Выявление и развитие одаренности учащихся начальных классов
Выявление и развитие одаренности учащихся начальных классов
В современном обществе понятие одарённости детей вызывает всё больший интерес. Разрабатываются новые методы работы с одарёнными детьми, что означает, что таких детей становится больше. Какие же факторы влияют на рождение одарённых детей? Как выявить одарённых детей в обычном классе начальной школы? И как же с ними работать в дальнейшем?
Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению. Необычность умственных успехов детей становится очевидной с поступлением в школу, где в общих занятиях происходит сравнение детей друг с другом. Тогда отчётливо, иногда неожиданно ярко, обнаруживается, что некоторые из них в умственном отношении уже далеко впереди своих сверстников. Такие дети и называются одарёнными.
Одарённость может проявляться по-разному. Ребёнок может проявлять конкретные успехи, как в одном направлении, так и в нескольких. Каждый ребёнок к чему-то предрасположен, главное выявить данную одарённость.
Это и является важной задачей педагога.
Какими качествами должен обладать учитель, работающий с одарёнными детьми? Прежде всего, учитель должен:
быть доброжелательным и чутким;
разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста(в том числе и со своими собственными детьми);
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов и умений;
быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора;
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
иметь творческое мировоззрение;
обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний
Когда я прихожу в новый 1-ый класс, я ещё не знаю задатки своих учеников. И поэтому перед мной стоит сложная задача их выявить.
Для этого использую групповые формы обучения. Их можно подразделить на звеньевые, бригады, кооперативно-групповые и дифференцированно-групповые.
Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.
При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определённых заданий временных групп учащихся.
Кооперативно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объёмного задания.
Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.
Все формы обучения, при пристальном внимании к каждому ученику, дают возможность выявить одарённых детей .
При работе с одарёнными детьми, успешно реализуется технология проблемного обучения. Я стараюсь создать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой мои ученики поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Обязательным условием для развития из задатков способностей, является условие, при котором деятельность обеспечивается положительными эмоциями (радость от работы).
Учебная деятельность-это труд, который невозможен без мотива.
Организация мотивации на уроке включает 3 понятия:
«хочу» (внутренняя потребность),
«надо» (актуализация требований к ученику),
«могу» (установление круга возможностей).
В своей учебной работе я использую:
Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как
Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся.
Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания. Позволяет создать неизвестный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится
Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение.
Уроки русского языка предусматривают различные возможности для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью.
На уроках математики я веду работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами. Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Работая по УМК «Школа России», я не вижу сложности в подборе такого материала, особенно для уроков математики. Авторы курса предоставляют набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением. Ученику предоставлена возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. Для привития интереса к математике решаем задачи повышенной сложности, готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.
На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.
По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.
Работу по развитию детской одаренности продолжаю на индивидуальных занятиях с одаренными детьми по русскому языку и математике. В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать.
На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста.
Есть позиции общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаются не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.
В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.
Очень любят мои ученики игру «Радиотеатр», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно (в соответствии с программой): передать голосом чувства и настроение героев произведения.
Нравится моим ученикам инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.
Таким образом, ученики осваивают программный материал в интересной для них форме.
Считаю, что огромное значение имеют внеклассные мероприятия, способствующие развитию одарённости у детей. Так же будут актуальны классные театрализованные представления. Их можно даже сделать конкурсными с параллельными классами, но похвалить нужно всех и вручить мини-призы (объявить конкурс на самую лучшую сказку среди учащихся младших классов, призы – шоколадки, победителям - торт).
В результате класс постепенно превращается в коллектив ярких личностей.
В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс.
Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.
Список литературы
«Alma mater» // Одарённость: понятие, виды, метод идентификации. 2007.
· №7.
· С. 40 - 45
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2003. – 95с.
Большой психологический словарь / под редакцией Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.
· М.: Олма-пресс. 2003.
· 672 с.
Введение в общую психологию /под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., М.: «Астрель» , 2008.
· 352с.
Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320с.
Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М Слуцкого. – М.: Прогресс. 1991. – 376 с.
Основы педагогического мастерства / под ред. Якушева С.Д.
· М.: «Академия» 2008.
· 256 с.
Психология и педагогика / под ред. Кравченко А.И.
· М.: Инфра-М, 2008.
· 400 с.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.
· М.: издательский центр «Академия», 2002.
· 576с.
ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И Пидкасистого.
·М.: Педагогическое общество России, 2005. – 608с.
Рабочая концепция одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. – М., 2003.
· 95с.
Регуш А.Л. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2008.
· 208 с.
Сластёнин В.А. Педагогика.
· СПб: Владос, 2012.
· 568с.
Словарь по педагогике/ под редакцией Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю., Москва: ИКЦ «МарТ» 2005.
· 448 с.
Штерн В. Умственная одаренность.
· СПб.: Союз, 1997.
· 128с.
Интернет – ресурсы
20.Детский поисковик, всё для детей
· agakids.ru
21.Всё о детях и для детей, полезняшки для детей и родителей
· detiseti.ru
15