Проектная работа Дубовая роща — памятник природы
ЯРОШЕНКО ВАЛЕРИЯ РУСЛАНОВНА
Краснодарский край, Ленинградский район, ст. Ленинградская,
МБОУ СОШ № 2 Ленинградского района, 9 «А» класс
ДУБОВАЯ РОЩА – ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ
Научный руководитель: Шапошникова Светлана Владимировна, учитель биологии
МБОУ СОШ № 2
ДУБОВАЯ РОЩА – ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ
2015 учебный год
Ст. Ленинградская
1.Введение.
Ты, человек, любя, природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напрополую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую-
Нас много, а она одна.
Вадим Шефнер.
Охрана природы, грамотное, неразрушающее отношение к ней, умение разбираться в ее законах и правилах необходимы современному человеку. Необходимы - просто для того, чтобы выжить. Покорение природы дошло до того, что территории, которые «покорили» еще не до конца, нужно срочно брать под охрану. Такие территории есть, и это не только заповедники и национальные парки. Это и небольшие, местные памятники природы и заказники, где растут растения, плавают, летают и бегают животные, которым трудно приходится в других, незащищенных местах. К сожалению, даже в местах защищенных им не всегда живется хорошо.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ» (Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 26.12 2001г (с изменениями 22.09.2004г)).
Особо охраняемые природные территории (ООПТ, как их называют сокращенно), играют огромную роль в сохранении живой природы. Вместе с тем далеко не все из них по-настоящему охраняются. Это касается, прежде всего, памятников природы и заказников – ООПТ районного или областного значения, - которые обычно не имеют специального штата охраны. Охрана часто есть только на бумаге, а в природе… Да вы и сами знаете, что творится в природе. И мусор, и вытоптанные поляны, и срубленные деревья — далеко не самое страшное, что может случиться. Что же делать?
Обычные школьники, учителя, руководители и члены различных экологических организаций могут помочь расположенной по соседству охраняемой территории. Программа такой помощи называется «Усынови заказник». Название предложено американской исследовательницей живой природы Лорой Вильямс, которая начала организовывать это важное дело в школах Брянской области, расположенных близ границ заповедника «Брянский лес».
Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы» взял на себя реализацию эколого-образовательного проекта «Усынови заказник». Его цель: привлечение внимания людей к решению конкретных проблем охраняемых территорий, расположенных в местах их проживания, и объединение и координация усилий, предпринимаемых различными детскими коллективами по сохранению природных объектов. В программу «Усынови заказник» уже включились детские коллективы из 59 регионов Российской Федерации.
На территории Ленинградского района есть памятник природы – Дубовая роща.
В сентябре мы посетили ее и были поражены огромному количеству мусора и ее экологическому состоянию. Члены НОУ «Импульс» включились в программу «Усынови заказник».
Гипотеза: возможно можно сохранить памятник природы Дубовая роща включившись в программу «Усынови заказник».
Цель наших лесопатологических обследований ориентирована на сохранение памятника природы и повышение его экологической и эстетической ценности.
Задачами лесопатологического обследования является:
- создание команды единомышленников, заинтересованных в проведении исследований;
- привлечение внимания жителей к памятнику природы;
- проведение социологического опроса среди жителей станицы;
- оценка состояния памятника природы Дубовая роща;
- выявление и анализ причин деградации данного объекта;
- назначение мероприятий по благоустройству территории, её охране и использованию.
Объект исследования: памятник природы Ленинградского района – Дубовая роща.
II. Основная часть.
Методика проведения исследования: наблюдения за памятником природы «Дубовая роща».
Направления исследования: изучение растительности, лесопатологические исследования, определение антропогенного влияния, просветительская природоохранная деятельность среди отдыхающих и местных жителей, исследовательская деятельность.
Методы: архивные исследования; маршрутный; наблюдение; эксперимент; описание и анализ; первичная и статистическая обработка материала; пробные площадки.
