Сценарий занятия по теме «Дециметр-единица измерения длины»


Работу выполнил: студент НГПУ, ИД (ОЗО), 33 группы –Шпакович Анастасия
Возраст учащихся: 1 класс, 1-ый год обучения, 6-7 лет
Тема урока: «Дециметр-единица измерения длины»
Школа (семейная): инклюзивное обучение детей с нарушением речи и с нормой речевого развития
Наполняемость класса: 6 человек
Характеристика речевого развития учащихся и индивидуальных особенностей:
Владик П.
Анамнез – функциональная сенсорная дислалия. (дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата).
Особенности – замена звука [р] звуком [л] (логопедом ведется работа над автоматизацией правильного звука); данные нарушения никак не влияют на овладение общеобразовательной программой.
Подход–при обучении следует уточнять правильное произнесение звука [р] путем использования данного звука в речевой деятельности ребенка как можно чаще.
Егор Я.
Анамнез – норма развития.
Особенности – ребенок замкнутый, повышенный уровень тревожности, отказ от выполнения любых соревновательных упражнений и заданий в игровой форме.
Подход – целенаправленное создание «ситуаций успеха» – предоставление ребенку индивидуальных задания, которые ему по силам, акцент на успешности результата.
Иван Ш.
Анамнез – функциональная сенсорная дислалия. Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.
Особенности – . Наблюдается боковой сигмантизм: вместо звука [с] слышится шум, «щечное произношение звуков ш, ж), нарушение процесса письма (признаки оптической дисграфии: зеркальное написание цифр, и букв. Замена букв сходных по оптическим признакам (д, б, и, ш, щ, ц), пропуск букв и т.д)
Работа над данными речевым нарушением находится на этапе автоматизации звуков. Ведется дополнительная работа по коррекции дисграфии.
Подход – при обучении следует уточнять правильное произнесение свистящих и шипящих звуков [с, ш, ж] путем использования данного звука в речевой деятельности ребенка как можно чаще. При написании слов и цифр делать акцент на их зрительный образ.
Вероника Л.
Анамнез – норма развития.
Особенности – «неумение проигрывать»
Подход – отсутствие конкурсных заданий, при быстром овладении материалом можно предложить выполнить дополнительное задание.
Станислава В.
Анамнез –норма развития
Особенности –замедленный темп работы
Подход – давать меньший объём заданий или отводить больший промежуток времени на их выполнение.
Игорь Р.
Анамнез – открытая органическая ринолалия, ребенка после операции (нарушение тембра голоса и звукопроизношения, вследствие анатомо-физиологического дефекта артикуляционного аппарата).
Особенности – ребенок застенчив, скован и малоразговорчив; нарушение тембра голоса – назальный оттенок; нарушение не препятствует овладению общеобразовательной программы.
Подход – чаще привлекать ученика в ходе урока, создавать ситуацию коммуникации.
Артём К.
Анамнез – родовая травма.
Особенности – нарушения неврологического характера: дрожание кистей рук и век. Трудности при письме.
Подход – предлагать малое количество письменных заданий с использованием пальчиковой гимнастики и расслабляющих упражнений для кистей рук.
Цели урока:
Педагогические цели: научить применять на практике единицу измерения длины «дециметр», сравнивать её с ранее известной-сантиметром.
Учебная цель учащегося: ответить на вопрос «зачем мне нужен дециметр? ».
Коррекционная цель: правильное звукопроизношение учащихся, накопление словаря математической лексикой.
Планируемые результаты и способы их диагностики:
Предметные результаты: учащиеся знают математический термин «дециметр», его обозначение на письме, соотносят дециметр с сантиметром, чертят отрезки, используя новую единицу длины.
Способ диагностики: каждому учащемуся предлагается измерить предмет в классном кабинете и записать результаты измерения с использованием единицы измерения длины-дециметра.
Планируемый результат достигнут полностью, если каждый ученик:
а) понимает, что «дециметр» более крупная единица длины, чем сантиметр. В 1 дм содержится 10 см.
б) может начертить отрезок, равный 10 см и подписать его 1 дм.
в) измеряя предметы, ведет счет не сантиметрами, а дециметрами.
