Презентация по истории искусства Искусство Японии (раздел Искусство стран востока)


ИСТОРИЯ ИСКУССТВА СТРАН ВОСТОКАИСКУССТВО ЯПОНИИ Япония — страна древнейшей культуры. Истоки ее искусства восходят к 8-му тыс. до н.э. Период феодализма (VI - VII вв. и затянувшемуся вплоть до середины XIX в.)Японское средневековое искусство сформировалось под сильным влиянием корейской и особенно китайской культуры. Японцы по-своему преломляли заимствованные идеи и создавали оригинальные произведения искусства, отличающиеся изысканной простотой. Не случайно чувство красоты у японцев выражено в четырех основных понятиях: утонченное изящество, пафос природы, изысканный вкус и элегантная простота.Религии: синтоизм и буддизм. Синтоизм («синто» по-японски означает «путь богов») - исключительно японская религия, возникшая из культа божеств природы и предков. Архитектура и сады Средневековая японская архитектура была в основном деревянной. Возводились разнообразные жилые постройки, дворцы, синтоистские и буддийские храмы.Характерным свойством японского зодчества можно считать связь здания с окружающим ландшафтом - водной поверхностью, растительностью, рельефом. Памятник японской архитектуры - это не одно изолированно проектируемое здание, а комплекс зданий, аллей, садов, образующих единый парковый ансамбль. В садах обязательно присутствуют пруды и скалы, иногда специально сооружаемые. Синтоистский храм Ицукусима на острове МиядзимаБуддийские постройки составляли ансамбли, включающие главный (Золотой) храм, храм для проповеди, колокольню, ворота, библиотеку, сокровищницу и пагоды. Ворота синтоистского храма Ицукусима на острове МиядзимаКаждый синтоистский храм обязательно имеет тории (П-образные ворота - тории с двойной верхней перекладиной) и даже целые коллонады из ворот. Храмовый ансамбль в Хорюдзи (607) в г. Нара в период становления феодализма был столицей Японии, - древнейшая деревянная постройка мира - послужил образцом для всех последующих подобных сооружений. Массивный, но скромный по размерам Золотой храм поддерживается колоннами. Горизонтальные массы Золотого храма и других построек уравновешиваются вертикалью пятиярусной пагоды. Крытая галерея окружает весь ансамбль. Каменная платформа, на которой возведен ансамбль, изогнутые края черепичных крыш, система подкровельных кронштейнов, окраска колонн красным лаком явились новшеством в японском зодчестве. Хэйанский период по имени новой столицы Хэйан (современный Киото)(VIII - XII вв.) Слайды 8-16 Золотой павильон (Кинкакудзи) (конец XIV в.)- трехъярусный дворец-храм с гармоническим распределением разных уровней. Первый этаж представляет собой приемный зал. Второй этаж - зал музыки и поэзии. Третий этаж был предназначен для религиозных церемоний. На крыше со слегка поднятыми краями установлена фигурка фантастической птицы Феникс. Серебряный павильон (Гинкакудзи) (XV в.) Этот скромный двухэтажный деревянный дом входит в ансамбль монастыря Дзиседзи в Киото. Храм Киёмидзу и ворота храма Храм Ясака Хэйан Искусство создания садов камней Как и пейзаж живописца, сад выражает единство и противостояние двух первооснов мира: отрицательного - инь и положительного - ян. Инь-ян сада - это вода и гора. Вода символически передается песком или галькой, а гора - камнями различной величины, искусно подобранными по размеру, форме, цвету, фактуре. Все вместе должно соответствовать общему стилю сада. Искусство расстановки камней является самым главным: от него зависит смысл и образ сада, выполненного в стиле «сухой пейзаж» (карэ сансуй).В Японии есть не только сады камней, но и знаменитые средневековые храмовые сады с кустарниками, деревьями и цветами. Садовое искусство в Японии представляет собой уникальное явление, тщательно разработанную философско-эстетическую систему осмысления Природы как универсальной модели мироздания. Сад камней при храме РёандзиНа небольшой прямоугольной площадке, засыпанной белым гравием, искусно расположена сложная композиция из пятнадцати камней. Камни, тщательно подобранные по размерам и форме, объединены в несколько групп (пять, два, три, два, три). Каждая группа окружена бурозеленым мхом. Вся композиция задумана так, что пятнадцатый камень всегда ускользает из поля зрения, прячась за другими. Сад-символ рождает впечатление тайны. Он наглядно демонстрирует, что мир непознаваем, так как истина ускользает от человека. Хотя в саду нет ничего увядающего или растущего, он всегда разный в зависимости от времени года и суток. Сегунский замок Нидзё Старый императорский дворец Госе Загородный дворец Кацура Рикю Храмовый ансамбль Каннон в ТокиоНа арке его ворот подвешен Каминаримон — огромный красный бумажный фонарь. Подобные фонари только меньшего размера издавна украшали дома и улицы городов. До сих пор они воспринимаются как непременный атрибут Японии. Храм Тосёгу в Никко Древний город Никко («Город солнечного сияния») находится к северо-востоку от Токио. Никко - одно из священных мест Японии и известный национальный природный паркВ огромный комплекс храма Тосёгу входит 28 зданий. Главные ворота храма носят название Емэймон (Ворота солнечного света, иногда их называют иначе - Ворота целого дня). В центре ансамбля возвышается отливающее золотом главное святилище, стены которого покрывает деревянная скульптура, в частности изображения традиционных для Востока трех обезьянок: одна закрывает лапами глаза, другая - рот, третья - уши: «Ничего не вижу, ничего не скажу, ничего не слышу...».