В начале XX века на берегу реки Сосыка была заложена роща, получившая позже название «Дубовая». Каждый год, в летние время, кавалерийский полк, располагавшийся в ст. Уманской и в близлежащих станицах, выходил в лагеря (район Дубовой рощи, где сейчас размещается детский лагерь «Дружба» и учебное хозяйство агроколледжа) на боевую подготовку. Дубовая роща была создана в 1901 году (по опросу жителей – старожилов), в 3 км на восток от ст. Ленинградской (Уманской) по реке Сосыка, на землях совхоза «Ленинградский» (Приложение I Карта Ленинградского района). Памятник природы задумывался как: эстетически – оздоровительный и учебно – познавательный. Дуб отличный санитар леса. Эти вековые деревья стоят преградой на пути различных бактерий, выделяя летучие фитонциды. Ученые подсчитали, что 1 га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода. В летний зной зеленые насаждения снижают температуру воздуха на 7-10 градусов по C, увеличивают влажность воздуха до 1,5 км, деревья собирают пыль, очищают воздух от вредных газов, снижают уровень шума, служат местом отдыха жителей. Дубовая роща была взята под охрану Ленинградским райисполкомом в 1981 году. Преобладающая порода деревьев в роще – клен, субдоминант – акация белая (робиния ложнолистная). Роща дубов расположена на 72 га. С соблюдением всех условий пользования Дубовую рощу благоустраивали, поставили охранный знак. Живи, разрастайся. Чтобы способствовать этому, был даже составлен перечень мер, необходимым для сохранения государственного памятника природы. Текст, в оформленном на Дубовую рощу паспорте, целесообразно привести полностью:
Ежегодно производить обследование, санитарную чистку с помощью СПТУ№12, педучилища.
Удалять сухостой, выкашивать сорную растительность.
Оформить агитационные щиты, познавательные и предупреждающие знаки при въезде и внутри рощи.
Территория должна быть сохраненной в нетронутом виде.
Запрещается строительство, рубка, выпас скота, разжигание костров.
Определить место стоянок автотранспорта.
Уже по одному перечню необходимых мер можно судить, что за охрану и рациональное использование природного памятника в 52 га взялись всерьез и надолго. Помимо этого, решением исполнительного комитета Ленинградского районного совета народных депутатов Краснодарского края от 23 апреля 1985 года, было указано Президиуму районного совета Всероссийского общества охраны природы создать секцию охраны ландшафтных памятников природы (в числе их и Дубовая роща) из 5 человек. А землепользователям (в данном случае ПУЖКХ) на поддержание соответствующих режимов охраны памятников природы выделить средства, установить охранные, агитационные, информационные, предупредительные, познавательные знаки.
Дубовая роща являлась местом отдыха населения. Преобладающая порода деревьев в настоящее время – клен, акация. Высота деревьев 20-25 метров, толщина 35-50 см. Роща привлекала внимание своими необычными посадками, которые вызывали восхищение у людей, в настоящее же время роща претерпевает значительные изменения. В последние годы роща изменилась, выдерживает значительную антропогенную нагрузку и утратила свое первоначальное значение. Это и послужило основанием для нашего исследования.
В ходе лесопатологического обследования экологическим отрядом «Цикорий» НОУ «Импульс», выявлены факторы антропогенного влияния: неконтролируемое разведение костров, вытаптывание и формирование тропиночной сети, выбрасывание бытовых отходов, вырубка деревьев, шум, въезд в рощу на транспорте, загрязнение воздуха. За многолетнюю историю существования рощи не проводилось комплексная оценка его экологического состояния, данных на эту тему в литературе тоже нет.
Методика проведения работы.
1.Социологический опрос.
Экологическая культура общества, экологическое мышление – результат длительного воспитания. Именно поэтому природоохранное воспитание должно начинаться со школьного возраста или даже с дошкольного. Одной из перспективных форм экологического образования и воспитания детей и взрослых и является восстановление памятника природы Дубовая роща, с этой целью мы провели анкетирование среди жителей станицы. (Приложение II. Анкета)
2. Геоботанические исследования.
Геоботанические исследования проводили с октября по декабрь 2015 года.
Геоботанические описания выполняли по общепринятой схеме с описанием ярусов лесного фитоценоза. Наш объект – Дубовая роща - относится к лесам III категории. При характеристике количественного участия видов в фитоценозе пользуются балльной шкалой обилия видов Браун-Бланке. Данная глазомерная оценка обилия видов способствуют достаточно эффективному вскрытию эколого-ценотической роли каждого из них, его значимости в конкретном растительном сообществе. (см. Приложение III.)