Метапредметные результаты: учащиеся используют начальные математические знания счета для измерения окружающих предметов.
Способ диагностики: учащиеся, отвечают на вопрос «Нужен ли тебе дециметр в жизни, если да, то где, приведи примеры».
Планируемый результат достигнут полностью, если, каждый учащийся приводит такие примеры. Уровень (степень) достижения планируемых результатов определяется по разнообразию приведенных учащимся примеров
Личностные результаты: у учащихся сформирован учебно-познавательный интерес к измерениям.
Способ диагностики: спросить у учащихся
а) интересно ли проводить измерения, если интересно, то что?
б) хочешь ли рассказать о своем открытие, сделанном на уроке? Что именно?
в) что бы ты хотел еще узнать? Чему научиться?
Планируемые результаты достигнуты, если каждый учащийся ответит на эти вопросы, если и после урока дети будут измерять предметы и обозначать длину в дециметрах, если родители затем поделятся, что их ребенок рассказывал о новой единице длины-дециметр, если дети после урока делились с учителем своими соображениями по поводу измерений, подходили и рассказывали о том, когда и что они измеряли тот или иной предмет.
Коррекционные результаты:
Владик П. – правильно произносит звуки [р], [р`],.Егор Я. – принимает участие в выполнении всех заданий; поддерживает коммуникацию со сверстниками, пополнил словарный запас словами: дециметр, измеряю, единица длины.
Вероника Л.– поддерживает коммуникацию со сверстниками, принимает участие в выполнении всех заданий.
Станислава В. –пополнил словарный запас словами: дециметр, измеряю, единица длины.
Иван Ш.– правильно произносит свистящие звуки и шипящие: ([с], [с`], [ш], [ж]).
Способы диагностики: при привлечении каждого из названных учащихся во время урока к речевой деятельности учитель помогал каждому преодолеть или компенсировать нарушенную функцию речи (это обеспечивало получению опыта правильного произнесения, расширению лексики), каждый учащийся на уроке осуществлял речевую и коммуникативную деятельность и получил помощь от учителя адекватную нарушению речи.
Языковой материал урока:
Основная лексика: сантиметр, дециметр, отрезок, линейка, измерить.
Используемые на уроке грамматические формы и правила: чтобы измерить длину отрезка (или предмета), нужно, чтобы начало линейки с делением ноль совпало с началом отрезка или краем измеряемого предмета, в одном дециметре содержится 10 сантиметров, дециметр больше сантиметра.

Коррекционная работа:
Данная работа ведется в трех основных направлениях – отработка звукопроизношения учеников (свистящих и шипящих звуков: [с], [с`], [ш], [ж], сонорных звуков [р], обогащение словарного запаса детей математической лексикой и развитие коммуникативных умений учащихся.
Коррекционная работа на уточнение звукопроизношения: формирование правильного звукопроизношения на фоне правильной артикуляции звука в процессе повторного проговаривания.
Коррекционная работа на обогащение словарного запаса: уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов по теме «Единицы измерения длины», дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи по данной теме урока (измерять, длиннее, короче и так далее).
Коррекционная работа на развитие коммуникативных умений: работа по взаимодействию учеников между собой и с учителем.
Ранее приобретённые знания и умения: Дети владеют навыком счета в пределах ста. Умеют считать десятками в пределах сотни. Знакомы с единицей измерения длины- «сантиметр», чертят отрезки указанной длины.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Ученики отвечают на приветствие учителем вставанием.
Учитель: Присаживайтесь.
Учитель: Ребята, к нам утром заходил плотник и попросил узнать, длину столешниц ваших столов, для того, чтобы сделать парту новому ученику. Давайте ему поможем.
Игорь: давайте, только как мы ее узнаем?
Вероника: её нужно измерить
Артем: у меня есть линейка, я ей буду мерить.
Учитель: А какой единицей измерения ты будешь пользоваться?
Артём: сантиметром, конечно.
Учитель: Ваня, давай произнесем слово сантиметр. Помни, что при произнесении звука [с] кончик языка упирается в нижние передние зубы.
