Урок литературы в 5 классе на «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»»

Тема: «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Тип урока – комбинированный.
Форма урока – «линия самореализации».
Образовательная цель: создать предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения.
Задачи:
развивать умение выделять главное и существенное методом «вслед за автором»;
закрепить умение выстраивать цепь событий методом «пристального взгляда»;
продолжить знакомство с жанром «повесть-сказка» методом сопоставления.
Развивающая цель: создать условия для развития памяти и устной речи учащихся а также обогащения их словарного запаса.
Задачи:
продолжить работу над развитием умений высказывать свою точку зрения и уметь обосновывать её;
развивать умения связывать имеющиеся знания со знаниями предметов из других областей;
развивать у учащихся умение антиципации.
Воспитательная цель: способствовать воспитанию доброты, чуткости, ответственности за свои поступки через восприятие художественного произведения.
Задачи:
способствовать формированию «ценностей, которым нет цены» через погружение в текст художественного произведения;
установить психологический и эмоциональный контакт с детьми путём создания комфортного микроклимата во избежание излишней тревожности учащихся.
Оборудование: Презентация к произведению К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб», раздаточный дидактический материал, буклет «Спешите делать добрые дела», мультимедиа проектор, компьютер.
Ход урока.

Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения М. Багдановой:
Есть ценности, которым нет цены: Клочок бумаги с пушкинским рисунком, Учебник первый в первой школьной сумке И письма не вернувшихся с войны.
Есть ценности – самих себя ценней. Вот хлеб. Бросать его негоже.
Что хлеба может быть дороже? Что по сравненью с ним – дары царей?


Каждый день перед нами на столе лежит хлеб. Мы привыкли к нему. Хлеб нам необходим, как воздух.




Каким бывает хлеб? Подберите к главному слову зависимые - составьте словосочетания с типом связи согласованием.
(Белый хлеб, вкусный хлеб, мягкий хлеб, горячий хлеб, тёплый хлеб).



Какое из словосочетаний является названием произведения К. Г. Паустовского, которое вы прочитали дома?
Определите жанр этого произведения.




Вспомните, что всегда противопоставляется в любой сказке?
Подумайте, могут ли эти два понятия стать темой нашего сегодняшнего урока?



Основываясь на содержании сказки К. Г. Паустовского, я предлагаю вам ответить на основополагающий вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?»



С чего начинается зло в сказке «Тёплый хлеб»?
Кто такой Филька? На что в характере мальчика обращает внимание писатель?
Перескажите эпизод, как Филька обидел коня.
Какой ещё проступок совершил Филька?
Он бросил хлеб на землю. Удар хлеба о землю есть оскорбление того, что выращено этой землёй.
Нынешнее поколение людей, покупая хлеб в магазине, выбирает его по вкусу, калорийности, цвету. Эта еда доступна ныне всякому. Мы не знаем, что такое голод; это понятие для живущих сегодня - понятие историческое. Но те, кто пережил войну и блокаду, знают, что пища имеет ещё одно измерение - измерение жизнью и смертью.


За 900 дней в блокадном Ленинграде голод перенесли 2 миллиона жителей, из них в живых осталось 970 тысяч.
Состав блокадного хлеба: лузга семечек, ржаные отруби, гидроцеллюлоза, мучная пыль, кора сосны. Хлеб получали по карточкам: рабочие по 250 граммов, служащие, дети и иждивенцы - по 125 граммов.


Найдите ключевые слова и выражения, помогающие понять, как реагирует природа на зло, совершённое Филькой.
Вслушайтесь в эти слова и словосочетания: что вы слышите?
Как называется такой приём в литературе? (Звукопись: повторяются звуки З и С, имитирующие свист ветра, бури).



Какие изобразительные средства помимо звукописи использует К. Г. Паустовский, чтобы показать, что малое зло порождает зло большое?
Что вы чувствуете, читая описание этого ледяного безмолвия?



«Ревела, обезумев, метель А к ночи небо зазеленело как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах и они трещали и лопались».