Для определения категории состояния деревьев мы заложили пробные площадки №1 и 2, размером 10 на 10 метров каждая, определили виды деревьев, а также их количество на данной площадке и сделали соответствующие записи в таблицу 1 Приложение IV, а также определили количественное участие видов травяно-кустарничкового яруса. (Приложение IV, таблица 2).
Оценку экологического состояния деревьев дендрофлоры осуществляли по методике, описанной Е.Г.Куликовой с собственными модификациями. Шкала визуальной оценки состояния растений по внешним признакам составлена в соответствии с требованиями санитарных правил в лесах РФ. При оценке состояния деревьев учитываются состояние ствола и кроны деревьев, наличие болезней и вредителей.
Для определения состояния древостоя использовали шкалу оценки (Приложение V, таблица 3,4). Она основана на том, что каждому коэффициенту состояния древостоя соответствует определенная характеристика состояния деревьев.
Средний балл состояния для каждого вида деревьев вычисляли по формуле:
К= (В1+В2+В3 +В4 +В5 +В6 +В7 +В8 +:): N, где
К - коэффициент состояния одного вида дерева
В1+В2+В3: - сумма баллов отдельных деревьев данного вида
N - общее число учтенных деревьев данного вида
Затем, пользуясь данными таблиц 3 и 4 определили баллы состояния отдельных деревьев каждого вида. (Приложение VI, таблица 5).
Средний балл древостоя вычисляли по формуле
К= (К1+К2+: :): Р, где
К1, К2 и т д - коэффициенты состояния 1,2 и т.д. видов
Р - число видов деревьев.
3. Заключение.
По результатам социологического опроса выяснили, что памятник природы - Дубовую рощу необходимо сохранить и реабилитировать.
В анкетировании принимали участие жители станицы с семилетнего возраста и старше 60 лет. По итогам анкетирования, выяснили, что не все знают местоположение объекта и, что Дубовая роща – памятник природы, в основном те, кому за 40 лет (20 % - опрошенных). В настоящее время посещают этот объект только охотники, фермеры, пенсионеры. Все (100 % опрошенных) считают, что памятник необходимо сохранить и связывают ухудшение его состояния с утратой данного значения. Все (100 % опрошенных) считают, что в первую очередь необходимо сохранить сам объект и ее гордость – вековые дубы.
Многие (70%) готовы оказать помочь в восстановлении и сохранении памятника природы.
В результате геоботанического исследования определили, что древостой данного участка:
кленово-акациевая ассоциация. Дуб представлен единичными видами.
В ходе вычислений (определение среднего балла каждого вида деревьев) получили следующие результаты:
К1 (клен) = 1,8 К5 (ясень) =1,7 К1 (береза) = 2
К2 (дуб ) =2,5 К6 (вяз)=1,75
К3 (тополь) =2 К7 (липа)=2
К 4 (акация) =1,7 К 8 (осина)= 2
Средний балл древостоя К=2,6, что соответствует сильно ослабленному лесу.
На всей территории Дубовой рощи наблюдается ухудшения состояния территории рощи (потеря декоративности деревьев и кустарников) и большое количество механических травм, стволовая гниль, сухие сучья, усыхающие вершины, поражение листьев вредителями, дуплистость, а также интенсивное замусоривание территории (Приложение VII. Фоторепортаж).
Выводы и предложения:
На основе полученных данных можно сделать вывод, что Дубовая роща требует срочных и неотложных мер по ее защите. Члены кружка НОУ «Импульс» по итогам исследования предложили меры по спасению Дубовой рощи - памятника природы:
*Направить группу валантеров, членов кружка НОУ «Импульс», с материалами исследования и мерами по спасению Дубовой рощи - памятника природы в администрацию ст. Ленинградской.
*На основе методов комплексной экологической оценки среды предложить программу экологического мониторинга Дубовой рощи на муниципальном уровне. ( Приложение VIII).