(Ваня произносит)
Учитель: давайте попробуем измерить длину столешницы.
Егор: Артём, ты не правильно измеряешь, надо от начала мерить.
Учитель: правильно говорит Егор, необходимы приложить и проверить, чтобы начало линейки с обозначением 0 совпало с краем стола). Проверьте, как у вас лежит линейка.
Стася: что-то у меня много получилось. Я даже не знаю сколько. (отходит в сторону)
Егор: (показывая) у меня получилось здесь 45 см.
Вероника: у меня тоже 45 см!!!
Учитель: Ребята, посмотрите, что пытается сделать Вероника. (она измеряет расстояние ладошками, перекладывая их попеременно)
Вероника: я все быстро сделала, у меня получилось 9 ладошек.
Учитель: Вероника, а почему ты измеряла длину стола ладошками?
Вероника: так это проще, сантиметром очень долго мерить, а я все сделала быстро.
Учитель: Ты абсолютно права! Многие предметы тяжело измерять в сантиметрах. Поэтому люди придумали новую, более крупную единицу измерения. А как же ее назвали, может быть кто-то уже знает?
Игорь: может ладонь и измерять, тогда будем ладонями?
Учитель: Спасибо, Игорь, за вопрос. Сравните ваши ладони.
Егор: что их сравнивать, и так видно, они разные. Ими измерять нельзя! Неправильно получиться!
Учитель: Егор полностью прав. Должна быть общая крупная единица измерения. Чтобы узнать ее название,
Давайте обратимся за помощью к единицам счета. Какая укрупненная единица счета вам известна?
Иван: Десяток.
Учитель: Почему она так называется? (1 десяток содержит 10 единиц) А как вы думаете, сколько же сантиметров может войти в новую единицу измерения длины?
Егор: Наверное, 10.
Учитель: у меня в руках полоска, узнайте ее длину.
(дети в кругу, учитель дает полоску. Дети ее измеряют)
Артём: в ней 10 см.
Учитель: Это и есть 1 дециметр. Сантиметр вы уже знаете как обозначается: см, а вот дц обозначается буквами дц.(буква д состоит из овала и петли внизу). Запишите новое слово: дециметр в тетради отступив 3 клетки вниз посередине строки.
(дети записали) Учитель проверил написание букв у Вани)
Давайте вместе проговорим: дециметр.( Следим за тем, что при произношении звука [р] язык вверх за нижние зубки.)
Запись на доске: 10 см=1 дм или 1 дм=10см
Учитель: покажите на линейке, где будет 1 дм?
(дети показывают)
Учитель: Стася, почему ты показываешь 10 см?
Стася: потому что в 1 дм- 10 см!
Учитель: Молодец! А теперь покажите 1 дм 5 см.
(дети показывают)
Учитель: все молодцы! У всех получилось! А теперь 2 дм.
(дети показывают)
Учитель: Здорово. Все справились с заданием.
Вероника: а что можно измерить в дециметрах?
Учитель:
Шарфик, шапка и пальто,
Карандаш, пенал, стекло.
Жук, жилет и шубка,
Розовая юбка.
Как длину всего узнать,
Дециметр применять.
Ребята, давайте вместе проговорим стихотворение. Обратите внимание, когда произносим звук [ж] и [р] (объяснение по профилю)
lefttop
Учитель : Ребята, на партах у вас лежат ленты (красного и синего цветов). Интересно, какой они длины?
Артем: давайте измерять.
Ваня: красная лента равна 1 дециметру.
Вероника: да, у меня тоже красная лента 1 дециметр
Стася: помогите, пожалуйста, мне.
Владик: я помогу.
Владик и Стася: у нас получилось!
Учитель: а давайте запишем результаты измерения в тетради, а то забудем.
Стася: А мы, что будем ленту рисовать?
Ваня: а можно же отрезок вместо ленты нарисовать, правда, А.С?
Учитель: да, можно начертить отрезок, равный длине ленты и подписать его.
Стася: а я хочу, нарисовать ленту, но ее же тоже можно подписать.
Учитель: да, можно нарисовать ленту или отрезок.
Игорь: подписываем 1 дециметр или 10 сантиметров?
