная методика позволяет:
- повысить качество выполнения домашнего задания;
- выявить уровень понимания материала учащимися и разобрать моменты, вызвавшие затруднения;
- развить критическое мышление;
- построить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.
Все эти методы и приемы осуществляют информирование учителем ученика о результатах оценивания, и наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе.
Причем очень важно, чтобы оценивание поддерживало учение, укрепляло мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не на неудачи; Поскольку традиционно при выставлении отметки допускаются следующие основные ошибки:
1)инерция отметок (выставление их по установившейся традиции, деление на слабых и сильных);
2)искусственный либерализм и жесткий авторитаризм (завышение и занижение отметок);
3)двойка как средство борьбы с недисциплинированностью.
Исходя из всего вышесказанного можно предложить следующиеРекомендации для учителя по оцениванию на уроке
1.Следует оценивать не только предметное знание (воспроизведение), но и метапредметные результаты (умение работать в группе, строить монологическое высказывание, самостоятельность, умение анализировать, сравнивать).
2.Оценка должна учитывать не только результат работы, но и процесс.
3.Необходимо предоставлять обучающимся задания на выбор по форме или разному уровню трудности. Критерии оценивания заданий разного уровня одинаковы как в процессе изучения нового материала, повторения ранее изученной темы, так и при выполнении практической работы или дополнительного задания на компьютере.
4.Критерии оценки выполнения задания должны быть известны обучающимся заранее. Например, они могут быть на основе критериев ГИА.
5.При осуществлении текущего оценивания должна преобладать самооценка и взаимооценка обучающихся на основе обоснованных критериев (задание, критерии оценки, балл, моя оценка, оценка учителя).
6.Важно сделать оценку «суммативной»: обучающийся по определенным критериям набирает себе баллы, которые превращаются потом в отметку. Важно складывать баллы, а не отнимать от «пятерки» баллы за сделанные ошибки.
Перевод критериальной оценки в отметку
95 % - 100% - «5»
75 % - 94% - «4»
50 % - 74 % - «3»
Менее 50 % - «2»
Рассмотрим пример
Тема урока: «Организация баз данных и системы управления базами данных».
В ходе урока должны быть реализованы следующие цели и задачи:
Создать условия для формирования:
умений работать с таблицами с помощью базы данных Access (создание таблицы, определение имен полей и их свойств, ввод данных в таблицы и их модификация, задание ключевых полей, определение связей между таблицами и их создание, создание форм и работа с ними);
собственной информационной деятельности и планирования ее результатов;
навыков применения средств информационных технологий в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
Содействовать формированию УУД
умения использовать имеющуюся информацию грамотно и целесообразно;
умения работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одноклассниками, учителем;
умения организовывать собственную деятельность, принимать решения и нести ответственность за себя.
Содействовать развитию:
информационной культуры, возможности анализировать и оценивать информацию с использованием ИКТ;
внимательного отношения к созданию баз данных и возможности их модернизации;
умения подчинять внимание выполненной работе, способности работать в коллективе;
умения систематизировать и обрабатывать имеющую информацию в соответствии с учебной направленностью.
Для оценки способов деятельности обучающихся по данной теме можно выделить 15 показателей.
Например, на первом уроке отслеживаются только 5 показателей:
умение определять типы и свойства полей;
создавать таблицы в режиме Конструктора;
определять ключевые поля;
организовывать связь между таблицами;
строить «Схему данных».
Каждый показатель оценивается по трем уровням:
1 — обучающийся не может решать поставленные задачи без помощи учителя (т. е. самостоятельно);
2 — обучающийся частично решает поставленные задачи (требуется помощь учителя);
3 — обучающийся самостоятельно решает поставленные задачи в полном объеме.
Как было сказано ранее, контроль проводится в несколько этапов:
I — контроль проводится на начальном этапе изучения темы: после изучения новой темы могут проводится опросы (устные и письменные), тестирование, выполнение практических работ, на которых мы можем проверить усвоение данной темы.
II — текущий контроль, то есть в дальнейшем при изучении новых тем в данном разделе баз данных нам приходится возвращаться ко всем показателям, которые можно проверить и при выполнении работ повторно отследить уровень усвоения того или иного показателя.III — рубежный контроль. Это итоговый контроль, когда изучение темы подходит к концу. При этом выдается итоговая контрольная работа, которая охватывает все показатели по данной теме.
В результате оценочный лист будет иметь следующий вид (еще один из приемов):
Оценочный листОрганизация баз данных и систем управления базами данных
Фамилия Показатель № 1
Умение определять типы и свойства полей Показатель № 2
Создавать таблицы в режиме Конструктора Показатель № 3
Определять ключевые поля Показатель № 4
Организовывать связь между таблицами Показатель № 5
Строить «Схему данных»
Уровень 1-3 Уровень 1-3 Уровень 1-3 Уровень 1-3 Уровень 1-3
I II III I II III I II III I II III I II III
Иванов 2 3 3 3 3 3 2 3 3 2 2 3 3 3 3
Петров 1 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2
Шкала перевода уровней в отметки
оценка «5» - количество баллов 36-45;
оценка «4» - количество баллов 28-35;
оценка «3» - количество баллов 20-27;
оценка «2» - количество баллов менее 20.
Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик
уверен в ее объективности;
воспринимает ее как полезную для себя;
знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов;
уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.
ПОМНИТЕ
Постоянное получение обучающимся одних и тех же положительных либо отрицательных отметок воспринимается с меньшими эмоциональными переживаниями, в результате утрачивается мотивирующее действие оценки.
Спасибо за внимание!
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. И для учителя, и для учеников оценивание должно быть необходимой и открытой процедурой: каждый должен знать, когда, что и по каким вопросам будет проверяться.