Урок по теме Добро и зло в Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях А. С. Пушкина.
Тема. Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Цели: раскрыть нравственный смысл сказки;
учить сравнивать, обобщать ; развивать навыки анализа литературного произведения.
ХОД УРОКА.
I. Приветствие. Проверка готовности к уроку.II. Работа по теме.
1. Знакомство с цитатой дня:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живёт.
Шота Руставели
2. Беседа.
- Как вы понимаете слова Шота Руставели?
- Можно ли всё то, о чём вы говорите, отнести к содержанию «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Учитель:
Нам всем хорошо знакомо выражение «В сказке Добро всегда побеждает Зло».
- Что же такое добро и зло? (проверка д/з: выписывали из толкового словаря значение слов)
- Как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло – противоположные понятия?
Учитель:
Очень хочется, чтобы вы не только усвоили значение слов «добро» и «зло», но и попытались увидеть, как Пушкин показывает добро и зло в сказках.
- О чём же пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Какие же цели и задачи вы поставите перед собой?
Учитель:
Итак, сказка прочитана. Кто же из героев является носителем добра, а кто – зла?
(Проверка д/з: добро – царевна, Елисей, семь богатырей зло – царица)
- Как вы думаете, в сказке больше добрых или злых героев?
- А что вы скажете о Чернавке? (проверка д/з)
- И всё-таки. В образах каких героев наиболее ярко представлена характеристика добра и зла?
Учитель:
Итак, подведём итог (записываем в тетрадях): перечислите качества, которые присущи царевне, а какие царице.
Царевна: Царица:
мила горда приветлива ломлива красавица-душа своенравна
добрая ревнива
хозяйственная злая
скромная завистливая
трудолюбивая хитрая
честная
терпеливая
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
4. Творческое задание.
Первая группа: разрисовать царевну (на заранее заготовленном эскизе выполняют, выходя к доске).
Вторая группа: разрисовать царицу (на заранее заготовленном эскизе выполняют, выходя к доске).
Учитель:
Какой вы сделаете вывод?
Третья группа: найти в тексте сказки, какие эпизоды изображены на рисунках в учебнике (распределить по партам).
5. Беседа.
Учитель:
В самом начале урока вы сказали, что добро и зло – противоположные понятия. В нашей жизни так устроено, что всё время происходит борьба между добром и злом.
- Бывает ли так, что зло побеждает добро?
Учитель:
Но мы верим, надеемся, ждём, что когда будет наоборот: добро осилит зло.
- А в сказке Пушкина есть ли такие моменты, когда зло одерживает победу? Назовите их.
Учитель:
Обратимся к одному из эпизодов (от слов «Раз царевна молодая…» - стр. 49 – 51) и прочитаем его по ролям.
(Читаем).
- Какой же герой здесь появляется? На чьей стороне Соколко? Почему он себя так ведёт?
- Что же произошло дальше?
Учитель:
Получается зло победило добро? Не так ли? (Не совсем. Царевич Елисей отправляется на поиски невесты, ему помогают силы природы).В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
Вернёмся к нашей цитате дня. Постарайтесь сделать вывод: каков же итог сказки А. С. Пушкина? Прочитайте концовку сказки.
Учитель:
В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. А в жизни всё происходит, как в сказке? Нет, всё гораздо сложнее.
III. Рефлексия.
Учитель:
Как вы думаете, цели, которые мы поставили в начале урока, достигнуты?
А теперь дайте короткие ответы на вопросы:
1) Какой жизненный урок вы извлекли из сказки?
2) Какие чувства у вас возникли после изучения сказки?
3) Что вам понравилось на уроке?
4) Что вам не понравилось на уроке?
5) Что показалось сложным на уроке?
6) Что показалось лёгким на уроке?
IV. Итоги урока. Выставление оценок.
V. Домашнее задание: задание 4 на стр. 59 (выучить наизусть отрывок по выбору).