Скульптура трех обезьянок Священный мост пламенно-красного цвета - сооружение из камня и дерева, созданное три столетия назад, примыкает к комплексу храма Тосёгу. По оригинальности силуэта и органичности сочетания с окружающим ландшафтом ему нет равных во всей Японии. ЯПОНСКИЙ ЗАМОКВ Средние века принципиально новым типом японской архитектуры стал замок. Прежде всего он играл оборонительную роль. Вокруг него возводились укрепленные стены и рвы с водой. Внутри замок представлял собой сложную систему защитных сооружений. Главным из них всегда была башня – тэнсю. Собственно жилище помещалось не в укрепленных башнях, а в расположенном на территории замка деревянном здании В XVI в. из скромного жилища самураев оно превратилось в пышный парадный дворец внушительных размеров. Декоративное убранство постепенно нарастало от первого зала к главному месту официальных приемов, где обязательно выполнялись настенные росписи по золотому фону. В этом огромном зале уровень пола был выше, чем в других - признак избранности этого места, предназначенного для сегуна и его наследника. Икэбана - традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. Бонсай - искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре. Рост растений регулируется за счет плоской корневой системы. Скульптура Буддийские статуи VI -VII вв. и полные живой непосредственности статуэтки из дерева, камня, бронзы, глины, лака разных размеров создавались для украшения храмов. Бронзовая скульптурная группа Будда на троне из лотоса Хорюдзо-кондо (скульптор Тори) Рельеф «Нирвана Будды» пагоды храма Хорюдзи Портреты дзэнских монахов и крупных политических деятелей (XII - XIII вв. ) скульпторов школы Ункэя.Бронзовая статуя Будды в Камакуре Миниатюрные скульптуры нэцкэ (XVIII в. – первая половина XIX в.) Из из дерева, слоновой кости, керамики, металла. Нэцкэ возникли в связи с тем, что национальный японский костюм — кимоно не имеет карманов, и все необходимые мелкие предметы прикрепляют к поясу с помощью шнурка. С одного его конца подвешиваются вещички, а с другого - брелок-противовес нэцкэ с отверстием для шнурка. Небольшие фигурки наделены живыми характерами. Излюбленные персонажи нэцкэ - бродячие актеры и фокусники, уличные торговцы, ремесленники, птицеловы, женщины за домашними занятиями, странствующие монахи, мудрецы, воины, боги, традиционные героев легенд. Фигурки «семи богов счастья» (среди которых аиболее популярны Дайкоку и Хотэй) Дайкоку — божество богатства изображают с молотком, крысой и мешком волшебного риса. Хотэй (или «Холщовый мешок») отвечает за приятное общение, веселье и благополучие, помогает воплощать в жизнь заветные желания. Живопись и графика изображают рай, летящих богинь, растения и др. Эти росписи обычно сравнивают с индийской живописью в пещерах Аджанты и указывают на их близость к китайскому искусству эпохи Тан (618 -907).Буддийские алтарные настенные росписи храма монастыря Хорюдзи (VII -VIII вв.) С начала IX в. были широко распространены мандала - картины, отражающие сложную структуру буддийского мироздания. Фудзивара Таканобу (конец XII в.) Портрет сегуна Минамотоно-ЁритомоВ живописи и графике часто изображали самураев - представителей военно-феодального сословия в особой одежде с доспехами и оружием. Японская живопись тушью(середина XIII в.) СУМИ Э (картина тушью) и СУЙБОКУГА (картина водой и тушью), или чаще просто бокуга (картина тушью). Удивительная способность японцев к переработке заимствованных традиций (у Китая) привела к тому, что их монохромная живопись обрела собственные национальные черты. Мастера использовали большое разнообразие приемов и выразительных средств. Они создавали произведения в разных жанрах - от небольших пейзажей на свитках до свитков-повестей и масштабных декоративных стенных росписей.В произведениях японской живописи часто встречаются изображения цветущей вишни (сакуры), цветов хризантемы, полной луны, красных кленовых листьев, согнувшегося под тяжестью снега бамбука. Все они имеют символическое значение. Один из главных символов Японии - цветущая сакура с нежно-розовыми, просвечивающими на солнце лепестками. Чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда цветет вишня, ибо лепестки САКУРЫ - это поэтическое воплощение японского национального характера.