*Группе волонтеров, НОУ «Импульс» провели беседы среди жителей района о мерах необходимых для сохранения государственного памятника природы.
*Пропагандировать систему неотложных мер по сохранению и улучшению экологии памятника природы Дубовая роща.
*Повторно разместить аншлаги с призывом охранять рощу
*Соблюдать меры, в оформленном на Дубовую рощу паспорте, необходимые для сохранения государственного памятника природы.
*Произвести обследование, санитарную чистку с помощью СПТУ№12, педучилища, учащихся района весной 2016 года.
*Продолжить проведение мониторинга рощи, что можно считать обязательным мероприятием по ее охране.
4. Список литературы
Борейко В. Н., Грищенко И. И. “Спутник юного защитника природы.” - Киев: Изд. Киев. экол. -культ. центра, 1996.
Губанов И.А., Новиков В.С. Тихомиров В.Н. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР. - М. «Просвещение» 1981.
Лесная энциклопедия. I, II том - М.: Советская энциклопедия, 1985.
Неронов В. В. Полевая практика по геоботанике в средней полосе Европейской России. - М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2002.
Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас – определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1991.
Самкова В.А.Экологический практикум. «Город, в котором я живу». Биология в школе. №5, Научно-методический журнал. - М. Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2002.
Тутаюк В.Х. Анатомия и морфология растений. - Москва. « Высшая школа» 2000.
Хотулева О.В. Колонцов А.В. « Экологическая оценка состояния деревьев в городе». Биология в школе №5, Научно-методический журнал. - М. Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2005.
Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. - М. «Высшая школа»1979
Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие / под
ред. Т.Я.Ашихминой. - М.: Агар, 2000, 386 с.
Приложение I.
Приложение II.
Анкета опроса жителей станицы Ленинградской о памятнике природы Дубовая роща.
Возраст: 7-10; 11-13; 14-16; 17-20; 21-25; 26-30; 31-40; 41-50; 51-60; более 60.
Социальное положение: школьник; студент; рабочий; госслужащий; служащий; пенсионер; домохозяйка, другое.
Сколько раз бывали здесь: не бывал; 1,2, 3, 3-5, 5-10; более 10 раз.
Продолжительность посещения: 1 ч; 2-3 ч; 4-5 ч; более 5 часов.
С какой целью посещаете это место: пеший отдых, спорт, знакомство с природой, фотосъемка, наблюдения в природе, прогулки, другие причины__________________
Изменилось ли это ваших глазах: стало лучше, стало хуже, не очень изменилось________________________________________________________________
С чем вы связываете ухудшение состояния памятника природы Дубовая роща: равнодушие со стороны местных властей, местных жителей, падение уровня интереса к объекту или вообще к окружающей среде, а также _________________________________
Как вы относитесь к сохранению этого объекта _____________________________________
Что нужно сохранить в первую очередь___________________________________________
Можете ли вы помочь в восстановлении и сохранении памятника природы: если да, то как _________________________________________________________________ если нет, то почему_____________________________________________________________
Есть ли у вас конкретные предложения по сохранению этого объекта:_______________________________________________________________________
Дата заполнения________________________________________________________________
Приложение III.
1. Характеристика количественного участия видов в фитоценозе.
(балльная шкала обилия видов Браун-Бланке)
r — вид встречается единично, его проективное покрытие менее 1%;
+ — проективное покрытие вида — 1—5%;
1 — проективное покрытие вида — 5—10%;
2 — проективное покрытие вида — 10—25%;
3 — проективное покрытие вида — 25—50%;
4 — проективное покрытие вида — 50—75%;
5 — проективное покрытие вида — более 75%.
Приложение IV.
Пробная площадь № 1
Ассоциация: кленово-акациевая
Древесный ярус. Сомкнутость крон: общая — 0,7—0,8.
1 подъярус — 0,2.
2 подъярус — 0,6—0,7.
Таблица 1.