Егор: там можно и так и так, ведь в 1 дециметре- 10 сантиметров.
Вероника: а можно я к доске, покажу, как записать?
Чертим 1 дм отрезок и подписываем 1дм= 10 см.
Ваня: а я уже и синюю измерил, и записал, будет 1 дм и 2 см.
Учитель: помоги, пожалуйста, Стасе.
(Ваня помогает)
Есть те ребята, которые не справились с заданием? (нет)
Учитель: ребята, а давайте посмотрим вокруг, что мы можем измерить в дециметрах?
Ваня: можем измерить доску (доска маленькая)
Стася: можем полочку
Артем: а я могу свой портфель.
Игорь: карандаш
Учитель: а что может измерить Владик? Посмотри внимательно вокруг.
Владик: наверное, можно картину.
Учитель: Хорошо, давай попробуем. Давайте измерим названные вами предметы и запишем результаты измерения в тетрадь.
Ваня: Здорово! Давайте!
Вероника: а вы засеките время. Интересно сколько я предметов успею измерить и записать.
Учитель: интересное предложение внесла Вероника. Давайте я засеку 5 мин.
Артем: и мы все будем участвовать! Измерять!
Учитель: а как будем записывать результаты измерения, Владик?
Владик: можно нарисовать предмет и подписать в дц.
Егор: ты что? Это долго! Запишем словами! Или одной буквой: шкаф-ш.
Артём: А.С. давайте сделаем так, как предложил Егор? (У Артёма повышенная утомляемость руки)
Учитель: все согласны?
Дети: да.
Вероника: а я буду писать полностью слова.
Учитель: Хорошо. Поступим как вы решили: засекаем время и измеряем предметы, записывая результаты измерения в тетрадь, обозначая названия предметов одной буквой или целыми словами.
Время пошло.
Стася: у меня получилось 1 дц и еще осталось. Мне так и оставлять их в сантиметрах?
Учитель: да, у тебя получилось что длина полки равна 1 дм и сколько сантиметров осталось?
Стася: 6 см.
Учитель: значит, длина полки равна 1 дм и 6 см.
Артём: у меня получилось 4 дм и 3 см. Пишу п- 4 дм 3 см. Правильно?
Учитель: все верно!
(дети измеряют, учитель помогает, чтобы)
Учитель: время истекло, заканчиваем работу. Кто успел измерить больше пяти предметов?
Вероника: у меня 5 предметов!
Егор: у меня 6 предметов.
Ваня: у меня 4 предмета я скажу:
Портфель – 4 дм;
Карандаш- 1 дм 5 см
вон та колонна- 6 дм 1 см
Егор: а у меня та колонна получилась ровно 6 дм!
Учитель: давайте проверим результаты измерения. Игорь ,поможет нам разрешить спор?
Игорь: Да (идет измерять, а все смотрят). Получилось 6 дм.
Учитель: какой предмет еще успел измерить Ваня: книга- 2 дм 1см.
Вероника: а у меня 5 предметов:
Стул – 4 дм 2 см (уточнение артикуляции звука)
Пенал-1 дм 8 см
Полка- 6 дм и др.
Учитель: а у Стаси?
Стася: у меня 3 предмета:
Полка и т.д.
Егор: А у Владика сколько?
Владик: у меня 4 предмета получилось ( называет)
Учитель: кого мы ещё не спросили?
Игорь: у меня 3 предмета (называет, ребята проверяют)
Артём: у меня 4 предмета
Учитель: Молодцы, ребята! Все смогли измерить предметы и записать результаты измерения в дециметрах!
Теперь вы точно сможете ответить на вопрос : зачем нужен дециметр?
Егор: чтобы было проще измерять, не сантиметром, а сразу по 10-дециметром.
Игорь: да, Егор правильно сказал.
Учитель: на этом наше занятие заканчивается, но мы не прощаемся с новой единицей длины- дециметром. Ведь находясь дома или в школе на перемене вы можете что-нибудь измерять при помощи дециметра.
Стася: точно, я дома измерю все свои бусы.
Ваня: а я лего буду мерить.
Егор: а пойдемте измерять детали лего…