Особый смысл приобрел в Японии образ склонившегося под тяжестью снега БАМБУКА. Его изображают на живописных свитках, фарфоре, керамике. Он символизирует выносливого и гибкого японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям. Огата Корин (1658 - 1716) Он создал шедевры в живописи, керамике, росписи лаковых изделий, тканей, ширм, вееров. Мастер умело сочетал различные материалы (лак, перламутр, металл), тяготел к необычайной цветовой гамме, игре фактур. В творчестве Корина органически соединялись аристократические и самурайские вкусы, черты городской культуры и старые традиции декоративного искусства.Цветение сливы красным и белым. Роспись на ширме Волны в заливе МацусимаБамбук и сливовое дерево, деталь Стиль УКИЁ-Э - «картины повседневного мира» (конец XVII в.) Эта живопись породила целую индустрию гравюры на дереве. Первоначально техника гравюры была монохромной и их печатали с одной доски. Затем появилась гравюра в цвете, поэтому мастер изготовлял несколько досок для одного листа. В процессе изготовления гравюры принимали участие три человека: художник, который рисовал изображение на тонкой бумаге; резчик, переносивший рисунок на доску; печатник, который накатывал краску на доску и снимал с нее оттиск на бумагу. Направление укиё-э в XVIII в. получает самое широкое распространение. Изображение повседневной жизни опоэтизировано и приподнято над будничностью и обыденностью, хотя герои картин - обычные люди (горожане, ремесленники, торговцы, гейши, актеры). Гравюры украшали дома горожан, ими оклеивали перегородки, веера, ширмы. Они использовались в качестве иллюстраций к популярным романам. В технике гравюры выполнялись театральные афиши, календари, реклама. Хисикава Моринобу (XVII в.)основатель японской ксилографии. Сюжетам его гравюр, отражающим народную жизнь, свойственна живая непосредственность, несмотря на то что художник был скован традицией. Тёсюсай Сяраку (работал в 1794- 1795) - мастеров театральной афиши.В прошлом игра­ший в театре, Сяраку мастерски изображал актеров в ролях злодеев, хитрецов, плутов и негодяев. Работам Сяраку присущи выразительная линия рисунка, строгая цветовая гамма. Позы актеров, жесты рук - все до предела обобщено, но точно передает характер героя пьесы. Китагава Утамаро (1753- 1806) - выдающийся художник, во многом определивший черты японской классической гравюры. Утамаро называли певцом женской красоты. Он создал поэтические образы японских красавиц в узорчатых кимоно, со сложными прическами, удлиненным овалом лица, крохотным ртом и узкими глазами. Выразительные линии контура подчеркивают ритм плавных движений. Обычно портрет красавицы дополнен какой-нибудь небольшой деталью: веером, зеркальцем, письмом, которое женщина держит в руках с неизменным изяществом. Излюбленные цвета художника — серебристо-серые, жемчужно-розовые, сиреневые и бархатисто-черные. Каиусика Хокусай (1760 - 1849) был поэтом, философом, живописцем и графиком. Его наследие составляют сотни свитков, более тридцати тысяч рисунков, гравюр, около трех сотен иллюстрированных книг и альбомов. В творчестве Хокусая нашел свое отражение расцвет пейзажного жанра в японской классической ксилографии.На протяжении жизни он сменил несколько художественных стилей, переходя из одной школы в другую. Особой выразительности обобщенных образов Хокусай достиг в многотомном труде «Манга» («Книга набросков»). Отрешившись от суетности, художник взглянул на мир глазами внимательного наблюдателя и философа. Точные, метко схваченные зарисовки свидетельствуют о том, что Хокусаю все было интересно: мифологические сюжеты, архитектура, люди, одежда, травы, цветы, деревья, животные. Сериия«Тридцать шесть видов Фудзи» (1829 - 1833)и серия «Сто видов горы Фудзи» (1834- 1835) ксилография «Волна» Ксилография «Красная Фудзи» Серия гравюр «Мосты» и «Водопады» Андо Хиросигэ (1797 – 1858)- последний представитель классического периода японской ксилографии.Хиросигэ прежде всего интересуют время суток, различные состояния природы: он любуется светом, воздухом, туманом и ливнями. Главное средство выразительности у Хиросигэ - колорит. Он использует контрастные, иногда условные цвета, подчеркивая белизну снега, синь реки, темноту ночи. Излюбленный прием художника - акцент на переднем плане. Он знал законы перспективы и показывал пространство с помощью перехода тонов. Серия гравюр «Пятьдесят три станции Токайдо» (1833-1834) Серия «100 видов Эдо» (старое название города Токио) Гравюры Хиросигэ в жанре «цветы-птицы» (1832- 1834 гг.) художник запечатлел традиционные для японской классической живописи сочетания цветов и птиц, сопроводив их поэтическими строфами. Серия выполнена на вертикальных листах, напоминающих узкие полосы бумаги, на которых средневековые поэты писали свои стихи. Презентация составлена по учебнику История изобразительного искусства. В 2-х т.  Сокольникова Н.М.Презентацию выполнил преподаватель ДШИ Голикова Д.Н. п.Солнечный, ХМАОСсылки на сайты :http://amazingjapan.info/kultura-yaponii/ http://newpix.ru/ikebana-yaponskoe-iskusstvo Фото https://www.flickr.com