Порода Подъярус Доля в составе подъяруса Возраст,
лет Средняя высота, м Средний диаметр, см Бонитет
Дуб I Ед. 180 30 100 III
Липа II 1 60—70 24 24 I
Клен II 4 60—70 23 24 I
Береза II Ед. 60—70 24 26 I
Осина II Ед. 60—70 23 24 I
Вяз II 2 60—70 22 20 I
Тополь II 2 60—70 22 30 I
Ясень II I 2 60—70 20 20 I
Акация II I 3 60—70 18 15 I
Пробная площадь № 2
Ассоциация: кленово-акациевая
Древесный ярус. Сомкнутость крон: общая — 0,7—0,8.
1 подъярус — 0,2.
2 подъярус — 0,6—0,7.
Таблица 1.
Порода Подъярус Доля в составе подъяруса Возраст,
лет Средняя высота, м Средний диаметр, см Бонитет
Дуб I Ед. 150 30 90 III
Липа II 2 60—70 22 24 I
Клен II 4 60—70 23 24 I
Осина II Ед. 60—70 22 24 I
Вяз II 2 60—70 22 20 I
Тополь II 2 60—70 22 25 I
Ясень II I 2 60—70 18 16 I
Акация II I 3 60—70 18 15 I
Приложение IV .
Травяно-кустарничковый ярус. Общее проективное покрытие — 50%.Таблица 2.
Названия видов Обилие Подъярус
Бор развесистый (Milium effusum) + 1—2
Борец высокий (Aconitum septentrionale) + 1
Будра плющевидная (Glechoma hederacea) + 3
Вороний глаз четырехлистный (Paris quadrifolia) + 3
Гравилат городской (Geum urbanum) + 2
Звездчатка жестколистная (Stellaria holostea) 1 2
Колокольчик крапиволистный (Campanula trachelium) r 1
К. широколистный (C. latifolia) r 1
Купена многоцветковая (Polygonatum multiflorum) + 1
Купырь лесной (Anthriscus sylvestris) 2 1
Лютик кашубский (Ranunculus cassubicus) 1 2
Майник двулистный (Maianthemum bifolium) + 3
Медуница неясная (Pulmonaria obscura) 1 2
Недотрога обыкновенная (Impatiens noli-tangere) 1 1
Подснежник кавказский (Galanthus caucasicus (Baker) Grossh2 3
Пролесник многолетний (Mercurialis perennis) 2 2
Pегнерия собачья (Roegneria canina) r 2
Скерда сибирская (Crepis sibirica) r 1
Сныть обыкновенная (Aegopodium podagraria) 3 2
Сочевичник весенний (Orobus vernus) + 2
Сочевичник весенний (Orobus vernus) + 2
Чистец лесной (Stachys sylvatica) r 1
Фиалка удивительная (Viola mirabilis) + 2
Ясменник душистый (Asperula odorata) 1—2 2
Приложение V.
Шкала оценки состояния древостоя. Таблица 3
К Балл состояния
древостоя Характеристика состояния
древостоя
К<1,5
К=1,6-2,5
К=2,6-3,5
К=3,6-4,5
К>4,6 1
2
3
4
5 здоровые деревья
ослабленные
сильно ослабленные
усыхающие
сухие
Шкала визуальной оценки деревьев по внешним признакам. Таблица 4
Баллы Категория состояния дерева Крона Листья или хвоя Почки и побеги Прирост Ствол
1 Здоровое Внешние признаки повреждения отсутствуют. Вегетативные органы растения соответствуют норме для данного вида и условий его произрастания
2 Ослаблен
ное Слабо ажурная, с усыханием отдельных ветвей Светло-зеленые с желтым оттенком; характерен ранний опад листьев Почки мелкие, недоразвитые или деформированные, есть и погибшие Часто укоро
ченно при избытке азо
та в воздухе может быть увеличенным Смолотечение и местное отмирание коры
3 Сильно ослаблен
ное Ажурная, изреженная, характерна суховершинность Светло-зеленые, хвоя матовая, с бурым оттенком, листья мелкие Погибает до 30—70% почек; побеги 2-го порядка не образуются Укорочен или полностью отсутствует Смолотечение сильное, значительное отмирание коры.
4 Усыха
ющее Сильно ажурная, усыхание ветвей по всей кроне Мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком; характерен ранний опад Сохранилось до 10—15% почек Отсутствует Заселение вредителями (наблюдается буровая мука). значительное отмирание коры.