Пользуясь лингвистической теорией содержательности звуков Александра Павловича Журавлёва, нужно было представить фрагмент сказки в цвете.
Примерный ответ учащейся: «Просчитав гласные, я сверила их количество по цветовой шкале Журавлёва. У меня получилось
«Белых» гласных – 37
«Зелёных» -30
«Синих» - 25
«Красных» – 14
«Сиреневых» -8
«Чёрных» - 7
То есть цвет полностью соответствует содержанию. Холод, который мы ощущаем, читая фрагмент сказки, виден в рисунке. Красный цвет, цвет надежды на искупление вины, присутствует, но червоточина, то есть зло, пронизывает его насквозь».


На основе ключевых слов прозаического фрагмента нужно было составить стихотворный текст, в котором показать реакцию природы на зло, совершённое Филькой, и выразить своё отношение к поступку мальчика.
Хамидова Виканаписала следующие строки:
Зазеленело небо, словно лёд.
Вздул ветер снег. И зверь, и пешеход
Стоят. Весь мир вконец замёрз.
Вступил в свои права седой мороз.
Эх, Филька, так недолго до беды
Об этом, видно, не подумал ты?
Поступок твой достоин осужденья.
Проси скорее у коня прощенье!

Что заставило Фильку осознать свой поступок?
Вспомните, какую историю рассказала Фильке бабка и как она объясняла, к чему приводит злоба людская.


Посмотрите на рисунок. Можем ли мы утверждать, что Филькино сердце охладело?
У кого из сказочных героев сердце заледенело?



Как начинается путь Фильки к добру? Расскажите, как Филька решил искупить свою вину?




Как природа реагирует на изменения, произошедшие в Филькином сердце?
Ключевые слова с каким общим значением помогают нам это понять?
(Ключевые слова со значением «тёплый»).
Соберите все «тёплые» слова сказки.


«ветки ив уже оттаяли и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло веснойВетер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

И снова, пользуясь лингвистической теорией содержательности звуков Александра Павловича Журавлёва, нужно было представить фрагмент сказки в цвете.
Предполагаемый ответ учащейся: «Я проделала аналогичную работу и со вторым отрывком и была удивлена: краски изменились. Место холодных цветов заняли тёплые тона:
«Красных» - 31
«Жёлтых» -26
«Зелёных» -20
«Синих» -15
«Сиреневых» -10
«Чёрных» -1
Чернота всё-таки присутствует: Филька ещё не попросил прощение у раненого коня. Мы снова наблюдаем совпадение смысла и цвета».

«Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»,- писал К. Г. Паустовский. Что имел в виду писатель, говоря о сухой душе?
Можно считать, что у Фильки «сухая душа»?
Какова композиция сказки и какое изобразительное средство лежит в её основе?
Вы правильно определили жанр произведения – сказка. Только ли сказочные события положены в основу произведения?
1 группа перечислит сказочное в произведении К. Г. Паустовского, а 2 группа – реальное.
С какой целью К. Г. Паустовский смешивает реальные и сказочные события?
В чём смысл названия сказки «Тёплый хлеб»?


«Хлеб – всему голова»,- говорят в народе.
Какие пословицы о хлебе вы знаете?




Обратимся к основному вопросу, который задал нам писатель: что такое хорошо и что такое плохо? Как бы вы на него ответили?
Вы правы, ребята. Любимый герой сказок и рассказов К. Г. Паустовского – человек отзывчивый, чуткий. Совершить зло легко, осознать содеянное, раскаяться, искупить свою вину доступно не каждому. Писатель своей сказкой утверждает: сердце не должно охладевать. Спешите делать добрые дела, люди!


Закончить сегодняшний разговор я хочу стихотворением Л. Татьяничевой.
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию?
Дом?
Согреваешь планету
Добрым мирным теплом?
Иль под снежной порошею
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.


Домашнее задание.
*Для всех:
Заполнить таблицу (всем учащимся раздаются карточки с подготовленной таблицей).
*Выборочно:
Нарисовать обложку книги К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Представьте, что это народная сказка. Допишите её конец.


Рефлексия.











Урок литературы в 5 классе.


Учитель И. М. Денисюк 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15