Конспект занятия по биологии на тему Знакомство с некоторыми отделами водорослей) (7 класс) или ДОП Водная экология (1 год обучения)
Знакомство с некоторыми отделами водорослей.
1 год обучения. 13 лет.
Методические материалы и оформление:
на доске: тема без последнего слова, кроссворд «Водоросли», таблицы «Синезеленые водоросли», «Диатомовые водоросли», «Зеленые водоросли», таблицы и карта замкнутого водоема.
На столах детей – 3 группы: определитель водорослей, 2 листа чистой бумаги А4, фломастеры, клей-карандаш, мозаика водорослей навикула, анабена, зигнема. микроскопы на каждого учащегося, пипетки глазные, предметные и покровные стекла, фильтры, проба воды из природного водоема, определитель водорослей, карточка видового разнообразия водорослей.
На столе педагога: тотемы – красная коробка с крышкой, сантиметровая лента зеленого цвета, бусы с шаровидными бусинками; условия успешной работы; текст характеристик водорослей; таблица с критериями оценки по балльной рейтинговой системе; кнопки, скотч, ножницы.
Цель занятия – познакомиться с краткой характеристикой основных отделов водорослей, используя ассоциативное мышление.
Этапы занятия:
Разбиться на группы.
Выполнить предложенные задания.
Провести обработку проб с помощью микроскопа.
Рассчитать численность.
Подвести итоги.
Ход занятия.
Подведение итогов блока «Практические занятия на водоеме»:
экскурсии на водоем – этикетки, выбор места отбора проб, правильность отбора проб;
работа с микроскопом и приготовление микропрепаратов;
работа с литературой – конспекты научных статей;
характеристика некоторых представителей растительности водоемов (ряска).
Кроссворд «Водоросли» для определения темы (Приложение 1). Дописать на доске. Объяснение термина «Альгология». Альгология – наука, изучающая водоросли.
Постановка целей и задач занятия для учащихся.
Подборка условий успешной работы группы. Прикрепление листа с условиями на доску:
Уважение.
Активность.
Краткость.
Фантазия.
4. Разбиение на группы:
а) построиться учащимся по порядку дат рождения;
б) разделиться по 4 человека на 3 группы;
в) вытянуть билет характеристикой какого-либо отдела водорослей для выбора тотема.
Каждая команда читает билет, по тексту выбирает предмет (коробка-диатомовые водоросли, сантиметровая лента – зеленые водоросли, бусы – сине-зелёные водоросли) (Приложение 2). (5 баллов). Открывает тотем или снимает со скрепки следующую часть характеристики отдела, читают и находят представителя на таблице «Водоросли» (10 баллов).
Все характеристики наклеиваются на чистый лист А4 клей-карандашом.
5. Задания.
А) Собрать мозаики представителей водорослей каждого отдела по группам (Приложение 2). Найти в определителе описание и зачитать (20 баллов).
Навикула – диатомовая.
Зигнема - зеленая.
Анабена – сине-зелёная.
Б) Зачитать текст «Цветение» каждого отдела для всех команд, по очереди определять какой команде принадлежит текст (Приложение 2).
Нарисовать на листе бумаги А4 цветение водоема данными водорослями, включая ассоциативное мышление и все предыдущие характеристики отдела, наклеенные на листе. Рисунок вывешивается на доске и оценивается коллективно (25 баллов).
Описать порядок действий практической работы и смысловой характер.
Обратиться к карте водоема, напомнить принцип выбора станций, охарактеризовать пробы, которые будут обработаны.
Приготовить микропрепарат по всем правилам (5 баллов).
Обработать пробу - определить видовой состав водорослей в капле воды. Заполнить карточку. (10 баллов).
Рассчитать численность водорослей в пробе и столбе воды по формулам:
(15 баллов).
Объяснить смысл необходимости расчета численности.
Подведение итогов по балльной системе (Приложение 3).
Список литературы.
1. Жизнь растений. Том 3. – М.: Просвещение,1975.
2. Константинов С. Общая гидробиология. - М.: Высш.шк.,1986.
Определитель водорослей.
Приложение 1.
Кроссворд «Водоросли».
Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать. (вода)
Как время года превратить в настольную игру – отброшу гласную одну, другую – подберу(лото).
Не драгоценный камень, а светится (лед).
Всего одной лишь буквы изменение – и лодочка бесследно уплывает. Вернее, превращается в растение, которое микробов убивает (чеснок).
Шуба нова, на подоле – дыра (прорубь).
По морю идет, идет, до берега дойдет – тут и пропадет(волна).
Сумей решить задачу эту. Одну лишь букву измени – и месяц превратишь в планету (Марс).
Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото).
Приложение 2.
Диатомовые водоросли
Клетка покрыта панцирем и похожа на коробку с крышкой. Имеет бурый или красный цвет.
Диатомовые водоросли – особая группа одноклеточных организмов, резко отличающихся от других водорослей, т.к. снаружи окружена твердой кремнеземовой оболочкой - панцирем.
Цветение. Вызывают бурое цветение вод в осенне-весенний период, т.к. являются холодолюбивыми водорослями.
Зеленые водоросли
Нитчатые представители этого отдела напоминают длинную ленту с делениями. Кроме того, имеются колониальные представители шаровидной формы.
Самый обширный отдел водорослей (18-20 тыс. видов). Чисто зеленый цвет слоевищ, вызванный преобладанием хлорофилла над другими пигментами.
Цветение. Активные санитары загрязненных и сточных вод. Развиваясь в массе, предают воде ярко зеленую окраску воды.
Сине-зеленые водоросли.
3. Клетки представителей этого отдела имеют более – менее шаровидную форму.
Доядерные организмы, газовые вакуоли в которых наполнены азотом, придающим им черный цвет.
Цветение. Во время цветения при 30 градусах могут покрыть плёнкой весь водоём.
Приложение 3.
Таблица. Оценка выполненных заданий по балльной системе.
N
Задание
Макс, балл
Диатомовые
Зеленые
Сине-зелёные
1.
Выбор тотема.
5
2.
Найти представителя отдела на таблице.
10
3.
Составить мозаику и описать по определителю.
20
4.
Выбор отдел по тексту «Цветение» и рисунок.
25
5.
Итог 1го часа.
60
6.
Заполнить карточку.
10
7.
Расчет численности.
15
8.
Поведение, внимание, активность.
10
9.
Итог 2го часа
35
Общий итог: 95
15