5 Сухое Сухая Листьев нет, хвоя желтая или бурая, осыпается Почек нет, побеги сухие Отсутствует Кора опала, ее остатки заселены вредителями
Приложение VI.
.
Оценка состояния растительности на пробной площадке №1.Таблица 5
Вид растения Количество Состояние
Клен 16 1,1,1,1,1,1, 2,2,2,3,3,3,3,3,3,3.
Дуб 2 2,2.
Тополь 4 1,1,1,3.
Акация 5 1,1,1,3,2.
Ясень 3 1,2,2.
Вяз 4 1,1,1,2.
Липа 1 1.
Осина 1 1
Береза 1 1
Оценка состояния растительности на пробной площадке №2.
Вид растения Количество Состояние
Клен 10 1,1,1,1,1,1, 2,2,2,3.
Тополь 5 1,1,1,3,2.
Акация 7 1,1,1,3,2,2,2.
Ясень 4 1,2,2,2.
Дуб 1 1.
Вяз 4 1,1,1,2.
Липа 1 1.
Осина 1 1
Приложение VII.
Фоторепортаж
Приложение VIII
Программа экологического мониторинга памятника природы Дубовая роща.
Цели и задачи:
- организация постоянного экологического мониторинга объекта;
- своевременное выявление и устранение экологических нарушений;
- сохранение и улучшение природной среды памятника природы как культурной ценности Ленинградского района.
Сроки реализации: 2015 - 2017 годы.
Участники: члены НОУ «Импульс» МБОУ СОШ № 2.
Этапы мониторинга
Виды выполняемых работ
Методы и способы выполнения
Сроки выполнения
Ожидаемый результат
1.Подготовительный
Изучение методической и справочной литературы по вопросам мониторинга. Сбор предварительных данных о памятнике природы. Выбор методик исследований и оборудования.
Аналитический (выбор из литературных источников нужной информации для организации экомониторинга парка). Составление плана проведения исследований. Составление карты-схемы памятника природы Дубовая роща.
сентябрь – декабрь 2015 – 2016 гг.
Составление плана исследований и наблюдений.
2.Экспериментальный
Закладка опытных и контрольных ключевых участков.
Геоботанические исследования объекта. Сбор информации для экологической оценки природных сред на территории Дубовой рощи. Сбор информации для общей оценки антропогенного и рекреационного воздействия на памятник природы.
Наблюдение. Описание. Эксперимент.
Выбор участков Дубовой рощи с наибольшей и наименьшей антропогенной нагрузкой. Сборы проб. Описание антропогенных воздействий на Дубовую рощу.
сентябрь – декабрь 2015 г.- Периодичность 1 раз в год (2015 -2017 гг.)
Получение общего представления об особенностях территории Дубовой рощи, состоянии природной среды, выявление тенденций ее изменения. Формирование представления о формах и степени загрязнения объекта, об уровне рекреационной нагрузки.
3.Аналитический
Обработка собранных материалов
Аналитический (составление таблиц, математическая обработка результатов, построение диаграмм и т.д). Сравнительный анализ результатов мониторинга памятника природы по годам. Прослеживание динамики изменений в экологическом состоянии объекта за время исследования. Выявление причинно-следственных связей и закономерностей. Составление рекомендаций по улучшению объекта.
октябрь – декабрь каждого года.
Оформление приложений об экологическом состоянии Дубовой рощи.
4.Отчетный
Составление отчета о проведенном исследовании
Оформление полного отчета о геоботанических исследованиях, включив следующие разделы: актуальность темы исследования; цели и задачи исследования; экспериментально-аналитическая часть; выводы и предложения.
Сентябрь - декабрь 2015 - 2016 гг.
5.Информационный
Ознакомление с результатами мониторинга учащихся района, администрации и всех жителей района.
Выступление на конференциях, средствах массовой информации.
Выступление на научно-практической конференции.
2015 -2016 уч. г.
Повышение интереса населения, органов власти, служб к экологическим проблемах памятника природы Дубовая роща.
6.Практический
Личное участие в практической работе по сохранению природной среды Дубовой рощи.
Разработать меры по улучшению экологического состояния памятника природы.
2015 -2017 гг.